ОСНОВНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ 14 страница
БОРЬБА С МИКРООРГАНИЗМАМИ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ
Методы борьбы с микроорганизмами делятся на два вида — профилактику и истребление (дезинфекцию).
Профилактические мероприятия. Профилактика направлена на создание условий, исключающих возможность развития микроорганизмов. Поэтому важнейшим профилактическим мероприятием в музеях является создание такого температурно-влажностного режима, при котором развитие микроорганизмов было бы исключено.
Хотя исследованиями установлено, что плесневение произведений станковой масляной живописи обычно начинается при 75% относительной влажности воздуха, а темперной — при 86% (эта разница является не столько следствием разнородности питательного материала, сколько разной его гигроскопичности), поддержание необходимого температурно-влажностного режима должно происходить с учетом всех особенностей материалов, из которых выполнены произведения. Исходя из этого в музейных помещениях необходимо поддерживать относительную влажность в пределах установленной нормы — 55 — 65%. Совершенно недопусти-
мо резкое колебание температуры, так как это приводит к конденсации влаги на экспонатах. Необходимо поддерживать общую чистоту помещения, помня о том, что в пыли содержится огромное количество грибных спор.
Другим немаловажным фактором, предупреждающим плесневение, является введение в материалы антисептиков. Их вводят главным образом в те материалы живописи, которые представляют собой хорошую питательную среду для микроорганизмов.
Многие материалы, применяемые в реставрационной практике, также представляют собой хорошую питательную среду для микроорганизмов. Наилучшими питательными качествами среди них обладают различные клеи животного и растительного происхождения. Введение их в реставрируемое произведение создает дополнительную предпосылку для развития на нем микроорганизмов. Чтобы уменьшить эту опасность, в клеи вводят антисептик.
С этой целью начиная с 1957 года наиболее широко применяют пентахлорфенолят натрия*.
Однако длительность сроков и широкая сфера применения пентахлорфенолята натрия способствовали появлению устойчивости к нему у некоторых видов грибов. Это в свою очередь привело к тому, что клеи с пентахлорфенолятом в некоторых случаях стали плесневеть, а это значит, что он должен быть заменен другим антисептиком.
Сравнительно недавно для защиты клеев от микроорганизмов были предложены четвертичные соли аммония (квартолит, катионат-10, катамин А)**.
__________
* Твердое вещество в виде порошка или пасты, является производным фенола, хорошо растворяется в воде, давая растворы коричневого цвета. Водные растворы пентахлорфенолята натрия обладают слабой щелочной реакцией.
** Квартолит — белый порошок без запаха, хорошо растворимый в воде и спирте; растворы бесцветные, реакция водного раствора нейтральная. Катионат-10 — жидкость коричневого цвета, хорошо растворимая в воде и спиртах. Катамин А — вязкая жидкость коричневого цвета, растворимая в воде и спиртах.
По своим достоинствам эти соединения не уступают пентахлорфеноляту натрия, а по некоторым качествам даже превосходят его. Они обладают значительными антимикробными свойствами, безвредны для материалов живописи и вместе с тем малотоксичны для людей, чего нельзя сказать о пентахлорфеноляте натрия.
Все названные антисептики вводятся в клей из расчета 1% к весу сухого клея. Таким образом, на каждые 100 г сухого клея берут 1 г антисептика. Если требуется приготовить клей 4%-ной концентрации, то берут 4 г сухого клея и варят его в 100 мл воды, а затем в готовый клей добавляют 0,04 г антисептика.
Истребительные меры. Развившиеся на живописи грибы представляют большую опасность не только для пораженного произведения, но и для окружающих экспонатов, так как споры грибов легко переносятся на другие картины и могут вызвать их плесневение.
Для уничтожения плесневых грибов на зараженном произведении его подвергают дезинфекционной обработке. Хорошим средством прекращения жизнедеятельности плесневых грибов являются различные химические препараты.
Дезинфектант (химический препарат, применяемый для дезинфекции) должен обладать хорошими противогрибными свойствами, не разрушать обрабатываемого им произведения и не быть вредным для людей. Из существующих методов дезинфекции наиболее приемлемым для музейных условий является влажный метод, основанный на применении растворов дезинфицирующих веществ.
В зарубежной практике с целью дезинфекции применяют различные химические вещества и в том числе формалин и пентахлорфенолят натрия. В музеях Советского Союза применять эти вещества для дезинфекции живописи категорически запрещено, так как они вредно влияют на некоторые ее материалы: формалин задубливает клеи, а пентахлорфенолят натрия изменяет цвет некоторых красок.
