Стадия 1: непризнание 4 страница
"Высшая цель для таких твердолобых фанатов состоит в том, чтобы любимый игрок или команда не только нанесли поражение команде-сопернику, но также унизили и обезвредили самого ненавистного игрока или команду. В этом заключен главный смысл для болельщиков; в этом проявляется их диспозиционная модель на пороге X X I века" {Bryant & Raney, 2000, p. 162).
386 Часть III. Основные направления исследований
В одном из исследований было обнаружено, что у болельщиков, наблюдавших выигрыш любимой команды, поднимался уровень самооценки и личной уверенности. Когда же родная команда проигрывала, уровень самооценки и личной уверенности снижался. Ясно, что в данном случае работают диспозиционные факторы (Hirt, Zillmann, Erickson & Kennedy, 1992).
Другие исследования также подтверждают, что в основе объяснения удовольствия от наблюдения за спортивными соревнованиями лежит диспозиционная теория {Madrigal, 1995). См. обзор полученных данных у Bryant & Raney, 2000.
Научные работы показали, что на получение удовольствия от спортивных развлечений, переданных посредством масс-медиа, влияют несколько различных факторов. Причем, большему удовольствию способствует неизвестность или страх неудовлетворительного исхода (Gan, Tuggle, Mitrook, Coussement & Zillmann, 1997). Другим немаловажным фактором, повышающим удовольствие от просмотра спортивных игр, является их риск и экстремальность {Sargent, Zillmann & Weaver, 1998).
Немаловажную роль в процессе получения удовольствия от спортивных соревнований играют тендерные различия. Женщины предпочитают умеренную напряженность в спортивных соревнованиях, тогда как мужчины получают удовольствие от высоко напряженных ситуаций. Кроме того, женщины выше оценивают виды спорта, в которых присутствует элемент артистизма, например фигурное катание или гимнастику {Bryant & Raney, 2000).
Ученые задаются вопросом: возрастает ли удовольствие от спортивных событий, если слышны гул, крики трибун и реакция толпы, как в случае возрастания удовольствия от комедии при звуках смеха? Попытки исследования этого вопроса не увенчались успехом {Zillmann & Bryant, 1994; Hocking, 1982). Мы не уверены в эффектах социального взаимодействия при просмотре спортивных соревнований, будь-то большая социальная группа на стадионе или маленькая перед экраном телевизора.
Напряжение
Согласно П. Вордереру и С. Ноблоху {Vorderer & Knobloch, 2000), напряжение — это эмоциональная реакция на некоторую историю или ее часть, при которой аудитория не уверена в финальной развязке. Удовольствие от напряжения и неизвестности, как показала практика, объяснить немного сложнее, чем другие развлечения, например комедию, обычную драму или спортивные соревнования. В большинстве напряженных произведений главные герои сталкиваются с неприятностями или опасностями, угрозой чего-либо {Zillmann, 1980, 1991с). Едва избежав гибели от злых сил, герои, которым люди симпатизируют, сталкиваются с новыми неприятностями и несчастьями. Аудитории, несомненно, нравится подвергать себя такому напряжению и душевому страданию. Как и в примере стандартной драмы, одним из факторов, побуждающих людей возвращаться к таким произведениям снова и снова, является хорошая развязка.
Однако удовольствие, которое мы получаем от благополучной концовки напряженного триллера, не объясняет до конца популярности этого жанра. Его привлекательность поясняется тезисом, кажущимся парадоксальным: в таких произведениях должно быть значительно больше сцен, от которых публика испытывает страх и страдание, чем сцен, описывающих удачное разрешение конфликтов. Тогда почему люди получают удовольствие от таких произведений?
Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 387
Некоторые исследователи полагают, что ключом к популярности триллеров или боевиков является возбуждение, которое они несут. Смотреть такие фильмы очень увлекательно. Зрители, которым нравятся такие фильмы, в реальной жизни скучают и недополучают острых ощущений, поэтому им нравится чувство напряжения и возбуждения (Tannenbaum, 1980; Zillmann, 1991b; Zuckerman, 1979).
