Социально-политическое и культурное развитие республики
Весьма противоречивый характер в середине 50-х — начале 60-х гг. носили процессы в общественно-политической, культурной жизни. Начавшаяся десталинизация, курс на демократизацию советского общества не могли не вызвать оживления этой жизни. Но сами процессы демократизации имели вполне четкие пределы, определенные партийными установками.
Начало реабилитации. Пожалуй, первым свидетельством перемен в политическом курсе стал начавшийся осенью 1953 г. процесс реабилитации репрессированных. К 1956 г. в целом по стране из лагерей и тюрем было освобождено и посмертно реабилитировано почти 16 тысяч человек. После XX съезда КПСС, на котором был осужден культ «личности» и взят курс на устранение «нарушений социалистической законности», процесс реабилитации приобрел совершено иные масштабы. На свободу вышло более миллиона политических заключенных.
В республике во второй половине 50-х гг. реабилитация коснулась сотен человек. Из наиболее известных партийных и государственных деятелей Татарстана были реабилитированы К.А. Абрамов, Г.Г. Байчурин, А.М. Давлетьяров, Г. И. Искандеров, А.К. Лепа, М.О. Разумов, М.М. Хатаевич. Также посмертно были реабилитированы деятели культуры Галимджан Ибрагимов, Карим Тинчурин, Шамиль Усманов, многие другие. Выжить в лагерях и вернуться к творчеству смогли Хасан Туфан, Аяз Гилязов, Гурий Тавлин, Суббух Рафиков, Ибрагим Салахов, Евгения Гинзбург и др.
В 1956 г. Верховный суд ТАССР отменил приговор в отношении 33 осужденных по делу «Националистической контрреволюционной повстанческой организации» («Крестьянский иттифак»). Было признано, что это дело явилось результатом грубой фальсификации. Оно было прекращено за отсутствием в действиях осужденных состава преступления.
Но процесс реабилитации в тот период носил незавершенный половинчатый характер. Так, ей не подлежали репрессированные во время насильственной коллективизации, «борьбы с национал-уклонизмом», преследовавшиеся по религиозным мотивам. За многими видными деятелями Татарстана 20-30-х гг. по-прежнему сохранялось зловещее по тем временам клеймо националистов, султангалиевцев. Наказания избежало большинство организаторов фальсифицированных дел, организаторов и исполнителей карательной политики.
Национальные проблемы.Определенная либерализация политического режима пробудила у татарской общественности надежду на изменение национальной политики. В этот период стали активно выступать за возрождение традиций своего народа, полноценное развитие его культуры многие её представители.
Наиболее радикальные требования исходили от национальной интеллигенции. Они были откровенно изложены в письме, которое еще до XX съезда КПСС группа творческих деятелей республики направила в ЦК КПСС. В нем наряду с вопросами культурного возрождения татар ставилась и проблема предоставления Татарстану статуса союзной республики. После же разоблачительной критики культа личности Сталина, прозвучавшей с трибуны съезда, выступления интеллигенции умножились и усилились.
В 1956 г. на собрании партийно-хозяйственного актива Бауманского района г. Казани об этой проблеме говорил писатель Г. Кашшаф. Отметив огромный вред сталинской политики в области исторических наук, литературы и искусства, он выразил надежду, что «ЦК партии займется вопросом возможности преобразования Татарии в союзную республику». Через год писатель Н. Фаттах направил письма руководителям страны с требованием реорганизации Татарской автономной республики в союзную республику. Его предыдущие обращения в высшие инстанции республики были расценены как ошибочные. О несправедливости пребывания ТАССР в статусе автономной республики щла речь в письме читателей «Литературной газеты» Г. Энверова и Ш. Фахрульисламова.
Ущемленный статус автономной республики отражался даже на размерах гонораров. Гонорарные ставки за художественные произведения, издаваемые в автономных республиках, были на четверть, а за драматические произведения наполовину меньше, чем в союзных республиках.
