3 страница. Исторически первой в данный период была восстановлена армянская государственность, погибшая еще во времена персидского завоевания
Исторически первой в данный период была восстановлена армянская государственность, погибшая еще во времена персидского завоевания. В литературе говорят обычно о государстве Багратидов, сложившемся в конце IX в. Однако скорее можно говорить не о государстве, а о государствах этой династии. К тому же, некоторые армянские царства возглавлялись правителями и других династий.
Когда Арабский халифат стал разваливаться, когда его единство все больше и больше ослабевало, этим воспользовались армянские феодалы. Гнет завоевателей вызывал постоянное сопротивление местного населения, доходившее до прямых восстаний. В этих условиях арабы решили опереться на армянскую знать, давая ей определенные льготы и поручения, тем более что их объединяли классовые интересы: закавказские крестьяне восставали не только против национального, но и против социального угнетения. Дело дошло до того, что постепенно местным крупным феодалам был доверен сбор налогов, часть которых, думается, попадала в руки сборщиков.
Так или иначе, но со временем местные феодалы приобретали заметную силу, а вместе с тем и определенную самостоятельность. В IX в. Арабский халифат распадается на несколько крупных образований, которые затем дробятся на все более мелкие. Одновременно Византия усиливает давление на восток, тоже способствуя ослабеванию Халифата. Пользуясь всем этим, закавказские феодалы отвоевывают все большую самостоятельность, выстраивая свою феодальную лестницу, образуют царства и княжества, которые враждуют между собой, но вместе с тем создают систему сюзеренитета-вассалитета, возглавляемую монархом. Такой монарх в Армении, например, носил название ишханац ишхана, т.е. царя царей. Правда, будучи главой армянских земель, он выступал в то же время вассалом арабского халифа. Первоначально цари царей получали свои пост и титул из рук халифа, но в конце IX в. один из них, из рода Багратуни, начинает править уже без санкции прежнего сюзерена.
Чтобы ослабить влияние складывающейся династии Багратидов, арабы поддерживают конкурирующую династию Арцрунидов, но им достаются меньшие и второстепенные княжества.
В конце IX - начале X вв. в Армении существовало несколько царств и княжеств, соотношение между которыми постоянно менялось. Среди них следует назвать Великую (возможно, Большую - в армянском языке оба понятия отражаются одним термином) Армению, столицей которой попеременно были разные города, в том числе Карс и Ани, царство Васпуракан (Северная Армения), где правили Арцруниды, Ванандское царство.
Династический принцип монархии предполагал ее наследование преимущественно по мужской линии, хотя случалось, что престол переходил к женщинам. Бывало также, что власть делили два царя. Юридическим фактом, знаменующим вступление на престол, являлась сакрация, т.е. благословение главы армянской церкви - католикоса (армянская церковь отделилась от остального христианского мира).
Со временем закавказские царства и княжества все больше дробятся. Вассальные отношения между ними оформлялись специальными договорами. Соседи Армении, в том числе Византия, установили отношения не со страной в целом, а с этими большими или меньшими субъектами. Причем армянские феодалы порой служили одновременно двум господам - арабам и грекам. Имея поэтому арабский титул шахиншаха, они получали и византийский - архонта архонтов <*>, что в переводе означало одно и то же.
--------------------------------
<*> См.: Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX - XI вв. М., 1988. С. 76.
В конце X в. Великая Армения выдвинулась на первое место среди других армянских государств, но очень скоро была подчинена Византии <*>. В середине XI в. Большая Армения (Анийское, или Ширакское, царство) вошла в состав Византии и была объединена с грузинской Иверией (византийское название Картли), к тому времени тоже попавшей под власть Византии.
--------------------------------
<*> См.: Там же. С. 115.
Но в начале XI в. в Закавказье появилась новая сила - тюрки-сельджуки. Будучи не в состоянии справиться с ними, армянское царство Васпуракан также перешло под покровительство Византии, и его глава из рода Арцрунидов даже перебрался на жительство в империю. Последним приобретением Византии в Армении явилось Карсское царство. В 1064 г., спасаясь от сельджуков, его правитель предпочел передать свои земли Византии, которая включила их в Иверию.
