К ВОПРОСУ О КУЛЬТРАБОТЕ
Должна ли культработа в профсоюзах быть выделена из общей политпросветработы страны, изъята из-под влияния политпросветов, превращена в автономную область, забронированную от воздействия советских органов? Нужна ли профсоюзам «культурная автономия»? На этой точке зрения стоит искони Пролеткульт, который предлагает пролетариату не есть из одной чашки с крестьянством в области искусства; на этой точке зрения стояла «рабочая оппозиция», которая с т. Перепечко во главе попыталась провести в жизнь «культурную автономию» профсоюзов, опираясь на постановления конференции культотделов, и провела бы, если бы в дело не вмешалось Политбюро ЦК РКП (б). Теперь т. Сенюшкин вновь усердно пропагандирует ту же «автономию».
Главполитпросвет всегда категорически высказывался против такой «автономии». Он считал и считает, что рабочие брали власть не для того, чтобы устроить себе сладкое житье, а для того, чтобы получить возможность перестроить по-своему всю жизнь. А для этого им необходимо как можно шире распространить свое влияние на все слои трудящихся, на крестьянство в первую голову.
Сплошь и рядом можно наблюдать такое явление. На заводе, расположенном в сельской местности, прекрасно работает культкомиссия. На заводе есть библиотека, клуб, в котором работает Пролеткульт, имеется студия Пролеткульта, получаются газеты и прочее, но завод – как оазис в безводной пустыне: в окружающих деревнях царит непробудная тьма, и с завода не льется туда никакого, даже отраженного, света...
Бывает так, товарищи, или нет? Но союз металлистов, естественно, заботится лишь о металлистах, союз текстилей – о текстилях – и что им Гекуба иль они Гекубе? О деревне «должны заботиться политпросветы».
Сейчас партия выдвинула лозунг смычки города с деревней, рабочего класса с крестьянством. Смычка подразумевает усиление идейного влияния рабочего класса на крестьянство, подразумевает расширение этого влияния. Выдвигая лозунг смычки, нельзя считать правильным культурное обособление рабочих, замыкание их в стенах предприятия, а «культурная автономия» профсоюзов неизбежно к этому ведет.
Главполитпросвет и политпросветы на местах всегда считались с мнением профсоюзов – представители профсоюзов, их культотделов входят в политпросветы. Главполитпросвет думает, что надо, чтобы профсоюзы посылали больше своих представителей в политпросветы и эти представители там энергичнее работали бы. Если профсоюзы недовольны настоящим положением дела, надо ставить вопрос об усилении влияния профсоюзов на работу политпросветов, а не о выделении культурной работы профсоюзов из общей работы. Главполитпросвет всегда говорил, что в Советской России влияние профсоюзов на всю постановку политпросветработы должно быть много сильнее, чем оно есть в настоящее время. А выделение?.. Надо отдать себе отчет, что говорить о смычке и в то же время отстаивать «культурную автономию» профсоюзов – значит не уметь свести концы с концами...
1923 г.
О РАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ (ДОКЛАД НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ 2-й МОСКОВСКОЙ ПЕХОТНОЙ ИМЕНИ М. Ю. АШЕНБРЕННЕРА ШКОЛЫ КОМСОСТАВА)
РАССЛОЕНИЕ ДЕРЕВНИ
Сейчас вопрос о работе в деревне – один из самых важных, самых насущных вопросов. Нэп имел целью дать возможность крестьянину распоряжаться продуктами своего труда и налаживать свою жизнь, свой труд так, как он находил возможным и удобным. Как теперь видно, политика эта была правильная. Мы видим, что за последнее время благосостояние крестьянина поднимается. Конечно, не везде одинаково, не везде в равной мере, но всё же мы видим улучшение хозяйства, улучшение земледелия. В общем и целом по всей стране это улучшение вполне определенно наметилось.
