Предмеханический детерминизм.

В Новое время в качестве образца причинного объяснения всех явлений мироздания выступала механика, веками шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь. Первой вехой на этом пути стал Гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материально целого наделенного жизнью, так считал Дидро, Геккель (18 – 19 вв.), душа рассматривалась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов и т. д.), подчиняющаяся общим для всего космоса законам и причинам. Поиск причин рассматривался как высшая ценность. Демокрит понимал душу как поток подвижных и малых атомов огня. Он выдвинул первую причинную теорию ощущений, согласно которой чувственные качества вещей (восприятие цветов, запахов) возникает в результате прямого «залетания» различных видов атомов в различные органы чувств.

Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел. Будучи формой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. Поэтому отвергаются все прежние предположения о том, что причинами деятельности души служат внешние для него факторы, будь то материальные или нематериальные. Аристотель считал бесперспективными попытки воссоздать работу живого тела по образцу работы механического устройства. Открытие, совершенное в биологии – о своеобразии живого – отличного от причинности Аристотеля переосмыслило понятие.

Поведение живых тел, по мнению Аристотеля регулируется особой причиной, он назвал ее «конечной причиной». Аристотель распространил этот объяснительный принцип на все существующие утверждения, что «природа ничего не делает напрасно». Такой взгляд получил название темологического («темос» – цель, «логос» – слово) учения. «Темологию осудили за несовместимость с наукой, увидев в ней противоположный детерминизм. Подобная оценка соединяла детерминизм с версией, которая отождествляла его с принципом механической причинности. Между тем целесообразно живой природы, теоретическое осмысление Аристотеля, является ее неотъемлемым признаком. Его открытие, как показала в последствии история науки, потребовала новых интерпретаций детерминизма, чтобы объяснить специфику как биологических, так и психических форм.

В период краха античного мира возникают, ставшие опорой религиозному мировоззрению, учения Августина, наделившего душу спонтанной активностью, противопоставляется всему телесному земному, материальному. Все знание считается заложником души, которая живет, «двигается в Боге». Она не обретается, а извлекается из души, благодаря направленности воли на реализацию заложенных в душе понятий.

В теологической психологии Августина индетерминизм, как направленность, противоположная детерминизму, получил завершающее выражение. Вся последующая история психологии насыщена острой борьбой этих непримиримых направлений.

Научная революция 18 в. создает новую форму детерминизма, а именно механический детерминизм. В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действий стала прообразом причинно-механической интерпретации всего существующего, включая организм и его функции.

Все психологическое наследие античности – учения об ощущениях, движениях, ассоциациях, аффектах – переосмысливалось сквозь призму новых предметно-логических конструктов. Их ядром служило объяснение организма как своего рода машины. Сотворенная человеком машина, опосредовала связи между ним и природой, выступила в виде модели объяснения и человека, и природы.

С сер. 18 в. до сер. 19 столетия механический детерминизм прошел пять существенных фаз в своем развитии.

Первая фаза наиболее типично представлена психическим учением Декарта. Оно отделило душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании. Но оно не отделило тело то души, объясняя его работу по типу механизма, а именно восприятия, движения, ассоциаций и простого чувства. Восприятия (с сенсорным феноменом) противопоставляется врожденной идеи; телесные движения (рефлексы) – волевым актам; ассоциативные операции и продукты абстрактного мышления; простые эмоции – интеллектуальные чувства.

Вторая и третья фазы механодетерминизма представлена в 18 в. учениями английского (Гартли) и французского (Ламетри) материалистов. Их предшественники использовали детерминизм применительно к «низшим» психическим функциям, считавшие высшими функциями (разум, волю), именно качественно иную сущность. Их формулу можно обозначить как «человек – полумашина». На смену ей приходит формула «человек – машина», хотя идея машинообразия сохранилась, представления о машине в большей степени из модели становиться метафорой. Машина органического тела становиться носителем любых психических свойств – какими только может быть наделен человек.

Четвертая фаза сложилась в результате успехов в области нервно-мышечной физиологии. Здесь в первой половине 19 в. воцарилась «анатомическое начало», это означало установку на выяснение зависимостей жизненных явлений от строения организма, его морфологии. Эта форма детерминизма породила главные концепции рассматриваемого периода. О рефлекторной дуге, о специфике энергии органов чувств и о локализации функций в коре головного мозга.

