Понятие психоанализа
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.
Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию , медицину, социологию , антропологию , литературу и искусство XX века
Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Важнейшие направления психоанализа
Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
Зигмунд Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом бессознательное «Оно» подобно скрытой под водой ледяной горе, а сознательное «Я» лишь выступает над поверхностью. «Оно» не только преобладает
основные положения психоонализа
попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т.д.;
Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.
Важнейшие направления психоанализа
Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии . Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.
Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К. Г. Юнга Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К.-Г. Юнга (1875-1961). Юнг ввел понятие архетипа в 1919г. в статье «Инстинкт и бессознательное». Этому предшествовало наблюдение устойчивых образов оккультных феноменов и образов глубинной душевной жизни шизофреников. То и другое напоминало те образы, которые составляют повторяющиеся мотивы в религиозном сознании различных народов, начиная с мифологических времен. При этом Юнг привлек обширный материал из истории словесных изобразительных искусств, сравнительной истории религий, антропологии и этнографии. Фрейд в классической работе «К психопатологии повседневной жизни» (1901) показал, что в нашу обыденную жизнь вторгаются аномалии, т.е. ошибки, оговорки, выпадения памяти и т.д. Их можно объяснить только действием внесознательных факторов. Аналогичные факторы Фрейд нашел в основе сновидений и в поведении невротиков. Он определил их как содержания, отколовшиеся от сознания и репрессированные в область бессознательного (вытеснение). Юнг в 1906 г. назвал их комплексами. Это понятие было принято Фрейдом и всеми психоаналитиками. Но Юнг еще дальше исследовал устойчивые мотивы высказываний шизофреников и их изобразительную деятельность. Поэтому Юнг понял, что они имеют сходство с иррациональными формами культуры, имеют другое происхождение, чем содержания, описанные Фрейдом. Они не могут быть отколовшимися и репрессированными формами опыта. Они имеют врожденный, доопытный и унаследованный характер. Эти мотивы Юнг назвал как более глубокий слой бессознательного, чем фрейдовское персональное бессознательное, и получило название коллективного бессознательного.
Важной частью психоанализа является теория сновидений. В 1900 г. Фрейд в работе «Толкование сновидений» предложил понимать сновидения как зашифрованные сообщения о глубинной проблематике бессознательного. Оно дается личности в связи с ее индивидуальным опытом. По мнению Юнга, образы сновидений - прямые сообщения коллективного бессознательного. Сновидения есть беспристрастные заявления о душевной ситуации пациента Сновидения также архетипичны, несут в себе то же сверхличное содержание, что и образы религий. Юнг смело сблизил архетип с инстинктом. Инстинкт - врожденный способ психического восприятия. Но Юнг вводил между инстинктом и архетипом различия путем сопоставления их психических функций, т.е. не отождествлял их. Инстинкты определяют наши сознательные действия, архетипы ответственны за единообразие и регулярность восприятии, отличающихся иррациональностью. Архетип - восприятие инстинктом самого себя. Юнг называл также архетипы «первобытными образами». Прояснить смысл архетипов могут только образы мифологий и разные формы культуры. Архетипы происходят из глубины психики, не имеют ничего общего с индивидуальным опытом, принадлежат к сфере абсолютно бессознательного. Фрейд открыл относительное или личное бессознательное, Юнг - абсолютное или коллективное.
