ДОКЛАД НА ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ РАБКОРОВ И СЕЛЬКОРОВ
Мне хотелось сказать несколько слов о том, какое громадное значение, по-моему, имеют рабкоры и селькоры. Нам в Советской России приходится строить новую жизнь на новых началах, реорганизовывать все по-новому. Для того чтобы можно было делать это как следует, необходимо точно знать, что происходит, что делается в рабочих и крестьянских массах. В связи с этим одной из чрезвычайно важных задач рабкора и селькора является правдивое отражение действительности.
У нас за истекшие семь лет выходило много декретов. Среди них были и отдельные неудачные декреты. Но Коммунистическая партия всегда внимательно всматривалась в то, как эти декреты проводятся в жизнь, как на них реагируют рабочие и крестьянские массы. И благодаря тому что партия внимательно следила за этим, ей удавалось плохие декреты исправлять.
Не раз Владимир Ильич говорил о том, что всякий декрет, если он неудачен, можно исправить. Надо только увидеть, как он преломляется в рабочих и крестьянских массах. И поэтому самой первой, самой важной задачей рабкора и селькора является правильное отражение того, что происходит в рабочих и крестьянских массах. Только тогда, когда мы имеем перед глазами точную картину того, что происходит в этих массах, мы можем вести правильную линию.
Можно по-разному рассказать о том, что делается вокруг нас. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы каждый рабкор, каждый селькор знал, что важно, что второстепенно в происходящей вокруг него жизни. Разобраться в этом ему лучше всего может помочь опыт семи минувших лет. Разобраться в окружающей жизни лучше всего поможет ленинизм, потому что ленинизм вооружит каждого рабкора, каждого селькора пониманием того, что является важным, что ему прежде всего нужно отметить в своей корреспонденции, что надо знать для того, чтобы перестраивать жизнь.
Правильно отражая то, что делается в рабочих и крестьянских массах, вы проводите работу громадного значения, потому что гласность воспитывает массы.
Когда освещают тот или другой вопрос, то или другое явление, которое было перед глазами массы, но которое масса не замечала, она начинает внимательней вглядываться в то, что делается кругом, начинает понимать, на какие явления и как надо отвечать. Рабкоры и селькоры, которые рабочую и крестьянскую жизнь хорошо знают, учась ленинизму, смогут всем окружающим показывать, как надо подходить по-коммунистически, по-настоящему к тому или другому вопросу.
Нам надо, говорил Владимир Ильич, протащить коммунизм в повседневную жизнь. Что это значит? Это значит, что мы должны ко всем окружающим явлениям нашей жизни подходить по-коммунистически и различать, что в этой жизни – от старого, а что представляет ростки будущего, которые могут развиться в новые формы, на основе которых можно построить нашу жизнь по-новому. Вот это умение подходить к вопросам, отражать важнейшие вопросы в своих корреспонденциях имеет громадное значение в смысле воспитания масс.
В 1917 г. и позднее Владимир Ильич говорил не раз о контроле со стороны масс. Он говорил, что социализм – это живое творчество масс. Масса должна сама все контролировать. Мы видим, что за эти семь лет этот контроль масс не всегда удавался. Иногда он удавался очень хорошо, а иногда ничего не выходило. Было это результатом того, что ко многим вопросам масса еще не была подготовлена. Но, если контроль масс бывал иногда неудачен, недостаточно полон, это не значит, что нужно бросить это дело, отказаться от контроля масс и заменить их контроль бюрократическим контролем,
Надо одно и то же дело начинать несколько раз – до тех пор, пока мы не доведем его до конца, до поставленной перед собой цели.
Поэтому теперь, когда за нами есть опыт семи лет, когда поднимается и расцветает культурная жизнь, мы можем опять начать это дело, и в этом деле никто не может нам так помочь, как селькоры и рабкоры. Темные и неправильные стороны зачастую ускользают от глаз инспекторов, но вполне очевидны тем, кто живет бок о бок с этими отрицательными явлениями, кто живет в массах. Через печать, через гласность можно осуществить контроль масс. Опираясь на сочувствие рабочих, на сочувствие бедняцких и середняцких слоев крестьянства, рабкор и селькор могут так освещать жизнь, так бороться со всем темным в этой жизни, что в ней не останется места ничему темному и незаконному. За то, чтобы из жизни были изгнаны темные стороны, чтобы окончательно были изгнаны угнетение и эксплуатация, могут и должны бороться рабкоры и селькоры. Это очень большая и чрезвычайно важная их задача. Совершенно ясно, что без этого осуществить контроль масс нельзя.
Мы знаем, что у нас есть Рабоче-крестьянская инспекция. Она ведет большую работу, но в своей работе она должна опираться на помощь рабочих и крестьянских масс. Без их помощи никакого действительного контроля не будет.