Пятая фаза детерминизма – вульгарно-материалистическая, связана с открытием закона сохранении и превращения, согласно которому не происходит ничего кроме физико-химических изменений, мыслившихся, однако, не в механических, а в энергетических терминах. Поскольку закон сохранения энергии выполняется в органическом мире неукоснительно, сложилась версия, что течение мыслей и других психических процессов подчиняется законам, по которым совершаются физико-химические реакции в нервных процессах.

Слабость механодетерминизма побудила научную мысль обратиться к биологии, где в середине прошлого века происходили революционны преобразования.

Биологический детерминизм.

Понятие об организме существенно изменилось под воздействием двух великих учений – Ч. Дарвина и К. Бернара (1813 – 1878 гг.).

Жизни присуща целесообразность, неистребима устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям среды. Дарвин и Бернар объяснили эту целесообразность (темологичность) действием естественных причин. Первая причина - отбор и сохранение форм, случайно оказавшихся приспособленными к условиям существования. Вторая причина – особое устройство органических тел, позволяющее заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне (впоследствии Кеннан, соединив бернардовские идеи с дарвинскими, дал этому явлению специальное имя – гомеостазм). Детерминация будущим, т. е. событиями, которые еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент – такова особенность биологического детерминизма в отличие от механического, не незнающего других причин, кроме предшествующих и актуально действующих. При этом, как показал Дарвин, детерминизация будущим применительно к поведению индивида обусловлена историей вида.

С этим была связана радикальная инновация в понимании детерминизма, который отныне означал не жесткую однозначную зависимость следствия от причин, а вероятностную детерминацию. Это открывало простор для широкого применения статистических методов. Их внедрение в психологию изменило ее облик. Что касается открытий Бернара, то благодаря им организм понимался как устройство, которое саморегулируется благодаря обратной связи.

Разработка категорий образа, действия, мотива способствовали переходу от биологического детерминизма к психическому. Учения естествоиспытателей Г. Гельмгольца, И. М. Сеченова, Ф. Дондерса и др. показали, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.), формируются по законам, отличающимся от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения.

Внедрение в психологию идей естествознания привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, которая изучает процессы, подчиненные собственным закономерностям.

Новая форма детерминизма была разработана диалектическим материализмом, согласно которому активность сознания людей основывается в образе их жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психологической организации человеческой деятельности. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия «внешних причин через внутренние условия» (С. Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия «внутреннего через внешнее» (А. Н. Леонтьев). Однако обе эти формулы являются односторонними. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма наличен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешние» (продукт материальной и духовной культуру, в которых воплощаются силы человека) и «внутренние» (сущность силы человека, формирующиеся в процессе их объективизации в этих продуктах).

В настоящее время философия причин детерминизма в частно-научных положениях об общественно-исторической обусловленности психики конкретизируется в следующих принципах: принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности, принцип отражения, принцип активности.

 

 

Принцип системности.

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

Особая категория системных объектов, приобретающих значение и характер. Описываются в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально. Прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми, можно обнаружить новые феномены, придти к важным открытиям. Так, например, великий американский физиолог нынешнего столетия Уолтер Кеннан считал синонимом систематичности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойства системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов. Которые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную задачу – удержание ее в равновесном состоянии. Из исследований биологического гомеостаза Кеннан вывел «общие принципы организаций; действительные для любых «сложных объединений» (систем в отличии от «не-систем»): дифференциация и интеграция функций «сотрудничающих частей» с целью решения общей для всей системы задачи, согласование внешних и внутренних отношений, саморегуляция – обеспечиваемая своевременным поступлением сигналов об отклонениях от «средней позиции» и принятого курса с последующим включением механизмов, которые восстанавливают стабильность и др.

Психическая организация – это системный объект, живущий сам по себе, независимо от его познанности. В многовековой эволюции научной мысли возникали различные теоретические конструкты, объясняющие, как эта организация устроена, из каких частей состоит, как они между собой связаны, как сопряжено работают и т. д.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике, чтобы его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности (не все концепции выдерживают испытание этим критерием).








Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 1466;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.