Природа социального и теоретические модели общества
Что интересует философию в таком феномене как «общество».
Прежде всего- это 1). Какова природа «социального» 2). Каковы предельные значения человеческого существования как общественного существования?
Первое предполагает понимание значения, «социальной реальности», которое отлично и от природного бытия и от индивидуального бытия. Второе – формулирование значений возможных оснований для теоретических моделей общества, которые бы необходимым образом объясняли бытие человека в обществе. Итак, какова, природа «социального»? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо показать, что « социальное» обладает статусом «реальности», и 2) «социальная реальность» отлична от природной и индивидуальной. Онтологический статус «социальная реальность» подтверждают:
1. внешняя данность социальных фактов, их воздействие на нас.
2. их самозаконность, т.е. они детерминированы общим стечением обстоятельств и потому должны быть объяснимы многосложностью причин.
3. ограничивающее воздействие социальных процессов на природные.
Специфика «социальной реальности» заключается в том, что она обладает качественно новыми свойствами:
1. социальные структуры, в отличие от природных не существуют независимо от видов деятельности человека направляемых ими.
2.социальные структуры, в отличие от природных, не существуют независимо от идеи и представлений субъектов о сути своей деятельности.
3. социальные структуры, в отличие от природных, могут быть лишь относительно устойчивыми и вместе с тем, социальные структуры не сводимы к людям, их « составляющим» – это требует пояснения.
Социальное не может существовать вне человеческой деятельности, но нельзя сказать, что « люди творят общество», общество всегда предшествует индивидам, составляет необходимое условие для их деятельности и является в этом смысле иной, предшествующей по отношению к людям, реальностью. Но бесспорно и то, что люди воспроизводят и преобразуют общество. Следовательно, по отношению к индивидам общество выступает как нечто такое, чего они никогда не делали, но что существует только благодаря их деятельности. Таким образом, « общество» как объект философского анализа есть социальная реальность с ее двойственным (индивид - структура) субъективно-символическим характером.
Различные теоретические модели общества можно свести к основным четырем.
- 1. Волюнтаристкая - базируется эта модель на методологическом индивидуализме (М.Вебер 1864-1920) Главный объект исследования - отдельные индивиды, действия, которых, составляют общество, т.е. общество есть результат целенаправленных действий людей. В волюнтаристских моделях социума «общество», « социальные институты», есть некоторые абстракции, предназначенные для истолкования индивидуального опыта.
- 2. Объективистская -интерпретирует природу социального как внешнее по отношению к индивиду самодавлению его же групповых форм бытия. (Э. Дюркгейм 1858-1917). « Социальное» принципиально иное, чем индивиды, реальность, которая обладает собственной жизнью, имеет внешне – принудительный характер для отдельного человека. Социальная реальность возникает как неконтролируемый результат спонтанности и множественности человеческих действий.
- 3.Реляционная - суть социального выражают общественные отношения (К.Маркс 1818-1883).Объектом социальной философии должны быть устойчивые отношения между индивидами и (группами) и отношения между этими отношениями. Этими отношениями являются производственные отношения.
- 4. Феноменолого - антропологическая - сложилась под влиянием идей феноменологической социологии и философской антропологии (П.Бергер.,Т.Лукман.).
- Объектом социальной философии является общество, как часть человеческого мира, как созданное людьми, ими населяемое и в свою очередь создающее людей в непрестанном социальном процессе. Социальный порядок - это непрерывное человеческое производство. Внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Социальная реальность – компонент человека, диалектически с ним связанный.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 889;