Образная память у щенков.
Как впериод 12—16 дней до открытия глаз, так и впоследствии до возраста 30—32 дней, когда щенки уже ходят на выпрямленных ногах, они не обнаруживают никаких признаков образной памяти. Хотя ориентировочная реакция головы в виде поворота ее на разные раздражители (свет, звук) проявляются уже в этом возрасте.
В 30-дневном возрасте щенков отрывали от матери и подкармливали молоком и мелконарезанными кусками мяса. Для опытов щенков приводили в экспериментальную комнату и усаживали в закрытую клетку. В течение нескольких дней они вели себя беспокойно: беспрерывно двигались в клетке, скулили, высовывали морду или лапу, но потом постепенно успокаивались. В этот период щенки, находясь в клетке, не реагировали ориентировочной реакцией на миску с мясом, которую двигали близко перед мордой. Если эту миску после показа ставили тут же на пол, то после освобождения из клетки они хаотически двигались около клетки, но прямо к миске не шли, пока она не попадала им близко в поле зрения. Таким образом, в возрасте 30—32 дней щенки лишены способности к отсроченным реакциям после зрительного восприятия местонахождения пищи на расстоянш! 40—50 см (Айвазашвили, Парцхаладзе, 93).
Первые признаки памяти проявлялись в возрасте 35—40 дней. Из клетки щенка отводили на расстояние 1,2—2 м к новому месту пищи, т. е. к одной из ширм, расставленных на этом расстоянии, и за ней из миски давали часть пищи. Затем отводили обратно в клетку. После освобождения из клетки через 15—20 сек. они бежали прямо к месту пищи, но задерживались позади ширмы, не обходя ее. Надо было экспериментатору несколько раз водить щенка за ширму и подводить к миске, чтобы впоследствии он сам обходил стоящее по пути к пище препятствие. Значит, целенаправленный обход препятствия не может происходить прирожденным рефлекторным путем. Этот обход вырабатывается как условный рефлекс, т. е. является натуральным условным рефлексом. Однако чтобы щенок, увидя ширму, обошел ее, надо еще иметь образ местонахождения пищи, ибо он обходит в каждом конкретном случае не всякую ширму, а ту, за которой на его глазах положили пищу.
В возрасте 42—45 дней окончательно формируется ориентировочная реакция на показ пищи на расстоянии: щенки поворачиваются в сторону показа миски, облизываются, скулят и сохраняют ориентировочную позу в сторону ширмы, пока за ней укладывается миска с пищей. Животные могли пойти в jto место после открытия клетки через 10—15 сек. Но если отвести животное за ширму и там подкормить, т. е. после комплексною восприятия места пищи, период отсрочки удлинялся до 45—50 сек., а для некоторых щенков и до 1-2 нин.
В последующие дни, в возрасте 47—50 дней, типичная отсроченная реакция на зрительное восприятие местонахождения пищи наступает через 20—30 сек. С дальнейшим ростом щенка продолжительность периода отсрочки быстро возрастает и уже к 3—4 месяцам продолжительность краткосрочной памяти при зрительном восприятии достигает 6—7 мин., а при комплексном восприятии 20—25 мин. (Айвазашвили, Парцхаладзе, 93).
Итак, в постэмбрионалъном развитии щенков способность к образной памяти в виде типичных отсроченных реакций как на зрительное, так и на комплексное восприятие местонахождения пищи проявляется в возрасте 42— 45 дней и достигает полного совершенства взрослых животных к 3—4 месяцам.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 440;