ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
В ПОРЕФОРМЕННЫЙ И ПРЕДРЕВОРЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ
Сменовеховцы и их противники
Показателем сложного процесса смены мировоззренческих установок стали «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», опубликованный в 1909 г. П. Б. Струве, Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым и др.
Авторы «Вех» некогда были сторонниками либеральных или, даже, революционных реформ для установления в России конституционного строя. Теперь же они устроили суд над революцией и заодно над интеллигенцией как главной виновнице революционных потрясений. Они утверждали, что «революция есть духовное детище интеллигенции» и печальный исход I Российской революции показал ошибочность основных установок интеллигенции. Осудив революцию как способ общественного переустройства, «веховцы» осудили и интеллигенцию за её «безрелигиозное отщепенство от государства» и «социалистическое отрицание личной ответственности».
Идеи «Вех» многими убежденными либералами были встречены крайне отрицательно, как попытка очередного самобичевания и отречения от старых идолов, свойственного ряду представителей образованного общества.
Кадетские авторы, выпустившие «антивеховский» сборник «Интеллигенция в России», доказывали, что именно либеральная интеллигенция являлась выразителем интересов всего русского общества задолго до революционных потрясений 1905 г. Сама революция означала тот факт, что в борьбу против абсолютизма включился весь народ.
Толстовство
Толстовство – религиозно-нравственное учение непротивления злу, составляющее основу мировоззрения позднего Л. Н.Толстого; практические опыты, вдохновлённые данным учением и направленные на его воплощение.
Главные принципы толстовства: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности и опрощение – выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации.
Для религиозных взглядов толстовства характерен синкретизм – соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения, однако идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Толстовцы отвергали догматы организованной церкви, стояли на позициях антиринитаризма – отрицания христианского догмата Троицы.
В кон. 1880 гг. в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье возникают «толстовские колонии» как попытки осуществления нового жизненного уклада на основе совместной собственности и труда, братской любви и ненасилии. Зарубежные сторонники толстовства организовали подобные колонии за границей (Манчестерская колония в Великобритании, «Толстовская ферма» М. Ганди под Иоганнесбургом в ЮАС и др.).
1895-1935 – существование народно-просветительского издательства «Посредник», основанного друзьями Л. Толстого В. Чертковым и И. Горбуновым-Посадовым, выпускавшее массовыми тиражами книги, близкие по духу толстовства.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 593;