Зритель ↔ Участник ↔ Организатор ↔ Инициатор
Хочется обратить особое внимание на такую динамику, так как она, расширяя границы празднично-обрядовой деятельности, позволяет включить в нее инициативные группы, творческий актив, создать своеобразный клуб по интересам к театрализованному действу, в который могут войти добровольные сценаристы, режиссеры, художники и т.д.
Основой же динамики деятельности ситуативной общности является событийный календарь — фундамент празднично-обрядовой культуры. В нем заложен богатейший народный опыт, огромный исторический пласт традиций и обычаев. В этом плане интересен взгляд известного польского социолога культуры Казимежа Жигульского, серьезно изучавшего праздники и празднование в Советском Союзе. «Отвергая старый социально-культурный уклад, изменяя календарь, строя жизнь на новых основах, советские люди не отбрасывают сам институт праздника, а, напротив, сохраняют его, поскольку он удовлетворяет устойчивые человеческие потребности. Ориентация на новые идейные ценности, узловые даты истории СССР потребовали и требуют своих праздников, особого времени и места в календаре, своих образов, ритуалов, художественного оформления»121. Однако, подчеркивая сознательное формирование института праздников в СССР как мощного источника культуры, автор констатирует, что они набирают силы, «обильно черпая из сокровищницы предшествующих форм, ритуалов, обрядов, декораций»122.
Думается, что именно на этом фундаменте строится органичное единство социально-психологической потребности в празднично-обрядовом действии ситуативной общности и реализации этой потребности в педагогически запрограммированной сценарно-режиссерской деятельности организаторов. При этом бесспорно, что социально-психологические потребности первичны, ибо они, являясь производной событийного празднично-обрядового календаря того или иного региона, трудового коллектива, личности, диктуют основу сценарно-режиссерского замысла, конкретные каналы реализации активности аудитории.
Непонимание этого, отсутствие опоры на потребности масс ведет к проведению формально-показных праздников, не затрагивающих душу людей, дискредитирующих надуманной громкостью и помпезностью само понятие театрализованного действа. Такие праздники превращаются в красиво оформленные зрелища с безучастно взирающими на происходящее зрителями, а главной задачей организаторов становится обеспечение любой ценой хоть какой-то аудитории.
Другая крайность происходит, когда целая система возможных театрализованных праздников и обрядов не реализуется из-за отсутствия продуманного анализа социально-психологических потребностей ситуативной общности в активном действии по поводу конкретного события, к которому она непосредственно причастна. В этом случае зачастую происходит стихийное волеизъявление масс. Оно, в силу полного отсутствия педагогического программирования, несмотря на позитивные изначально стремления, делает праздничное действие неуправляемым, и оно порой начинает носить антиобщественный характер. Достаточно вспомнить явные просчеты организаторов, повлекшие за собой стихийный характер праздничного шествия и церемониального действия в День воздушно-десантных войск в Москве и Ленинграде в 1988г. В результате главными «организаторами» кульминации вышедшего из-под контроля действия уже не массы участников, а неуправляемой толпы стали работники милиции.
Думается, что сегодня, в период демократизации общественной жизни, празднично-обрядовая культура должна помочь избежать подобных негативных проявлений при реализации событийного календаря, в котором можно выделить несколько основных направлений, соответствующих тем или иным потребностям ситуативной общности. Празднично-обрядовая культура подразумевает понимание организаторами театрализованного действия методики сценарно-режиссерской деятельности в каждом из таких направлений.
Серьезный анализ событийного празднично-обрядового календаря СССР позволяет отнести к таким направлениям общественно-политические, трудовые, мемориальные праздники. Особо следует, на наш взгляд, выделить театрализованные гражданско-личностные праздники и обряды, а также праздники детей и подростков.
Имея в своей основе много общего с позиций празднично-обрядовой культуры, все они обладают в то же время спецификой организации и проведения. В данной главе мы подробно рассмотрим каждое из перечисленных направлений театрализованных праздников и обрядов в СССР, акцентируя внимание на особенностях их содержательного наполнения.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 647;