К УЧИТЕЛЬСТВУ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК
В нашей отсталой в культурном отношении стране учитель в деревне не может быть просто учителем. Как только население начинает видеть, что в школе учат делу, что учитель – человек знающий, понимающий что к чему, так сейчас к нему начинают обращаться за справкой, за разъяснением, за советом, и школа превращается в культурный центр. Беда учителя была в том, что он, сам мало зная, плохо разбирался в окружающем, стоял в стороне от великого движения трудящихся за свое освобождение. Царизму нужен был бессознательный учитель, и учителя, пытавшиеся будить сознание крестьян, беспощадно преследовались. Капитализму также не нужны учителя, стоящие на стороне трудящихся, – от учителей капиталистических стран требуется служение буржуазии не за страх, а за совесть. Только Советской власти, власти рабочих и крестьян, нужен учитель, который болел бы горестями рабочих и крестьян, сам ясно видел, куда и как нужно идти, и умел бы помочь крестьянину поднять свое хозяйство, показать ему наглядно пользу применения к хозяйствованию науки, пользу объединения усилий путем кооперирования, умел бы растолковать ему необходимость идти рука об руку с рабочим классом, поддерживать этот последний в его борьбе. Малосознательный учитель этого сделать не может. Это поняло и само учительство. Оно страстно потянулось к знанию, оно поняло, что цели Советской власти и РКП (б) – его цели.
Чем сознательней будет делаться учитель, тем большую роль будет он играть в культурном подъеме деревни, тем неизбежнее для него будет политико-просветительная работа со взрослым населением.
Мы, политпросветчики, приветствуем каждого нового собрата по работе. Главполитпросвет полагает, что должна быть самая тесная смычка между работой школы и избы-читальни.
Мы обращаемся к волостным коллективам работников просвещения и отдельным учителям со следующим предложением. Мы просим учителей, ведущих работу со взрослым населением в избе-читальне, – а где ее нет, в красных уголках, организуемых ими при школах или при каких-либо других учреждениях и тесно связанных с волостной избой-читальней, – писать нам о своей работе, о своих наблюдениях, об отзывах крестьян о тех или иных книжках, газетах, о своих пожеланиях, мыслях, возникающих в связи с работой со взрослыми. Нам чрезвычайно важно получать как можно больше такого материала.
С другой стороны, Главполитпросвет будет высылать в избы-читальни, где работают учителя – о чем они доведут до нашего сведения, – журнал «Народный учитель», библиотеки, составленные Цекпросом, а в дальнейшем и некоторые другие книги, которые понадобятся учителю в его работе. Главполитпросвет готов прийти на помощь учителю, отвечая на его запросы, давая ему нужные справки.
Чем крепче будет связь учителя с избой-читальней, тем лучше будет идти там работа, тем больше будет заботы у избы-читальни обслуживать учителя нужной ему книгой.
Кроме того, через избу-читальню можно наладить связь учителя с населением, привлечь внимание населения к школе, заинтересовать его работой школы, вовлечь в эту работу.
С другой стороны, школа может через учеников оповещать население о работе избы-читальни, поддержать и укрепить эту работу.
Мы призываем учительство республики ближе стать к работе изб-читален и завязать тесную связь с Главполитпросветом.
Адрес: Москва, Сретенский бульвар, 6, Главполитпросвет. Отдел по работе в деревне.
1924 г.
О РАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ (В СВЯЗИ С ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ XIII ПАРТСЪЕЗДА)
XIII партийный съезд, забронировав по три политпросветчика на неукрупненную волость и еще по одному на укрупненную, тем самым создал материальные предпосылки Для развертывания в деревне политпросветработы.
Наметим в общих чертах некоторые перспективы этой работы.
Мы будем иметь на каждую неукрупненную волость волостного организатора. Что он должен делать? На его обязанности лежит забота б развитии политпросветработы во всей волости. Прежде всего волорганизатору надо позаботиться об организации в волостном селе политико-просветительного центра, сделав таковым волостную избу-читальню. Надо подыскать для нее помещение где-нибудь в центре села: около волостного исполкома, кооперативной чайной, базара – вообще в таком месте, где собирается народ по своим делам; оборудовать помещение поуютнее, снабдить книгами, газетами, позаботиться об отоплении и освещении. Важно не только самому заботиться об этом, но сколотить кружок из наиболее активных элементов ячейки РКП (б) и комсомола, волостного исполкома, месткома Рабпроса, комитета крестьянской взаимопомощи, кооператива и других учреждений.
Подобрать такую активную группу – одна из важнейших задач волорганизатора. Надо, чтобы это ядро развернуло широкую агитацию за избу-читальню. Если есть уже на селе какое-либо политпросветучреждение – ликпункт, школа взрослых, культпросвет, волостная библиотека, – лучше всего организовать избу-читальню около этого пункта, придавая ему новые функции, вливая его работу в работу избы.