Работами советских специалистов доказана эффективность применения для дезинфекции живописи некоторых четвертичных солей аммония. Эти соединения обладают антимикробными свойствами и в то же время не влияют на материалы произведения. Для дезинфекции произведений станковой живописи рекомендуется применять препарат четвертичной соли аммония — квартолит, Для дезинфекции масляной живописи применяют пиненовые растворы квартолита, а для темперной живописи — его спиртовые растворы. Эффективность дезинфекции зависит от многих факторов — температуры, влажности, концентрации и длительности воздействия дезинфектанта, биологических особенностей микроорганизма. Особенно важно соблюдение концентрации и норм расхода на единицу поверхности обрабатываемого предмета.
Для уничтожения грибов на живописи требуется раствор такой концентрации, чтобы на каждые 100 см2 поверхности живописи пришлось 0,375 г активного вещества. Переувлажнение живописи нежелательно, поэтому надо применять раствор такой концентрации, при которой требуемое количество квартолита содержалось бы в небольшом объеме раствора, достаточном для обработки всей поверхности произведения. Этим требованиям отвечает раствор 3%-ной концентрации, его требуется всего лишь 1,25 мл на 100 см2 поверхности живописи. Прежде чем начать дезинфекционную обработку, определяют размеры картины и затем высчитывают нужное количество дезинфектанта. Например, если картина имеет размеры 150X100 см и ее поверхность, следовательно, равна 15 000 см2, то на нее необходимо нанести 0,0375X150 = 5,625 г квартолита. Такое количество квартолита содержится в 1,25X150=187,5 мл 3%-ного раствора (для приготовления раствора 3%-ной концентрации на каждые 100 мл растворителя берут по 3 г квартолита).
Если обрабатываемый объект имеет небольшие размеры, то наносить дезинфектант на его поверхность лучше всего мерной пипеткой или кистью, если это допускает сохранность красочного слоя. Требуемый объем раствора набирают в пипетку и осторожно водят ею по поверхности живописи, равномерно распределяя на ней дезинфектант. Большие поверхности следует обрабатывать с помощью пульверизатора*. Для этого, отмерив нужный объем дезинфектанта, наливают его в сосуд, на горлышко которого надет пульверизатор, и равномерным распылением наносят дезинфектант на поверхность картины.
Если на картине имеется налет, состоящий из мицелия и спор гриба, то реставратор должен перед дезинфекцией удалить его кистью или ватным тампоном. Дезинфекционную обработку и подготовку к ней проводят в изолированном помещении, помня о том, что пораженная плесенью картина является очагом распространения инфекции. После удаления налетов приступают к дезинфекционной обработке. По окончании дезинфекции картину оставляют для просушки при обычных условиях. Если картина не нуждается в реставрации, после просушки она может быть помещена вместе с други-
__________
* В этих случаях следует пользоваться респиратором.
ми картинами, в противном случае приступают кдальнейшим операциям над ней.
Дезинфекция музейных помещений и оборудования. Дезинфекция музейных помещений проводится в случае плесневения стен или потолков. Если поражены небольшие участки стен, то их надо обрабатывать 5%-ным раствором формальдегида*. Если плесневение носит массовый характер или очаги находятся на труднодоступных местах, необходимо дезинфицировать все помещения парами формальдегида. Все экспонаты необходимо перенести в другое помещение, которое, по возможности, герметизируется. Для этого щели в окнах, дверях и полу заклеиваются бумагой, вентиляционная система отключается, форточки и окна плотно закрываются.
Для дезинфекции используют формалин (40%-ный раствор формальдегида). На каждый кубический метр помещения следует брать 10 мл формалина. Его налипают в сосуды, которые могут выдержать нагревание на электрических плитках. Лучше всего для этой цели применять металлические противни. На дно сосуда насыпают тонкий слой песка, а затем наливают формалин. Сосуды помещают на плитки, которые в противопожарных целях должны находиться на асбесте или кирпичах. После того как подготовка закончена и плитки включены в сеть, проводящий дезинфекцию покидает помещение, плотно закрыв за собой дверь. Процесс дезинфекции должен длиться 24 часа, начиная с того момента, как будет выпарен весь формалин. Входить в помещение во время дезинфекции можно только в противогазе. Желательно, чтобы наблюдение за процессом выпаривания иза нагреватель-
__________
* Формальдегид — газ с резким удушливым запахом, хорошо растворяется в воде.