Византия присоединяла закавказские земли преимущественно мирным путем, используя международную обстановку и внутренние противоречия в тамошних государствах. Земли эти подразделялись на крупные административные единицы - фемы, обычно носившие названия прежних царств.
Во главе фем стояли крупные администраторы - дуки. Имелись также фемные судьи и финансовые чиновники. Должности эти были настолько доходными, что некоторые дуки даже отказывались от жалованья, а один из них построил на свои деньги водопровод в городе Ани. Должности фемных администраторов занимали обычно греки или болгары, но иногда использовались и местные кадры.
Вообще же Византия практиковала политику обмена населения. Императоры проводили переселение закавказских феодалов вместе с их подданными на коронные земли империи, заменяя их переселенцами с запада, в частности из Болгарии.
В это время возникло и новое армянское государство - Киликия. Его население составилось из армян, переселенных различными захватчиками, а также бежавших от притеснений в восточное Средиземноморье, на южное побережье Малой Азии.
В ходе распада Арабского халифата создаются условия для возрождения грузинских государств, в первую очередь Кахетинского и Тао-Кларджетского; возникает также Абхазское княжество. Позже большую часть грузинских земель удалось объединить в единое царство. Сельджуки, которые появились в Закавказье в начале XI в., к концу его захватили весь край. В условиях сельджукского господства руководившему Грузией, вернее, восточной Грузией, Давиду Строителю, принадлежавшему к роду грузинских Багратидов, удалось добиться самостоятельности. Больше того, он присоединил часть Армении вместе с городом Ани, а также освободил от сельджуков Тбилиси, который стал столицей государства. Присоединил он и Ширван, вплоть до Дербента.
Преемники Давида тоже вели успешную борьбу с сельджуками, пользуясь улучшавшейся для них международной обстановкой, ослаблением сельджукского государства. В историю вошло блистательное царствование царицы цариц Тамар в конце XII - начале XIII в. При ней Грузия овладела большой частью Азербайджана и Армении. Любопытной страницей биографии Тамар было кратковременное супружество с русским княжичем Георгием (Юрием), сыном владимирского князя Андрея Боголюбского. Правда, жениха привезли не из Владимира, а из половецкой орды, где он, очевидно, скрывался от бояр, враждовавших с отцом и в конце концов убивших Андрея.
Тамар вела борьбу с "порубежниками" (эриставами) - начальниками окраинных областей, пытавшимися добиться большей независимости от центральной власти. Однако результаты этой борьбы в источниках отражены противоречиво <*>. В то же время источник сообщает, что Тамар старалась покончить с вассальными междоусобицами внутри царства, направляя усилия своих подданных на внешние войны <*>. Показала она себя и умелым дипломатом.
--------------------------------
<*> См.: Жизнь царицы цариц Тамар. Тбилиси, 1985. С. 21.
<**> См.: Жизнь царицы цариц Тамар. С. 21.
Еще в ходе распада Арабского халифата произошли важные изменения в восточном Закавказье. На месте бывшей Албании возникло государство ширван-шахов Ширван, захваченное позже, как уже упоминалось, Давидом Строителем.
Право. Источниками права в Закавказье были прежде всего обычаи. Большое значение имели и канонические акты, различные для разных конфессий. В Закавказье на протяжении всего рассматриваемого периода существовало несколько вероучений. В Албании и Атропатене сначала распространился зороастризм. В дальнейшем в Закавказье соперничали в основном две религии - христианство и мусульманство. Соответственно строились и правовые системы. Наиболее компактной из них был шариат, опиравшийся на три основных источника - Коран, Сунну и Иджму. Шариат охватывал все стороны жизни правоверного мусульманина. Но нормы права были разбросаны по священным книгам наряду с другими нормами - чисто религиозными, моральными, бытовыми.
Нормы христианского права были менее систематизированы и к тому же регулировали лишь часть общественных отношений. Во всяком случае, у христианских народов Закавказья не существовало на протяжении почти всего изучаемого периода каких-либо правовых сборников.
