Первые шаги восстановление внешней торговли. Отечественное судостроение в 1918-1940 г.
Вспыхнувшая в стране гражданская война и организованная бывшими союзниками России военная интервенция привели к образованию сплошных фронтов, которые летом 1918 г. отсекли три четверти территории государства.
На морских театрах основным противником для Красного Флота были флоты интервентов, на речных и озерных акваториях - сформированные белогвардейцами военные флотилии. Весь 1918 г. характеризовался событиями, которые усложнили для нас условия вооруженной борьбы в целом и в частности силами флота. На Балтике, на Черном море и Каспии, на Севере и Дальнем Востоке интервентами были захвачены все основные базы Военно-Морского Флота. Красный Флот лишился многих боевых кораблей и судов. Полностью были заблокированы корабли второго по величине флота России на Черном море. Часть кораблей удалось вывести из Севастополя, но, оказавшись изолированными от баз снабжения и портов, они не могли противостоять захвату противником.
Реальной силой на море остался, по существу, один Балтийский флот. Его боевой основой послужили корабли и суда, которые зимой 1918 г. в тяжелых ледовых условиях сумели перейти из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Было выведено около 250 кораблей, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эсминца и миноносца, 12 подводных лодок.
На других морских, озерных и речных театрах в период гражданской войны заново создавались военные флотилии. В этих флотилиях действовали кроме уцелевших морских кораблей (в основном из состава Балтийского флота) свыше 2000 речных и озерных судов, переоборудованных в боевые корабли и укомплектованных в большинстве военными моряками. Флотилии создавались и использовались там, где этого требовала обстановка на фронтах. Так, в октябре 1918 г. на базе Балтийского флота формируются Волхово-Ильменьская. Селигерская и Онежская флотилии. В этот же период времени создается Астраханско-Каспийская флотилия, куда в августе-ноябре переводятся с Балтийского моря три миноносца, шесть эсминцев и две подводные лодки.
Вооружение кораблей морской артиллерией производилось из имеющихся запасов, а также за счет снятия орудий с кораблей, не входивших в действующий состав Балтийского флота. Наряду с использованием демонтированных с кораблей орудий было развернуто производство артиллерийских установок на заводах Петрограда. Судоремонт, переоборудование судов, мобилизованных для использования на создаваемых флотилиях, изготовление артиллерии, средств связи и другого вооружения явилось главной задачей кораблестроения того периода. Все это способствовало поддержанию боеспособности Красного Флота по содействию сухопутным войскам на реках, озерах и в прибрежных районах морских театров.
Большое количество кораблей интервенты и белогвардейцы захватили и увели за границу, а часть затопили. Корабельный состав флота по сравнению с 1917 г. уменьшился вдвое.
Из оставшихся кораблей к концу войны лишь небольшая часть была боеспособной. Материальная часть кораблей была изношена. Возможности судоремонта в связи с общим тяжелым экономическим положением страны и отвлечением основных средств прежде всего на нужды армии были крайне ограничены. В производственных планах судостроительных заводов военное кораблестроение (в основном ремонт кораблей) занимало очень небольшой удельный вес.
Становление военного кораблестроения в СССР связано с выполнением кораблестроительных программ 1926 и 1929 гг. и по времени совпадает с осуществлением первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928-1932 гг.), явившегося, как известно, -решающим этапом в истории индустриализации СССР.
По окончании гражданской войны наша страна приступила к восстановлению народного хозяйства, которое в основном закончилось к 1926 г.
Придавая важное значение защите морских рубежей, Правительством были увеличены ассигнования на военно-морские силы. Это позволило укрепить флот не только за счет восстановления имевшихся кораблей и их модернизации, а главным образом путем строительства новых кораблей. Возможность строить новые корабли уже имелась, так как к 1924 г. были восстановлены и введены в строй три судостроительных предприятия в Петрограде, два - в Николаеве, по одному-в Севастополе, Владивостоке, Кронштадте. В 1924-1925 гг. Морскому ведомству впервые было отпущено средств почти столько, сколько оно запрашивало на нужды морского строительства. В последующем эти ассигнования постоянно увеличивались.
По мере появления экономических и материально-технических условий для строительства новых кораблей все более явственно возникала потребность в разработке кораблестроительных программ, которые положили бы начало планомерному развитию корабельного состава Военно-Морского Флота.
Первоначально была сформирована шестилетняя программа военного кораблестроения на 1926-1932 гг., утвержденная постановлением Совета Труда и Обороны от 26 ноября 1926 г..
В качестве основной формы взаимодействия предполагался сосредоточенный (комбинированный) удар надводных кораблей и катеров, подводных лодок, авиации и береговой артиллерии, организованный на минно-артиллерийских позициях. Предусматривалось построить 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 36 торпедных катеров, достроить два крейсера, восстановить один линейный корабль, достроить и восстановить четыре эскадренных миноносца.
Строительство флота было ориентировано на создание легких надводных сил и подводных лодок, укрепление береговой и минно-позиционной обороны и на создание морской авиации берегового базирования. В постановлении Реввоенсовета указывалось на необходимость сочетания этих разнородных сил в процессе развития флота.
Новая кораблестроительная программа, утвержденная Советом Труда и Обороны 4 февраля 1929 г., была рассчитана до 1933 г. Она была более обширной по сравнению с первой кораблестроительной программой. Кроме подводных лодок, сторожевых кораблей и торпедных катеров в ней предусматривались строительство речных канонерских лодок (мониторов), малых охотников, лидеров эскадренных миноносцев, капитальный ремонт и модернизация трех линкоров типа <Севастополь>, достройка третьего легкого крейсера типа <Светлана>. Количество намеченных к постройке кораблей увеличивалось. В связи с тем, что правительство сочло возможным увеличить ассигнования на строительство флота на период 1931-1933 гг., кораблестроительная программа 1929 г. в дальнейшем дважды подвергалась корректировке, увеличивая как количество кораблей, так и строительство кораблей новых классов. В частности, предусматривалось создание тральщиков.
Таким образом, кораблестроительными программами 1926 и 1929 гг. определилось направление строительства корабельного состава флота на ближайшую перспективу его развития.
На основании этих программ была развернута реконструкция действующих и началось строительство новых верфей. Тем не менее экономические и производственные возможности страны все же оказались недостаточными для выполнения кораблестроительной программы 1929 г. По строительству подводных лодок степень выполнения программы составила 23 %, а по сторожевым кораблям-39 %. И если по торпедным катерам программа была выполнена на 102 %, то строительство таких классов кораблей, как лидеры эскадренных миноносцев и эскадренные миноносцы, речные артиллерийские корабли - мониторы и бронекатера, тральщики и малые охотники пришлось перенести в планы кораблестроения последующих лет.
Трудной проблемой в комплексе вопросов создания нового флота было восстановление утраченного за годы гражданской войны и разрухи народного хозяйства опыта проектирования новых кораблей. Практически в течение десятилетия новые корабли не проектировались и не строились. Поредели инженерно-технические кадры кораблестроителей. Между тем зарубежная техническая мысль в области кораблестроения за это время продвинулась вперед, значительные изменения претерпело оружие, вооружение и основное корабельное оборудование.
В этих условиях задача формирования облика первых подводных лодок, сторожевых кораблей и торпедных катеров, предусмотренных программой нового судостроения, представлялась весьма сложной.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 846;