Другое правдоподобное объяснение популярности произведений такого жанра заключается в том, что большое напряжение и душевные страдания в конце приносят такое же большое облегчение. Чем больше зрители страдают вместе с главными героями, тем большее удовлетворение они получают в конце, когда все проблемы уже разрешены. Получение удовольствия от финального итога во много раз усиливается. Это объяснение поддерживают и специально проведенные исследования (Zillmann, 1980,1991с).
За последние годы ученые выдвинули несколько новых теорий для объяснения удовольствия от напряжения среди аудитории (Caroll, 1996; Vorderer, 1996). Одной из самых интересных является теория эмпатии (Zillmann, 1991a). Теория объясняет, почему люди вовлекаются эмоционально или психологически в то, что они видят, слышат или читают. Они втягиваются потому, что сами каким-либо образом прича-стны к тому, что разворачивается перед ними, или могут представить себя на месте главных героев. Поэтому люди сопереживают персонажам, столкнувшимся с неприятностями, опасностью или каким-либо горем.
Формулировка эмпатии по Д. Зиллману, несколько перегруженная конкретными характеристиками, подчеркивает, что эмпатия является первой и основной реакцией на определенный стимул. Он определяет эмпатию как переживание, которое является реакцией на определенные события, а именно:
• информацию об обстоятельствах, способных вызвать в другом человеке ост
рые эмоции;
• жесты, мимику, паралингвистическое и лингвистическое выражение эмоцио
нального переживания человека;
• поступки другого человека, предполагающие, что он будет действовать под влиянием острых эмоциональных переживаний;
• эта реакция сопровождается заметным возрастанием возбуждения;
• объясняется респондентами как сопереживание или сочувствие другому человеку (Zillman, 1996, р. 214-215).
Ужас
Когда зрители слышат смех других людей во время просмотра комедии, становится более вероятным, что они тоже захотят смеяться и получат большее удовольствие от представления. Срабатывает ли это утверждение в случае реакции на ужас? Интересно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным.
Согласно объяснению с точки зрения воздействия на аудиторию, люди должны получать больше удовольствия от страшного фильма, видя при совместном просмотре испуганные лица других зрителей. Однако исследования показали, что это утверждение не верно (Zillmann, Weaver, Mundorf & Aust, 1984). Напротив, тут проявляются тендерные различия, социальные и культурные ожидания. В традиционных культурах предполагается, что юноши должны преодолевать страх и служить защитой для девушек.
388 Часть HI. Основные направления исследований
Исследования показали, что мужчины получают больше удовольствия от страха, находясь в компании испуганных женщин. Мужское умение владеть собой повышает их самооценку, когда при просмотре самого страшного и жуткого фильма они излучают силу и уверенность и могут успокоить испуганных спутниц. Однако удовольствие мужчин резко снижалось, когда женщины боялись меньше их (Zillmann etal., 1984).
Предполагается, что женщины получают большее удовольствие от страха, смотря фильм вместе с мужчиной, выражающим спокойствие, не боящимся и способным их успокоить. Мужчина, охваченный страхом, не обеспечит ту уверенность и надежность, которых ищут испуганные женщины. Полученные данные исследований полностью подтвердили, что женщины получают большее удовольствие от фильмов ужасов, если смотрят их в компании с сильным мужчиной, а не с испуганным {Zillmann etal, 1984).
Испуганная девушка хочет прижаться к своему парню — это утверждение стало клише для фильмов ужасов. Если это правда, то можно понять, почему мальчики хотят быть смелыми, почему девочки хотят кричать и почему они любят ходить на такие фильмы вместе (Zillmann & Bryant, 1994, p. 456).
