Современная культурная ситуация в России
Последнее десятилетие XX в. преобразовало Россию советскую в Россию «рыночную» и остро поставило вопрос о перспективах, ожидающих её в XXI в. В дискуссиях по этому вопросу среди множества разнообразных мнений выделяются две основные идеи.
1 Социальный прогресс России возможен только при условии отказа от конфронтации с Западом. Необходимо пойти по линии экономического, политического и культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, двигаться, как и они, к будущей постиндустриальной цивилизации.
2 Сближение с Западом опасно для России, так как это грозит ей потерей самостоятельности и превращением в источник сырья и дешевой рабочей силы для западных стран. Россия должна противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий её культурно-исторической специфике и исключительности её положения и роли в мире.
В своих экстремальных выражениях эти идеи альтернативны. Но при их корректной трактовке между ними обнаруживается нечто общее.
Сторонники первой идеи правы в главном — в том, что единственно возможный способ выхода России из её современных трудностей состоит во включении в мир Запада и принятии основополагающих принципов западной организации общества (рыночные отношения, демократия, либерализм, гражданские свободы, правовое государство и др.). Но при этом Россия не может не отстаивать своих интересов, а потому её сотрудничество с другими западными странами не исключает противоречий, которые, однако, могут и должны решаться на основе взаимовыгодных соглашений. А западная организация общества должна не просто копироваться — принципы её должны применяться к российской действительности с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны, в формах, соответствующих сложившимся в ней на нынешнем этапе условиям.
Приверженцы второй идеи, настаивая на исключительной «особости» России, подталкивают её к конфронтации с Западом, что грозит ей еще большими бедами, чем те, которые они предрекают вследствие сближения с ним. Кроме того, остается неясным, в чем конкретно должны заключаться отличия особого пути России от путей, которыми идут другие страны. Однако к защитникам этой идеи надо прислушиваться, чтобы не упускать из виду национальные интересы и культурно-исторические особенности России.
Таким образом, история ныне вновь (в третий раз — после князя Владимира и Петра I) поворачивает Россию «лицом к Западу». На гребне новой исторической волны она опять сталкивается с необходимостью усвоения опыта других культур, «переваривания» его и органического включения в орбиту собственного бытия. Современный крутой поворот в развитии русской культуры дается народу, возможно, не менее тяжко, чем это было при Владимире и Петре. Но он происходит в совсем иных исторических условиях и наталкивается на специфические для них проблемы и трудности.
При высоких достижениях в отдельных областях (военной, космической) общий уровень технологической культуры в нашей стране значительно ниже, чем на Западе, и не соответствует условиям перехода к постиндустриальной цивилизации. Нам предстоит в кратчайший срок преодолеть это отставание — иначе России не удастся стать процветающей страной, идущей вровень с передовыми западными странами в авангарде мировой цивилизации.
Одна из актуальных проблем современной культурной ситуации в России — несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что власти могут позволить себе не считаться с общественным мнением, а население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности, допускает использование «административного ресурса» и т. п.
В современном российском обществе, как это обычно бывает в переломные эпохи, наблюдается снижение нормативности культуры. Расшатываются моральные устои, подвергаются эрозии идеалы нравственности и входит в моду идея «вседозволенности», приобретают широкое распространение различные формы девиантного и асоциального поведения.
Бедность значительной части населения ведет к отстранению её от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства — лучшие спектакли, концерты, книги, выставки — становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией масскульта. Слишком дорогими для бедных делаются и элитные учебные заведения. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее — даже по сравнению с тем, что было при социализме.
Требует внимания в современных условиях проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура — культура русского народа — и национальные культуры других народов России. Как соотносятся понятия «русская культура» и «российская культура»? Можно ли их отождествлять и рассматривать культуры народов России как субкультуры в составе русской культуры (подобно тому, как американская культура включает в себя субкультуры разных этнических групп населения) или же надо, разводя эти понятия, считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами (а в чем тогда состоит общность культур, позволяющая говорить о существовании российской культуры как единого целого)? Решение этого вопроса очень важно для понимания перспектив развития культуры нашей страны.
Трудности, которые встают на пути к культурному подъему в России, связаны в первую очередь с объективным положением дел, сложившимся вследствие распада СССР и крушения социалистической системы. Однако приходится признать, что они отчасти обусловлены и недальновидной культурной политикой государства. Катастрофически упала государственная финансово-материальная поддержка учреждений культуры, образования, науки. Мизерность ассигнований на развитие этих сфер и недостаточная продуманность периодически сотрясающих их реформ ставит под угрозу сохранение и рост уровня культуры в стране. Не предпринимается достаточных усилий, чтобы сдержать «утечку мозгов», особенно из системы образования и науки, в коммерцию и другие более прибыльные занятия, а также за рубеж. Если в ближайшие годы положение не изменится, то это может привести не только к упадку культуры, но и к провалам в экономике, поскольку при низком уровне образования, науки, культуры труда и падении интеллектуального потенциала народа невозможно развитие высоких технологий и конкурентоспособного производства.
При скудости средств, расходуемых на сохранение и умножение культурного богатства России, нет, однако, недостатка в призывах к «возрождению русской культуры». Но что именно нужно возрождать? Далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности.
Традиционные установки русской культуры сложились в условиях доиндустриального общества. Переход страны к индустриальному развитию в некоторой степени поколебал, но не разрушил их. При социализме они даже окрепли: специфика индустриального общества, построенного на социалистических началах, состояла в том, что оно реставрировало определенные черты феодально-крепостнической организации социальных отношений, и советская идеология охотно поддерживала соответствующие этой организации культурные традиции.
Крушение социализма стало тяжким испытанием для культуры. Переход к рыночной экономике требует существенных изменений в самой системе культурных норм, ценностей и идеалов. Индустриальное общество, а тем более постиндустриальное, к которому России предстоит двигаться, стремится сбросить с себя груз устаревших, до-индустриальных традиций.
Идет ломка культурных стереотипов, которые сложились в досоветские и советские времена. По-видимому, нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако призывы к «возрождению» русской культуры в том виде, в каком она существовала в прошлом, утопичны. Переоценка ценностей уже идет. Результаты социологических исследований показывают, что в сознании людей сегодня сталкиваются противоречивые нормы и стереотипы поведения. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит и что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 4774;