В одной из своих речей Владимир Ильич говорил, что теперь мы начали великую борьбу, которую не скоро еще окончим, – это борьбу за Россию просвещенную, светлую, здоровую.
Эта борьба, товарищи, идет, и я думаю, что в этой борьбе рабкорам и селькорам будет принадлежать почетное место.
1924 г.
«ЛИЦОМ К ДЕРЕВНЕ»
XIII съезд партии подчеркнул необходимость внимательнее вглядываться в нужды деревни и направить работу советского аппарата на обслуживание этих нужд. Этим XIII съезд как бы принципиально закрепил тот путь, на который в своих последних статьях указывал Владимир Ильич. В этих же статьях он подчеркивал особенную важность в данный момент культурной работы в деревне.
Что же может сделать Наркомпрос в целом и Главполитпросвет в частности для того, чтобы действительно обернуться лицом к деревне, чтобы наиболее целесообразно повести там работу?
В «Страничках из дневника» Владимир Ильич подчеркивает необходимость перенести центр внимания на первоначальное народное образование. Мы неизбежно это должны сделать, если хотим обернуться лицом к деревне, ибо именно для деревни первоначальное образование имеет особо важное значение.
«У нас делается еще слишком мало, безмерно мало для того, чтобы передвинуть весь наш государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую голову потребностей первоначального народного образования. Даже в Наркомпросе у нас сплошь и рядом можно найти чересчур раздутые штаты какого-нибудь Госиздата вне всяких забот о том, что на первом месте должно стоять попечение государства не об издательстве, а о том, чтобы было кому читать, чтобы было большее число способных читать, чтобы был больше политический размах издательства в будущей России. На технические вопросы, вроде вопроса об издательстве, мы все еще по старой (скверной) привычке уделяем много больше времени и сил, чем на общеполитический вопрос о народной грамотности»[51].
Как же обстоит у нас дело с обучением грамоте ребят? Плохо. У нас не обучается и половины ребят. Мы не расширяем, а сокращаем сеть школ I ступени. Так дальше продолжаться не может. Надо что-то предпринять. Деревня негодует на то, что ребята остаются безграмотными. Тот, кто стоит лицом к деревне, знает это. Тут надо что-то сделать. Надо обратить самое усиленное внимание на ликвидацию безграмотности среди ребят. Надо провести хоть трехмесячные школы грамоты для детей, не попавших в школы. Для обсуждения того, как это наилучшим образом сделать, надо привлечь сельское учительство, надо привлечь самих крестьян. Надо сделать усилие, чтобы положить конец этой детской безграмотности. Некоторые говорят: «Это может помешать развитию сети четырехлеток». Напротив, это разожжет в деревне тягу к учебе. Форсить нельзя. Надо начинать с ликвидации безграмотности среди ребят. Крестьяне заботу о своих ребятах оценят, пойдут навстречу. В этом сомнения быть не может.
Работа по ликвидации безграмотности среди взрослых велась до сих пор по преимуществу в городах; теперь центр внимания должен быть перенесен на деревню – в городах ликвидация безграмотности стоит уже на прочных рельсах, – причем в первую очередь должно быть обращено внимание на более молодые возрасты.
Успех ликвидации безграмотности зависит от того, насколько эта работа будет приспособлена к условиям крестьянской жизни, насколько в удобное время, в удобном месте будут происходить занятия и пр. Поэтому вопросы ликвидации безграмотности должны обсуждаться на крестьянских конференциях, и работникам по ликвидации безграмотности с особым вниманием надо прислушиваться ко всем практическим указаниям, которые будут делать крестьяне.
В работу по ликвидации безграмотности среди детей и взрослых чрезвычайно "важно втянуть как можно более широкие слои самого крестьянства. Сейчас надо бросить в деревню большое количество букварей с объяснением, как по ним учить. В связи с пятилетием декрета о ликвидации безграмотности ряд центральных газет дает в качестве приложения буквари; надо, чтобы этому примеру последовали и местные газеты. Надо, чтобы в этот день – в связи с ним – члены общества «Долой неграмотность» послали в деревню буквари. На каждом букваре должна быть надпись: «Грамотный, дай букварь безграмотному». Всем надо взяться за это дело и бросить как можно больше букварей в деревню. Москва должна показать пример.
Вообще с делом ликвидации безграмотности дремать нельзя, тут нужна повседневная, напряженная работа.
Другое не менее важное дело – это продвижение в деревню газеты и книги. Создание «Крестьянской газеты» с тиражом 500 тысяч – это серьезный шаг вперед в деле культурного обслуживания деревни. Необходимо, чтобы на следующий год этот тираж увеличился вдвое, втрое.