Общественность республики тревожила судьба татарского языка. В 50-е гг. сфера его применения стремительно сужалась. Быстрые темпы роста промышленного развития приводили к соответственному росту городского населения в республике. В городах же средством общения на производстве, в учреждениях все чаще становился русский язык. Начал резко снижаться авторитет национальных школ.
Повышение роли русского языка происходило в ущерб развитию других языков. Такие процессы нарастали во многих национальных регионах. Они были следствием политики центральных властей, которая проводилась под флагом растущей интернационализации общественной жизни. Местные руководители вынуждены были исполнять идущие сверху указания.
Практически ежегодно на заседаниях Татарского обкома ставился вопрос о необходимости улучшения преподавания русского языка в национальных школах. Это выглядело как забота государства о росте образовательного уровня татар. Ведь в отличие от союзных республик, приемные экзамены в вузы и техникумы здесь проводились только на русском языке.
Сама же татарская школа, состояние дел с преподаванием татарского языка оставались вне поля зрения властей. Многие татарские школы ютились в неблагоустроенных помещениях, не были укомплектованы квалифицированными учителями. В республике был отменен государственный экзамен на аттестат зрелости по татарскому языку и литературе, ликвидированы корени-зированные группы в средних специальных учебных заведениях.
Многие татары-горожане, большинство которых составляли недавние сельчане, не желали, чтобы у их детей, как в свое время у них, возникли проблемы из-за плохого знания русского языка. Видя бесперспективность совершенного знания татарского языка, даже представители татарской творческой интеллигенции стали обучать своих детей в русских, школах.
В 1958 г. в Казани работало только 2 татарские и 17 смешанных школ, 80 % детей-татар — ее жителей — обучалось в русских школах. К концу 50-х гг. значение национальной школы стало быстро снижаться и в других городах и районных центрах республики. Количество детей, обучавшихся в татарских школах, в целом по республике сократилось в несколько раз.
Атмосфера «оттепели», казалось бы, открывала возможности для решения этой проблемы. Многие представители татарской интеллигенции предлагали уже в детских садах создать отдельные татарские и русские группы. Проявлением наиболее радикальных настроений стали предложения о том, чтобы запретить учиться татарам в русских школах.
Ситуация с татарским языком, татарской школой вызывала обеспокоенность и у ряда партийных работников. Их стремление изменить ситуацию поддержал первый секретарь Татарского обкома КПСС С.Д. Игнатьев, возглавивший его с 1957 г. Против предлагавшихся мер не возражали и в ЦК КПСС.
В мае 1958 г. состоялся пленум обкома КПСС. Принятыми решениями предусматривалось обеспечить резкое повышение качества преподавания русского языка и литературы, укрепить материально-техническую, учебно-методическую базу татарских школ, улучшить состав преподавателей. Намечалась также организация по желанию абитуриентов приемных экзаменов в вузы и техникумы на татарском языке.
Однако вскоре в отношении национальной школы возобладали иные подходы. Осенью 1959 г. в Татарский обком партии из ЦК КПСС поступили записка З.И. Муратова (в то время — работник аппарата ЦК КПСС, в 1944-1957 гг. первый секретарь Татарского обкома партии) и сопроводительное письмо. В записке доклад, с которым выступил на майском пленуме секретарь обкома по идеологии К.Ф. Фасеев, был назван «крамольным», а его автор обвинен в национализме. В сопроводительном письме было предложено пересмотреть решение пленума. Как отмечал в своих воспоминаниях К.Ф. Фасеев, «записка Муратова и положительная реакция на нее ЦК отнюдь не случайны. Это отражение национальной политики, унаследованной от Сталина. Отрицательное отношение к национальным школам наблюдалось не только у нас».
В январе 1960 г. пленум обкома без какого-либо обсуждения отменил свое прежнее решение. В том же году С.Д. Игнатьев был отозван в Москву. Первым секретарем Татарского обкома партии стал Ф.А. Табеев. На пленуме им было заявлено, что «проведение в жизнь этого ошибочного решения могло привести к национальной ограниченности, замкнутости, к снижению требовательности в работе татарских школ относительно глубокого изучения русского языка».
