К ВОПРОСУ О РАБОТЕ КУЛЬТОТДЕЛОВ
По замыслу, культотделы должны быть такими культурными организациями, которые близко знают повседневную жизнь рабочих своего производства, уровень их развития, их интересы, их быт и труд. Зная это, культотделы могут ставить свою работу наиболее целесообразно, наиболее жизненно.
Предполагается, что культотделы состоят в значительной своей части из рабочих и работниц данной профессии, что они теснейшим образом связаны со всей профсоюзной массой, втягивают ее в свою работу, опираются на нее.
Построенные таким образом культотделы получают возможность наиболее целесообразно строить свою работу, отвечая на насущные текущие потребности масс, поднимая их в культурном отношении со ступеньки на ступеньку, все выше и выше.
Состав культотделов и ориентировка их на конкретную массу, связь с этой массой – вот отличительные черты культотделов.
И если состав культотделов не таков, каким он должен быть, и если работа культотделов ориентируется не на массы, если нет еще организационных форм, связывающих культотделы с профсоюзной массой, профсоюзы должны добиться и того, и другого.
В своей работе профсоюзы должны ориентироваться на массы.
Минувший год показал, как выросла масса за последние годы; ленинский призыв, повышение активности и самодеятельности масс говорят об этом.
Все это налагает на культотделы особо большую ответственность. И первое, что должны осознать они, – это свою задачу помочь профсоюзам стать тем, чем. они должны быть, – школой коммунизма.
Вся работа культотделов должна быть пропитана духом коммунизма, духом ленинизма.
Этого хотят профсоюзные массы.
Важно, чтобы коммунистическая пропаганда выражалась не только в устройстве в профсоюзных клубах уголков Ленина, не только в демонстрациях с красными знаменами, – необходимо, чтобы культотделы каждый шаг обучения, воспитания и образования профсоюзных масс связывали с основными идеями коммунизма. Надо, чтобы они «коммунизм протаскивали в повседневную жизнь».
В ноябре 1922 г. в своей речи на пленуме Московского Совета Владимир Ильич говорил:
«Мы перешли к самой сердцевине будничных вопросов, и в этом состоит громадное завоевание. Социализм уже теперь не есть вопрос отдаленного будущего, или какой-либо отвлеченной картины, или какой-либо иконы. Насчет икон мы остались мнения старого, весьма плохого. Мы социализм протащили в повседневную жизнь и тут должны разобраться. ...Вот что составляет задачу нашей эпохи»[43]
Культотделы, поскольку они связаны с массой, стоят как раз в сердцевине будничных вопросов, и их дело – уметь связывать эти будничные вопросы с социализмом, с коммунизмом.
Они должны учиться это делать; это работа первостепенной важности, и в ней должны принять участие все члены коммунистических фракций профсоюзов.
Если верно то, что говорил Владимир Ильич – что мы стоим перед лицом культурной революции, – то мы должны видеть и то, что профсоюзы нужно превратить в орудие этой революции, надо уделить их работе максимум внимания.
Во время дискуссии о профсоюзах Владимир Ильич говорил, что в период, переходный от капитализма к коммунизму, «профсоюзы создают связь авангарда с массами, профсоюзы повседневной работой убеждают массы, массы того класса, который один только в состоянии перевести нас от капитализма к коммунизму»[44].
И сейчас для профсоюзов и, в частности, культотделов самое важное – найти подход к тому, как овладеть массой, связаться с ней, как наилучшим образом ее убедить.
Профпропаганда – одна из важнейших задач культотделов. Но, говоря о том, что профпропаганда нужна, необходимо сказать, какая именно профпропаганда.
II Интернационал сводил дело к формальному вовлечению рабочих в профсоюзы: плати членский взнос – и делу конец. Наша задача – через профсоюзы спаять профсоюзные массы, сделать связь между членами профсоюзов более крепкой, более глубокой, воспитать в массах коллективистическую психологию, умение к каждому вопросу подходить с точки зрения интересов целого, научить с такой же точки зрения подходить и к вопросам хозяйствования. На таких вопросах, как производственная пропаганда, как борьба за повышение производительности труда, воспитывается коллективистическая психология, умение подходить к злободневным вопросам с точки зрения интересов целого.
