Общественно-политические театрализованные праздники
Современный этап развития нашего государства характеризуется серьезным анализом всех областей политической, хозяйственной и культурной жизни. Перестройка, развитие демократии и гласности коснулись и организации театрализованных праздников. Являясь одним из специфических проявлений организации свободного времени, они представляют собой своеобразную педагогически разработанную систему, которая органично связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности, обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззрение, идейно-нравственную и эстетическую позицию общества.
Огромной силой идейно-эмоционального воздействия обладают всесоюзные праздники общественно-политического характера. Они позволяют каждому советскому человеку со всей полнотой выразить те потребности в действии, которые отражают его мысли и чувства, отношение к актуальным проблемам жизни страны. Это наиболее массовые, являющиеся подлинно народными праздничные кампании, которые проводятся по датам так называемого Красного календаря, установленного государством.
Первый подобный календарь был утвержден в 1918 г. Советом Народных Комиссаров и включал в себя десять важнейших общественно-политических дат: 22 января — «Кровавое воскресенье» — День памяти расстрела рабочих перед Зимним дворцом 9 января 1905 г.; 17 января — День памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург; 23 февраля — День Красной Армии; 8 марта — День работницы; 18 марта — День памяти Парижской коммуны; 16 апреля — Приезд В. И. Ленина в Петроград; 1 мая — Первомай; 16 июля — «Июльские дни» — в память расстрела мирной демонстрации на Невском 3 июля 1917 г.; 7 ноября — Октябрьская годовщина; 22 декабря — День в память московского вооруженного восстания 1905 г.
Дальнейшее становление и развитие нашего государства, происходящие в мире события международного значения вносили изменения в систему общественно - политических праздников страны.
Отметим, что общественно-политический праздник — это весьма тонкий и деликатный акт воспитательного воздействия, сопряженный с трудными поисками психолого-педагогической эффективности сценарно-режиссерского замысла, который обязательно должен быть рассчитан на конкретную аудиторию. В то же время это должно быть и произведение искусства, ибо театрализация позволяет придать информационно-пропагандистскому содержанию действия эмоционально-образную форму подачи. Недаром А. В. Луначарский подчеркивал: «Является совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества»123.
Сегодня общественно-политические праздники стали наиболее массовыми, носят характер подлинно народных, отражают прогрессивные тенденции и актуальные проблемы современности. Среди них исследователи основных направлений развития современного массового праздника в СССР выделяют две основные группы124.
К первой группе относятся праздники, посвященные памятным датам истории нашего государства, жизни выдающихся деятелей советского и международного коммунистического движения.
Вторая группа общественно-политических праздников связана с важнейшими событиями и направлениями деятельности прогрессивного человечества. Это День космонавтики, Международный день защиты детей, Всемирный день охраны окружающей среды и др.
Анализ содержания общественно-политических театрализованных праздников показывает, что оно обязательно корректируется местной событийностью, наполняется конкретным для каждого региона документальным материалом. Именно это и определяет форму и сценарно-режиссерский замысел мероприятия, будь то встреча ветеранов конкретного коллектива в честь Дня Советской Армии или Дня Победы; чествование знатных женщин — героев труда в честь Международного женского дня и т. д.
Подчеркивая необходимость единства информационно-содержательной и эмоционально-образной сторон театрализованного действия в общественно-политических праздниках, следует акцентировать внимание на некоторых аспектах поиска их образного решения.
Велики возможности использования различных по жанрово-стилевым формам ансамблей монументального искусства: мемориальных комплексов, памятников, постаментов славы и пр. Еще в 1918 г. при разработке плана монументальной пропаганды В. И. Ленин отмечал: «...важнее надписей я считаю памятники, бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы», подчеркивая, что они должны стать «актом пропаганды и маленьким праздником»125.
Театрализованные праздники, различные ритуалы должны в первую очередь опираться на памятники истории и архитектуры, мемориальные комплексы, получившие в нашей повседневности значение символов, выражающих коллективные идеи, нормы, чувства, идеалы, понятия. Такая символика фиксирует социальный опыт людей, а значит, используя ее в театрализации как специально организованном педагогическом процессе, мы тем самым используем этот социальный опыт в целях воспитания человека.
