Эволюция философского понимания общественной жизни людей и проблема смысла истории
Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что видел и слышал. Он разделял мир на свое стойбище, на место своей охоты и на все остальное. В силу низкого уровня общественных отношений и культуры, человек жил в основном настоящим.
Усложнявшаяся жизнь родо - племенного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени и установлении элементарных датировок. Значительную роль в этом сыграли язык и зачатки письменности, которые создавали культурно – историческую традицию и преемственность.
Люди стали осознавать, что у них есть настоящее, прошлое и будущее, стали развиваться элементы историчности сознания.
История- это общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании.
Принято считать отцом истории Геродота (ок 485-425 г. до н.э.) Расширил историческую мысль Фукидид (ок. 460-400 г.до н.э.).
Возникнув как простое описание различных процессов, социально- философская мысль постепенно стала выделять в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов.
Античность:Платон: общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей.
Аристотель: человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей – исходный пункт этого стремления к социальности.
Лукреций– человек вышел из животного состояния благодаря развитию материальной культуры.
Августин: во всемирной истории устанавливается противоположность государства Божьего и Мирского.
Средние века: История предопределена Богом; все пороки - результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым необходимо смириться.
Возрождение. Складываются элементы светской философии истории.
Новое время.Рассматривали историю общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть “ естественные” законы общественной жизни. Жизнь общества уподоблялось жизни природы (атом человек). Людей объединяет стремление к самосохранению. Действия людей строго закономерны, социальные законы подобны законам механики.
Просветители XVIII:Дж Вико, Ж.Кондорсе выдвинули идею исторического прогресса. И. Гердер сформулировал принцип единства исторического процесса. Вольтер заложил основы истории культуры. Ш. Монтескье, Руссо обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды.
При попытке осмыслить исторический процесс возникает вопрос: имеет ли этот процесс вообще какой – либо смысл и направленность?
Русский философ Н.Бердяев утверждал, что история имеет смысл в том случае, если будет ее конец, а в конце воскресение и постижение перенесенных страданий. Бердяев пытается рассмотреть историю через судьбу каждого человека, через его страдания. Впервые о” конце истории” сказал Гегель . Сознание человечества, по его мнению ,прошло ряд этапов: родоплеменной ,рабовладельческий, теократический и демократическо-уравнительный и история достигла кульминации в окончательной разумной форме общества и государства. (Прусская монархия) К.Марк говорил не о конце истории, а предыстории, поскольку подлинную историю связывал с построением коммунизма. Французский философ Р.Арон считал, что нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества, так как невозможно заранее построить теорию истории. К. Ясперс полагал, что ответ на вопрос о смысле истории, предполагает поиск ответов на вопросы: что такое история и в чем ее единство?
Вообще же в философском постижении прошлого сложились три основные позиции:
1.Традиционная европейская культура ставила вопрос о смысле истории преимущественно как вопрос о зле и рассматривался он теологически: как Бог допускает и терпит зло?
2. Секуляризация XIX века переместила вопрос о смысле истории как вопрос о страдании и зле из области теологической в антрополого-социальную: как творит и терпит зло человек. XIX век отождествляет смысл истории с идеей Прогресса.
3.Для XX века характерна экзистенциально-персоналистическая интерпретация смысла истории:
а) чтобы понять себя, надо понять историю как целое;
б) человеческая история есть сфера человеческого общения, и пути ее проходят через сознание каждого;
в) история связана с развитием личностного начала в человеке; борьба человеческой души за обретение, утверждение и развитие ценностей есть процесс реализации смысла истории;
г) история существует потому, что человек конечен и незавершен
Смысл истории связан с ее направленностью. Традиционно выделяют следующие смыслы истории:
1. Цивилизация и гуманизация человека.
2. Свобода и сознание свободы
3. Творчество и экзистенциальное самораскрытие личности.
Говоря о направленности исторического процесса выделяют две основные концепции философии истории:
1. Теория «общественного круговорота» или локальных цивилизаций и культур (Н Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби)-рассматривает историю как замкнутые, независимые друг от друга локальные, общественные образования.
2. Теорию общественного прогресса (Тюрго, Ж..Кондорсе, Гердер, Гегель) – развитие человечества идет по восходящей линии.
Прогресс- это поступательное движение от низшему к высшему независимо от того, каким было это движение: линейным, цикличным или спиралевидным. Оно характеризуется направленностью и необратимостью изменений. В понимании общественного прогресса есть два подхода: суммативный(прогресс как простая совокупность не сводимых друг к другу и независимых друг от друга изменений в различных сферах общества ) и субстанциональный ( прогресс как поступательное, восходящее развитие общества в целом и критерием его выступает человек).
В общественном развитии имеет место и регресссвертывание, нисходящее развитие общества. Его характеристики:
1 понижение уровня организации системы;
2.фиксация изживших себя форм и структур;
3.снижение сопротивляемости общественной системы внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2585;