Критик и читатель: обратная связь
Другим каналом коммуникации критика с внешним миром являются его отношения с читательской аудиторией. Любое писательское выступление есть обращение к читателю, это – непреложный факт. Писателя у нас величали то учителем жизни, то демиургом, то инженером человеческих душ. Но вдумчивый, пытливый читатель не согласен оставаться пассивной, бездеятельной фигурой в этом двуедином союзе. Когда прочитанное особым образом воздействует на его восприятие, вдохновляет или возмущает человека, он тоже готов взяться за перо – например, отправить письмо-отзыв с собственными соображениями в редакцию или издательство. Более того, в конце книги издатели иногда помещали текст примерно такого содержания: «ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ! Просим отзывы о книге – её содержании, художественном оформлении и полиграфическом исполнении – направлять по адресу: 121351, Москва, Г-351, Ярцевская, 4. Издательство “Современник”».
Это обращение взято из книги критика Валерия Дементьева «Исповедь земли». Но это был не единичный случай, а обычная издательская практика. Как видим, перед нами не формальный призыв, а конкретное предложение вступить в контакт с указанием точного почтового адреса. Кстати, в ту же книгу был вложена бирка с надписью; «Контролёр № 3. При обнаружении брака просим вернуть книгу вместе с ярлыком на фабрику». Это ли не свидетельство того, что издатели готовы вступить в интерактивное общение. При этом понятно, что рассмотрение жалобы скорее всего поручат работнику, хорошо ориентированному и подкованному в литературной критике. В современных условиях подобную ситуацию представить себе трудно.
Но в прежние времена наиболее раздосадованные на автора люди могли обратиться и в инстанции иного типа: в ЦК КПСС, в Комитет партийного контроля, в Комитет государственной безопасности… Сейчас настали другие времена, писать в политические органы теперь не модно, хотя в суд и прокуратуру жалобы поступают и сегодня.
Вступая в контакт с печатным органом, читатель порой претендует на то, чтобы его мнение было обнародовано, и время от времени добивается этого. Например, в ходе продолжительной дискуссии страницы журналов и газет могут быть предоставлены не профессиональным литератором, а людям из гущи народной жизни. Читатель временно становится критиком и, в общем-то, ждёт и надеется быть услышанным. На его слова могут отозваться другие, но, как правило, дело ограничивается фиксацией частного мнения. Задача профессионального критика в данной ситуации состоит в том, чтобы выбрать из редакционной почты наиболее содержательные высказывания, подготовить их к печати, а потом подытожить полемические высказывания, грамотно и убедительно расставить акценты, подвести итоги диспута.
Но порой рядовой читатель обращается непосредственно по адресу того или иного автора, в том числе и критика. Такого рода переписка носит частный характер и не предназначена для опубликования, но представляет интерес с точки зрения поисков истины. Критик может вступить в переписку с теми или теми читателями, чья точка зрения покажется ему продуктивной или, может быть, заденет его человеческое достоинство. В ходе этих отношений появляется возможность уточнить и обозначить позиции, разъяснить конкретному лицу, в чём именно состоит расхождение во взглядах. И если критик-профессионал сумеет проявить достаточно такта, мудрости и последовательности, в результате такого рода разбирательств взамен яростного противника он может обрести единомышленника и последователя. Но возможна и ситуация, когда читатель окажется прав, и тогда честный критик обязан признать его доводы и принести соответствующие извинения.
Тот, кто ищет прямого контакта с профессиональным знатоком литературы, нередко и сам пробует силы в литературе, мечтает найти человека, который честно и откровенно проанализирует его опыты, даст полезные советы: в каком направлении тому следует развиваться, какую сторону своих сочинений усилить, от каких попыток отказаться, какие недостатки преодолеть.
Современные формы распространения информации предоставляют дополнительные возможности для оперативного обмена мнениями. В ситуации, когда электронная версия газеты или журнала становится доступной прежде, чем печатная продукция поступит в киоски и почтовые ящики подписчиков, можно гораздо быстрее получить свежие материалы и среагировать на них. Значительная часть издателей использует такие модели сайтов, где предусмотрено, чтобы прочитавший текст человек мог бы, авторизовавшись или оставшись инкогнито, быстро выложить своё развёрнутое суждение или краткую реплику.
Когда происходит обсуждение критического материала, его автор, разумеется, имеет право в любой момент вклиниться в ход обсуждения, пояснить собственную позицию, прокомментировать претензии и упрёки, направленные по его адресу. Такое участие в критическом процессе позволяет в режиме post scriptum корректировать и направлять вектор дискуссии, следить за тем, чтобы голоса её участников звучали корректно, по-деловому и служили общей цели продвижения к истине. К сожалению, добиваться такого результата в реальной жизни удаётся отнюдь не всегда – часто этому препятствуют изъяны в стиле и манерах полемистов.
Отдельно нужно сказать об устных формах общения критика и читателя. Обычно жизнь человека, профессионально разбирающегося в литературном процессе, протекает таким образом, что время от времени он получает предложение встретиться с читателями. Его могут пригласить в школу, библиотеку, в некий коллектив, на какое-либо публичное мероприятие, и он, возможно, откликнется на этот ангажемент. После представления публике критик, как правило, излагает свою точку зрения по обозначенному кругу вопросов, а аудитория с разной долей заинтересованности внимает ему. Эта часть общения с публикой носит односторонний характер. Но по завершении ознакомительной фазы обычно следует коммуникативная. Читатели получают возможность дать своё понимание взглядов гостя, возразить ему, задать вопросы.
Вступая в непосредственный диалог с залом, требуется помнить, что среди твоих собеседников присутствуют люди самых разных взглядов, предпочтений и темпераментов. Опытный критик должен знать, каким образом можно раззадорить пассивную аудиторию и с помощью каких приёмов остудить излишний пыл полемики. Прежде всего, следует учитывать, что среди собравшихся могут оказаться люди, настроенные недоброжелательно и субъективно. При контакте с суммой различных убеждений и самолюбий, желательно проявить необходимую волю, самообладание и понимание особенностей поведения публики.
Для того чтобы общение прошло успешно, необходимо обладать достаточным уровнем компетенции, владеть навыками убеждения, способностью мгновенно среагировать на смену тем и настроений, даром экспромтного мышления. Эффективным средством установления или возобновления контакта с публикой является юмор: благодаря уместной шутке ликвидируется барьер отчуждения, достигается расположение слушателей, сбрасываются или редуцируются лишние негативные эмоции. Смех расслабляет людей, делает их восприимчивее, отношения ближе, а покидая место встречи, они испытывают ощущение, что время, проведённое в беседе, потрачено не напрасно и с удовольствием.
Такой форме общения, как правило, свойственны непринуждённость и, в итоге, плодотворность: когда человека посетило чувство сопричастности с культурным процессом, это воодушевляет его, позволяет реализовать внутренние потребности, преодолеть психологический барьер, обрести понимание в тех областях, которые ранее составляли лакуны в его эрудиции. Возможно, обретённые знания и полученные ответы принесут временное удовлетворение: взамен одних сомнений и вопросов могут появиться другие, но и в этом есть своя польза: любая дискуссия ценна не тем, что устанавливает или внушает некоторую истину, а тем, что подталкивает человеческую личность к дальнейшему совершенствованию и просвещению.
Высказанные выше советы и пожелания в значительной степени относятся к сфере психологии, но правда состоит в том, что профессиональный критик должен быть хорошим психологом.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 609;