Юнг называл образ «первобытным», если он имеет архаическое содержание. Образ имеет архаическое содержание, если находится в поразительном соответствии со знакомыми мифологическими мотивами. Первобытный образ всегда является коллективным, т.к. он характерен для целых народов или эпох. Архетипы детерминируют способы восприятия реальности, определяют бессознательные установки. Важнейшие из них отложились в качестве образов религиозного сознания. Великие религии доводят некоторые из этих образов до совершенства. Но большей подлинностью обладают образы примитивных религий. Наблюдаемое явление Юнг отнес к сфере нуминозного (Р.Отто) опыта, т.е. невыразимого, таинственного, страшного, что переживается независимо от воли субъекта и относится к потустороннему, трансцендентному, божественному. Подобные сообщения непостижимы, уклоняются от объяснения. Они повсеместны, требуют специальной восприимчивости, т.е. простой веры к себе. Это - феномены большой смысловой мощи. Современный человек, с точки зрения Юнга, находится во власти архетипов не менее, чем первобытный человек. Современник чувствует свое превосходство над дикарем, но на деле не понимает того, что знал тот. Первобытный человек понимал, что находится во власти потусторонних сил.
Понятие архетип Юнг установил, опираясь на кантовское понятие «Urbild» -«первобытный образ» (первообраз). Кант понимал под ним такой, объект которого не может быть найден в опыте и в котором содержится праобраз всякого практического применения разума. В 1772 г. Кант в одном из писем употребил термин «intellectus archetypus». Юнг использовал также мысль Шопенгауэра о трансцендентальных идеях как визуальных первоначальных образах. Но наиболее глубоким источником размышлений Юнга была теория идей Платона.
Юнг следовал за Фрейдом, когда сочетал глубинную психологию и мифологические исследования. Фрейд, как известно, установил «эдипов комплекс» на основе греческого мифа, дошедшего до нас через литературу. Различие между Юнгом и Фрейдом состоит в расширении сферы взаимного пересечения психологии и мифологии. Это привело к преобразованию концепции бессознательного. Фрейд открыл бессознательное в онтогенетическом плане, Юнг - в филогенетическом. Юнгово бессознательное - «вневременная универсальная душа». Юнг показал распространенность одних и тех же мифологических мотивов у разных народов, их воспроизводимость на разных стадиях культуры. Было раскрыто родство мифологии с другими процессами массовой культуры и индивидуального сознания. Это привело к расширению понимания мифологии на любую культуру и эпоху. Вся теория Юнга может быть понята как психология, в центре которой находится символическая деятельность, т.е. деятельность по выражению непостижимого. Символами являются те устойчивые мотивы культуры и индивидуального сознания, чье формирование уходит в филогенез.
Тема 2.3 Урок 2 «Человек и его бытие в мире(Антропология)»
Вопросы:
1) Сущность и основные направления антропологии, антропогенез.
2)Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства.
3) Будущность человека, философские подходы к теме бессмертия.
Вопрос 1: Сущность и основные направления антропологии, антропогенез.
Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к царству природы и к основе всех вещей; физическом, психическом и духовном появлении в мире; силах и властях, которые движут им и которыми движет он; основных направлениях и законах его психического, духовно-исторического и социального развития. Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др.
Антропология
• Теория антропогенеза
• Морфология человека
• Этническая антропология
• Антропоэкология
Теория антропогенеза— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного , отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Этническая антропология — раздел физической антропологии, изучающий особенности этнических общностей. Объект исследования этнической антропологии — ареальные общности людей, то есть человеческие популяции, различающиеся по расовым признакам.
Морфология человека - раздел антропологии , изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов.
Антропоэкология - наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Изучает как влияния человека на природную среду, так и обратное воздействие природы на человека.
И. Кант считал, что философия всегда стремится ответить на четыре вопроса:
1)что я могу знать?
2)что я должен делать?
3)на что я могу надеяться?
4)что такое человек?
В сущности, полагал он, три первых вопроса можно свести к четвертому, а все науки - к антропологии.
Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской наукой тогда, когда человек становится проблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ.
Философская антропология изучает
• Сущность и природу человека
• Происхождение и сущность человека
• Антропогенез
• Духовное развитие человека
• Проблему существования человека
• Смысл жизни человека
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям
Происхождение и сущность человека -человек - это субъект деятельности и общения, познания, эстетического восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, ответственная за свои поступки . Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой.
