Земля войска Донского и Приазовье в конце XVIII - первой половине XIX века. Превращение казачества в замкнутое военно-служилое, полупривелегированное квазисословие.

В последней четверти XVIII - начале XIX веков коренным образом изменилось геополитическое положение земли Войска Донского. Она практически превратилась из пограничной во внутреннюю провинцию Российской империи, постепенно становясь специфической военизированной областью-губерней с привязкой к стандартам российского общеимперского законодательства и управления.

В период пятилетнего правления, с 1796 по 1801гг., нового императора Павла 1-го, была сделана попытка вернуться к старой традиционной структуре, с отменой положений реформ 80-х годов. Но эти преобразования не успели реализоваться в связи с устранением императора и последовавшими новыми реформами Александра 1-го.

 

Однако имперским правительством донским крестьянам в 1796 году было запрещено переходить от одного владельца к другому, что, фактически, превратило их в записных крепостных. Таким образом, и на ранее вольных донских землях было введено крепостное право, просуществовавшее 65-ть лет, вплоть до его отмены в 1861г.

Следующим шагом в 1798 году стало закрепление за войсковой старшиной дворянского статуса, прав и привелегий. Военные войсковые чины были приравнены к армейским и, соответственно, получили право на получение дворянского звания, но, правда, только по результатам их военной службы и чиновных заслуг.

Целый ряд значимых приобразований в управлении был предпринят в царствование Александра Благословенного в период с 1801 - 1810 гг. в связи с переходом на более сложную Министерскую систему управления, дроблением старых и появлением новых функций в гражданском и военном управлении. Была введена должность Войскового прокурора в составе Войсковой канцелярии.

С 1802 года было создано 9 сыскных начальств. Область в итоге разделена на 7 территориальных округов, с окружными атаманами и чиновниками, отдельно было выделено Калмыцкое кочевье. Таким образом, сложилось среднее, промежуточное управленческое звено между станично-хуторским самоуправлением, судом и высшей властью, Войсковым атаманом и канцелярией. Такая жёсткая структура управления сохранялась с отдельными коррективами вплоть до Великих реформ 1861 - 1875гг.

Практически одновременно была введена единая универсальная военная форма для служилых казаков. Если ранее были созданы Атаманский и Лейб-гвардии казачьи полки постоянной службы, численностью по 580 человек, то теперь Войско Донское должно было поставлять в армию 50 кавалерийских полков и 2 артиллерийские роты.

Реорганизованные по новой военной схеме, казаки приняли участие во всех русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812 года, в походах российской армии в Западную Европу в 1813 - 1814 годах во главе с атаманом М.И. Платовым.

С мая 1805 года важное значение и особый статус приобрела и новая столица донского казачества – её административно-чиновный центр г. Новочеркасск.

К этому времени окончательно завершается определение и закрепление территориально-администативных границ края, с учётом улаживания спорных приграничных вопросов с соедними губерниями Российской империи.

По просьбе войскового начальства, Александр I в 1819г. разрешил создать специальный Комитет по совершенствованию казачьих войск и соответствующих территорий, для улучшения службы, хозяйства и быта казаков. Началась разработка проектов законодательных положений, которые четко должны были определять и регламентировать, с учетом имевшихся традиций, образ службы и образ жизни казаков на основе законодательных стандартов Российской империи.

Деятельность данного комитета продолжалась с перерывами до 1835 года в связи со спорами, возникшими в ходе разработки данных положений, а также ситуации, связанной с восстанием декабристов в начале царствования Николая I. Отчасти это было связано также и с ведением затяжной войны на Кавказе (1818 - 1864г.г.), в которой активно были задействованы казачьи войска Юга России

Для укрепления позиций имперского самодержавия не только среди дворянства, но и в массе военного казачьего сословия, 2 октября 1827 года был утвержден институт Воскового атамана - шефа всех казачьих войск империи. Это звание присваивалось теперь только наследнику императорского престола - Цесаревичу, все войсковые атаманы казачьих войск считались его заместителями. Причем присягу и атрибуты атаманской власти наследник - цесаревич должен был принимать на традиционном Войсковом Круге в г.Новочеркасске, на территории старейшего Донского казачьего войска. Первым атаманом стал цесаревич, будущий царь Освободитель - Александр II.

В этот период, в первую очередь на юге России, правительством было организовано около 10 различных казачьих войск и полков, которые несли пограничную, патрульную и разведывательную службу, участвовали в военных кампаниях против горцев.

25 мая 1835 года, с учетом недовольства рядового казачества тяготами службы, был наконец утверждён новый законодательный акт - «Положение об управлении Войском Донским», чётко регламентировавшее образ службы, землевладения и землепользования, хозяйства и самоуправления в казачьей общине.

Войсковому наказному атаману практически присваивались права военного губернатора, управляющего, в том числе, и гражданской частью дел области. Управление сосредоточились в Войсковом правлении, которое было создано вместо Войсковой канцелярии и состояло из четырех экспедиций - отделов: исполнительной, хозяйственной, поземельной, казенных доходов и питейных сборов, а так же счётного отделения.