Конфессиональный принцип построения правовых систем вызывал серьезные трудности в жизни христианского населения в пору господства в крае арабов и особенно сельджуков. Христиане - армяне и грузины - не хотели судиться по мусульманским законам. Судебник Мхитара Гоша впоследствии даже запретил христианам обращаться в суд неверных (гл. IX Введения). Мусульманские судьи - кадии и сами не хотели заниматься делами христиан. В этих условиях армянам приходилось обращаться в свои общинные суды, правовой статус которых был довольно сомнительным.
При отсутствии светского армянского законодательства приходилось пользоваться каноническими нормами. Первоначально использовались лишь нормы семейного права, затем некоторые уголовно-правовые (по малозначительным преступлениям), а при сельджуках армянское духовенство получило право судить по всем гражданским и уголовным делам, кроме государственных преступлений <*>.
--------------------------------
<*> См.: Армянский Судебник Мхитара Гоша. Ереван, 1954. С. 9.
В этих условиях и родился известный Судебник, составленный в конце XII - начале XIII в. ученым богословом, правоведом и писателем Мхитаром Гошем. Судебник был образцом частной систематизации, не санкционированной никаким государственным органом, но широко использовался в юридической практике как руководство для судей.
В литературе поднимался вопрос о предшественниках Судебника. Однако серьезные исследователи пришли к выводу, что до него в армянском праве писаных законов не существовало. Можно лишь отметить Каноны Давида сына Алавика, созданные в Гандзаке, очевидно, в начале XII в. Но Каноны регулируют по преимуществу обрядовые вопросы или в лучшем случае узко бытовые (соблюдение постов, процедуру присяги и т.п.) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Там же. С. 21.
Источники Судебника Мхитара Гоша были многообразны. Прежде всего среди них нужно назвать канонические акты, в том числе Ветхий Завет и Евангелие. Однако церковные нормы Мхитар Гош приспосабливал к современной ему действительности. Кроме того, использовались акты церковных соборов, как вселенских, так и армянских. Следует иметь в виду, что армянская церковь отделилась от вселенской еще в V в. Не пренебрегал автор и законодательством других христианских стран, а также судебной практикой. Больше того, он использовал даже мусульманское право, конечно, только в тех пределах, в каких оно не противоречит библейским Моисеевым законам (гл. X Введения). Обобщил Гош и нормы обычного армянского права.
Все названные источники в Судебнике не просто реципируются, но и перерабатываются, причем снабжаются авторским толкованием. При этом Гош часто смягчал суровые нормы канонического права, например, считал, что лучше заменять смертную казнь иными видами наказания (гл. I Введения). Любопытно отметить, что за несколько столетий до европейских просветителей Мхитар Гош ввел в оборот понятие естественного права, естественного закона, естественных начал. Правда, в отличие от западных мыслителей, он выводил естественное право не из природы вещей, а из канонических законов Моисея.
Идейной основой Судебника являются, конечно, каноны феодализма. Прежде всего Судебник санкционирует феодальные отношения собственности и эксплуатации. Так, в Судебнике признается естественной собственность царя и князей на землю и воду, что, в свою очередь, обусловливает вполне понятную зависимость от них крестьян и иных работников. Как известно, при феодализме грабительские войны считались делом вполне обычным. Исходя из этого, Судебник полагал, что имущество, добытое мечом, столь же законно, как и купленное. То и другое, в частности, спокойно может передаваться по наследству. Конечно, Мхитар Гош считал вполне правомерными всяческие поборы с населения, установленные церковью, а также государственной властью. Он даже нормирует работу зависимых людей, правда, весьма либерально: "Работать на князя и господина должно один день из семи дней в неделю. Заставлять же попавшего в зависимость работать больше этого - великое беззаконие".
В Судебнике отражен переход армянского общества от рабовладельческого к феодальному. Категория порабощенных слуг приобретает некоторые права, в том числе и прежде всего право на жизнь. Слугу - царрайя теперь уже нельзя было убить, его жизнь охранялась уголовной нормой. Царрайи могли путем отработки или иным способом выкупиться на волю.
Вместе с тем Мхитар Гош предъявлял определенные требования к властителям. Судебник гласит: "Цари и князья поставлены для того, чтобы охранять и спасать страну, а не разорять ее" (ст. 1 ч. II).
