Процессы и противоречия в общественно-политической и культурной жизни
Консервативный курс проявился и в общественно-политической, культурной сферах жизни общества. Ужесточилась цензура и контроль за состоянием умов. Были свернуты либеральные начинания предшествующего периода, критика «культа личности», прекращена реабилитация жертв сталинских репрессий. Масса принимаемых законов носила декларативный характер. Ущемлялась самостоятельность республик, национально-государственных образований. При этом консервативные тенденции облекались в демократическую форму.
В условиях «растущей интернационализации». Вобщественно-политической жизни царила атмосфера благодушия и самовосхваления. В материалах XXIV съезда КПСС был закреплен тезис о построении в СССР развитого социалистического общества. Это общество рассматривалось как высшее достижение социального прогресса.
В таких условиях в пропаганде настойчиво тиражировались идеи о «неоспоримых преимуществах» советского строя и «великих победах», достигнутых под руководством КПСС.
«Достижения» надлежало выявлять во всех сферах общественной жизни. Так, считалось, что в СССР полностью и окончательно решен национальный вопрос. Истоки этого по установившейся традиции находили в октябрьской революции 1917 г. На торжественном собрании, посвященном 60-летию образования ТАССР, первый секретарь Татарского обкома КПСС P.M. Мусин говорил: «Именно великий Октябрь ознаменовал коренной поворот в судьбе татарского народа, принес ему, как и всем народам страны, освобождение от оков социального и национального гнета, вывел на широкую магистраль перехода ... из бездны страданий, нищеты, мучений, голода, отчаяния к светлому будущему коммунистического общества».
Между тем существовала масса насущных проблем национального развития. Немало противоречий порождал форсируемый процесс интернационализации общественной жизни. Ведь, несмотря на постоянные заявления о недопустимости искусственного стирания национальных особенностей, практически торжествовала линия на ускоренное «слияние наций и языков».
В многонациональных регионах, к которым относился и Татарстан, не были обеспечены равноправный статус всех языков, их свободное развитие и функционирование. В таких условиях все большее количество татар предпочитало получить образование на русском языке, что неизбежно приводило к дальнейшему сужению сферы применения татарского языка. Уже в середине 60-х гг. наблюдался довольно высокий процент детей рабочих-татар, хорошо владеющих татарским языком, но предпочитающих учиться в русских школах. Так, по результатам анкетных опросов число детей, проведенных в этот период, из семей рабочих-татар, обучающихся в школах на русском языке, составило почти 88%. Руководством республики это расценивалось как процесс «прогрессивного сближения наций в период строительства коммунизма».
В официальной пропаганде интернационализация выглядела сугубо положительным явлением. Так, на одном из собраний партийного актива Ф.А. Табеев отмечал: «Хорошая основа для интернационального воспитания в республике имеется. У нас каждый производственный коллектив многонациональный, нет обособления по национальной принадлежности, по месту жительства, дети разных национальностей воспитываются в единых детских садах, а посмотрите, сколько у нас межнациональных браков».
Пропагандистские стереотипы воспринимались далеко не всей частью общества. Интернационалистская фразеология не могла заглушить оппозиционных настроений среди татарской общественности. Так, в 1965 г. выступивший на читательской конференции инженер оптико-механического завода Э. Зайнуллин сказал: «Октябрьская революция, сделавшая много для окраинных народов, не дала пользы татарам и башкирам, культура Татарии по сравнению с развитием культуры Киргизии, Казахстана и Узбекистана стала отставать. Экономический уровень рабочего в Татарии ниже, чем в Московской области или на Украине». Никто из зала не возразил ему.
Проблема сохранения татарского языка, культуры часто обсуждались на литературных вечерах, кружках, съездах творческих работников, во время неформальных встреч в кругу единомышленников. Многим современникам особенно запомнились критические выступления писателя Н. Фаттаха. В 60-е гг. популярными были поездки творческой интеллигенции в Булгар, где у древних святынь острота наболевших проблем ощущалась по-особому, и они обсуждались с особой откровенностью.
