Общественно-политическая жизнь во второй половине 80-х гг.
Период перестройки ознаменовался не только попытками обновить систему социалистической экономики. Были осуществлены основательные политические преобразования, которые вызвали активные процессы гражданского, духовного раскрепощения.
Гласность. Изменения в общественном сознании.Широкая политическая реформа началась позже экономических преобразований. Ей предшествовала массовая смена и омоложение кадров в высшем руководстве страны. Кадровые изменения не обошли стороной и Татарскую республику. В 1989 г. первым секретарем Татарского обкома КПСС стал М.Ш. Шаймиев. Состав обкома КПСС пополнился молодыми интеллектуалами, приобретшими известность своей активной гражданской позицией в годы перестройки и не имевшими номенклатурного прошлого.
В деятельности партийных, общественных структур появилась большая открытость. На смену заявлениям об очередных успехах, огромных достижениях приходил критический настрой. Он был подхвачен средствами массовой информации, общественностью. Остротой публикаций отличались газеты «Вечерняя Казань», «Комсомолец Татарии».
Раскрепощению сознания активно способствовала политика гласности. С небывалой до того откровенностью после долгого молчания было сказано о преступной роли сталинизма. На официальном уровне было также заявлено о застойных явлениях в жизни советского общества на рубеже 70-80 гг., о серьезных деформациях в сфере национальных отношений.
Был практически возобновлен и приобрел огромные масштабы реабилитационный процесс. Изучение материалов по крупным политическим процессам показало, что все они явились следствием произвола, грубой фальсификации. Такая оценка была дана делам по «национал-уклонизму», по делу «султан-галиевской контрреволюционной организации». 16 января 1989 г. были реабилитированы М.Ю. Брундуков, A.M. Енбаев, Н.Ш. Еникеев, Г.Г. Мансуров, К.Г. Мухтаров, М.Х. Султан-Галиев, А.И. Урманче, Б.И. Урманче, И.К. Фирдевс. А.М. Бнбаев, Г.Г. Мансуров, К.Г. Мухтаров, М.Х. Султан-Галиев были восстановлены в партии.
К реабилитационному процессу подключились партийные органы республики, органы прокуратуры, КГБ, работники архивов, общественность. Страшную правду о ГУЛАГе читатель узнавал и из произведений Ибрагима Салахова, Аяза Гилязова, Гурия Тавлина, Евгении Гинзбург.
В научных кругах республики, на страницах республиканской прессы, как и всей страны, развернулись бурные дискуссии вокруг ключевых марксистско-ленинских положений, об альтернативах Октябрьской революции, сталинской модели построения социализма, природе политических репрессий в СССР. Становилось очевидным, что ответственность за все деформации и беззакония лежит не только на Сталине и его окружении. Формировалось представление о непродуктивности социалистической идеи как таковой.
Переосмыслению подвергалась не только история СССР в целом, роль в ней тех или иных партийных, государственных деятелей, деятелей культуры. Активно дискутировались также проблемы национальной истории. Были высказаны предложения о необходимости создания таких капитальных трудов, как «История татарского народа», Русские и татары». В печати стали появляться статьи, посвященные видным татарским мыслителям Шигабутдину Марджани, Ризаэтдину Фахретдину, Хади Атласову. Внимание общественности было привлечено к жизни и деятельности Гаяза Исхаки, его роли в национально-освободительном движении татар начала XX в., в духовной культуре татарского народа. В 1991 г. Союз писателей республики учредил премию им. Г. Исхаки. Тогда же в селе Кутлушкино Чистопольского района был открыт музей писателя.
Большой резонанс вызвала дискуссия о происхождении татарского народа, его этнониме. Появились сторонники переименования татар в булгары. В 1988 г. они объединились в клуб «Булгар-аль-джадид».
В историческое сознание возвращались исконные названия населенных пунктов республики. Вновь Набережными Челнами в 1988 г. стал город автомобилестроителей (в 1982 г. в целях увековечения памяти генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева он был переименован в г. Брежнев). Несколько позже обрел название Болгар г. Куйбышев.
В конце 80-х гг. возобновилась дискуссия о культурной принадлежности символа Казани — башни Сююмбике. В 1990 г. после череды острых выступлений в печати, ожесточенной полемики во время публичных обсуждений было принято решение о водружении на шпиль башни полумесяца, которым она была увенчана 1918-1935 гг.