Антропогенез— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного
Смысл жизни -философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Духовное развитие человека – это его обучение и принятие всевозможных действий для поддержания его жизнедеятельности в позитивном и созидательном русле.
Проблема сущности человека - находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета
Основные направления антропологии.
Можно разделить антропологию на направления двумя способами: традиционный и модернизированный.
Традиционный:
1)Антропогенез – раздел антропологии, изучающий эволюцию предков рода homo, становление и дальнейшую эволюцию человеческого рода, происхождение homo sapiens.
2)Расовая и этническая. Расоведение – одна из направлений антропологии, которое выделилось еще в XIX в. Исследует разнообразие человеческих популяций всей ойкумены (территории, заселенной человеком) по расовым признакам. Сейчас этот раздел претерпевает глубокий кризис и переосмысление.
3)Морфология человека – Направление, изучающее изменчивость тела в разных аспектах (пол, возраст, генетическая специфика, состояние здоровья, конституционная принадлежность, эпохальная динамика)
Модернизированный:
1)Антропогенез
2)Палеонтология – направление, изучающее древнее человечество от эпохи первобытности до более недавних веков по палеонтологическим материалам.
3)Экология человека – направление, которое ставит перед собой цель изучение взаимодействия человека и популяций сокр. средой. Человек как и любой вид имеет адаптивный полиморфизм. Эта отрасль обращает внимание не только на современного человека, но и обращает взгляд в прошлое.
4)Возрастная и конституциональная антропология – изучение морфофизиологических изменений в популяции на протяжении онтогенеза, а так же исследует единство морфологии, физиологии и психики
5)Генетика – изучает генетический полиморфизм человека на примере признаков с известной системой наследуемости и молекулярно-генетического изучения самого гена человека. Современные методы изучения позволяют изучать и сравнивать ДНК древнего человека, изучать наследственные особенности, например родинки, отпечатки пальцев, цвет волос.
Антропогене́з
Процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории антропогенеза.
Движущие силы антропогенеза:
• групповой отбор, направленный на социальную организацию;
• индивидуальный отбор, направленный на морфофизиологические признаки — прямохождение, строение кисти, развитие мозга;
• биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.
Вопрос 2: Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства.
«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.
• Биологические и социальные факторы
• Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:
• Биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
• Основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.
Под его биологическими особенностями человека понимают то, что сближает человека с животным, — наследственные признаки; наличие инстинктов; эмоции; биологические потребности; сходные с другими млекопитающими физиологические особенности; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Социальные факторы в эволюции человека:
• необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;
• необходимость прогнозировать свою деятельность;
• необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.
• использование, а затем создание орудий труда;
Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание
Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.
Психологи определяют личность как устойчивую систему всех социальных качеств, приобретенных и развитых в процессе взаимодействия человека с другими людьми.
Под социальными качествами личности принято понимать те из них, которые способствуют достижению общественно значимых целей. Единой классификации таких качеств не существует, но, тем не менее, условно их можно разделить на интеллектуальные и психосоциальные.
К интеллектуальным следует отнести такие мыслительные качества, которые влияют на познавательную деятельность: самосознание, способность к аналитической и синтетической деятельности, самооценке, восприимчивость к новому, способность выделять риски.
К психологическим социальным качествам личности относятся:
эмоциональные (например, достоинство, честь);
поведенческие (воля, целеустремленность);
коммуникативные (открытость, толерантность);
творческие способности личности.
Психические свойства человека, духовные и материальные потребности влияют на формирование цели, которая направляется на достижение существующих потребностей. Мотив также относится к психическим свойствам человека и является непосредственным внутренним побуждением для совершения конкретного действия, чтобы достигнуть поставленной цели.
Определенное содержание мотива характеризуется объективными условиями человеческой жизнедеятельности. При изменении социальных условий иными становятся и предпосылки развития каких-либо мотивов, которые выступают в форме стабильных и ситуативных. Психические свойства человека, направленность и содержание мотивов характеризуют не только факт наличия определенного рода деятельности, но и ее прямую эффективность.