ными приборами проводилось через смотровое оконце, которое можно сделать специально для этой цели. По окончании дезинфекции помещение тщательно проветривается, а для устранения оставшегося запаха формалина пол опрыскивается аммиаком.
Дезинфекция не гарантирует помещение от повторного плесневения, так как формальдегид летуч и на поверхности стен задерживается недолго. Для предупреждения рецидива плесневения в помещении нужно поддерживать постоянный температурно-влажностный режим.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АНТИСЕПТИКАМИ
Одним из важнейших требований, предъявляемых к антисептику, является его безвредность для людей. При отборе и рекомендации вышеперечисленных антисептиков это требование учитывалось. Однако абсолютно безвредных антисептиков не существует, поэтому при работе с ними следует соблюдать определенные меры предосторожности.
Пентахлорфенолят натрия. Следует помнить, что этот антисептик небезвреден для организма человека. Попадая в дыхательные пути, он вызывает раздражение слизистой оболочки, сопровождаемое кашлем и чиханием. Растворы его, попавшие на кожу, вызывают ее раздражение, выражающееся в зуде и покраснении. Для предупреждения вредного влияния пентахлорфенолята на организм человека при работе с ним следует соблюдать следующие правила.
1. Работы по взвешиванию и приготовлению растворов проводить в респираторах или в марлевой повязке.
2. Для предохранения кожи рук пользоваться резиновыми перчатками.
3. Раствор, попавший на кожу, немедленно смыть водой.
4. Хранить пентахлорфенолят натрия следует в стеклянной посуде с плотно притертой пробкой. Посуда с антисептиком должна храниться вдали от продуктов питания.
Четвертичные соли аммония. При работе с ними следует соблюдать те же меры предосторожности, что и при работе с пентахлорфенолятом натрия. К ним следует добавить необходимость применения респираторов или марлевых повязок при обработке живописи методом распыления растворов.
Формальдегид и его растворы. Формальдегид ядовит для человека. Вдыхание его может вызвать сильное отравление. Кроме того, он раздражает слизистые оболочки дыхательных путей и действует на глаза, вызывая слезоточение. Растворы формальдегида, попавшие на кожу рук, вызывают ее задубливание.
Исходя из перечисленных свойств формальдегида при работе с ним следует соблюдать следующие предосторожности: дезобработку формальдегидом проводить в противогазе, а при пользовании растворами формальдегида надевать резиновые перчатки.
Приложение I
Методы взятия пробы с живописи, пораженной плесневыми грибами. Если имеется подозрение, что разрушение живописи вызвано плесневыми грибами, то с поврежденных участков необходимо взять пробу для проведения анализа. Обработку пробы может провести только специалист миколог или микробиолог, но взятие пробы доступно реставратору, знакомому с методами, которыми пользуются при работе с микроорганизмами.
При взятии пробы следует помнить о том, что хотя микроорганизмы присутствуют повсюду, в пробу должны попасть лишь те из них, которые вызвали разрушение живописи. Поэтому, беря пробу, необходимо соблюдать абсолютную стерильность предметов, соприкасающихся с ней. Для взятия пробы надо пользоваться только стерильными пробирками, закрытыми ватными пробками; скальпель и препаровальная игла обжигаются на пламени горелки каждый раз перед прикосновением ими к тому участку, откуда берется проба (см. Приложение II).
Взятие пробы производится осторожным снятием плесневых налетов и перенесением их в приготовленные пробирки. В тех случаях, когда ярко выраженные налеты отсутствуют, в пробу стараются захватить поверхностные загрязнения, в которых могут содержаться споры грибов, развившихся не на поверхности живописи, а в грунте. Пробы следует отбирать троекратно. Пробирки с пробами нумеруют и прилагают к ним подробное описание объекта, с которого взята проба, и описание характера повреждения. Описание объекта должно содержать следующие данные: техника живописи (масляная, темперная и т. д.), характер основы произведения (холст, бумага, дерево и т. д.), состав грунта и пигментов (ориентировочно). Описание повреждений включает характеристику пораженного грибами участка живописи: присутствие или отсутствие плесневых налетов, их характер (бархатистые, паутинистые, войлочные и т. д.), цвет, наличие пигментных пятен на поврежденных участках живописи и прочие особенности повреждения.
Отобранные пробы с описанием отправляют на анализ специалистам. При получении утвердительного заключения живопись подвергают дезинфекционной обработке по методу, описанному в главе «Борьба с микроорганизмами на произведениях живописи».
Приложение II
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1126;