Понятие ценностей и их социальная природа
Философским учением о ценностях и их природе является аксиология(axios – ценность, logos – учение).
Ценность - понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Ценностью является свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, интересы, желания, как отдельного индивида, так и общества в целом.
Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость. Они же являлись и главными критериями истинного бытия. (Платон в учении об идеальном государстве положил в его основу принцип справедливости).
Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. По мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, а с точки зрения софистов все ценности индивидуальны и относительны (это вытекало из основного тезиса софистов «Человек есть мера всех вещей»). Аристотель попытался осуществить дифференцированный подход к ценностям. С одной стороны он признаёт «самоценности» (человек, счастье, справедливость и т. д.). Но вместе с этим утверждает и относительный характер большинства ценностей, так как разные вещи кажутся ценными детям и взрослым, добрым и мудрым людям и т. д. (Мудрость Аристотель видел в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных»).
В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретая религиозный характер. В эпоху Возрождения на первый план выдвигаются ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.
После выделения аксиологии как самостоятельной области философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей:
Натуралистический психологизм Дж. Дьюи (1859-1952). Ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы. Их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. Ценностью является любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей.
Аксиологический трансцендентализм (В.Виндельбанд, Г. Риккерт).
Ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие; рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, красота, истина, которые имеют самодостаточное значение и являются целями сами по себе и не служат средством для иных целей. Ценность в данном случае не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный (потусторонний) субъект.
Персоналистический онтологизм(М.Шелер) Ценности имеют объективный характер, образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирическим значением. (например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (доброе, приятное) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются). Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле менее долговечны ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Высшей ценностью является идея Бога, а любовь к Богу – высшая форма любви. Поэтому все ценности имеют свою основу в ценности божественной личности.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1007;