«Вербуй подписчиков для «Крестьянской газеты», – этим должны заняться каждый пионер, каждый школьник, каждый комсомолец, каждая делегатка, каждый партиец, каждый культурный человек. Каждая школа, каждая библиотека, каждая изба-читальня, каждый красный уголок должны вербовать подписчиков для «Крестьянской газеты». «Крестьянская газета» должна быть в каждой избе самого глухого села.
Одна балка должна подпирать другую.
Чем больше будет грамотных, тем больше будет подписчиков у «Крестьянской газеты»; чем шире будет распространение «Крестьянской газеты», тем больше будет расти потребность в грамотности.
«Крестьянская газета» проложит путь ежедневным газетам: «Бедноте», «Правде».
Надо учиться читать газету. Этому должна учить школа. Ребята должны научиться брать из газеты всё, что можно из нее взять, делать из газеты выписки, сравнивать, учиться писать в газету, хотя бы сначала в свою, детскую. Они должны учиться выбирать из газеты самое существенное и точно, ясно передавать его другим.
Если школа должна сделать газету необходимой для ребят, сроднить их с ней, то школа малограмотных, изба-читальня должны учить взрослых читать газету и разбираться в ней. И не только читать. Должны воспитывать на этой работе селькоров, организовывать кружки селькоров, учить их, как и о чем писать.
Стенная газета в избе-читальне должна воспитывать тех же селькоров. Сама по себе стенная газета имеет громадное значение. Правильно поставленная, она отражает жизнь деревни, вносит в нее гласность. Важно привлекать к работе в стенной газете бедняцкие элементы, которые охотно будут помогать освещать темные стороны деревенской жизни. Стенная газета должна стать орудием борьбы с эксплуатацией, со взяткой и волокитой. Она должна и может стать таким орудием, к этому она должна стремиться. Чрезвычайно важно вовлекать в работу стенной газеты милиционера, делать его активным ее сотрудником. Милиционер знает лучше, чем кто-либо другой, все, что делается на селе, может многое рассказать. Сотрудничество в стенной газете сделает милиционера ее другом и защитником. Есть ли у нас руководство к тому, как составлять стенные газеты, как связывать их с живой жизнью, отображать ее? Его надо создать.
Не только газету надо дать деревне – надо дать и нужную ей до зарезу книгу.
Повернуться лицом к деревне – значит создать нужную деревне книгу. Как ни чудно это звучит, – через семь лет рабоче-крестьянской власти у нас нет еще настоящей, нужной деревне книжки. Сектор Госиздата по крестьянской литературе надо сделать ударным, собрать там лучшие силы, освободить их от другой работы.
В избах-читальнях, в волостных библиотеках надо организовать изучение того, какая книга нужна деревне; избу-читальню и волостную библиотеку надо превратить в наблюдательные пункты над новой крестьянской литературой, в лаборатории, в которых испытывалась бы пригодность вновь создаваемой для деревни книжки. Наряду с книжкой для взрослой деревни нужно создавать книжку для деревенских ребят. Тут наблюдательным пунктом, лабораторией будет по преимуществу школа, а наряду с ней и пионеротряды.
Пресса должна уделить максимум внимания книжке для деревни. Создать эту книжку можно только путем длительной коллективной работы.
Эта новая книжка должна нести в деревню все достижения современной науки, должна указывать путь, как приложить эти знания к преобразованию жизни, должна открыть глаза крестьянину на окружающее.
Учить понимать книгу, учить ею пользоваться – дело школы, избы-читальни, библиотеки, кружка.
Надо бросить в деревню как можно больше хороших книг, бросить по всевозможным каналам. Но, сколько бы книг мы ни бросали в деревню, накормить ее книжкой мы сможем очень нескоро, да и непосильно громадному большинству крестьян покупать книги. Необходимо организовать коллективное пользование книжкой в деревне.
Библиотечные формы пользования книжкой надо приспособить к условиям деревенской жизни.
Тщательнее, с учетом потребностей деревни должно идти снабжение хорошей книжкой волостных библиотек, изб-читален. Снабжение это должно быть как можно интенсивнее. Но этого мало. Принимая во внимание нашу некультурность, непривычку россиян, тем более крестьянина, к библиотеке, надо книжку как-то приблизить к читателю. Передвижки с определенным подбором книг, рекламируемые, снабжаемые разъяснениями, должны охватить деревню. «Пропаганда книги в деревне через передвижки» – таков наш лозунг в этой области. Деревенский книгоноша должен стать почетным гостем в каждой деревне. Комсомолу надо принять в этом деле особо активное участие.
Очень важно так подбирать передвижки, чтобы в них преобладали книги, нужные крестьянину для переустройства его жизни. Необходимо, чтобы крестьянин в массе своей понял, что книга – это орудие труда.
Этому же должны способствовать и вырастающие вслед за школами грамоты школы для малограмотных.