В военном управлении земля Войска Донского разделялась на 4-ре округа, а в гражданском - на 7-мь округов, подчиненных сыскным начальствам.

Казачество официально провозглашалось особым военным сословием, доступ в которое с этого времени был серьёзно ограничен. Были подтверждены права на рыбную ловлю, беспошлинную торговлю, добычу соли и каменного угля.

Ограниченной формой корпоративной демократии оставались выборы в Войсковые правления, а также в Войсковые и окружные суды, куда допускались только донские дворяне и чиновники войска, прошедшие согласование в дворянских окружных собраниях.

Особое внимание уделялось регламенту военной службы казаков, которая определялась в 25 лет, из них 4 года - строевой, в составе действующей армии, вне территории области. Запрещалась замена и наем на службу вместо очередников т.н. «охотников».

Важным по значению социально-экономическим фактором дальнейшего развития казачьей области стало закрепление и юридическое оформление раздела всей Войсковой земли на: частновладельческую (дворянскую), войсковую станичную, общинную (передающуюся только казакам мужского пола в пользование в виде пая) и земли Войскового запаса для создания новых станиц и хуторов.

Донские помещики - казаки получали землю из расчета 15 десятин на крепостного. Беспоместные получали пожизненные участки: генерал - 1500 десятин, штаб-офицер - 400 десятин, остальные офицеры - 200 десятин, рядовые казаки получали по рождению земельный пай в 30 десятин земли.

Однако паевая земля своими угодьям входила в состав общинных станичных юртов. Выход из состава казачьей общины запрещался, как и продажа земли.

В итоге положение законодательно закрепило корпоративно-сословное, привилегированное положение казачьего дворянства и верхушки старшин, чиновников в социально-экономической и политической жизни края. При этом правительство оказало поддержку рядовому казачеству, увеличив земельные наделы, юртовые довольствия, с целью улучшить материальное положение и повысить боеспособность войска. Земля Войска Донского практически стала походить на военную губернию, а казачья станичная община - на военное поселение. Этому способствовало и жёсткая трехзвенная система управления: высшее Войсковое правление, окружное сыскное начальство и станично-хуторское самоуправление.

В сыскных начальствах на уровне каждого округа вводились судебные инстанции. В частности, здесь рассматривались важные уголовные и политические дела. Вытеснению норм обычного права из станичных судов на уровень сыскных начальств способствовало еще в 1797 году принятое атаманом Орловым В.П. «Наставление» сыскному начальству. В нём определялось, что деятельность станичных судов должна ограничиваться только гражданско-правовой сферой и небольшими уголовными, административными и бытовыми преступлениями.

Положение 1835 года официально закрепило этот порядок. В ведении окружных судов находились все крупные дела, которые практически осуществлялись на основе общероссийского законодательства. Был создан военный суд, который осуществлял свои полномочия только в военной сфере и рассматривал дела о преступлениях чинов Войска Донского, совершенных во время полевой службы. Судебные дела рассматривались в комиссиях или полках, в которых служили подсудимые, в комиссии при войсковом дежурстве. Они рассматривали дела по проступкам, допущенным чинами войска при нахождении на Дону, в том числе уклонение от службы и конокрадство.

Высшей инстанцией являлся Войсковой суд, который разделялся на военный и гражданский суды. Старшие члены суда предварительно избирались сословием войсковых чинов, а их кандидатуры утверждались по представлению войскового атамана, Сената и лично императором. Заседателей избирали казаки, и утверждал атаман на 3 года. Вновь созданный Коммерческий суд в полном составе, включая председателя, впервые избирался обществом донских казаков по представлению атамана и утверждению Сената на 3 года. Суд рассматривал дела торговых казаков, а также посторонних, иногородних имевших торговые связи с ними при наличии поступления жалоб.

Резко возросло значение окружных судебных органов. В состав окружных судебных начальников входили: судьи, 2 заседателя от чиновников и 2 от казаков. Они утверждались атаманом и главной их обязанностью был быстрый разбор по уголовным делам и гражданским тяжбам и искам. Они приравнивались к губернским уездным судам.

Вышестоящей инстанцией был Войсковой суд, сохранивший статус станичных и хуторских судов, но при этом они были компетентны лишь в пределах некоторых традиций и статей гражданской и уголовной ответственности. При этом все же сохранились основы и элементы традиционного войскового права, участия станичных приписных стариков в судебных разбирательствах.

В ведении станичного суда оставались следующие дела:

- о неповиновении детей родителям,

- о ссорах в семьях и с соседями,

- за пьянство и буйство,

- потрава чужого хлеба и имущества,

- кражи на сумму не более 20 рублей.

При этом станичный суд мог определить наказания, как телесные, так и штраф, арест, исправительные работы и безочередную службу.