Татарская интеллигенция не просто говорила о тревожном состоянии татарской культуры, но пыталась и действовать. В 1964-1965 гг. возникли неформальные группы, которые обращали внимание властей на неблагоприятную языковую, культурную ситуацию в республике. Они стремились поддерживать национальное самосознание татар, живших за пределами республики, снабжая их татарской литературой, республиканскими газетами и журналами. Однажды дело дошло до разбрасывания листовок на съезде писателей с требованием организовать молодежный татарский журнал.
Многие представители татарской интеллигенции противостояли конформистским настроениям в обществе. Редакция журнала «Казан утлары» часто публиковала материалы, темы которых не вполне поощрялись властями. Так, на его страницах была развернута дискуссия о происхождении башни Сююмбеки. Известный татарский артист Г. Шамуков написал статью, в которой убедительно аргументировалось татарское происхождение этой башни. Статья вызвала заметный общественный резонанс.
Органы госбезопасности выявляли людей, не лояльных к существующему режиму. Как следует из записки КГБ и Генеральной прокуратуры СССР, поступившей в ЦК КПСС в ноябре 1972 г., «политически вредное группирование» было вскрыто и в Казани.
В мае 1977 г. на всенародное обсуждение был вынесен проект новой Конституции СССР, которая была принята в октябре этого же года. В 1978 г. были также приняты Конституции РСФСР и ТАССР. Представители татарской интеллигенции вновь вернулись к проблеме повышения государственного статуса республики. Однако властями вопрос о преобразовании ТАССР в союзную республику не был даже поставлен в повестку дня. Конституционное строительство никаких существенных изменений в права национально-государственных образований не внесло.
Духовная сфера.Официальная пропаганда настойчиво проводила мысль о торжестве ленинской национальной политики. При этом высоко оценивались изменения, произошедшие в духовной сфере жизни общества. Действительно, наука, культура в республике не стояли на месте, расширились возможности получения среднего и высшего образования, повысился интеллектуальный уровень населения. Вместе с тем, в духовной сфере усилились процессы идеологизации, негативно отразившиеся на развитии татарской культуры.
Во второй половине 60-х - начале 80-х гг. существенно обновилась материальная база науки и культуры. Для Казанского университета было возведено два современных высотных здания. Появились новые здания и у Казанского филиала Академии наук, многих вузов. Были открыты Дом актера, Дом архитектора. Распахнули свои двери концертный зал консерватории, Выставочный зал Союза художников республики. В Казани, во многих районных центрах были построены дворцы культуры.
Развивались казанские научные школы. По многим естественнонаучным направлениям они продолжали пользоваться всемирной известностью. В 1978 г. академику Б.А. Арбузову и члену-корреспонденту Академии наук СССР А.Н. Пудовику была присуждена Ленинская премия в области науки и техники. Фундаментальные научные проблемы разрабатывали профессора С.А. Аль-тшулер, П.А. Кирпичников, Х.М. Муштари, А.П. Норден, М.Т. Нужин, Г.Г. Тумашев, многие другие ученые.
Расширилась сеть вузов, специальных учебных заведений. В Казани были открыты филиалы Московского энергетического института, Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской, Волгоградского института физической культуры, основан техникум торговли. Всего к началу 80-х гг. в республике насчитывалось 13 институтов, 60 средних специальных учебных заведений.
В середине 70-х гг. в республике, как и по всей стране, был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Образовательный уровень работников вырос во всех сферах экономики и культуры республики. Неуклонно росла доля татар, занятых в интеллектуальных сферах труда. Из научных работников республики каждый четвертый доктор наук, каждый третий кандидат наук и каждый третий аспирант были татарами, а еще в 40-е гг. научных работников «со степенью» среди татар были единицы. В середине 70-х гг. более 35% специалистов народного хозяйства республики являлись татарами.
Однако наряду с этими достижениями в республике имелись и немалые проблемы. Здесь не было своей Академии наук. Такого рода научные учреждения могли быть созданы только в союзных республик. Казанский Государственный университет не располагал даже кафедрой татарской истории.
В стесненных идеологическими рамками условиях приходилось работать ученым гуманитарного профиля. Особенно это касалось представителей исторических дисциплин. Известный физик К.А. Валиев как-то заметил, что он выбрал физику, а не историю, которую любил, понимая «узость пространства» для деятельности историка при существовавших условиях.
