Современная празднично-обрядовая культура в СССР

 

Предыдущая глава показала плодотворность рассмотрения праздников и обрядов как специфической формы культурной деятельности. Под этим в современной научной литературе понимают «реализацию в любом виде социальной деятельности человека его сущностных сил, поднимающую эту деятельность до уровня всеобщей
соответствующей нормам и принципам данного класса»119. Как и другие виды культурной деятельности, празднично-обрядовая синтезирует в себе множество разновидностей связанных с производством, распространением, сохранением и потреблением специфических духовных ценностей.

Праздники и обряды, как уже было показано выше выступают как существенный фактор самореализации личности, трансляции духовных ценностей, как средстве обеспечения преемственности поколений, передачи традиций, стимулирования активности и т. д. Между тем педагогическая, социально-психологическая и художественно-эстетическая ценность праздников и обрядов осознаются далеко не всегда. Поскольку в них как в зеркале отражаются все позитивные и негативные явления каждого исторического этапа жизни общества, то при оценке места праздников и обрядов в духовной жизни этого общества не всегда просто бывает отделить их объективную роль от ее субъективного понимания. Не случайно на первой сессии Верховного Совета СССР разгорелась дискуссия по вопросу упорядочения праздничных и памятных дат и установления некоторых профессиональных праздников.

Одни предлагали вообще отменить праздничные и памятные дни, включая отраслевые праздники, другие выступали за то, чтобы праздников стало больше120.

В какой-то мере можно понять сторонников радикального отказа от праздников как таковых, ибо долгие годы в нашей стране они служили средством ухода от наболевших проблем, искусственного стимулирования социального оптимизма, а то и удовлетворения тщеславия руководителей того или иного масштаба.

Однако, хотят того или не хотят наиболее активные противники праздников, празднично-обрядовая деятельность стала за годы Советской власти элементом социалистической культуры, одной из форм ее функционирования. И это дает основания для выделения феномена празднично-обрядовой культуры в СССР. Структурно она может быть представлена следующим образом (рис. 2).

 

Рассмотрим данную схему. При этом подчеркнем, что деятельность в рамках празднично-обрядовой культуры едина, ибо представляет собой деятельность по самореализации сущностных сил членов конкретной ситуативной общности, их потребностей, способностей, дарований, творческих возможностей. Это всегда человекотворческая деятельность, главным направлением которой является формирование определенного типа человеческой личности в интересах общества, государства. Ее субъектом и объектом может выступать только человек.

В силу этого празднично-обрядовая культура — чрезвычайно динамичное общественное явление, изменяющееся как в результате объективных условий общественной деятельности людей, так и их субъективных мотивов, стимулов, целей деятельности, т. е. отношения к ней конкретной ситуативной общности в стране, отдельном регионе, трудовом коллективе.

В технологическом плане, т. е. с позиций методики организации праздников и обрядов, разграничение, продемонстрированное на схеме, конечно, условно. Что же касается научного анализа, то необходимо выделить в первую очередь деятельность, связанную с производством и распространением праздников и обрядов. Синтез этих двух видов деятельности связан с тем, что организация театрализованного действия подразумевает единство поиска сценарного замысла и режиссерского воплощения. В отличие от театра и кино, где постановочная группа обычно получает готовый драматургический материал, организаторы театрализованного действия должны изучить потребности конкретной ситуативной общности и четко реализовать их на всех этапах от замысла мероприятия до его воплощения.

Празднично-обрядовая культура как мера и способ реализации сущностных сил человека в празднично-обрядовом действии не допускает отложенного спроса. Музыкальное произведение может не исполняться, переписываясь в нотных партитурах; снятый кинофильм не демонстрироваться, но множиться в копиях для архивов; роман или повесть — тиражироваться тысячами экземпляров, остающихся невостребованными на полках книжных магазинов и библиотек. Распространение праздников и обрядов всегда подразумевает включение в действие, является динамическим процессом, в котором ориентация на зрелище лишь начальный этап.

Деятельность по сохранению праздников и обрядов предполагает в первую очередь передачу через их содержательные элементы традиций, воссоздание истории через поиск документального материала, использование реликвий, включение в действие мемориальных комплексов и памятников архитектуры. Тем самым глубинные пласты истории, быта, надежд и чаяний всех народов нашей страны благодаря праздникам и обрядам осмысляются с социально-психологических, педагогических и художественно-эстетических позиций.

Особо следует остановиться на деятельности, связанной с потреблением праздников и обрядов. Предлагая кинофильм зрителю или книгу читателю, авторы не ставят перед собой цели их постепенного превращения в режиссера либо писателя. Празднично-обрядовая культура, синтезируя потребность в деятельности ситуативной общности и сценарно-режиссерскую деятельность организаторов, позволяет добиться педагогически программируемого непрерывного динамического процесса, в котором четко моделируется и корректируется уже упоминавшаяся нами подвижная система:

 








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 749;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.