К другим психологическим свойствам личности относятся способности, темперамент и характер.
Существует 4 типа темперамента:
· Сангвинический темперамент
· Холерический темперамент
· Флегматический темперамент
· Меланхолический темперамент
Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно
Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.
Вопрос 3: Будущность человека, философские подходы к теме бессмертия.
Возникновение темы будущности связано с изменением представлений о времени. Родившееся в буржуазно-купеческих кругах представление "время-деньги" становится всеобщим достоянием. Циклическое "время-круг" традиционного общества превращается во "время-стрелу".
Восприятие времени как неостановимого потока - продукт длительного исторического развития. Индустриальная современность - период, когда такое восприятие времени становится массово распространенным.
В современных обществах жизнь человека неотделима от постоянного выбора из ряда альтернатив. Межличностные отношения обретают независимость от связей родства, клановых традиционных определений.
Возникает "Я", которое не доверяет ничему и никому автоматически. "Я" осмысливает себя в терминах автобиографии. Автобиография составляет ядро самоидентичности в условиях современной социальной жизни. Это подразумевает осуществление целостного, планируемого и постоянно корректируемого жизненного проекта.
У человека возникает представление о собственной жизни как о биографии. Индивидуальная жизнь начинает планироваться в терминах карьеры. Жизненный цикл личности воплощается в последовательной смене этапов, которые уже не имеют ритуальных меток (например, праздников). Путеводной звездой становится сама жизнь, в рамках календаря с его будними днями :закурил в тот год, когда служил в армии.
Понимание бессмертия различно в разных философских дискурсах. Из них можно вычленить четыре типа, в рамках которых представлены совершенно различные трактовки бессмертия:
• 1)эйдетический, связывающий бессмертие с приобщением к миру вечных идей,
• 2)христианский, исходящий из смертности человека как единства тела и души и связывающий бессмертие с Воскресением и причастием к благодати Св. Духа,
• 3)натуралистический, подчеркивающий бренность человеческой природы и бессмертие ее первоначал
• 4)социокультурный, усматривающий в бессмертии – сохранение достижений личности в памяти человечества.
Эти типы философского дискурса о смерти и бессмертии обусловливают и различные типы духовных практик, в частности похоронных обрядов, ритуалов, призванных обеспечить загробную жизнь.
Для христианина смерть – катастрофа, «возмездие за грех» , следствие грехопадения, нарушения взаимоотношений с Богом и отделения души от тела. Христианская идея апокатастасиса предполагает восстановление каждого человека в полноте всей его природы, приведение всей твари к совершенству и нетлению.
Поэтому, как заметил Г.Флоровский,
«христиане, будучи христианами, не должны верить философским теориям бессмертия. Они должны верить во Всеобщее Воскресение. Человек – тварь. Самым своим существованием он обязан Богу. Человеческое бытие не необходимо. Оно – милость Божия. Но Бог сотворил человека для бытия, то есть для вечности. Достичь же вечности и обрести ее можно только в единении с Богом»
Загробный мир в Исламе делится на рай (джанна) и ад (джаханнам). Хороший человек после смерти в Исламе попадает в рай, грешник, соответственно, в ад. У мусульман пребывание в раю вечно. В аду же грешники-мусульмане могут находиться 80 лет и даже больше, испытывая унизительные наказания за свои грехи.
Однако рано или поздно Аллах смилостивится над ними и проводит в рай.
В отличие от христианства, в Исламе деление на грешников и праведников осуществляется по несколько иному принципу. Согласно христианской религии, все люди – грешники и среди них есть праведники. Ислам же утверждает, что праведник и грешник – это два абсолютно разных человека.
Если в античной философии бессмертие понимается как пребывание в вечности – в вечном мире эйдосов, то в христианской философии бессмертие – это пребывание во времени, жизнь преображенной души и преображенной плоти, лишенной тления и косности.