Атмосфера гласности создала благоприятные условия для широкого и острого обсуждения проблем национально-культурного развития. По мере ее укрепления общественность все громче заявляла о снижении роли татарского языка, плачевном состоянии национальной школы, ограниченных возможностях средств массовой информации, татарского книгопечатания. В республиканских газетах, на радио и телевидении появились постоянные рубрики, передачи. Они пробуждали интерес к татарскому языку и помогали желающим начать его изучение. В этих целях были изданы татарско-русские и русско-татарские разговорники, словари.
Стремление глубже узнать культуру своего народа, желание возродить лучшие народные традиции проявились в создании различных культурно-этнических объединений. Понятно, что в Татарской республике наибольшее количество их занималось проблемами татарской культуры. Такими обществами являлись клуб им. Марджани, общественный комитет «Магариф», общество *Туган як». Вместе с тем у каждого из проживавших на территории республики народов была возможность создать свое культурно-просветительное общество, и такие общества появились у удмуртов, чувашей, евреев, казахов, башкир, армян, грузин, поляков и др.
Задачам изучения и возрождения духовного наследия татарского народа была подчинена деятельность республиканской комиссии «Мирас». Важным событием в культурной жизни республики стало завершение строительства в 1987 г. уникального здания на берегу озера Кабан — Татарского академического театра им. Г. Камала. В 1989 г. при Институте языка, литературы и истории был создан отдел Татарской энциклопедии, преобразованный в 1994 г. в Институт, в Казанском Государственном университете был открыт факультет татарской филологии, истории и восточных языков.
В годы перестройки прекратилось ущемление прав религиозных конфессий, верующих. О новой политике государства свидетельствовали празднование летом 1988 г. 1000-летия христианства на Руси, а в следующем году — 1100-летия принятия Волжской Булгарией ислама. Открыто стали отмечаться мусульманские и христианские праздники. В республике в несколько раз возросло число зарегистрированных религиозных обществ.
Рост общественно-политической активности.Как и по всей стране, в республике все заметнее стали проявляться неформальные объединения. По остроте ставившихся ими вопросов, тональности выступлений их активистов они намного превосходили официальные органы.
В первые годы перестройки наибольшую активность проявляло экологическое движение. «Зеленые» энергично выступили против строительства вблизи Казани биохимического завода, Татарской атомной электростанции в Камских Полянах. Они организовывали митинги протеста, сбор подписей под воззваниями с требованиями прекратить строительство опасных для окружающей среды объектов, многочисленные публикации на экологические темы в местных газетах и журналах. Власти уступили давлению общественности. В конечном счете, ни биохимзавод, ни АЭС построены не были. Эти события показали, что гражданская-активность людей может дать весомые положительные результаты.
В середине 1988 г. решениями XIX партконференции был дан старт широкой политической реформе. Одна из ключевых идей реформы состояла в восстановлении полновластия Советов. Реформированию подлежала и КПСС. Однако процессы демократизации шли в ней медленно, с большим трудом. В этих условиях авторитет коммунистической партии стремительно падал. Все неблагополучие советского общества люди связывали с ее монополией на власть.
В то же время возникали все новые и новые формирования людей, стремившихся к реальным переменам в самых различных областях жизни общества. К 1990 г. общее число неформальных объединений превысило в республике 4 тысячи.
Летом 1988 г. политическая оппозиция создала в республике Инициативный Центр Народного фронта. К концу 80-х гг. здесь сформировалось мощное национальное движение. Его главной консолидирующей силой стал Татарский общественный центр (ТОЦ), учредительный съезд которого состоялся в 1989 г. Весной 1990 г. наиболее радикальная часть представителей ТОЦ организовала татарскую партию национальной независимости «Иттифак». Спустя полгода возник союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»).
Активное участие новые формирования приняли в кампаниях по выборам народных депутатов СССР (март 1989 г.) и народных депутатов РСФСР, ТАССР и местных Советов (март 1990 г.). ТОЦ вместе с Инициативным центром Народного фронта организовывали митинги, пикеты, шествия в поддержку демократически настроенных кандидатов. Народными депутатами СССР от республики были избраны 22 человека, в том числе только 8 татар. Многие из них имели ярко выраженные демократические взгляды. Смелой гражданской позицией отличились на знаменитом I съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) ректор КГУ А.В. Коновалов, главный редактор газеты «Вечерняя Казань» А.А. Гаврилов, драматург Т.А. Миннуллин.