Данная ситуация в развитии судопроизводства просуществовала до 1870 года, до начала проведения судебно-правовой реформы в Российской империи.

Важным фактором стало внедрение и постепенная реализация принципа разделения властей. Одновременное существование и функционирование норм общегосударственного законодательства и норм обычного Войскового права, а также семейно-частного, порождали противоречия и нередко служили причиной столкновения населения станиц с окружными и войсковыми властями за право более широкого самоуправления.

По образу и подобию законодательного «Положения об управлении Войска Донского» были подготовлены, согласованы и вступили в действие в 50 - начале 60-х годов XIX века соответствующие положения о других казачьих войсках, в связи с завершившейся Кавказской войной. Из более чем 9 малых казачьих войск и полков, сформированных на юге России и на Кавказе, в 1860-е годы были созданы более крупные войска, Кубанское, Терское и Астраханское. За ними была закреплена соответствующая территория и определены границы.

Важные законодательные положения по вопросам казачества и его службы российскому государству были включены по тематическому принципу в новое многотомное издание "Свода законов Российской империи", который был введен в действие в 1835 году (15 томов).

Данная законодательная база явилась основополагающей для окончательной фиксации российского и донского казачества, как «войскового населения», замкнутого военно-служащего сословия, определившая поземельное развитие казачьей общины, её привилегированное положение по отношению к крестьянской общине. Соответственно, данная ситуация серьезно сдерживала развитие капиталистических отношений, частной собственности и рыночных механизмов, а также демократических традиций крупных казачьих общин, их взаимоотношений с гражданским населением Юга России, иногородними переселенцами.

Данная проблема встала перед имперской российской бюрократией в ходе очередной модернизации и либерально-буржуазных реформ 60 - 70 годов XIX века, и оставалась актуальной на протяжении всего пореформенного периода.

Важное значение в этот период времени приобретает также политико-правовое и социально-экономическое развитие территорий Приазовья, в связи с изменением его военно-пограничного статуса, развитием городов, как новых портовых, торгово-промышленных центров.

Территориальное закрепление и неприкосновенность новых границ Земли Войска Донского было определено указом от 19 ноября 1817 года и «Положением об управлении Войском Донским» от 1835 года., их общая территория составила – 14 203 204 десятины земли. На севере земли Войска Донского граничили с Екатеринославской, Воронежской и Саратовской губерниями, на юге – с Таврической и Кавказской, на востоке - с частью Саратовской и Астраханской, на западе - с Екатеринославской губернией.

К 1830 г., согласно данным переписей, на территории края проживало около 512 тыс. человек, из них казаков – 355 377. По этническому составу: русских – 340 785, калмыков – 13 622, татар - около 1000. Состав населения городов и поселений Приазовья был гораздо более пёстрым - полиэтничным, здесь численно преобладали русские и украинцы, армяне и греки. Познее, со второй половины 19 века, активизировался прирост немецких и польских колонистов, еврейского населения.

Бывшие города-крепости и городские поселения Приазовья и Нижнего Дона: Таганрог, Ростов-на-Дону, Нахичевань, Азов в первой половине XIX века, развивались вполне успешно, благодаря поддержке имперского правительства и коммерческой активности городских жителей, особенно армян и греков. Первоначально они в административно-управленческой системе подчинялись Азовской, а затем Екатеринославской и некоторое время Харьковской губернии. В 1806 и 1811гг., лично императором Александром 1-м, были согласованы и утверждны планы и гербы городов Ростова-на-Дону и Нахичевани. Однако серьёзной проблемой в управлении по-прежнему оставалось «чересполосное» проживание казаков и жителей Приазовья. Частыми были пограничные споры о земельных участках и рыбных ловлях в устье Дона. Сложной, многоступенчатой и громоздкой оставалась система управления, так как эти уезды и города подчинялись и территориально входили в состав Екатеринославской губернии, а многие вопросы необходимо было решать и согласовывать с Атаманом и войсковыми казачьими властями.

В конкурентном соревновании в этот период лидировали г.Таганрог, ставший крупным городом-портом, с соподчинённой ему Южной (Темерницкой) таможней, а так же коммерческий и культурный центр трудолюбивых и предприимчивых донских армян – г.Нахичевань с сельской округой. Они явно опережали тогда г.Ростов-на-Дону, который, утеряв статус стратегической крепости с 1836г., оставался пока провинциальным «захолустьем» насчитывающим всего около 4 тыс. жителей.

В городах с 1797г. развивалась и совершенствовалась система самоуправления (выборные городские головы и шестигласные Думы), набирала силу полиэтничная по составу предпринимательская прослойка, быстро развивалась система образования.

Однако полуфеодальные пережитки в аграрном секторе и начавшей постепенно развиваться горнодобывающей промышленности, затянувшаяся Кавказская война и неурядицы в управлении сдерживали темпы развития городской экономики и культуры в регионе.

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1455;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.