Соколов Э. В. Функции и дисфункции
На одном из островов Тихого океана существовал обычай «охоты за головами». Юноша, достигший совершеннолетия, в день инициации, т. е. посвящения во взрослые, должен был принести голову иноплеменника, чтобы доказать свое мужество и способность к воинскому ремеслу. Этот обычай был запрещен английской администрацией как вредный и антигуманный. Вскоре после этого в обществе аборигенов начались процессы дезорганизации. Люди бросали обжитые места. Рисовые поля и хранилища зерна оставались без присмотра. Старые и больные не получали помощи. Старейшины, руководившие полевыми работами и Распоряжавшиеся запасами риса, утратили авторитет.
Приглашенные на остров этнографы установили, что порядок и власть в данном обществе были тесно связаны с культурой рисосеяния, которое не было, однако жизненной необходимостью, поскольку остров был богат рыбой, дичью. Рис использовался для приготовления ритуальной еды, употреблявшейся во время инициации. Инициации и «охота за головами» были, по мнению этнографов, теми праздничными, «пусковыми» событиями, которые придавали смысл движению времени и приводили в действие всю систему хозяйственно-культурных связей. Без рисосеяния вполне можно было прожить несколько лет. Но случись неурожай фруктов или мор рыбы, и население умерло бы с голоду. Запасы риса, помимо ритуального значения, давали гарантию выживания в экстремальных условиях. Если бы люди каждый год не сеяли рис, навыки работы с этой культурой скоро бы забылись и восстановить их в нужный момент было бы трудно. Полезность, функциональность земледелия определялась также тем, что оно стабилизировало отношения между семьями и кланами. Полевые работы, которые в утилитарном смысле представлялись необязательными, должны были как-то под держиваться. Таким поддерживающим символом была «охота за головами».
Если мы хотим устранить какой-то вредный обычай, мы должны спросу себя: чем он «полезен» в данном обществе, какую функцию он выполняет. Установив это, можно искать ему замену − то, что называют «функциональным эквивалетом». Прежде чем бороться с пьянством, нужно понять, почему люди пьют, сформировать культурный ответ на потребность, удовлетворяемую алкоголем, а затем постепенно «вытеснять» пьянство, расширяя сеть стадионов, увеличивая продажу безалкогольных напитков, создавая условия для непринужденного общения.
Другой вывод из приведенного примера состоит в том, что функциональный элементы культуры - действия, идеи, вещи − могут иметь символический характер Символы нужны потому, что многие важные для общества цели и нормы не имеют большой силы для индивидуального сознания. Индивид действует обычно, исходя из собственной выгоды и расчета. Но обществу важно, чтобы и в повседневном поведении, и в критические моменты действовали бы социальные мотивы, поддерживались «стратегические» цели и интересы. Для этого нужны символы святыни. Имена национальных героев вспоминаются не часто. Но когда враг у ворот, они появляются на знаменах бойцов и становятся могущественной силой.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 503;