И детская школа, и школа для подростков, и школа для взрослых должны повернуться лицом к деревне. Их задача – осмыслить окружающую жизнь, показать связь ее с тем, что делается во всей стране, во всем мире.
Надо, чтобы школа показывала и экономическую и политическую связь между городом и деревней, помогала бы осознать, что деревня не оторвана от всего мира, разобрать нити, привязывающие ее к общему развитию, к общей борьбе. Школа должна показать перспективы развития сельского хозяйства, перспективы развития всего хозяйства страны, показать, куда идет все хозяйственное и общественное развитие. Школа должна помочь осмыслить крестьянский труд, указать пути к поднятию хозяйства.
Школа – детская, для подростков, для взрослых – должна врезываться в окружающую жизнь, освещать ее, помогать ее преобразованию. При таких условиях школа станет могучим фактором и хозяйственного и политического развития.
Для того чтобы школа могла стать тем, чем она должна быть, ей нужно уметь исходить из конкретного, близкого крестьянину, уметь убеждать больше показом, чем рассказом. Крестьянин, как и всякий рабочий человек, мыслит в большинстве случаев образами – и это необходимо учесть. Наглядность, показ, опыт должны царить в деревенской школе; тут должна быть и картина, и модель, и световая картина, и кино, и опытное поле, и экскурсия, и музей.
Важно также, чтобы школа – детская, крестьянской молодежи, для взрослых – обрастала небольшими практическими курсами: как разводить кроликов, кур, как хранить яйца, как сделать ту или другую нужную школе поделку, как испытать семена, развести такие-то овощи, сварить мыло и т. д. Эти практические курсы особенно ценятся крестьянами, особо завоевывают их доверие к школе.
На эту сторону у нас до сих пор совсем не обращалось внимания, а между тем эти практические двух-, трехдневные, двухнедельные, месячные курсы имеют колоссальное значение. Деревня так нуждается в этих практических умениях, она так мало умеет...
И тем же путем, каким идет школа, должны идти и изба-читальня, и комсомольский кружок, и пионерский клуб. Они также должны врезываться в окружающую жизнь.
Мы не будем здесь останавливаться на вопросе об избе-читальне. О том, как организовать ее работу, говорилось не мало, о роли ее как культурного центра говорилось достаточно.
Поставить на ноги школу и избу-читальню, увязать между собой их работу – это задача первейшей важности.
Не менее важно наладить школы крестьянской молодежи и школы II ступени в деревне, обернуть эти последние лицом к деревне, превратить их из школ, которые выбирают из деревни культурные силы, нужные ей, и облегчают им уход из деревни в город, в школы, дающие деревне того среднего культурного работника, который ей нужен: учителя, землемера, кооператора.
Но откуда взять работников, которые дали бы деревне все то, что выше перечислено? Откуда взять руководителей этой работы?
Надо как можно шире развить работу техникумов, готовящих работников для деревни; эту работу сделать ударной, на нее обратить сугубое внимание, реформировать эту работу, приблизить ее к деревне, отвести в ней достаточное место практике; в совет этих техникумов ввести представителей от окружающих крестьян, заинтересовать деревню работой техникумов. Техникум готовит для деревни именно того работника, именно того среднего культурного работника, который теперь так нужен деревне. Необходимо также, чтобы в программу таких техникумов был непременно введен курс теории и практики политпросветработы, который учил бы студентов техникумов работать с крестьянством, увязывать свою будущую работу с работой школы и избы-читальни, претворять свои знания в формы, понятные крестьянину. Нашим лозунгом должно быть: «Каждый деревенский работник (учитель, врач, фельдшер, акушерка, ветеринар, землемер, агроном и пр.) должен в то же время быть и политпросветчиком». Этого требует наш культурный уровень, этого требует весь строй, где у власти стоят рабочий и крестьянин.
Каждый техникум должен обращать еще особое внимание на приобретение учащимся тех практических умений в изучаемой им области, которые так нужны сейчас деревне; их должен приобрести каждый студент, чтобы потом научить им деревню.
Повернуться больше лицом к деревне должны и наши совпартшколы, ставящие еще до сих пор свои курсы в значительной мере слишком отвлеченно. На первый план в них надо бы ставить изучение деревни и умение увязать ближайшие задачи помощи деревне с общими перспективами развития в направлении коммунизма – программу-минимум с программой-максимум.
То же, что мы говорили о техникумах, относится целиком и к вузам, готовящим организаторов деревенской работы. Агрономические, животноводческие, кооперативные, землемерные, педагогические и другие вузы должны включить в программы своих работ еще более серьезные и углубленные курсы политпросветработы. Каждый соответствующий красный спец должен знать деревню до косточки, уметь работать с крестьянской массой.
«Лицом к деревне» – должно стать лозунгом Наркомпроса.
1924 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 647;