Специфика познания социальных явлений.
Проявляется в следующих основных моментах:
1. Его предмет – «мир человека», а не простая вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как «автор и исполнитель своей собственной драмы», которую он же и познает. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с их отношениями людей, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т. д., где сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реализуются определенные цели и т.п. поскольку общество – деятельность людей, то социальное познание и есть исследование последней (а не природы) в многообразных ее формах – и прежде всего чувственно-предметной деятельности. Обнаружение ее законов есть вместе с тем открытие законов общества и – на этой основе – законов и принципов самого познания, мышления.
2. Социальное познание неразрывно и постоянно связанно с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и «субъективными» (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценностями. Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности. Таковы, в частности политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.
3. Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на качественную окраску событий. Здесь явления исследуются, главным образом, со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь на много меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким. При этом главное внимание уделяется анализу единичного индивидуального, но на основе общего, закономерного.
4. В социальном познании нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием – все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог, то в гуманитарном познании – это диалог. Диалектическая природа социального познания наиболее тесно выражается в процедурах понимания. Она как раз и является способом погружения в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование происходит в условиях общения людей.
5. В силу указанных выше обстоятельств в социальном познании исключительно важную роль играет «хорошая» философия и верный метод. Их глубокое знание и умное применение позволяют адекватно постигнуть сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и процессов, природу мышления, его форм и принципов, их пронизанность ценностно-мировоззренческими компонентами и их влияние на результаты познания, смысло-жизненые ориентации людей, особенности диалога и т. д. Ценность этого в том, что для социального познания характерны отсутствие общепризнанных парадигм, подвижность и расплывчатость его эмпирического базиса, сложная природа теоретических обобщений (связанных, прежде всего с включенностью в них ценностных компонентов и «личных модальностей»).
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 1710;