Современные исследования и дальнейшие перспективы
Чудеса техники информационной эпохи обещают принести больше свободного времени и возможностей для развлечения посредством средств массовой информации. Как оптимистично заявил Д. Зиллман:
"Грядет Век развлечений! Бесконечные разговоры о настоящем времени, как о Веке информации, не обязательно ошибочны. Напротив, прослеживается, что грандиозные возможности производства, управления и передачи информации могут в равной степени, если не больше, послужить и работе, и досугу" (Zillman, 2000a, р. 17).
Исследования развлечений в будущем обещают стать одними из главных областей исследований процессов массовой коммуникации. Недавно, в дополнение к традиционным видам медиа, таким как телевидение, кино и музыкальное телевидение (клипы) (Hansen & Hansen, 2000), ученые приступили к изучению развлекательных эффектов новых интерактивных медиа (Vorderer, 2000; Chapter 21, New Media Technologies) и интерактивных видеоигр (Grodal, 2000).
Развлечения в режиме он-лайн
Одной из главных проблем для создателей Internet-приложений является разработка онлайновых развлечений. Web-сайты крупных телевизионных компаний предлагают последние новости, но не развлечения он-лайн. Попытки разработки развлекательных приложений на с а й т а х таких гигантов, как America Online и Microsoft, не у в е н ч а л и с ь у с п е х о м . Г л а в -ная проблема заключается в том, чтобы придумать новые формы развлечений, которые подходили бы особой аудитории в режиме реального времени. От развлечений стандартных медиа, таких как телевидение, кино и радио, эти игры, видео и т. д. должны отличаться своей интерактивной природой.
В годы зарождения телевидения его работники столкнулись с похожей проблемой. Сначала появились последние известия, в то время как развлекательные программы развивались
Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 389
намного медленнее. Многие из первых передач были простыми кальками радиошоу. Время шло, продюсеры и программные директора открыли различные технологии, которые усовершенствовали качество развлекательных программ, и через несколько десятилетий телевидение нашло свой оригинальный способ стать развлечением для миллионов людей.
Однако бесспорным остается одно: социологи продолжат внимательное наблюдение за развитием Internet, особенно его развлекательных функций. В данное время на его пользователях уже проверяются положения теории использования и удовлетворения, а также поведенческих теорий. В будущем воздействие Web-развлечений станет, вероятно, главной темой исследований.
Резюме
Большинство продуктов масс-медиа предназначены для развлечения аудитории. Развлечение может быть определено как эффективное и приятное средство облегчения через снижение неудовлетворенности и неизбежных стрессов жизни. Изучение развлекательной функции масс-медиа помогает узнать, почему люди ищут развлечений, почему они выбирают определенный тип развлечений и какие существуют виды воздействия развлечений на аудиторию.
Во все времена люди использовали развлечения для многих целей — отдыха, забавы, веселья, различных ритуалов и т.д. О моральной ценности развлечений размышляли античные философы. М. Монтень и 3. Фрейд ввели новый взгляд на развлечения, как рекреационное средство уменьшения стрессов, скуки и несчастья. Для объяснения эффектов медиаразвлечений применяются исследования теории использования и удовлетворения и поведенческой теории. Теория использования и удовлетворения сконцентрирована на мотивациях и поведении зрителей. Поведенческий подход позволяет исследователям принять мотивы людей за гипотезы и потом проверять их в контрольных условиях.
На решение человека выбрать определенную развлекательную передачу может влиять множество различных факторов. Концепция избирательного подхода к материалу, который мы смотрим, предполагает, что люди в своем выборе основываются на личностных предпочтениях и потребностях. Исследования показали, что в большинстве случаев люди делают свой выбор импульсивно или под влиянием момента, в зависимости от состояния, настроения или каких-то внутренних соображений. Настроения значат очень много при выборе развлекательного материала. Скучающие люди имеют тенденцию смотреть возбуждающие, волнующие программы, тогда как напряженные люди предпочитают что-то спокойное и тихое.
