Концептуальные положения
Общие положения
v Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интеллекта и полноценного усвоения нравственных принципов.
v Принцип постоянства связи с жизнью имеет для осуществления задач программы чрезвычайное значение.
v Принцип единства формы и содержания в процессе обучения.
Особенности концепции В.С. Кузина
v Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.
v Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
Особенности концепции Б.М. Неменского
v Закон художественного уподобления как основной закон художественного восприятия.
v Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения).
v Принцип опоры на апогей явления в искусстве (для раскрытия и осознания как языковых, так и содержательных его сторон).
v В искусстве типичное – это скорее характерное, доведенное до своего апогея, т.е. фактически до исключительности.
v Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
v Полное единство восприятия (жизни и искусства) и созидания (практической работы).
v В структуру программы по искусству закладывается «человековедение».
v Соединение системности с творческой свободой.
Особенности содержания
По В.С. Кузину
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Рисование с натуры(рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.
В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.
Рисование на темы – это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п.
По Б.М. Неменскому
В искусстве заключены два огромных человеческих опыта. Во-первых, это профессиональный опыт данного искусства и, во-вторых, человековедческий, эмоционально-нравственный, отношенческий опыт человечества – форма и содержание искусства. Их соединение было найдено с помощью интегрированного курса «ИЗО и художественный труд». Конструкция программы построена на принципиально иных основах: на сочетании последовательности социально-эстетических «горизонталей» с профессиональными элементами «вертикалей» (навыки и знания) при господстве в конструкции «горизонталей». «Вертикали» идут как бы внутри них (рис. 68).
Распределение материала по годам обучения:
1 класс – «Искусство видеть» (учимся изображать видимое);
2 класс – «Ты и искусство» (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);
3 класс – «Искусство вокруг тебя» (учимся видеть искусство в окружающей жизни);
4 класс – «Каждый народ – художник» (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).
Рис. 68. Структура интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд».
Серьезной линией, проходящей сквозь уроки всех лет обучения, является и тема II четверти 2 класса: три вида художественной деятельности (проявление в деятельности трех видов художественного мышления – конструктивного, изобразительного и декоративного).
Этап «Основ художественного мышления» строится блоками по видам искусств – сначала изобразительные, декоративные и конструктивные расчленяются, а под конец их объединяют не только между собой, но и с временными искусствами (музыка, литература). Сперва изучаются изобразительные искусства (два года – 5 и 6 классы), потом декоративные (7 класс) и конструктивные (архитектура) вкупе с монументальными (8 класс). Изучение каждого вида искусства отдельно дает очень серьезные преимущества в целостном осознании как языка, так и социальных функций, т.е. смысла существования данного искусства.
Последний год этапа (9 класс) посвящен синтезу искусств. Год этот может иметь разные пути решения, но смысл их един: объединить то, что до сих пор мы для удобства изучения разъединяли.
Старший возраст – самый оптимальный для слияния с искусством, для формирования девушкой, юношей своего духовного мира.
Каждый класс имеет свою основную тему:
5 и 6 классы: Изобразительные искусства как познание и утверждение человеческих ценностей
7 класс: Декоративные искусства – мудрость и красота вещей
8 класс: Дизайн. Архитектура и монументальные искусства
9 класс: Синтез искусств
10 и 11 классы: Искусства и проблемы твоей жизни
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1187;