Улучшение в сельском хозяйстве вызвало и известный подъем настроения крестьянства. Земля – в руках крестьян. Но вот т. Карпинский в газете «Правда» совершенно правильно напоминает, как еще в 1917 г. Владимир Ильич указывал, что переход земли в руки крестьянства, в руки народа еще не означает, что у нас капитализма в деревне не будет и что там водворится равенство. И действительно, наряду с поднятием общего благосостояния деревни идет также расслоение ее. С одной стороны, мы видим кулака-скупщика – того, кто имеет орудия труда (машины, скот) и кто пользуется ими для того, чтобы при помощи их закабалять чужой труд. Обособляется кулачество, которое живет наемным трудом, которое живет эксплуатацией своих односельчан. С другой стороны, мы видим, что многие хозяйства маломощных разоряются. В деревне мы видим три слоя: кулака, середняка и маломощного крестьянина.
МАЛОМОЩНОМУ И СРЕДНЕМУ КРЕСТЬЯНИНУ НУЖНО ОРГАНИЗОВАТЬСЯ ПРОТИВ КУЛАКА
Как маломощный и средний крестьянин относятся к кулаку? Теперь, конечно, отношение другое, чем раньше: теперь всякий понимает, что такое кулак, и понимает, что он живет эксплуатацией рабочей силы.
Как противостоять кулаку? Среди маломощного и среди среднего крестьянства замечается громадная тяга к организации. Часто приходится слышать такие речи: «В единении – сила». Рабочие это давно поняли и сорганизовались в профсоюзы; надо и крестьянам точно также организоваться. «Но, – говорят крестьяне, – нам надо сорганизоваться не всем крестьянством вместе, а надо маломощному и среднему крестьянину сорганизоваться для того, чтобы бороться совместно против кулака».
И такая точка зрения, конечно, правильна. Эта точка зрения правильна потому, что кулак сильнее. Если против кулака бороться в одиночку, то ничего не получится. Кулак сильнее и середняка-крестьянина и крестьянина маломощного, и поэтому бороться с кулаком крестьяне могут только объединив свои силы – среднего и маломощного крестьянина,
Как это сделать?
КРЕСТЬЯНСКИЕ КОМИТЕТЫ ВЗАИМОПОМОЩИ И КООПЕРАЦИЯ
Вы знаете, конечно, о существовании крестьянских комитетов – комитетов взаимопомощи. В эти комитеты могут входить маломощные и средние крестьяне; там они сообща обдумывают, как им соединить свои силы для того, чтобы взаимно помогать друг другу, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями и скотом, как более правильно распределять свою работу. Крестьянские комитеты устраивают местами общие запашки, пользуются сообща лесом – вообще в разных губерниях и в разных уездах деятельность крестьянских комитетов взаимопомощи различна. Но самое главное, что составляет их особенность, – это то, что крестьяне соединяют свои силы для того, чтобы улучшить свое материальное положение. В одной из последних статей, в статье «О кооперации», Владимир Ильич как раз писал, что теперь вся суть вопроса заключается в кооперировании; под кооперированием он понимал тут объединение сил для достижения определенного улучшения хозяйства; он говорил, что возможность такого объединения – возможность кооперирования – есть, и указывал, что именно по этому пути – по пути объединения сил для улучшения своего хозяйства – и надо идти.
В комитеты взаимопомощи, которые только что начали развиваться, и должны объединяться маломощные крестьяне и крестьяне-середняки. Конечно, государство хочет и будет по мере своих сил оказывать всяческий кредит, оказывать всяческое содействие комитетам взаимопомощи. Но главная суть в том, что тут есть объединение сил, общая обдуманная работа по улучшению экономического положения. Теперь эта работа еще в зачатке: кое-где развиваются артели, общая запашка земли, – но в дальнейшем комитеты взаимопомощи могут вырасти в очень сильную организацию, которая поможет подняться маломощным крестьянам и соединиться со средним крестьянином – поможет соединиться среднему и маломощному крестьянину против кулака.
