Частнонаучные методы.
Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Дисциплинарные методы.
Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
Методы междисциплинарного исследования.
Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже "очень важному методу". "Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией". Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их "механическое единство". Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.
ТЕМА 9. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Наука как социокультурный феномен
Наука выступает в трех основных аспектах: 1) как форма деятельности, 2) как система или совокупность дисциплинарных знаний, 3) как социальный институт.
Наука как социокультурный феномен возникла, отвечая на потребность человечества в производстве и получении истинного знания о мире. Сегодня наука расширяется до границ культуры и претендует на роль единственного устойчивого фундамента культуры. Она вплетена во все сферы человеческих отношений, во все формы человеческой деятельности, связанные с обменом, производством, распределением и потреблением вещей. Наука развивается в контексте освоения знаний, хранящихся в социальной памяти человечества, ставших общественным достижением.
Существуют различные образы науки: наука античности, Нового времени, возрождения, Современная наука. Наука выступает движущей силой социально-исторического процесса.
Степень развития науки зависит от уровня цивилизованности общества. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, представлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить привилегию государственных приоритетов. Наука не может освободиться от общества, она противостоит идеологии, исповедующей догматизм, нетерпимость, намеренное искажение реальности, она стремится к точному и адекватному отражению реальности. Но и сегодня наука вынуждена выполнять социальный заказ. Отсюда остро стоит моральная и социальная ответственность ученого.
Наука есть плод коллективных усилий. Она включает и сам процесс творчества, и уникальные способности мыслительной деятельности и степень креативности научного коллектива. Интерналисты выделяют в качестве движущей силы внутренние факторы, логику идей, решение проблем. Эстерналисты выделяют динамику науки, социоэкономические ориентиры, культурно-исторический контекст. Наука как социокультурный феномен изучается в контексте определенного типа цивилизации (у Тойнби 21 тип цивилизации). Более общий подход предполагает традиционные и техногенные цивилизации. В традиционных обществах приоритет отдается канонам, традициям, нормам. В техногенном обществе основной ценностью является инновация, новизна, развитие техники и технологии, ускоренное изменение природной среды, активная трансформация социальных связей людей (возраст техногенной цивилизации более 300 лет). Внешний мир – арена активной деятельности человека; диалог, основанный на принципе невмешательства, прекращается. Для современного ученого смысл его существования состоит в поиске истины. Амбивалентность ценностно-нормативной структуры науки ставит ученого перед дилеммой: 1) жить на благо человечества; 2) не взваливать на себя бремя ответственности за последствия использования результатов исследования. Но необходимо помнить о моральной и социальной ответственности ученого. Труд ученого и условия достижения консенсуса становятся проблемой, дополняющей его портрет. (Консенсус в учебниках, на уровне парадигмы, школ, направлений, индивидуальных религий, согласий, научно-исследовательских программ). Научная элита и интеллектуалы представляют особый тип научной среды – это – производители интеллектуальной собственности. Интеллектуальная элита (открытая элита) - функциональный тип интеллигенции. Он связан с возложенной на него функцией обеспечения духовного и интеллектуального развития общества.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 873;