В Судебнике решается проблема дееспособности - гражданской, семейной, процессуальной и пр. Прежде всего она определялась возрастом человека. Полное совершеннолетие наступало в 25 лет. Определенные ограничения в дееспособности предусматривались для стариков, некоторых категорий женщин. Частичная дееспособность наступала раньше, гражданская и семейная - с 14 лет (для мужчин), право военной службы с 20 лет (гл. VII Введения). Возможно было временное ограничение дееспособности.
Многоконфессиональность тогдашнего армянского общества не могла не отразиться и на Судебнике. Хотя, в принципе, христианское учение стоит на интернационалистических основах - для Христа "нет ни эллина, ни иудея" - Судебник тем не менее отстаивал преимущества для христиан. Например, не следовало принимать показания "неверных против христиан, даже тогда, когда этих неверных множество и показания их истинны" (гл. VII Введения).
Судебник признавал две категории судов - светский и духовный. Однако имелась оговорка, что это касается только тех случаев, когда светская власть христианская. Поскольку в Армении в то время господствовали мусульмане-сельджуки, то Мхитар Гош считал допустимым сосредоточить все армянское правосудие в руках церкви, естественно, христианской. Правда, эта мера мыслилась как временная - впредь до восстановления армянской светской власти, армянского царя. В Судебнике даже нормируется власть будущего монарха, его права и обязанности. Гош прекрасно понимал, что речь может идти только о будущем, но страстное желание восстановить родную государственность побуждало автора забегать вперед, в будущее, которое наступит очень не скоро и совсем в другой форме.
Передавая судебную власть в руки епископа, Гош тем не менее полагал, что судья должен привлекать к судопроизводству и определенных светских людей. Вообще, он сторонник коллегиального суда. Лучше всего, если бы в процессе участвовало 12 заседателей - по числу апостолов церкви. Поскольку же подобрать столько людей затруднительно, Гош полагал, что можно обойтись и двумя-тремя (гл. VI Введения), но не всякими. Заседатели, которых Гош называл также судьями, нужны для двух целей. С одной стороны, они должны использовать в процессе свой жизненный опыт и даже передавать епископу свои познания, необходимые в деле. С другой стороны, они выступают в качестве свидетелей, могущих подтвердить, что процесс проходил правильно.
Судебник предъявлял определенные требования к судье. Он должен был быть "опытным, сильным в познании, искусным в Священном писании, равно как и в человеческих делах...". Кроме того, от судьи требовалось совершеннолетие, умственное развитие, трезвость, нелицеприятность. Мхитар Гош допускал, что судьи-епископы могут быть и невежественными, и избранными за взятку. Но в этом случае он оставлял их на суд божий.
Наряду с вопросами судоустройства Судебник, как и все древние правовые сборники, уделяет большое внимание процессуальному праву, не различая еще гражданский и уголовный процессы. Была предусмотрена состязательная форма процесса, хотя отдельные элементы формализма тоже присутствовали. Гош требовал, чтобы суд был равным для всех - и для богатых, и для бедных. В процессе следовало выслушать доводы обеих сторон, которые должны состязаться, доказывая свою правоту. Вместе с тем запрещалось пререкаться перед судом: Гош хорошо знал горячий нрав своих соплеменников. В Судебнике широко трактуется вопрос о свидетелях, которым предъявлялись требования, в том числе сугубо формальные: пол, возраст, вероисповедание и др. Очень оригинально использование женщин в качестве свидетелей. Они не должны были являться в суд, но у себя дома давали показания мужчинам, которые затем передавали их слова судьям. Имеется и объяснение этому: женщины легко приходят в возбуждение. Требовалось определенное число свидетелей, чем больше, тем лучше, но не меньше двух.
К присяге как виду доказательства Судебник в соответствии с христианским вероучением относился отрицательно, тем не менее допускал ее. Предусмотрены два вида присяги - положительная и отрицательная, т.е. для подтверждения факта и для отрицания его. Поводом для присяги являлось отсутствие свидетелей, при их наличии присяга исключалась. Как и для свидетелей, существовали ограничения для лиц, призываемых к присяге. Не могут присягать дети, старики, больные, отбывающие епитимью (церковное покаяние), некоторые категории женщин, мытари, пьяницы, грешники.
