Общество как саморазвивающая система
Дать одно определение общества с отражением всех аспектов его существования и развития невозможно, но нельзя обойтись и без определения, т.к. надо знать, что такое общество, чтобы понять те изменения, которые в нем происходят.
Общество - продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договоров. Понятие «общество» следует отличать от понятия «народ» (форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением); «нация» (форма организации жизни одного или нескольких близких, народов, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей), «государство» (основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций). Рассматривая общество как систему взаимодействия людей, формы расходятся в понимании основ его. Одни берут за основу духовные начала деятельности поведения людей, другие видят основу в материальных ценностях и материальных условиях общественной жизни.
Общество - это совместная жизнь людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих потребностей. Отношения приобретают устойчивый характер, и общество предстает как совокупность общественных отношений. Эти отношения во многом носят объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования.
В качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения. Любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями. Деятельность и общественные отношения составляют основное содержание общественного бытия как реального процесса общественной жизни людей. Это производственная, семейно - бытовая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная и другие виды деятельности и соответствующие им общественные отношения, а также результаты деятельности, воплощенные в предметах материальной культуры, социально- политическом строе, духовных ценностях и т.д.
Общественное бытие имеет объективную сторону – это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности в пище, жилище, продолжении рода и т.д., а также то состояние материального производства социальной структуры и политической системы общества, которое застает уже сложившимся новое поколение.
Субъективная сторона – это сознание и воля людей как мысленное отражение общественного бытия, выраженное в образах, представлениях, взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни. Понимание общественного сознания (или субъективной стороны) как отражение общественного бытия указывает на объективную основу его развития и имеет производный, вторичный характер. Исходя из принципа социального детерминизма, проявления общественного сознания имеют объективные и субъективные причины.
Объективные причины коренятся в условиях общественного бытия, а субъективные - в особенностях мыслительной деятельности людей. В развитии общества особую роль играет материальное производство. Оно не только создает основу существования общества, но обусловливает развитие социальной структуры общества Социальная структура обусловлена общественным разделением труда, отношениями собственности на средства производства и распределения материальных благ.
Способ производства обусловливает и прямо и косвенно, содержание и направленность политических процессов, субъектами которых выступают классы и социальные группы, существующие на основе данного способа производства. Способ производства влияет и на развитие духовной жизни общества, как в плане ее материального обеспечения, так и в смысле воздействия на развитие морали, искусства, науки, религии и др. сторон духовной жизни людей. Можно сказать, что, в конечном счете, общество развивается по объективным законам общественного производства, хотя и другие объективные и субъективные обстоятельства не исключаются.
Способ производства материальных благ имеет две стороны: производительные силы и производительные отношения.
1) производительные силы: люди с их знаниями, умениями, навыками к труду;
2) средства производства: включающие орудия труда, сырье, материалы и т. д.
Производственные отношения- отношения между людьми в процессе производства: отношения собственности на средства производства, отношения обмена деятельностью в результате разделения труда: отношения распределения материальных благ. Общественное производство в широком его понимании (как материального духовного и производства всех форм общения между людьми, а также самого человека) не тождественно всему обществу, где есть и другие виды деятельности и формы межличностного общения. Подход к обществу как к системе имеет место в учениях О.Конта, Г.Спенсера, М. Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса,А. Тойнби.. Толкование общества как системы дано в учении К.Маркса об общественно – экономической формации, показывающем объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны.
В определении общества как социальной системы возможны два подхода. Один из них рассматривает социальную систему как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. Такой подход не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений. Другой подход за исходную точку принимает рассмотрение социального в качестве одной из основных форм движения материи. Тогда определение общества как социальной системы будет следующее: социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.
Из этого определения следует:
1. общество как система имеет сложный, иерархический характер, причем иерархичность его относительна;
2. социальная система обладает интегративным качеством, что обеспечивает функционирование всей системы;
3. человек является универсальным компонентом социальных систем;
социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта способность системы предполагает наличие подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Социальная система многофункциональна, но все функции можно свести к двум основным:
а) сохранение системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза);
б) совершенствование системы, ее оптимизации.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 727;