Конечно, работа крестьянских комитетов взаимопомощи упирается в работу кооперации. Кооперация – вопрос чрезвычайно важный. Кооперация у нас еще слабо развита, часто только числится на бумаге, а на деле очень часто ее не бывает. Между тем вопрос об обмене продуктами между городом и деревней, между промышленностью и земледелием является чрезвычайно важным для города и для деревни. Сельскохозяйственная кооперация имеет такое же большое значение, как и комитеты взаимопомощи.
ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕРЕВНИ – ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ
Надо сказать, что у нас по сию пору деревня чрезвычайно еще темна; каждый из нас знает, как часто деревня относится с недоверием ко всяким новшествам. Когда приезжает агроном и говорит о новом способе обработки земли, с каким недоверием его слушают!
За эти годы – за годы войны, за годы революции – крестьянство, конечно, очень многому уже научилось, но все же научилось недостаточно; главное, чем не умеет пользоваться крестьянин, – это книжкой. Он не умеет превращать книжку в орудие труда, а книжка тем и ценна, что может показать, как и в каком направлении надо строить хозяйство, в каком направлении надо строить всю жизнь. Поэтому вопросы грамотности, вопросы приобретения книг и газет, вопросы правильного использования их – эти вопросы для деревни являются первостепенными, чрезвычайно важными вопросами.
Товарищи, едущие в деревню, должны, конечно, приглядеться прежде всего к работе комитетов взаимопомощи, обратить внимание на важность этой работы, разъяснить, в чем эта работа должна заключаться, в каком направлении она должна идти.
НУЖНА ТАКЖЕ ВСЯЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ КООПЕРАЦИИ
Затем они должны сделать, со своей стороны, всё, что могут, чтобы поддержать кооперацию, чтобы дать кооперации укрепиться.
Частный торговец торгует для того, чтобы нажиться; государственная же кооперация имеет целью не наживу, а удовлетворение интересов потребителя. Если у нас кооперативное дело плохо поставлено и часто бывает, что в кооперации продукт стоит дороже, чем в другой лавке, то происходит это благодаря нашей неумелости, благодаря тому, что мы еще плохие дельцы. Нужно еще научиться, как следует ставить кооперацию, – это общая задача; и чтобы кооперация скорее наладилась, необходим контроль за ней, необходимо всячески помочь развитию этого дела.
Поэтому все товарищи, которые поедут на места, должны иметь в виду, что развитие кооперации имеет громадное значение, что только этим путем можно будет справиться со скупщиками и кулаками, что нужно сделать все для того, чтобы поднять грамотность, поднять совместное чтение газет, совместное обсуждение их. Каждый из вас должен приложить все усилия, чтобы поднять культурный уровень деревни.
НУЖНО ВТЯНУТЬ В РАБОТУ И КРЕСТЬЯНКУ
Еще об одном надо позаботиться.
Если, вообще говоря, в деревне живут еще плохо, то тяжелее всего приходится крестьянке. И тут, конечно, вам, как более сознательным товарищам, надо употребить все усилия, чтобы побудить крестьянку тоже к объединению, к устройству яслей, которые развязали бы ей руки, ибо иначе крестьянка должна все время заботиться о ребенке, который связывает ее по рукам и ногам.
Когда вы будете растолковывать о положении вещей в стране – а это придется вам делать на каждом шагу, – то рассказывать надо не только крестьянам, но и крестьянкам, потому что, пока не втянете женщину, пока не втянете крестьянку во все вопросы, до тех пор у нас деревня не поднимется на высшую культурную ступень. А для того чтобы крепок был союз рабочих и крестьян, необходимо, чтобы крестьяне были как можно более сознательными. Также и крестьянки.