В ходе второй избирательной кампании по ТАССР оппозиционным общественным организациям удалось провести в состав народных депутатов республики своих представителей. Правда, по-прежнему большая часть депутатов была представлена кандидатурами, рекомендованными официальными органами. Народными депутатами ТАССР стали почти все первые секретари горкомов, райкомов КПСС, крупные хозяйственники. Коммунистическая номенклатура сумела сохранить свои главенствующие позиции у власти.
В апреле 1990 г. состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР двенадцатого созыва. На первом ее заседании на пост председателя Верховного Совета республики были выдвинуты три кандидатуры: первый секретарь Татарского обкома М.Ш. Шаймиев, писательница Ф.А. Байрамова («Иттифак») и доцент Казанского университета М.А. Мулюков (ТОЦ). Более 70 процентов голосов было отдано за кандидатуру М.Ш. Шаймиева.
На пути к суверенитету.Процессы демократизации в конце 80-х гг. вплотную подвели к проблемам национально-государственного устройства страны. Для ТАССР, как и многих других автономных республик, центральным являлся вопрос о повышении их политико-правового статуса. В сентябре 1989 г. состоялся пленум Центрального Комитета КПСС по национальным проблемам, который долго откладывался. На этом пленуме представители ТАССР говорили об ущемленном положении республики. Такие же претензии были высказаны рядом других участников пленума из автономий. Однако эта позиция не нашла поддержки. Практических решений о преобразовании хотя бы некоторых автономных республик в союзные принято не было.
В конце 1989 г. вопросы о расширении прав республики был поднят на пленуме Татарского обкома КПСС. Он одобрил установки центральных органов партии о расширении компетенции автономных республик.
Сформировавшееся национальное движение шло гораздо дальше позиций органов КПСС. Так, уже в конце 1988 г. центральным лозунгом ТОЦ, который являлся консолидирующей силой этого движения, был лозунг «Татарии — статус союзной республики!». На близких позициях находилось «Движение за радикальное преобразование Татарии». Татарский общественный центр явился организатором многочисленных мероприятий, где настойчиво ставился вопрос о повышении государственного статуса ТАССР. Им было собрано 100 тысяч подписей под требованием: предоставить Татарстану статус союзной республики.
Весной-летом 1990 г. вопрос о повышении государственного статуса Татарстана стал главным вопросом политической жизни республики. Политизация масс достигла небывалой остроты и размаха. К этому располагали все более ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, процессы суверенизации в прибалтийских республиках. 12 июля была принята декларация о суверенитете России. Активизации политической жизни послужила и отмена внеочередным Съездом народных депутатов СССР 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС. В республике митингующие все чаще демонстрировали негативное отношение к обкому партии. В его адрес при стечении огромных масс людей громче и громче звучали возгласы «Долой!», «В отставку!».
В этих условиях, используя противоречия между союзными и российскими властными структурами, руководство Татарской республики все настойчивее добивалось повышения ее статуса. Этот вопрос неоднократно ставился им в различных властных структурах в Москве. Во время визита в республику председатель Верховного Совета Б.Н. Ельцин сказал облетевшую все республиканские средства массовой информации фразу: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить».
Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан.30 августа 1990 г. произошло одно из самых знаменательных событий в истории Татарстана второй половины XX в. В этот день на сессии Верховного Совета ТАССР после бурной дискуссии была принята Декларация о государственном суверенитете республики. Из 242 депутатов за нее проголосовал 241 человек при одном воздержавшемся. Собравшийся на площади Свободы у здания, где заседал Верховный Совет, народ ликовал. Принятие Декларации означало преобразование ТАССР в ТССР - Республику Татарстан. 30 августа стал праздником суверенитета республики.
Декларация провозглашала: «Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа», а также гарантировала «равноправное сохранение и развитие татарского и русского языков в качестве государственных». Вместе с тем Декларация не определяла субъектность Республики Татарстан. Иными словами, в ней не было четкого ответа на важный тогда вопрос, станет ли Татарская республика союзной республикой или речь идет только об обозначении суверенных прав в рамках Российской Федерации. Этот компромисс позволил на время стабилизировать политическую обстановку в республике, однако двоякость заложенного в нем смысла определила сложный характер политического развития республики в 90-е гг.
Таким образом, демократизация, политика гласности дали весомые политические результаты. Глубокие перемены произошли в общественном сознании. Республика начала движение по пути суверенитета.
Вопросы и задания
1. В чем вы видите причины роста общественно-политической активности? 2. Расскажите о политических движениях Татарстана? Какие программные цели ставили они? 3. Что нового привнесла перестройка в культурную жизнь республики? 4. В чем состоит значение принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана?
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 941;