Развлечения бывают различных форм. Комедии, трагедии, музыкальные и танцевальные представления, артистические шоу, игровые шоу, спортивные соревнования — все они рассматриваются как формы развлечения.
В каждой драме обязательно присутствует конфликт. Но чтобы драма доставила удовольствие, в ней должны быть и другие элементы. Очень важны для получения удовольствия интересные персонажи, которых зрители любят или, наоборот, презирают. Также в драме необходимо благополучное разрешение конфликта. Была разработана диспозиционная модель, позволяющая прогнозировать степень удовольствия от драмы, юмора или спортивных соревнований.
390 Часть III. Основные направления исследований
Юмор очень часто используется в средствах массовой информации как средство убеждения. Людям нравится юмор — он понижает их осторожность и повышает расположение к источнику сообщения. Смех — явление заразительное. Когда зрители слышат, как другие реагируют на что-либо смехом (даже если этот смех записан на пленку), они тоже начинают смеяться и оценивают представление как более приятное.
Привлекательность напряжения в передачах объясняется тезисом, который кажется парадоксальным: в них должно быть намного больше сцен, от которых публика испытывает страх и страдание, чем сцен, описывающих удачное разрешение конфликтов. Предполагается, что популярности триллеров способствует вызываемое ими возбуждение. Также постоянное напряжение увеличивает удовлетворение от счастливого конца. Теория эмпатии предполагает, что человек может себя идентифицировать с героями, которые с честью выходят из опасных ситуаций.
На получении удовольствия от страха сказываются тендерные различия, социальные и культурные ожидания. Мужчинам больше нравится смотреть фильмы ужасов, когда они в компании испуганных женщин. А женщины получают удовольствие от таких фильмов, если смотрят их с мужчиной, который не кажется напуганным и который может их защитить.
Библиография
Berscheid, E. &Walster, Е. (1969). Interpersonal attraction. Reading, MA: Addison-Wesley.
Bryant, J. & Raney, A.]A. (2000). Sports on the screen. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.), Media
entertainment: The psychology of its appeal (pp. 153—174). Mahwah, NJ: Erlbaum. Bryant, J. & Zillmann, D. (1984). Using television to alleviate boredom and stress: Selective exposure
as a function of induced excitational states. Journal of Broadcasting, 28(1), 1 — 2 0 . Carroll, N. (1996). The paradox of suspense. In P. Vorderer, H.J. Wulff & M. Friedrichsen (Eds.),
Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations ( p p . 71—92). Mahwah,
NJ: Erlbaum. Chapman, A.J. (1973a). Funniness of jokes, canned laughter and recall performance. Sociometry, 36.
569-578. Chapman, A.J. (1973b). Social facilitation of laughter in children. Journal of Experimental Social
Psychology, 9, 5 2 8 - 5 4 1 . Chapman, A.J. & Foot, H.C. (Eds.) (1996). Humor and laughter: Theory, research, and applications.
New Brunswick, NJ: Transaction. Chapman, A.J. & Wright, D.S. (1976). Social enhancement of laughter: An experimental analysis of
some companion variables. Journal of Experimental Child Psychology, 2 1 , 201 —218. Christ, W.G. & Medoff, N J . (1984). Affective state and selective exposure to and use of television.
Journal of Broadcasting, 28 (1), 5 1 - 6 3 . Cupchik, G.C. & Leventhal, H. (1974). Consistency between expressive behavior and the evaluation
of humorous stimuli: The role of sex and self-observation. Journal of Personality and Social
Psychology, 30,429-442. Donnerstein, E. (1980). Pornography and violence against women: Experimental studies. Annals of
the New York Academy of Sciences, 347, 277—288. Freud, S. (1930/1960a). Das Unbehagen in der Kultur. In Das Unbewusste: Schriften zur Psychoanalyse
(pp. 339—415). Frankfurt, Germany: Fischer Verlag.
Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 391
Freud, S. (1915/1960b). Das Unbewusste. In Das Unbewusste: Schriften zur Psychoanalyse (pp. 1—40).