В Судебнике содержались также нормы гражданского (вещного, обязательственного и наследственного), семейного, уголовного права.
Мхитар Гош сочинял свое произведение почти 30 лет, но, очевидно, смерть помешала ему довести работу до конца. Поэтому, наверное, Судебник недостаточно систематизирован, хотя еще большая бессистемность характерна для даже и считающихся официальными, аналогичных актов в других странах.
Несмотря на свой неофициальный характер, Судебник Мхитара Гоша употреблялся не только в самой Армении, но и далеко за ее пределами, везде, где создавались армянские колонии, а они возникали в разных странах, куда горькая судьба загоняла армян. Правда, Судебник обычно приспосабливался к местным нуждам. Его особые редакции исследователи находят в Грузии, в Крыму, в Польше, да и в других странах. К тому же на чужбине Судебнику порой придавался официальный характер, чего он не имел на родине. Например, в 1519 г. польский король Сигизмунд I официально утвердил предоставленный армянами Судебник, переведенный на латинский язык, для руководства при разбирательстве дел между армянами и с армянами.
Судебник дошел до нас, естественно, в рукописном виде, причем во многих списках, порой заметно отличающихся один от другого. Исследователи сумели восстановить текст, более или менее соответствующий первоначальному. В печати впервые он был опубликован лишь в 1880 г.
Что касается Грузии, то здесь не было создано столь крупных памятников права. В Грузии, как и в Армении, основным источником права были обычаи. В литературе имеется сообщение о том, что царь Баграт III (978 - 1014 гг.) <*> создал некий довольно большой закон, некоторые статьи которого вошли в законы Беки и Акбуги, созданные позже, в XIV в.
--------------------------------
<*> См.: Юзбашян К.Н. Указ. соч. С. 142.
В биографии царицы Тамар, написанной кем-то из ее приближенных, упоминается о видах наказания, применявшихся в Грузии (автор, восхваляя царицу, утверждает, что при ней они не употреблялись). В книге говорится, что наказывали только разбойников, притом путем повешения на дереве. Были известны такие наказания, как изгнание, отсечение различных органов, ослепление.
§ 2. Государственность и право в Средней Азии
Общественно-политическое развитие Средней Азии во многом походило на то, что делалось и в Закавказье. Вместе с тем здесь была и своя существенная специфика.
Эфталитское царство (V - VI вв.). На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили остатки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты создали в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытно-общинный строй. Процесс становления классового общества у эфталитов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Однако разложение первобытно-общинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития.
Тюркский каганат (VI - VII вв.). Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Средней Азии, находясь под верховной властью Западно-Тюркского каганата, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского каганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.
Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII - IX вв.). В первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Халифата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия - ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право - шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. Притеснения со стороны арабских правителей вызывали протест народных масс, который жестоко подавлялся арабскими войсками.
В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели широко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским семьям. Среднеазиатские землевладельцы - дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали во все большую феодальную зависимость.
Особое значение придавали арабские феодалы исламизации населения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобождались от налогов. Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.
Государство Саманидов (IX - X вв.). После падения власти арабских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу народных масс против арабских властей, объединила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.
Это государство было сильной и независимой феодальной державой.
Общественный строй. Развитие феодальной собственности на землю приводило к усилению феодальной эксплуатации, ухудшению положения феодально-зависимого населения.
Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками - арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодальная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабальных условиях земледельцам. Издольщики работали, получая половинную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая. К тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.
Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различные повинности (постройка, починка дорог и мостов, проведение и очистка ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в различных завуалированных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточенную борьбу против эксплуататоров.
Государственный строй. Верховная власть в государстве Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через центральные и местные органы управления. При Саманидах государственный аппарат делился на царский двор (даргох) и центральные органы управления (диваны).
Самым важным органом центрального управления, контролировавшим все административные, политические и хозяйственные учреждения государства, являлся диван везира, т.е. главы правительства, ответственного за управление перед эмиром. На должность везира эмир назначал одного из представителей трех самых богатых и родовитых семейств. Везир возглавлял все военные силы государства.