Необходимо втягивать в работу по устройству избы-читальни все наличные политпросветучреждения, все организации, партийные, советские, всех активных работников; необходимо, чтобы изба-читальня стала их любимым детищем.
Для заведования избой-читальней надо подыскать человека, любящего это дело, который понимал бы его значение и был бы хорошим организатором, умело привлекал работников и население. Нельзя допускать, чтобы изба-читальня превращалась в комсомольский клуб; ее цель – обслуживать все население, все бедняцкие и середняцкие слои.
Но один в поле не воин. Необходимо, чтобы избач опирался на все активные элементы села, умел от каждого получать все, что тот может дать. На эту сторону дела надо обратить особое внимание. От умения организовать около избы-читальни все силы зависит размах работы избы-читальни, широта ее влияния.
Возьмем школу. Учитель может сделать для избы-читальни чрезвычайно много. Кроме того что он может многое рассказать, объяснить, помочь организовать при избе-читальне кружок, ликпункт, школу, помочь библиотекарю, лектору и пр., он может также организовать школьников около избы-читальни, через них связаться с населением, старших ребят сделать чтецами газет по избам, через учеников распространять телеграммы из газет, особо важные места из статей, привлекать ребят к устройству праздников, к рисованию плакатов, к устройству хора. Дети и так льнут к избе-читальне, как мухи к меду. Иногда они даже очень надоедают. Один из избачей Московской губернии, для того чтобы отвадить ребят от избы-читальни, стал обливать их из ведра водой... Есть иной путь – это сорганизовать ребят. В этом избачу должны помочь школа и комсомол.
Но необходимо, чтобы и изба-читальня помогала школе, чтобы учитель мог получить из избы-читальни газеты и книжки, чтобы он мог через избу обращаться к населению и знакомить его с работой школы, с тем, чему и как учит школа, мог бы добиться через избу-читальню сочувствия населения к школе.
Если на селе есть культпросвет, он должен помочь материально избе-читальне, устраивая в ее пользу спектакли; должен ставить в избе-читальне агитпьесы, согласовывать выбор пьес с избой-читальней; должен использовать каждый спектакль для агитации за избу-читальню, соединять спектакль с докладами, организуемыми избой-читальней.
О работе библиотеки, ликпункта и говорить нечего: ясно само собой, что их работа должна сливаться с работой избы-читальни, составлять ее часть.
Если на селе есть больница, врач, фельдшер, необходимо, чтобы они вели через избу-читальню санитарную пропаганду.
Кооперация должна всячески помогать избе-читальне материально, она имеет на то возможность.
Избу-читальню также необходимо использовать для кооперативной пропаганды, без которой кооперация не может выполнить и наполовину своей задачи кооперирования населения, экономического объединения его. Изба-читальня, со своей стороны, должна всячески помогать работе кооператива, прорабатывая с желающими отчеты кооператива, проделывая с ними необходимые расчеты, давая нужные справки, подбирая книжки по кооперации, читая и разъясняя соответствующие статьи.
Совершенно исключительную роль может играть при избе-читальне агроном, тесно связывая работу показательного поля, работу агропункта с работой избы-читальни. Агропропаганда должна и может усиленнее всего вестись через избу-читальню, отражаясь и на работе школы, и на кружках молодежи, и в другой соответствующей работе.
Через избу-читальню можно организовать экскурсии в лучшие хозяйства, в совхозы, на опытные поля. Через избу-читальню можно организовать длительные наблюдения и опыты, сборы коллекций и т. п.
В избе-читальне можно организовать краткосрочные курсы по птицеводству, кролиководству, уходу за скотом; около избы-читальни можно организовать сельскохозяйственные и другие кружки.
Изба-читальня – большое подспорье и для комитетов крестьянской взаимопомощи. Через нее кресткомы могут получать всяческие справки. Изба-читальня может помогать комитетам и путем ознакомления их с работой других крестьянских комитетов, через ознакомление населения с разными формами коллективной взаимопомощи и т. д. и т. п.
Нарсуд должен быть использован избой-читальней для ознакомления населения с советским законодательством, с освещением деятельности старых судов. Показательные дела должны быть предметом обсуждения в избе-читальне.
Волостной исполком может использовать избу-читальню для разъяснения декретов и своих распоряжений.
Очень существенную помощь могут оказать избе-читальне бывшие красноармейцы и крестьяне, еще связанные с землей, но работающие в городе на фабриках и заводах.
Красная Армия превратилась у нас в громадную культурную силу, в своеобразную школу; из орудия отупления, порабощения она превратилась в орудие просвещения масс, в орудие поднятия их сознательности. Вот почему красноармейцы являются в деревне прогрессивным элементом.