Мыслители эпохи Возрождения, тяготея к космотеизму античности, стремились возродить античное понимание смерти и бессмертия. Некоторые из них отрицали бессмертие души, другие, особенно тяготевшие к неоплатонизму (Фичино, Агриппа, Николай Кузанский, Д.Бруно), учили о бессмертии души, приобщенной к мировой душе. Среди мыслителей Нового времени также не было единодушия в трактовке бессмертия души.
Бессмертие души отстаивали Декарт и Гассенди. Лейбниц полагал, что все живые существа смертны, лишь личность, обладающая совестью и рефлексией, обладает индивидуальным бессмертием
Дидро связывал бессмертие с продолжением жизни в памяти других поколений. Гёте, выступая против смешения религиозного и философского понимания бессмертия, подчеркивал: «Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности».
Для Канта бессмертие души не может быть доказано логически и является постулатом практического разума. Согласно Фихте, Я обладает бессмертием, поскольку жизнь человека принадлежит вечной жизни. По Гегелю, дух вечен и бессмертен. Ницше называл идею бессмертия личности великой ложью.
Натуралистическое понимание бессмертия развивали материалисты – от Фейербаха до Бюхнера и Геккеля, которые связывали бессмертие с сохранением материи. Позитивисты – от Конта до Маха – объясняли возможное бессмертие культурными достижениями, которые сохраняются в памяти человечества.
Тема 2.4. Урок 1 «Человек в современном мире»
«Проблема человека в философии ХХ – ХХI в.в.»
Вопросы:
- Индивид- индивидуальность- личность.Генезис личности. Социализация личности.
- Структура и составные элементы личности.Физическая личность. Социальная личность.Духовная личность. Деградация личности.
- Идея личностной уникальности в философских представлениях разных эпох.
Вопрос 1: Индивид- индивидуальность- личность.
Генезис личности. Социализация личности.
Индивид как особая единичная ценность. Человек, как родовое существо, конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный "атом" социальной общности.
Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.
Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой - в грядущее. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь вызывает необходимость развития способности самооценки, связанной с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии.
Дополнение:
Индивид - единичное природное существо, носитель индивидуально - своеобразных черт. Понятие индивид служит для обозначения человека похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего.
Личность - обладатель самосознания, она контролирует себя и свои поступки.
Индивид включается в сферу семейно — бытовых отношений. Взросление, связь с внешним миром расширяется, через систему образования индивид приобщается к культурным ценностям. Далее человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества —производительно - экономическую, социальную, политическую, духовную, обретая возможность стать личностью.
Деятельность - основной путь и единственный способ стать личностью.
Социальная среда формирует личность. Макросреда – общество, общественные отношения. Микросреда - семья, дом, трудовой коллектив.
Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т.п.
Индивидуальность - это самобытность чувств и особенности характера и оригинальность мышления.
Человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью становятся.
Индивид проходит 3 хронологических стадии социального вызревания личности.
1) 3 – 12 лет 2)12 – 17 лет 3) 18 - старше
Личность проявляет себя в 3-х пространствах и существованиях: 1) В самом индивиде 2)В межличностных отношениях 3) В других людях.
Они единое «пространство».
Становление личности на протяжении всей жизни. Социализация личности - вхождение в социальную среду, освоение социальных ролей и функций, обретение идеала, интереса, потребностей, достижения цели.
Самоутверждение: 2 аспекта - 1) субъект пытается вызвать у себя определенное ценное отношение к себе 2) сделать себя таковым как он считает нужным быть. А нужно быть « » - независимость личности от внешнего мира, свобода воли. Это самая значимая характеристика личности как ее философская сущность.
Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение. Первоначально термин Г. был применен в древнегреч. мифологии. Впоследствии получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т. д.).
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1135;