Вторым по значению органом управления был финансовый диван, ведавший всеми финансовыми делами государства. Специальные диваны ведали дипломатическими сношениями с другими государствами, гвардией Саманидов, снабжением войск, почтой и другими областями государственной жизни. В обязанность служащих дивана почты, например, входило наблюдение за поведением местных правителей с донесением об этом эмиру. Этот диван подчинялся только эмиру.
Специальный диван - мухтасиб - наблюдал за рынком, весами, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепенно чиновники этого дивана стали осуществлять надзор за нравственностью населения, посещением мечетей, соблюдением религиозных обрядов.
Существовали диваны государственных земель, судейский и вакуфный (ведающий церковными землями). Судейский диван возглавлялся главным судьей - казием.
Все диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учреждения, которые подчинялись и центру, и местным правителям. Местные правители назначались из числа феодальной знати.
Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из местной знати - раисы.
В государстве Саманидов важная роль принадлежала мусульманскому духовенству, в особенности его главе, впоследствии князю ислама, который был видным деятелем при эмире.
В конце X в. ослабленное внутренними распрями Саманидское государство рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое существование.
Государство Караханидов (XI - XII вв.). Караханидами назывался целый ряд кочевых тюркских племен во главе с ханами из племени ягма. Самым крупным из таких племен были карлуки. Чтобы упрочить свое положение, караханидские ханы формально признали верховную власть багдадского халифа.
Часть территории Средней Азии к югу от Амударьи после падения государства Саманидов перешла в состав государства Газневидов (по имени Махмуда Газневи), а Мавераннахр <*> остался у Караханидов.
--------------------------------
<*> Мавераннахр (Заречье) - так называлась область бассейна рек Амударьи и Сырдарьи.
Государство Караханидов, в отличие от государства Саманидов, было раздробленным. Во главе государства стояли ханы (каганы). Все Караханидское государство считалось собственным владением членов ханской семьи. Страна делилась между всеми представителями этой семьи на отдельные уделы, которые самостоятельно управлялись членами ханского дома - удельными ханами (эльханами). Столицей государства Караханидов вначале был Узген (в Киргизии), затем - Самарканд. При Караханидах земельные владения жаловались представителям правящих групп на правах бенефиция и назывались иктой. Таким образом, в XII в. вместо дехкан (прежних потомственных крупных землевладельцев) появилась новая общественная группа землевладельцев - иктадоры.
При Караханидах положение земледельцев-крестьян еще больше ухудшилось, ибо было введено множество новых налогов и повинностей, отобраны значительные участки крестьянской земли для пастбищ караханидских кочевников-тюрков.
Государство хорезмшахов (XII - XIII вв.). Государство хорезмшахов было основано во второй половине XII в. В его состав в начале XIII в. входила, кроме Хорезма и Мавераннахра, часть территории нынешнего Афганистана и Ирана.
Государство хорезмшахов не было в достаточной степени централизованным. Местные правители, формально признавая себя вассалами хорезмшахов, на деле оставались самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой не только трудящихся и покоренных народов, но и военно-феодальной знати и мусульманского духовенства, которые стремились ограничить деятельность правителей.
В такой обстановке государство хорезмшахов не смогло организовать отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в.
Общая характеристика права. В государстве эфталитов и Тюркском каганате действовало главным образом обычное право, возникшее у оседлого населения и кочевников. Со времени завоевания Средней Азии арабами здесь усиленно насаждалась система мусульманского феодального права. Мусульманское право, выражавшее интересы землевладельцев, купцов, духовенства, все более вытесняло местное обычное право, в особенности у оседлого земледельческого населения.
В отдельные периоды в Средней Азии наряду с мусульманским правом для некоторой части населения действовала иная правовая система. Так, Караханиды имели свое обычное право. Мусульманское право, возникшее впервые в Аравии, действовало в течение всего периода феодализма. В отличие от России и других стран, где имелось много разнообразных памятников феодального права, государства Средней Азии не знают сколько-нибудь цельных и ярких правовых памятников, изданных государственной властью.
В государствах Средней Азии право развивалось не путем создания законодательства, а путем толкования догм Корана и других религиозных норм.
Одной из особенностей права среднеазиатских государств являлась тесная связь с религией. Коран и иные мусульманские источники права не допускали издания каких-либо кодексов, уравнивавших в правах частных лиц независимо от их веры.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1758;