Методические особенности. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш
По В.С. Кузину
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 мин). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока).
По Б.М. Неменскому
Ведущим принципом является закон уподобления, раскрывающийся в первую очередь в методах педагогической драматургии, создания на уроках ситуаций уподобления.
Серьезное значение имеет метод поэтапных открытий, т.е. четкого вычленения тем каждого урока и неповторимость их.
Этой же цели служит метод единства восприятия и созидания (практической работы).
Важную роль играет метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания.
Некоторые методические приемы:
Внеклассная индивидуальная и коллективная поисковая деятельность.
Привлечение на беседах во время урока по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей – актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.
Оформление работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников с обязательной постановкой эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе (доброе – злое, радость – грусть и т.д.).
Свобода в системе ограничений.
Диалогичность. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняют и находят. Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.
Сравнение как путь активизации мышления. Многовариантные возможности решения.
Коллективные и групповые работы – резерв активизации деятельности и мышления.
Предтечи, разновидности, последователи
& «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская).
В программе поставлена абсолютно верная цель – как можно теснее связать содержание и методы преподавания курса с актуальными задачами развития личности старшеклассника; переживание осознается как основной метод обучения в искусстве.
Путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественными движениями эпохи, с искусствами разных народов.
В старшем школьном возрасте необходимо четко, на всю жизнь закрепить в сознании человека главные для художественного развития мысли: 1) «Фактически я не живу вне искусства, не могу жить, и никто не живет»; 2) «Искусство огромно, увлекательно, его не устанешь познавать всю жизнь»; 3) «Я уже достаточно знаю, созрел, чтобы понимать все виды искусств, самостоятельно и грамотно с ними общаться».
Целенаправленная организация духовной деятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более сложная, нежели организация практической или только умственной деятельности школьника на уроке.
Последовательность освоения материала может быть построена по отношенческим проблемам, а исторические связи будут прослеживаться внутри каждой из них.
Тема красоты женщины. Тема женственности…
Тема мужественности – ой как нужна нашей молодежи!
Мудрость силы – это ответственность силы.
Тема сочувствия, порождающая тему борьбы, горя человека и горя народа, тему жертвенности и тему Победы.
& «Образ и мысль» – это инновационная образовательная технология, являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Внедрение этой программы в образовательные учреждения имеет цель содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Стимулом такого развития служат произведения искусства всех времен и народов. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная фасилитированная групповая дискуссия.
& ИЗО в Германии. В системе школьного образования в Германии предмет «искусство» преподается в школах с 1-го по 13 класс. В начальной школе количество уроков искусства составляет в среднем два часа в неделю во всех федеральных землях; в средней школе - четыре часа; в 11-13 классах - от трех до пяти часов. Кроме искусства, во всех типах немецких школ преподаются самостоятельные дисциплины: «театр», «музыка» и «танец».
Учебные планы предмета «искусство в немецкой школе различаются не только в федеральных землях страны, но и в различных школах, классах. Вообще же существуют по крайней мере два направления в современной работе с детьми по изобразительному искусству - так называемые поэлементные и интегрированные (синтетические) программы, в соответствии с которыми в школах придерживаются разных систем опорных категорий развития ребенка в искусстве.
Принципы построения учебного плана и школьных программ по искусству в немецких школах таковы:
- в начальных классах программа строится в основном на принципе тематической цикличности (явления времен года - осень, зима, весна, лето);
- в средней школе программа строится на основе историко-тематического принципа;
- в старших классах целиком выдерживается исторический принцип построения программы.
Рекомендуемая литература
1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
3. Искусство вокруг нас: Учеб. для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.
4. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
5. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.
6. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1998.
8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.
9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.
10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
11. Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
12. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
13. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.
14. Неменский Б.М. Познание искусством. – М., 2000.
15. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.
16. Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I – IV). – М.: Просвещение, 1985.
17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.
18. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.
19. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1999.
8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света.
В.А. Сухомлинский
Учитель – ведущий субъект процесса обучения. Результативность его деятельности на практике во многом определяется не только содержанием и методами обучения, но и личностными (субъектными) качествами учителя, его мировоззрением, профессиональной подготовкой.