Именно в силу этого наиболее яркие театрализованные действа общественно-политического звучания связаны с мемориальными местами проведения, ставшими символами несгибаемого мужества и героизма советских людей в трудные для Родины годы. Крейсер «Аврора», Смольный, Красная площадь, стены завода «Арсенал», Брестская крепость, Саласпилс, Мамаев курган, Сапун-гора — все это мемориалы, связанные с революционными и боевыми событиями в истории страны, олицетворяющие собой героические традиции.
К символическим образам, значение которых четко выражено и соотнесено с миром ценностей советских людей, следует причислить Красное знамя с революционным призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», Красную звезду, Герб и Гимн СССР, Серп и Молот и Другие святыни советского общества. У большинства из этих символов, которые известны всему миру, нет конкретных авторов. Их глубочайший смысл рожден революционным разумом человечества, которому необходимо было действенное оружие, обладающее силой массового воздействия на людей. Поэтому глубокое проникновение в понимание содержания символики нашей общественно-политической жизни необходимо всем организаторам театрализованных праздников и обрядов в СССР.
Яркий образ в общественно-политических праздниках создается с помощью цвета. Это происходит в силу предметной соотнесенности и эмоционального восприятия тех или иных цветов, ибо цвет и свет являются для нас источником мгновенной, дающей более 90 % поступающей в мозг через зрение информации, несущей комплексный характер (физиологической, психологической, эстетической).
Информация, содержащаяся в цвете, ее ассоциативная образность, метафоричность наряду с установившимися стереотипами восприятия цвета как определенной знаковой системы позволяют красный цвет ассоциировать с революцией, победой, солнечным восходом, что делает его незаменимым в общественно-политических праздниках.
Много неиспользованных резервов в отборе музыки при организации театрализованных общественно-политических праздников. Зачастую она используется лишь как компонент, художественный резонатор массового действия. Мы привыкли, что звучат обычно традиционные, достаточно популярные мелодии и песни, гораздо реже специально написанные для данного праздника. Что же касается использования богатейшего песенно-музыкального репертуара общественно-политического звучания как основы сценарно-режиссерского решения театрализованного действа, то такое, к сожалению, сегодня большая редкость.
А ведь мы имеем прекрасные примеры таких постановок. Высочайшие идеи, заложенные в символике партийного гимна «Интернационал», позволили народному артисту СССР И. М. Туманову поднять содержание концерта до масштаба празднования во время театрализованного действия в честь годовщины Великого Октября126.
В основу замысла легло поэпизодное раскрытие драматургически связанного сюжета куплетов «Интернационала».
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов! —
за этими строчками — вековая борьба трудящихся за свои права...
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой. —
...и вспоминается путь, пройденный нашей революцией, и ратный подвиг народа, не раз встававшего на защиту своих завоеваний...
Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда... —
в этих словах — торжество подлинного интернационализма, братства пролетариев всех стран.
Исполнение «Интернационала» стало основой документально-художественного построения театрализации, принципом группировки материала и в то же время волнующим актом гражданского звучания, всеобщим массовым действием.
В связи с современными демократическими преобразованиями в стране следует особенно бережно соотносить замысел организаторов с любой инициативой участников общественно-политических праздников, выражающей их реальное отношение к происходящему действу.
К сожалению, заорганизованность, попытка «причесать» всех под одну гребенку привели уже к падению авторитета театрализованных шествий и демонстраций. Типичный локальный инцидент, происшедший во время первомайской демонстрации в Ленинграде, является ярким примером столкновения праздничного мышления с рутиной старого представления о запрограммированном сверху действии участников массового праздника.
Попытка школьников нетрадиционно решить оформление колонны своего класса в рамках демонстрации, придумать оригинальное действие автоматически привела их к попаданию в разряд нарушителей общественного порядка. А вот и «позиция» понимания активности в общественно-политическом действии одного из работников Кировского РУВД Ленинграда:
— Ребята не должны были двигаться самостоятельно, в чужой колонне, отдельно. Они должны были (в обоих случаях разрядка наша. — А. К.) двигаться со своей школой127.
Впрочем, новизна праздничного мышления в этом случае весьма относительна. Ибо это новое — хороши забытое старое, те традиции ренессанса советского общественно-политического праздника, которые подарили нам первые послереволюционные годы. Проблема, видимо, заключена в том, что длительнейший период культа личности, застойных явлений в обществе привел к боязни театрализации общественно-политического праздничного действа. Мы на многие годы забыли, что найти образный эквивалент своему желанию, активно продемонстрировать отношение к происходящему событию именно в праздничной колонне, вместе с массой участников — конституционное право каждого советского человека, и поэтому не может быть запрещено, не может быть признано антиобщественным.