Frankfurt, Germany: Fischer Verlag. Freud, S. (1905/1960c). Jokes and their relation to the unconscious. New York: Norton. Freud, S. (1919/1963a). Das Unheimliche. In Das Unheimliche: Aufsatze zur Literatur (pp. 45-84).
Frankfurt, Germany: Fischer Doppelpunkt. Freud, S. (1908/1963b). Der Dichter und das Phantasieren. In Das Unheimliche: Aufsatze zur
Literature (pp. 7—18). Frankfurt, Germany: Fischer Doppelpunkt. Fuller, R.G.C. & Sheehy-Skeffington, A. (1974). Effects of group laughter on response to humorous
material: A replication and extension. Psychological Reports, 35, 531—534. Can, S., Tuggle, C.A., Mitrook, M.A., Coussement, S.H. & Zillmann, D. (1997). The thrill of the
close game: Who enjoys it and who doesn't? Journal of Sport & Social Issues, 21, 53—64. Geen, R.G. (1976). Observing violence in the mass media: Implications of basic research. In R.G. Geen
& E.C. O'Neal (Eds.), Perspectives on aggression (pp. 193—234). New York: Academic Press. Grodal, T. (2000). Video games and the pleasures of control. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.),
Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 197—214). Mahwah, N J : Erlbaum. Gruner, C.R. (1996). Wit and humour in mass communication. In A.J. Chapman & H.C. Foot
(Eds.), Humour and laughter: Theory, research, and applications (pp. 287—312). New Brunswick,
NJ: Transaction. Hansen, C.H. & Hansen, R.D. (2000). Music and music videos. In D. Zillmann & P. Vorderer
(Eds.), Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 1 7 5 — 1 9 6 ) . Mahwah, N J : Erlbaum. Helregel, B.K. & Weaver, J.B. (1989). Mood-management during pregnancy through selective
exposure to television. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 33, 15—33. Hirt, E.R., Zillmann, D., Erickson, G.A. & Kennedy, С (1992). Costs and benefits of allegiance:
Changes in fans' self-ascribed competencies after team victory versus defeat. Journal of Personality
and Social Psychology, 63 (5), 724-738. Hocking, J.E. (1982). Sports and spectators: Intra-audience effects. Journal of Communication, 32 (1),
100-108. Knapp, M. (1978). Nonverbal communication in human interaction. New York: Holt, Rinehart &
Winston. Leventhal, H. & Cupchik, G.C. (1975). The informational and facilitative effects of an audience upon
expression and evaluation of humorous stimuli. Journal of Experimental Social Psychology, 11,
363-380. Leventhal, H. & Mace, W. (1970). The effect of laughter on evaluation of a slapstick movie. Journal of
Personality, 38, 16-30. Madrigal, R. (1995). Cognitive and affective determinants of fan satisfaction with sporting event
attendance. Journal of Leisure Research, 27, 205—227. Malinowski, B. (1948). Magic, science and religion, and other essays. Garden City, NY: Doubleday
Anchor Books. Masters, J.C., Ford, M.E. & Arend, R.A. (1983). Children's strategies for controlling affective
responses to aversive social experience. Motivation and Emotion, 7, 103—116. McGhee, P.E. (1979). Humor: Its origin and development. San Francisco: Freeman. Meadowcraft, J. & Zillmann, D. (1984, August). The influence of hormonal fluctuations on women's
selection and enjoyment of television programs. Paper presented at the meeting of the Association for
Education in Journalism and Mass Communication, Gainesville, FL. Montaigne, M.E. de. (1927). The essays of Montaigne (Vols. 1-2), (E.J. Trechmann, Trans.). London:
Oxford University Press. Nerhardt, G. (1996). Incongruity and funniness: Towards a new descriptive model. In A.J. Chapman
& H.C. Foot (Eds.), Humor and laughter: Theory, research, and applications (pp. 55—62). New
Brunswick, N.J.: Transaction.