И чем глубже будет идти коммунистическое воспитание профсоюзных масс, тем легче будет им выполнить и ту свою вторую задачу, о которой говорил Ильич, –• задачу спайки с крестьянством, увлечения крестьянства на путь коммунизма.
Последнее время партия уделяет чрезвычайно много места вопросам работы в деревне, вопросам смычки рабочего класса с бедняцкими и середняцкими слоями крестьянства.
О работе в деревне говорилось на XIII съезде партии, говорилось уже не впервые.
Подробно на эту тему говорил еще на VIII съезде Советов в декабре 1920 г. Владимир Ильич:
«Мы были и остались страной мелкокрестьянской, и переход к коммунизму нам неизмеримо труднее, чем при всяких других условиях. Для того, чтобы этот переход совершился, нужно участие самих крестьян...»[45]
«Сейчас начинается, – говорил он далее, – военная кампания против остатков косности, темноты и недоверия среди крестьянских масс. Старыми мерами тут не победишь; мерами же пропаганды, агитации и организованного воздействия, которому мы научились, мы одержим победу... И нет средств, чтобы усилиться, кроме как поднять нашу главную опору – земледелие и городскую промышленность, – а ее поднять иначе нельзя, как убедив в этом беспартийного крестьянина, мобилизуя все силы на помощь ему, оказав ему эту помощь на деле»[46].
Полтора года спустя, на XI съезде РКП (б) (27 марта – 2 апреля 1922 г.), Владимир Ильич повторил ту же мысль: «Весь гвоздь в том, чтобы двигаться теперь вперед несравненно более широкой и мошной массой, не иначе как вместе с крестьянством, доказывая ему делом,, практикой, опытом, что мы учимся и научимся ему помогать, его вести вперед»[47].
И еще через год, в своих последних статьях, Владимир Ильич опять-таки выдвигал на первый план, еще с большей настойчивостью, ту же мысль.
«...Мы должны, – писал он, – проявить в величайшей степени осторожность для сохранения нашей рабочей власти, для удержания под ее авторитетом и под ее руководством нашего мелкого и мельчайшего крестьянства»[48].
«...Мы можем и должны употребить нашу власть на то, чтобы действительно сделать из городского рабочего проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата»[49].
Рабочие должны убедить крестьянина, помочь ему пойти по пути объединения своих усилий, по пути кооперирования, по пути перехода к общественным формам хозяйства. Рабочий может убедить крестьянина лучше, чем кто-либо.
«Это – задачи, требующие втягивания поголовно всех членов профсоюзов в это совершенно новое дело, которое при капитализме было им чуждо»[50], – говорил Владимир Ильич еще на VIII съезде Советов.
Задача изменения самых основ мелкого хозяйства – задача общегосударственная, от разрешения которой зависит вся дальнейшая судьба Советской власти и рабочего класса.
Над разрешением этой задачи должны энергично работать и культотделы профсоюзов.
Но нельзя упускать из виду, что стоящую перед нами задачу смычки с крестьянством профсоюзы смогут правильно выполнить только в том случае, если они в достаточной мере проведут в жизнь смычку авангарда пролетариата с профсоюзной массой, с самыми отсталыми слоями этой массы; если сделают идеи коммунизма понятными и близкими массе; если осветят массе задачи работы в деревне, помогут ей осознать, как надо вести крестьянина шаг за шагом по пути коммунизма.
Задачи культотделов, которые ставит перед ними рост профсоюзной массы, чрезвычайно важны и ответственны.
В этой своей работе культотделам надо опираться на Главполитпросвет и полностью использовать его опыт и силы.
Работа культотделов должна вестись в полном контакте с Главполитпросветом. Главполитпросвет должен быть вовлечен в разрешение вопросов, возникающих в их повседневной работе. Со своей стороны Главполитпросвет должен уделять работе культотделов максимальное внимание и помощь.
Очень уж велика задача, стоящая перед культотделами.
1924 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 606;