Не получили поддержки усилия языковедов, журналистов, которые стремились отстоять чистоту татарского языка, противостоять процессу его искусственного обеднения в результате широкого использования иноязычных терминов. Выражая официальную линию в развитии татарского языка, известный лингвист М.З. Заки-ев писал: «Пережитком прошлого и в некоторой степени проявлением национальной ограниченности является мнимая забота о чистоте национального литературного языка. Не трудно представить себе, что бы получилось, если бы вместо новых заимствований, например, таких слов, как выключатель, нагрузка, прогресс, характеристика, эрудиция, новатор, обстановка, буровой, физик, декада приняли бы как форму неудачные новообразования типа ычкындыргыч, йоклэнеш, алгарыш, сыйфатлама, кинбелемлек, яналыкка омтылуче, чол-ганыш, бораулау корылмасы, тэнви, ункэнлек; или вместо распространенных в народе слов политика, экономика, культура, редактор, союз возвратили их устаревшие эквиваленты типа сэяси, икътисади, мэдэни-ят, мохэррир, иттифак». В начале 60-х гг. была свернута работа терминологической комиссии. В то время либеральные тенденции «оттепели» угасали в общественно-политической и культурной жизни всей страны.
Советы, общественные организации.В период хрущевских реформ под лозунгом «развития социалистической демократии» были предприняты определенные шаги по расширению прав Советов, профсоюзов. Тогда же создавались разнообразные общественные организации на производстве, по месту жительства, советских органах. Многочисленные домкомы, уличкомы, женсо-веты, народные дружины, различные общественные формирования на производстве призваны были способствовать постепенному установлению коммунистических отношений в обществе. Однако демократизация носила декоративный формальный характер. Ни одно из общественных формирований не могло существовать и действовать без одобрения партийных и государственных органов.
Попытки создания действительно самостоятельных, вне партийного и комсомольского контроля, организаций немедленно пресекались. Такая попытка была предпринята в финансово-экономическом институте. Труппа студентов решила создать там дискуссионный кружок по политическим вопросам. Деятельность его очень скоро была запрещена, при этом его организаторы были исключены из института. Следом за этим серия партийных и комсомольских собраний с присутствием на них представителей райкомов, горкомов прошла в университете, химико-технологическом, сельскохозяйственном, ветеринарном институтах, где публичному разбирательству подверглось поведение студентов, позволивших открытые критические высказывания в адрес руководства страны, республики, института.
Суровое наказание ждало тех, кто не только проявлял оппозиционные настроения, но и пытался действовать. Так, в августе 1957 г. был арестован автор листовок антисоветского содержания, прикрепленных на здании Чистопольского городского Совета.
О непоследовательности, половинчатости либерального курса свидетельствовало и отношение к религии. В период «оттепели» была усилена атеистическая пропаганда. Помимо идейной борьбы с религией запрещалось открывать мечети и церкви, публично проводить культовые мероприятия. Большинство верующих старалось скрыть свою религиозность и удовлетворяло свои культовые запросы дома, которые были сведены до минимума, в основном ограничиваясь обрядами имянаречения и отпевания умерших.
По мере угасания импульса реформ, провала политики «коммунистического скачка» в общественной жизни нарастали такие негативные явления, как хулиганство, пьянство, тунеядство и т.п. Попытки направить общественную активность людей в идеологически заданном направлении оказывались неэффективными. В своем выступлении на Пленуме Татарского обкома КПСС директор Госмузея В.М. Дьяконов, обращаясь к залу, спрашивал: «Как могло случиться, что в наши дни, у нас в советской стране уродливых размеров достигло хулиганство, имеется множество случаев недостойного поведения людей в быту, немало случаев преступности. Все эти явления надо квалифицировать антисоциальными. Почему же мы дошли до этого? Что упустили в своей работе?»