Имелись значительные различия в уровне образования городского и сельского населения. Все более отставало от требований времени качество образования.
Отсутствовали по-настоящему широкие условия для удовлетворения духовных запросов татарского населения. Между тем, с его стороны отмечался постоянный интерес к национальной истории и культуре. Об этом свидетельствовали многочисленные письма, обращения татар в руководящие органы, средства массовой информации. Так, полное обиды на Казанское телевидение письмо направил в Татарский обком КПСС житель поселка Бавлы СВ. Рахимов. «Мы, телезрители, — пишет он, — не можем утвердительно сказать, что татарская телестудия есть, так как мы не видим никакой ее работы...» Читатель Г. Ширгазин из Казани пишет: «Мне 22 года. Люблю культуру своего народа. Почему бы не выпускать художественные фильмы на татарском языке?» А. Сабиров из Набережных Челнов с упреком указывает на то, что национальное музыкальное искусство обречено на забвение. «Другие нации с раннего детства воспитывают у детей любовь к своей музыке», — замечает он.
Из письма А. Кацюбы становится понятным, что потребность выучить татарский язык существовала не только у татар, удовлетворить же ее было почти невозможно. «Я прожила в Казани большую часть жизни, но не умею говорить по-татарски. С величайшим трудом мне удалось раздобыть самоучитель Р.С. Газизова, изданный в 1960 г. тиражом 6 тысяч экземпляров. ...С его помощью я усвоила грамматический строй татарского языка, набрала определенный запас слов», — написала она в своем письме в «Вечернюю Казань» в 1981 г. Далее читательница просила организовать какие-нибудь курсы, так как «в своем желании научиться говорить по-татарски я далеко не одинока».
О большом интересе к татарской культуре свидетельствовали неизменные аншлаги в Татарском академическом театре им. Камала и Татарском республиканском передвижном театре (ныне Татарский театр драмы и комедии им. К. Тинчурина). В репертуаре Камазовского театра были татарская, русская и мировая классика, современные пьесы. Значительными событиями в театральной жизни стали постановки сценических произведений К. Тинчурина «Голубая шаль», «Угасшие звезды», Н. Исанбета «Миркай и Айслу», Ш. Хусаинова «Мама приехала», Т. Миннуллина «Альмандар из Альдермыша».
Постоянного зрителя имел Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля. В 1971 г. здесь состоялась премьера балета Э.З. Бакирова «Су анасы» («Водяная»). Обновлял свой репертуар Казанский Большой драматический театр им. В.И. Качалова. В нем были поставлены такие пьесы, как, например, «Зыковы» Горького, «Океан» Штейна, «Бег» Булгакова, «Быть или не быть» Гибсона. Увеличивалось число народных театров.
В 1966 г. был организован Государственный симфонический оркестр. На протяжении 12 лет его возглавлял видный дирижер, народный артист СССР Натан Рах-лин. Оркестр трижды становился лауреатом всероссийских и всесоюзных конкурсов. Коллектив первым исполнял симфонические произведения татарских композиторов.
В области симфонической музыки начали активно проявлять себя выпускники Казанской консерватории: Ф.А. Ахметов, Р.А. Еникиев, Р.Ф. Абдуллин, Л.М. Батыр-Булгари, Л.А. Хайрутдинова, Ш.Х. Тимербулатов и др. Лучшие достижения татарской симфонической музыки связаны с симфониями Н.Г. Жиганова, А.З. Монасыпова, Ф.А. Ахметова.
Песни и романсы татарских композиторов популяризировали признанные исполнители Альфия Авзалова, Шамиль Ахметзянов, Эмиль Залялетдинов, Ренат Ибрагимов, Ильгам Шакиров. Одними из самых любимых в народе были произведения Сары Садыковой и Рустема Яхина.