Сегодня практически невозможно увидеть в демонстрациях традиции политического карнавала, начавшего исчезать в ЗО-е годы из общественно-политических театрализованных праздников. Думается, что демократизация и гласность предполагают в наши дни более активное использование актуального материала, связанного с общественно-политическим положением в стране, опирающегося на выразительные средства сатиры, возможности пантомимы, массовой инсценировки. Такая попытка была сделана во время театрализованного шествия по Садовому кольцу в Москве (гл. реж. Е. Пичуев). Эпизод «Москва улыбается» раскрывал современность через синтез приемов театрализации, рожденных в 20-х (политическое шествие) и 30-х (карнавальное шествие) годах.
Организаторам удилось ярко, образно, с выдумкой поставить под обстрел сатиры то, что мешает прогрессу, поступательному движению вперед. Это и «жонглеры перестройки», которые из кубиков с текстом «перестройка», жонглируя, складывали свои слова: «рой», «стой», «арест» и пр. Это и те, кто затеяли «долгострой». Они тянут колесный строительный кран, обросший сорняками и гнездами, в которых сидят жильцы с длиннющими бородами. На поблекшем лозунге «Сдадим объект досрочно в 1968 году» цифра «6» исправлена на «7», затем на «8», наконец на «9». К «бюрократу», сидящему на высоченном портфеле, в альпинистском снаряжении карабкаются «просители», но каждый раз, почти достигнув цели, срываются. «Кольцо инструкций» представляет собой просторную детскую кроватку величиной с грузовик, стенки которой составлены из листов бумаги с надписями «Директива», «Указание», «Приказ», «Циркуляр»... В «кроватке» взрослые - дяди и тети с портфелями и большими пустышками во рту. На кабине машины в кресле сидит «руководитель» с погремушкой в руках, не позволяющий «шалить» — вылезать из «кроватки» или говорить вынув изо рта пустышку.
Особое внимание было уделено тому, чтобы не превратить театрализованное карнавальное шествие в зрелище, найти каналы проявления активности москвичей, продумать их вовлечение в действие, демонстрирующее отношение к происходящему. Для этого прямо в массу участников общественно-политического праздничного действия были запущены «куклы-катализаторы», условно названные «народ». Это были крупномасштабные трехметровые куклы, изображающие людей, апплицированные фотографиями с изображением масс идущих людей, последних событий в стране и за рубежом.
Вокруг «народа» суетятся сатирические персонажи (актеры в масках): «демагог», «взяточник», «очковтиратель», «болтун» и т.д., которые метают ему идти вперед: «вешают лапшу на уши», впускают пыль в глаза», «промывают мозги», «пускают пузыри». Снующие в массе уборщики -санитары в белых халатах предлагают всем желающим шланги с водой, пылесосы, щетки и метелки, чтобы вымести, смыть «мусор прошлого», дать возможность «народу» свободно двигаться, действовать.
Благодаря такому режиссерскому решению многие стоящие на уличном тротуаре активно включились а движение и вместе с общей колонной театрализованного шествия приняли участие в финале, суть которого отражена в названии —-«Сто тысяч танцующих пар».
Исторический путь, который прошли в своем становлении и развитии общественно-политические праздники и обряды у нас в стране, позволяет говорить об их огромной значимости в пробуждении самосознания советских людей, формировании их политических убеждений, активизации жизненной позиции.
Пожалуй, нет у нас в стране дома, в котором не хранились бы бережно документы и реликвии огненных верст нашей истории: награды, письма, фотографии. Они — носители того духовного богатства, без приобщения к которому каждого нового поколения обойтись невозможно, ибо разорвутся связующие нити, делающие осознанными жизнь и творчество человека.
Общественно-политические праздники позволяют увидеть события нашей истории яркими, зримыми, образными, воспринимаемыми эмоционально, всем сердцем и душой. Именно такое восприятие, дающее каждому возможность активного действия, проявляется в последующей социальной деятельности масс, в отношении к общественно-политической жизни страны, ее осмыслении и морально-этической оценке. Удовлетворение, возникающее от чувства сопричастности с происходящим, гордость за дела, в которые вложена частица собственного труда, единение с активно действующей массой участников театрализованного праздника — все это вызывает потребность с еще большим энтузиазмом трудиться на благо Родины, родного города, своего предприятия.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1049;