Вопрос о роли субъективного фактора в педагогической технологии относится к неразрешимому спору о том, чем является педагогика – наукой или искусством. Одни говорят, что технологию Шаталова может осуществить только Шаталов, другие приоритетную роль в педагогическом процессе отводят именно технологии, дидактическому инструментарию.
На самом деле педагогические задачи решаются успешно только при сочетании этих двух факторов, при условии нравственного и психологического единения учителя с ребенком на платформе гуманной личностно ориентированной педагогики.
С 1990 г. в России регулярно проводится конкурс на звание «Лучший учитель года». В нем с особой ясностью выступают роль и значение личностных качеств учителя.
Является ли деятельность учителей года, в которой весьма существенную роль играют принципиально не проектируемые личностные компоненты, педагогическими технологиями? Достаточно ли они удовлетворяют требованиям к технологии? На эти вопросы следует дать утвердительный ответ.
Во-первых, по мнению многих ученых педагогов страны (Н.В. Кузьмина, В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.М. Монахов и др.), учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему (читай – технологию), включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Во-вторых, большинство учителей творчески подходят к конструированию содержания и методики преподавания предмета в целом: создают оптимальные тематические планы, модульные и локальные технологии по предмету, изобретают методические приемы (микроструктуры), разрабатывают свои дидактические модули, содержание и последовательность применения средств обучения, способы контроля и т.п. Все элементы, которые учитель привносит в учебный процесс, образуют авторскую составляющую, делают его технологию оригинальной, авторской технологией.
В-третьих, в течение урока учитель-мастер применяет наиболее эффективные элементы известных технологий (например, опорные сигналы, работу в группах и парах, дискуссию и т.д. и т.п.). Комбинация их является оригинальной и представляет собственно авторскую технологию урока.
В-четвертых, во взаимоотношениях с учениками каждый учитель применяет определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.
Создание подлинно авторских, обладающих огромным потенциалом «ноу-хау» технологий учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильина, В.Ф. Шаталова и др.) сопряжено с их личностными качествами, мастерством, педагогической техникой. Авторские технологии не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но, как свидетельствует опыт, она передается (путем примера, подражания, заражения) молодым поколениям учителей.
Таким образом, в педагогике, как во всякомискусстве, работает не только инструмент, а и личность. И в соединении инструментальной, методологической и личностной составляющих деятельности создается авторская технология учителя.
Обобщенные классификационные признаки авторских технологий «Учителей года»
Уровень и характер применения: частнопредметные, авторское лицо которым придают входящие в них модульно-локальные и микротехнологии (педагогические техники).
Философская основа: определяется философскими позициями учителя (выбор приоритетов – за учителем).
Методологический подход: коммуникативный, социокультурный, личностно ориентированный.
Ведущие факторы развития: в обучении – социогенные, в воспитании – психогенные (стимулирование внутренней мотивации, «личность воспитывается только личностью»).
Научная концепция освоения опыта: самые разнообразные; учитель многое делает на интуитивной основе: либо делает акцент на ассоциации (привлекая примеры), может опираться и на суггестию.
Ориентация на личностные сферы и структуры: выполняя ориентацию программ на ЗУН, значительно расширяет аспекты СУД, СЭН, СДП, СТК.
Характер содержания: жестко стандартное содержание учитель авторски дополняет адаптацией его к жизни в сочетании с индивидуальным подходом.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая, культурологическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: гибкое, с достаточно частой сменой режимов контроля, наглядности.
Преобладающие методы: большое разнообразие методов и направлений.
Организационные формы: разнообразие форм применения технологий, методических приемов: дифференцированные, групповые, коллективные, индивидуальные.
Преобладающие средства: разнообразные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: антропоцентрический, субъект-субъектный, сотрудничества.
Направление модернизации: гуманизации и демократизации педагогических отношений.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
Общей целью авторских технологий «Учителей года России» является достижение высоких результатов образовательного процесса, обеспечение наилучших условий для развития каждого ребенка.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1102;