Наука, образование, литература и искусство.Бурное развитие промышленности в республике способствовало росту числа научных учреждений, призванных обеспечивать научно-технический прогресс в приоритетных отраслях народного хозяйства. В 1956 г. был создан Татарский нефтяной научно-исследовательский институт в Бугульме, вскоре ставший одним из ведущих НИИ в стране по проблемам нефти и газа. Научно-исследовательские учреждения создавались и во многих других отраслях промышленности, получивших развитие в республике. В 1965 г. в республике насчитывалось 51 НИИ.
Многоплановый и разносторонний характер имела и система высшего и среднего специального образования в республике. В 1965 г. в ТАССР действовало 11 вузов и 42 средних специальных учебных заведения. Достаточно развитой являлась и система профессионально-технического образования, включавшая в том же году 72 учебные заведения. Повышался общеобразовательный уровень в республике. Этому способствовал начатый в 1958 г. переход на обязательное восьмилетнее обучение, в республике он был завершен в 1963 г.
После XX съезда, заметно оживилась и культурная жизнь. Пожалуй, наибольшую активность по возрождению и дальнейшему развитию татарской культуры проявляли татарские писатели. Уже в мае 1956 г. на заседании правления Союза писателей были обсуждены наболевшие вопросы татарской литературы. Главная тревога писателей выражалась в том, что, как отмечалось в его постановлении, «Таткнигоиздат» за последние годы начинает терять свое лицо, как национальное издательство». На этом заседании план его изданий был пересмотрен в сторону увеличения выпуска литературы татарских писателей. Писатели настойчиво ставили вопрос об издании в Казани литературного иллюстрированного журнала для молодежи.
В обстановке оттепели писатели настойчиво заявляли о необходимости большей свободы творчества. Известный татарский писатель А. Еники в одном из своих выступлений, подвергшемся официальной критике, высказался против опеки творческих деятелей со стороны партийных органов. «Там, где есть принуждение, искусство погибнет», — утверждал он.
Разоблачение сталинских преступлений положило начало новому этапу в татарской поэзии. Об этом свидетельствовали произведения Сибгата Хакима, Салиха Бат-тала, Шарафа Мударриса, ряда других поэтов. Расширился тематический диапазон произведений прозаиков. Роман Нурихана Фаттаха «А как по-вашему?» рассказывал о жизни студенчества, нефтяникам республики посвятил свой роман «Клад» Г. Ахунов. Было издано в трех томах собрание сочинений М. Джалиля, подготовленное Гази Кашшафом. Шайхи Маннур выпустил сборник рассказов «Песня новая пришла», Гумер Баширов - сборник татарского фольклора «Тысяча и один мэзэк».
В период «оттепели» в творческую жизнь вступали новые поколения татарских композиторов. Замечательные песни и романсы создал Рустем Яхин. Энвером Бакиро-вым были написаны балет «Золотой гребень», музыкальная комедия «Мелодия тальянки», Хуснуллой Валиулли-ным - опера «Самат», Аллагиаром Валиуллиным - симфония и симфоническая поэма. В этот период начали создаваться первые крупные произведения монументальной скульптуры. Авторами памятника Г. Тукаю стали скульпторы С.С. Ахун, Л.Б. Кербель и Л.М. Писаревский.
Важные события произошли в жизни театров республики. В 1956 г. Татарский театр оперы и балета им. Джалиля открыл свой сезон в новом здании. Театр им. Г. Камала был награжден орденом Ленина, а театр им. Качалова - орденом Трудового Красного Знамени. В начале 60-х гг. было открыто театральное училище.
В 1958 г. была учреждена премия имени Г. Тукая, которая ежегодно присуждалась за выдающиеся произведения литературы, музыки, живописи, за лучшую исполнительскую деятельность. Первыми лауреатами премии стали Фарид Яруллин (балет «Шурале»), Ахмед Файзи (роман «Тукай»), режиссер Ширияздан Сарымсаков, художник Анас Тумашев, актеры Халиль Абжали-лов, Асия Хайруллина и Фатых Кульбарисов (спектакль «Без ветрил»), художники Харис Якупов и Лутфулла Фаттахов (иллюстрации к татарским сказкам), режиссер Нияз Даутов (постановка опер «Алтынчеч» и «Евгений Онегин»).
