Православная самодержавно-бюрократическая монархия. Императорская власть
По форме правления Византийская империя являлась абсолютной монархией, православной самодержавно-бюрократической монархией, в которой власть монарха юридически неограниченна, но фактически ограничена православной христианской верой, православной церковью, моралью, обычаями, целесообразностью, возможностью сопротивления подданных, и монарх управлял государством с помощью бюрократического аппарата управления. Во главе государства стоял император. С VII в. он стал именоваться василевсом ромеев, то есть по-гречески царем римлян, а позднее автократором, то есть самодержцем. Перемена латинского титула «император» на греческий «василевс» была вызвана тем, что Византия стала по преимуществу греческим государством, приобрела относительную этническую однородность.
В отличие от нехристианских монархий Востока и Римской империи православный василевс не обожествлялся. Царь уже не есть Бог, но человек, поставленный Богом для служения Божьему делу. Вместе с тем сохранялся культ императоров. В Византии при христианских императорах продолжали бросаться на колени перед царем и благоговейно целовать край его одежды.
Власть императора была юридически неограниченной. Он обладал всей полнотой законодательной, исполнительной власти, ему принадлежала и верховная судебная власть. В Византии как наследнице Римской империи не было определенного порядка престолонаследия, не смог утвердиться принцип наследственной передачи императорской власти. Отсутствие закона о престолонаследии привело к постоянным заговорам, дворцовым переворотам и сменам династий. Несмотря на постоянные перевороты, императорская власть в Византии была более устойчивой, чем в Римской империи.
Из 107 византийских императоров только 42 умерли собственной смертью, остальные были низвергнуты. При этом низвергнутые императоры убивались, ослеплялись или были заточены в монастыри и тюрьмы. При каждом успешном перевороте и при каждом усмирении попытки к нему ослеплялось и убивалось множество родственников императоров или претендентов, защитников царя или сторонников претендента. Постоянная жестокая борьба за власть, заговоры, покушения, убийства и отравления при постоянных переворотах порождали взаимную недоверчивость подозрительность, коварство, жестокость, кровавые расправы. Приходилось губить по подозрению не явного врага, а возможного, приходилось губить другого, чтобы не погибнуть самому. Например, главнокомандующий армией Алексей Комнин решился на восстание в 1081 г. потому что ему угрожало ослепление со стороны подозревающего его царя. В результате цари были подозрительны ко всем выдающимся людям и старались истребить их. Это привело к понижению уровня правящего слоя, который оказался не в состоянии предотвратить надвигавшиеся бедствия. Постоянная борьба за власть ослабляла византийское государство перед лицом постоянной внешней угрозы.
Для обеспечения преемственности верховной власти императоры стали прибегать к системе усыновления, при которой еще при жизни царя с согласия сенат аи войска назначался преемником усыновленный им из хорошо известных ему военных людей. С VII в. возникает обычай передавать власть по наследству от отца к сыну, императорская власть стала более стабильной. Императоры для предотвращения дворцовых переворотов еще при жизни стали короновать и призывать к разделению с ними власти своего сына, который являлся младшим соправителем царя, выполнявшим его поручения. После смерти царя он занимал царский престол. Это привело к постепенному утверждению династий, царский престол находился в течение долгого времени в руках одной фамилии (династии). Например, в доме Ираклия власть переходила от отца к сыну в пяти поколениях (610-711), а в доме Льва Исавра – в четырех поколениях (717-797). Около двухсот лет царствовали представители Македонской династии (867-1057) и представители династии Палеологов (1261-1453).
В Византии с трудом утверждалось христианское учение о государстве, согласно которому власть императора установлена Богом и должна передаваться по наследству. Лишь наследственная передача власти делает ее легитимной, законной. Переворот, даже удачный, не дает узурпатору народного признания, и сулит ему только гибель. Причиной частых переворотов являлось сохранение Византией традиции Римской империи, согласно которой власть императору уступается народом, который рассматривается как высшее должностное лицо (магистрат) государства. Формально императора по римской традиции избирал сенат, состоящий из представителей высшей гражданской и военной знати. Фактически при отсутствии наследственной передачи власти происходили заговоры, восстания и захваты верховной власти. Движущей силой большинства переворотов являлась византийская бюрократия, как столичная, так и провинциальная. В Византии армия была гораздо сильнее подчинена бюрократии, чем в Римской империи.
В Византии, как и в Римской империи, считали, что император должен обладать выдающимися личными способностями. Поэтому императоры усыновляли способных лиц, могли передать престол не старшему сыну, а более способному младшему. Среди византийских императоров было много умных, энергичных и талантливых деятелей. В большинстве случаев императорами становились люди военные, полководцы, умевшие командовать войсками.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 741;