Основные этапы развития и исторические особенности русской культуры
Географическое положение России, страны одновременно и европейской, западной, и азиатской, восточной, наложило особый отпечаток на её культуру. Однако отличие русской культуры от западноевропейской обусловлено не «восточным духом», которой будто бы «от природы» свойственен русскому народу. Специфика русской культуры есть результат её истории.
Русская культура формировалась иначе, чем западноевропейская, её развитие было связано с событиями другого исторического ряда: с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, византийского, православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространением его власти все дальше к Востоку.
Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Принятие христианства было великим историческим выбором, определившим судьбу русского государства. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и побуждала русский народ к объединению.
Особенно важно было воздействие христианства на народную нравственность. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта, выступала против грубости и жестокости, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие.
Монгольское нашествие прервало культурный подъем России. Следы его глубоко врезались в память русского народа. Нашествие было суровым историческим уроком, показавшим народу опасность внутренних раздоров и необходимость единой, сильной государственной власти. Этот урок возбудил и развил чувства патриотизма, недоверчивого отношения к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке». «Восточный» деспотизм царского самодержавия — в определенной мере наследие монгольского ига.
Политический подъем Руси, прерванный монгольским нашествием, возобновился с возвышением и развитием Московского княжества. Падение Византии в XV в. сделало его единственным независимым православным государством в мире. Возникло и легло в основу национально-государственной идеологии представление о том, что Москва — это «третий Рим» (после Рима и Константинополя) и ей суждено стать силой, объединяющей вокруг себя православный мир.
Эта имперская идеология сыграла большую роль в российской истории. Она вдохновляла завоевательные устремления русского царизма. Под её влиянием все силы тратились на овладение, охрану и освоение громадных территорий и на обеспечение экономического прогресса, а на культурное развитие народа их уже не оставалось.
Целостность обширной страны держалась на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры. Это определяло особое значение государственности в истории и слабое внимание власти к развитию культуры.
На почве имперской идеологии возникло мессианское сознание — представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. Мессианские представления в нравственно-гуманистическом ключе развивались в славянофильстве XIX в., явственные отзвуки мессианства были слышны и в советской пропаганде.
Православная церковь сыграла важную роль в образовании и росте российского государства, оказавшегося после крушения Византийской империи со всех сторон окруженным странами с иной верой. Но вместе с тем православие становится изолирующим фактором, обособляющим русский народ от других народов Европы и Азии. Его противостояние католицизму препятствует культурным контактам с Западной Европой и усвоению её достижений. Следствием этого стала растущая культурная отсталость России. К концу XVII в. низкий уровень народного просвещения, науки, техники, экономики, организации государственного управления привел страну в состояние застоя. Россия оказалась на развилке двух исторических путей — восточного и западного. Идя по первому, она, подобно Китаю или Индии, погрузилась бы в многовековую спячку на обочине мировой цивилизации, второй же вел её к выходу из культурной изоляции и движению совместно с Западной Европой по магистрали научно-технического и социального прогресса. Петр I сделал выбор и «повернул» Россию на второй путь.
Открытость, готовность к диалогу, способность впитывать в себя и развивать достижения других культур — это с петровских времен стало характерной чертой русской культуры.
«Прорубив окно в Европу», Петр I положил начало приобщению России к мировой культуре. Россия пришла в движение. «Искры», родившиеся от столкновения русской культуры с культурой Западной Европы, пробудили её богатые потенции. Мощным рывком она всего за одно столетие вышла на передовые позиции в мире.
Однако низам населения страны новая культура оставалась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и «разошлась по швам», которые до того соединяли её различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское. Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, «почвенное» бытие, отторгнул чуждые иноземные новшества и застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры. А русская национальная культура, освоив плоды европейской науки, искусства, философии, в течение XVIII-XIX вв. приняла форму господской, городской, светской, «просвещенной» культуры.
В XIX и начале XX в. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях — живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии. Но трагический разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой оставался незаживающей раной российского общества. Октябрьская революция 1917 года была подготовлена не только экономическим, но и культурным расколом между его «верхами» и «низами».
В ходе строительства социализма в СССР произошла культурная революция. Разрыв между культурной жизнью «низов» и «верхов» российского общества был в значительной мере преодолен. Единство русской культуры было восстановлено. В результате Россия за несколько десятилетий стала страной поголовной грамотности, «читающей» страной, удивляющей иностранцев тягой людей к знаниям и высоким престижем образования, науки, искусства в глазах всего общества.
Однако тоталитарный режим, установленный партийным руководством СССР, поставил всю культуру под жесткий партийно-государственный контроль, подчинил её своим идеологическим требованиям и сделал из неё свою служанку. Советская власть отгородила её от зарубежья «железным занавесом». Снова, как это было в эпоху Московской Руси, русская культура была изолирована от «тлетворного» влияния Запада. Неминуемым следствием изоляции культуры, как и в прошлом, стало возникновение и усиление в ней застойных тенденций. Оторвавшись от мировой культуры, советская культура все более и более отставала от уровня передовых стран — особенно в сфере технологии и науки. Духовные приоритеты подверглись коррозии, экономика также начала давать сбои. Высшие достижения культуры под грузом общего снижения социальных показателей теряли свою «подъемную силу» и лишь подчеркивали негармоничность и однобокость культурной жизни страны. Свойственные тоталитаризму пороки вели культуру в тупик. Чтобы выбраться из него, она должна была сбросить с себя политические и идеологические цепи тоталитаризма. Это произошло в 1990-е гг. вместе с крушением всей советской общественной системы.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 3150;