392 Часть III. Основные направления исследований
O'Neal, E.C. & Taylor, S.L. (1989). Status of the provoker, opportunity to retaliate, and interest in
video violence. Aggressive Behavior, 15, 1 7 1 — 1 8 0 . Pascal, B. (1941). Pensees (W.F. Trotter, Trans.). New York: Modern Library, plato (1892). Philebus. In B. Jowett (Ed. and Trans.), The dialogues of Plato (3rd ed., Vol. 4, pp. 5 1 9 -
645). New York: Macmillan. Rosnow, R.L. & Robinson, E.J. (Eds.). (1967). Experiments in persuasion. New York: Academic Press. Rothbart, M.K. (1996). Incongruity, problem-solving and laughter. In A.J. Chapman & H.C. Foot
(Eds.), Humor and laughter: Theory, research, and applications (pp. 37—54). New Brunswick, NJ:
Transaction. Rushton, J.P. (1979). Effects of prosocial television and film material on the behavior of viewers. In
L. Berkowitz ( E d . ) , Advances in experimental social psychology (Vol. 12, p p . 321—351). New York:
Academic Press. Sargent, S.L., Zillmann, D. & Weaver, J.B. (1998). The gender gap in the enjoyment of televised
sports. Journal of Sport & Social Issues, 22, 46—64. Smiley, S. (1971). Playwriting: The structure of action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. Smyth, M.M. & Fuller, R.G.C. (1972). Effects of group laughter on responses to humorous material.
Psychological Reports, 30, 132-134. Tannenbaum, P.H. (1980). An unstructured introduction to an amorphous area. In
P.H. Tannenbaum (Ed.), The entertainment functions of television (pp. 1—12). Hillsdale, NJ:
Erlbaum. Vorderer P. (1996). Toward a psychological theory of suspense. In P. Vorderer, HJ. Wulff &
M. Friedrichsen (Eds.), Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations
(pp. 233-254). Mahwah, NJ: Erlbaum. Vorderer, P. (2000). Interactive entertainment and beyond. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.),
Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 21—36). Mahwah, NJ: Erlbaum. Vorderer, P. & Knobloch, S. (2000). Conflict and suspense in drama. In D. Zillmann & P. Vorderer
(Eds.), Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 59—72). Mahwah, NJ: Erlbaum. Wakshlag, J., Vial, V & Tamborini, R. (1983). Selecting crime drama and apprehension about crime.
Human Communication Research, 10, 227—242. Zillmann, D. (1977). Humor and communication. In A.J. Chapman & H.C. Foot (Eds.), It's a funny
thing, humor (pp. 291—301). Oxford, England: Pergamon. Zillmann, D. (1980). Anatomy of suspense. In P.H. Tannenbaum (Ed.), The entertainment functions of
television (pp. 133—163). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (1982). Television viewing and arousal. In D. Pearl, L. Bouthilet & J. Lazar (Eds.),
Television and behavior: Ten years of scientific progress and implications for the eighties: Vol. 2.
Technical reviews (pp. 53—67). Washington, DC: U.S. Government Printing Office. Zillmann, D, (199 la). Empathy; Affect from bearing witness to the emotions of others. In J. Bryant &
D. Zillmann (Eds.), Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 135—167).
Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (1991b). Television viewing and physiological arousal. In J. Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 103—133). Hillsdale, NJ:
Erlbaum. Zillmann, D. (1991c). The logic of suspense and mystery. In J.Bryant & D. Zillmann (Eds.),
Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 281—303). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (1996). The psychology of suspense in dramatic exposition. In P. Vorderer, H.J. Wulff
& M. Friedrichsen (Eds.), Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical
explorations (pp. 199-232). Mahwah, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (2000a). The coming of media entertainment. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.)
Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 1 — 2 0 ) . Mahwah, N J : Erlbaum.
Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 393
Zillmann, D. (2000b). Humor and comedy. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.), Media entertainment:
The psychology of its appeal (pp. 3 7 - 5 8 ) . Mahwah, N J : Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (1985a). Affect, mood, and emotion as determinants of selective exposure.
In D. Zillmann & J. Bryant (Eds.), Selective exposure to communication (pp. 157-190). Hillsdale,
NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (Eds.). (1985b). Selective exposure to communication. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (1991). Responding to comedy: The sense and nonsense of humor. In
J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Responding to the screen: Reception and reaction processes
(pp. 261-279). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (1994). Entertainment as media effect. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.),
Media effects: Advances in theory and research (pp. 437—461). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D., Bryant, J. & Sapolsky, B.S. (1979). The enjoyment of watching sport contests. In
J.H. Goldstein (Ed.), Sports, games, and play: Social and psychological viewpoints (pp. 297-335).
Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Cantor, J.R. (1976/1996). A disposition theory of humor and mirth. In A.J. Chapman
& H.C. Foot (Eds.), Humor and laughter: Theory, research, and applications (pp. 93-116). New
Brunswick, NJ: Transaction. Zillmann, D., Hezel, R.T. & Medoff, N.J. (1980). The effect of affective states on selective exposure
to televised entertainment fare. Journal of Applied Social Psychology, 10, 323—339. Zillmann, D. & Vorderer, P. (Eds.) (2000). Media entertainment: The psychology of its appeal.
Mahwah, NJ: Erlbaum. Zillmann, D., Weaver, J., Mundorf, N. & Aust, C.F. (1984). Companion effects on the enjoyment of
horror. Unpublished manuscript, Indiana University, Bloomington. Zuckerman, M. (1979). Sensation seeking: Beyond the optimal level of arousal Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Глава 21
Новые коммуникационные
технологии
З |
а последние несколько десятилетий новые коммуникационные технологии стали причиной многочисленных изменений в повседневной жизни. Уже, начиная с 1980-х годов, в нашу жизнь прочно вошли электронная почта, видеоконференции, голосовые сообщения, голосовая почта и другие современные коммуникационные технологии (Daft, 1989). В 1990-е годы мы в полной мере ощутили на себе воздействие Internet, предоставившего новые возможности для связи и общения людей как между собой, так и со всемирной базой данных, и в результате коренным образом изменившего нашу жизнь.
Новые технологии заставили нас изменить традиционные представления о процессах массовой коммуникации. В последние годы традиционные формы медийной коммуникации, имеющей огромную разнородную и анонимную аудиторию (например, телевидение и радио) постепенно стали объединяться, а часто попросту затмеваться другими формами коммуникации, аудитория которых имеет более широкие возможности для обратной связи и намного больше "власти пользователя". Если посмотреть с другой стороны, то односторонняя массовая коммуникация постепенно эволюционирует до более интерактивной или транзактной связи. Многие из новых коммуникационных технологий, заодно с услугами массовой коммуникации, предоставляют воим пользователям межличностное общение. Кроме того, интерактивные компоненты отдельных новых коммуникационных технологий сглажи-
396 Часть III. Основные направления исследований
вают различия между такими классическими понятиями, как "отправитель" и "получатель", долгое время бывшими главными составляющими модели массовой коммуникации.
Характеристики новых технологий заставляют нас выйти за пределы традиционной массовой коммуникации. Эту новую область можно назвать транзактной медийной коммуникацией.Транзактная означает смену ролей — переход к таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона может по очереди выступать в роли отправителя, получателя или передатчика информации. Таким образом, происходит обмен информацией, определенными знаками, а в результате и конкретными знаниями. Медийная означает, что эти технологии по-прежнему включают в себя медиа. В большинстве медиасистем, поддерживающих транзактные коммуникации, возможна также массовая коммуникация. Другими словами, коммуникационными транс-действиями могут обмениваться много пользователей. Любой человек или организация могут обращаться к великому множеству других пользователей.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 432;