Философское истолкование законов общественного развития
Теологическая концепция: человеческая история - история борьбы двух враждебных царств: светского и божьего.
Главная движущая сила истории - неисторическое божественное провидение.
Метафизическая концепция: движущая сила истории - трансцендентальная закономерность или судьба (трансценденталии - наиболее универсальные внешние определения бытия – сущее, единое, истинное, благое). Судьба - это высшая сила, которая мыслится в виде природы и ее закономерностей, это предопределенность событий и поступков, это все, что влияет на человека, подчиняя его роковому потоку.
Идеалистическая концепция: основа истории – идеи. У Гегеля общая мировая история- процесс самосознания мирового духа.
Натуралистическая концепция: основа истории - природа человека (побуждения и страсти) и среда бытия человека.
Диалектико - материалистическая концепция: движущая сила истории - экономические отношения - формационный подход. В основе формации лежит способ производства материальных благ, взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Культурологическая концепция: исторический процесс – процесс развития культуры. Все изменения происходят под воздействием человека. Культура выступает связующим звеном между природой и обществом. В XX в. вместо понятия «культура» в историческом развитии человечества стали употреблять понятие «цивилизация» Понятие «цивилизация» употребляют в трёх смыслах: первый - уровень общественного развития материальной и духовной культуры; второй - современная мировая культура; третий - ступень общественные развития, которая следует за варварством и дикостью.
Формация и цивилизация: В формационном членении истории общества обнаруживаются противоречия производительных сил и производственных отношений: социально-классовые противоречия, выливающиеся в революционные перерывы постепенности; заложен механизм сменяемости, прерывности. В развитии цивилизаций выделяется существенная сторона общественного прогресса: преемственность, непрерывность, аккумуляция, сохранение и трансляция из поколения в поколение социально значимой информации. Таким образом, диалектика категорий «формация» и «цивилизация» может быть понята как диалектика «прерывности» и «непрерывности», «революции» и «эволюции» в едином естественном процессе.
Еще одна особенность заключается в том, что в формации выражается сущность закона, т.е. объективная структура общества дана в абстрактно- идеализированном виде и к ней неприменимы определения: «западноевропейская», «английская» и т. д., а в отношении цивилизации это возможно, т.е. в цивилизации выражается закон и форма его проявления, т.е. исторически конкретные формы проявления формации и в этом смысле понятие «цивилизация» богаче, чем формация. Но не следует абсолютизировать ни то ни другое. Особенность соотношения формации и цивилизации заключается и в относительной самостоятельности их развития, хотя в истории было и так, что в рамках одной формации сосуществовали различные цивилизации, или одна и та же цивилизация сохранялась, а формации менялись.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 854;