Не меньшее значение имеют городские рабочие из местных крестьян. Они не только работали в городе на фабрике, они организованы в профсоюзы, многие из них являются членами РКП (б), а те, которые ими и не являются, бывали на митингах, демонстрациях, принимали участие в революционной борьбе, считают партию своим авангардом и могут дать деревне очень много. Важно, чтобы изба-читальня помогла усилить влияние этих рабочих на деревню. Она должна непременно привлечь их к своей работе, взять их в свои помощники и советчики, завязать с ними крепкую связь, поддерживать и сохранять эту связь. Изба-читальня должна с ними обсудить, чем они могут ей быть полезны, живя в городе, и всесторонне их использовать.
Несколько слов о землячествах, значение которых подчеркнул XIII съезд партии. Начнем с их прошлого.
У нас сильны и по сию пору землячества старого толка. Очень часто крестьяне данного села идут работать на определенную фабрику. Так это искони ведется. Повелось это еще со времен крепостного права, когда на фабриках работа велась крепостным трудом. Помещики – владельцы фабрик – посылали своих крепостных на свои фабрики-; зимой крепостной работал на помещичьей фабрике, летом – на помещичьем поле. Потом, когда крепостной труд был уничтожен, но крестьяне получили такие убогие наделы, что должны были пойти в город на заработки, они часто шли на ту фабрику, где раньше работали как крепостные. Так образовались землячества. Около каждой фабрики возникали своеобразные биржи труда, устраивавшие на работу своих «землячков». Фабриканты поощряли такой подбор рабочих из земляков. Они понимали, что возможность быть среди своих заставляет рабочих особенно дорожить данной фабрикой, мириться с более длинным рабочим днем, плохими, нищенскими условиями и т. д. Например, в 90-х годах в Петербурге Торнтон, владелец крупной суконной фабрики за Невской заставой, подбирал рабочих из Смоленской губернии, из определенных сел, позволял им даже праздновать свои деревенские престольные праздники, давая отпуска, и т. п. Он стремился таким путем отделить своих рабочих от остальной массы рабочих, изолировать от начинавшего развиваться рабочего движения.
С тех пор много воды утекло, многое из старого быта стерто войной и революцией, но землячества еще сохранились. Мы должны воспользоваться этим пережитком и превратить его в орудие смычки между рабочим классом и крестьянством. Но для того чтобы землячества рабочих могли быть целесообразно использованы для работы в деревне, они должны опираться на организацию в деревне – на кресткомы (комитеты крестьянской взаимопомощи) и их органы – избы-читальни. Землячества должны заботиться не об Иване и Сидоре, а о селе в целом, об избе-читальне, школе, кресткоме. Шефство землячеств имеет громадное значение для деревни.
Задача волорганизатора – найти для избы-читальни шефа в лице той или иной фабрики, того или иного завода, того или иного профсоюза.
Организация работы избы-читальни, тесная увязка этой работы с интересами и запросами деревни, организация около избы-читальни всех культурных и активных сил, организация совета избы-читальни – задача волорганизатора (недаром он называется организатором), которую он должен проводить в жизнь совместно с избачом, опираясь на него.
Но это лишь часть задачи волорганизатора. Его задача – заботиться об организации политпросветработы во всей волости, недаром он вол- (волостной) организатор.
Он должен заботиться, во-первых, о том, чтобы в каждом селе, в каждой деревушке волости создать зародыш избы-читальни – красный уголок. Такой красный уголок можно устроить при школе, кооперативной чайной, культпросвете (если такой есть), при кружке, при любом активном культурном ядре. Там, где ничего нет, надо создать такую завязь, сплотив несколько человек для совместного чтения газеты. Совместное постоянное чтение и обсуждение газеты – вот первоначальная культячейка, примитивный красный уголок, работа которого постепенно будет расти.
Другая задача волорганизатора – помочь этим красным уголкам как можно теснее связаться с волостной избой-читальней, получать от нее побольше помощи в своей работе, наладить постоянный контакт. Изба-читальня – шеф красных уголков волости.
Эту задачу – поднятие культурного уровня деревни во всей волости – должен иметь ежечасно в виду вол-организатор.
Каждая книжка, каждая газета, каждый подходящий человек, каждая организация должны быть самым целесообразным образом и полностью использованы. Мы очень бедны и потому должны обратить сугубое внимание на организационную сторону нашей работы в деревне.
Будет организация, будет ядро – оно будет собирать около себя дальнейшие силы и средства, работа будет крепнуть.
Поставим себе задачей к десятилетнему юбилею Октябрьской революции создать крепкую политико-просветительную организацию в деревне, имеющую глубокие корни в населении. Думаем, что поставленная цель достижима.
1924 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 509;