Несмотря на усиление идеологического контроля, расширился диапазон творчества татарских писателей. Во многом по-новому зазвучала тема деревни в повестях Р. Тухватуллина «О чем поют капли», «Ягодные поляны», М. Хабибуллина «Гора с горой не сходится», его же романе «Водовороты». Острые морально-этические проблемы современности были поставлены в произведениях А. Гилязова «Посредине», «В пятницу вечером», «Петух на плетне», «За околицей луга зеленые», А. Бники «Невысказанноезавещание», «Умиротворение», «Совесть», А. Расиха «Два холостяка».
С тревогой об эрозии народной памяти, ухудшении отношения человека к природе писал Г. Баширов в автобиографической повести «Родимый край - зеленая колыбель», романе «Семь родников». Историческая тематика освещалась в романах Н. Фаттаха «Итиль-река течет», «Свистящие стрелы», трагедии «Кул Гали», повести Г. Ахунова «Ардуан батыр», романе Э. Касимова «Чул-ман - река внуков». В 60-70-е гг. татарская поэзия была представлена произведениями Ш. Галиева, Р. Файзул-лина, Р. Хариса, Г. Рахима, Р. Гатауллина, Р. Мингали-ма, Зульфата и др.
В области изобразительного искусства выделялись работы Б. Урманче. В те годы он создал триптих «Татарстан», скульптуры «Сагыш», «Весенние мелодии», Тулпар», проект архитектурно-мемориального комплекса Г. Тукая в селе Новый Кырлай. Над новыми живописными полотнами работали Л. Фаттахов, А. Прокопьев, К. Максимов. Скульптуры «Батыр», «Камазовец», «Юность» изваял Н. Адылов. Монументальные росписи и произведения станковой живописи «В родном ауле», «Зульфия - казанская красавица» были созданы И. Зариновым.
Труд многих творческих деятелей получил высокую оценку. Так, Государственной премии республики им. Г. Тукая были удостоены X. Туфан, И. Гази, Г. Ахунов, А. Бники, А. Гилязов, Государственной премии РСФСР им. М. Горького - Сибгат Хаким. Лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Репина в области изобразительного искусства стал художник X. Якупов, Государственной премии им. Тукая — скульптор В. Маликов, живописец Н. Кузнецов. Тукаевская премия была вручена Б. Урманче. В 70-е гг. симфония Н. Жиганова «Сабантуй» была удостоена Государственной премии СССР, а симфоническая поэма Ф. Ахметова, посвященная памяти Фарида Яруллина, - Государственной премии РСФСР им. М. Глинки.
Награды отражали только парадную сторону жизнедеятельности творческих работников. Массовой практикой были постоянные поучения, одергивания со стороны партийных органов. Деятелей литературы и искусства призывали прославлять героику трудовых будней, достижения развитого социализма. Попытки воссоздать подлинную картину советской действительности вызывали порицание за увлеченность теневыми сторонами жизни. Обращение к вопросам личной жизни человека, повседневного быта, семейных коллизий сопровождалось критикой за мелкотемье, узость интересов, недостаток идейности, гражданственности. Участились запреты публикаций художественных и публицистических произведений, в которых шла речь об острых проблемах истории и современности. Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей.
Однако повышение интеллектуального уровня общества сопровождалось ростом в нем оппозиционных настроений. Возникали неформальные группы, прежде всего в среде студенческой молодежи, научной и творческой интеллигенции. Среди татарских интеллектуалов вынашивались идеи национального движения. В конечном счете, эти настроения нашли выражение в процессах демократизации, которые развернулись во второй половине 80-х гг.
Таким образом, жесткие идеологические установки на прославление достижений социализма и интернационализма накладывали отпечаток на все сферы политической и культурной жизни республики в 60-80-е гг. Наряду с определенными успехами в области образования, науки, искусства в республике имелись серьезные проблемы в развитии национальной культуры, языка. Эти проблемы поднимались общественностью, однако, в условиях всевластия партийно-чиновничьих структур, отсутствия подлинных демократических свобод не решались.
Вопросы и задания
1. Определите особенности общественно-политического разви-" тия республики во второй половине 60-х - начале 80-х гг. 2. Охарактеризуйте основные проблемы национального развития. 3. Расскажите о роли общественности в политической жизни республики. 4. Раскройте противоречия и главные тенденции в развитии науки, художественной культуры республики.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 496;