Заметным событием культурной жизни не только республики, но и татарского народа, стала декада татарской литературы и искусства в Москве, проведенная в 1957 г. Были проведены недели, дни татарской литературы в Чувашской, Башкирской, Марийской АССР, Казахстане. Деятели искусства и литературы этих республик выступали на сценических площадках Татарской республики.
Духовная атмосфера «оттепели» отличалась от атмосферы сталинских времен. Однако творческие искания были строго регламентированы идеологическими установками. Художников призывали находить источник вдохновения в политике и идеологии коммунистической партии, продолжалась борьба против «идейных шатаний». Чтобы побудить литераторов создавать «социалистические по содержанию» произведения на современные темы, их прикрепляли к промышленным предприятиям. Из этой затеи ничего не вышло. Как отмечалось в информации председателя КГБ в 1960 г., «из прикрепленных Р. Ишмуратов (компрессорный завод), С. Баттал (завод № 16) и Г. Хузи (Химстрой) и другие до сего времени не написали ни одной строчки».
К началу 60-х гг. по мере свертывания и без того ограниченных либеральных преобразований, творческих деятелей республики все чаще одергивали «за нездоровые суждения об ущемлении интересов татарского народа». Осуждалась отстраненность художественной интеллигенции от официальной идеологии, усиливался контроль за её деятельностью. В докладной, направленной секретарю Татарского обкома КПСС СП. Игнатьеву в 1960 г., говорится: «Многие татарские писатели слабо занимаются вопросами овладения марксистско-ленинским мировоззрением, мало проявляют участия в общественных мероприятиях. (...) Как деталь характерно отметить, что в демонстрации трудящихся 7 ноября 1959 года из Союза писателей участвовало всего 3 человека».
В октябре 1960 г. на пленуме Татарского обкома были признаны порочными в идейно-художественном отношении произведения Г. Минского «Весеннее пробуждение», Ш. Хусаинова «Муки любви», X. Камалова «Горение», К. Латыпова «Родная земля» и «Солдаты». В 1961 г. было прекращено присуждение премии им. Г. Тукая. Ее новые лауреаты появились лишь через пять лет.
Неодобрительное отношение властей вызывало обращение татарских гуманитариев к дореволюционной тематике. Так, в одной из справок, составленной на основе проверки тематики исследований в начале 60-х гг., говорилось: «Значительная часть дипломных работ, выполняемых студентами, относится к исследованиям дореволюционного периода. Работая над этими темами, студенты самостоятельно изучают статьи из дореволюционных периодических изданий и книги того периода, в которых высказывается немало реакционных, националистических взглядов. Чтение такой литературы при еще недостаточной политической подготовке студентов отрицательно влияет на формирование их научно-политических воззрений». Далее приводился список студентов, работавших по дореволюционной проблематике с подробными сведениями прочитанной ими литературы. Все это говорило о том, что августовское постановление 1944 г. оставалось в силе.
Таким образом, общественно-политическая и культурная жизнь республики отразила всю непоследовательность, противоречивость курса на демократизацию. Оживление этой жизни происходило в рамках сложившейся системы, которая лишь в некоторой степени была затронута либеральными веяниями.
Вопросы и задания
1. Расскажите о начале процесса реабилитации репрессированных в республике. Дайте оценку этому процессу. 2. Как решались национальные проблемы в Татарской республике в период «оттепели»? 3. Охарактеризуйте основные направления развития языковой политики в республике. 4. В чем проявилось оживление общественно-политической жизни республики? 5. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный В.М. Дьяконовым? 6. Расскажите о достижениях в развитии науки, образования, культуры в республике. 7. Сравните обстановку в области литературы и искусства в первое послевоенное десятилетие и в период «оттепели». К каким выводам на примере творчества художественной интеллигенции республики вы пришли?
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1336;