СМЫЧКА КРЕСТЬЯН И РАБОЧИХ – ЗАЛОГ ИХ ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ
Владимир Ильич в одной из своих речей говорил о том, что было долгое время, когда коммунистам приходилось заниматься убеждением. Затем настал период, когда на первый план выступило принуждение, когда некогда было убеждать, когда суровая борьба требовала этого принуждения. А теперь, говорил Владимир Ильич, мы стоим перед новым периодом убеждения. Необходимо позаботиться о том, чтобы был привод от сознательной части рабочего класса, от авангарда рабочего класса – от Коммунистической партии – ко всему рабочему классу; чтобы умели передовые рабочие растолковать всему рабочему классу настоящее положение вещей; чтобы могли осветить, почему плох капитализм, почему надо создавать другой строй и какой именно; чтобы могли разъяснить международное положение. А от рабочего класса нужен привод ко всему крестьянству, в особенности к маломощному.
Об этом приводе, конечно, никогда ни на одну минуту не должно забывать. Мы должны помнить, что если мы победили, если теперь у нас в России имеется рабоче-крестьянская власть, то это благодаря тому, что рабочий класс и крестьянство выступали дружно.
Мы знаем, в пятом году – во время революции – рабочий класс уже понимал, что необходимо свергнуть самодержавие. Но выступления рабочих были только в очень слабой степени поддержаны крестьянством, и поэтому в пятом году победы трудящихся не было. Только в 1917 г., когда крестьянство окунулось в мировую войну, почувствовало весь гнет капитализма, который сказался со всей силой в этой мировой бойне, – только тогда крестьянство поняло, чего хочет рабочий класс, и пошло следом за ним. Тогда только рабочий класс смог победить.
Рабочий класс гораздо организованнее, гораздо сплоченнее, гораздо сознательнее. Самые условия работы его таковы, что будят его мысль и требуют организованности. Он яснее и дальше видит, чем крестьянство, но в одиночку он не может победить, у него недостаточно силы. Победить, довести свою работу до конца рабочий класс может только в том случае, если за ним пойдут все трудящиеся, и в первую голову крестьянство. Но и крестьянство будет бессильно, если оно пойдет в одиночку, врозь от рабочего класса. И поэтому сила – в смычке между рабочим классом и крестьянством.
СМЫЧКА – НЕ НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ
Эта смычка не есть что-то новое. У нас и по сию пору рабочий класс состоит в значительной мере из рабочих, которые еще прочно связаны со своей деревней. Мне сейчас приходится рассказывать историю партии на Прохоровской мануфактуре. Там очень большая аудитория. Аудитория особенно внимательно слушает, когда говоришь о двух вещах: когда говоришь о Ленине или когда говоришь о деревне, – стоит мертвая тишина. Почему это происходит? Потому, что прохоровские рабочие кровно еще связаны с деревней и вопросы, касающиеся деревни, очень живо задевают их.
Смычка между рабочим классом и крестьянством не является чем-то неестественным, чем-то навязанным. Эта смычка диктуется всей историей рабочего класса, всей историей крестьянства. Между рабочим и крестьянином существует тот привод, о котором говорил Владимир Ильич.
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВА И ШЕФСТВО
Товарищи, приезжающие из деревни, рассказывают, что в деревне сейчас влияние рабочих очень велико и осуществляется это влияние главным образом через землячества. Рабочие с разных фабрик одной и той же губернии собираются, обсуждают вместе, чем они могут помочь деревне; и когда какой-нибудь рабочий едет в деревню, он везет книжки, ведет там определенную пропаганду, объясняет крестьянину положение вещей, убеждает, растолковывает. Эти землячества играют крупную роль. Всегда видишь, как около них группируются крестьяне. Землячества стремятся приобрести книги, газеты и т. д. Эти землячества начинают играть всё большую роль.
Крупную роль, конечно, может играть и шефство, если оно поставлено на правильные рельсы. Рабочие в своем шефстве оказывают большую поддержку крестьянству. Но иногда они неправильно ставят свою работу, направляя всё внимание на материальную помощь, облагая себя в пользу деревни. Рабочий этим путем много деревне помочь не может, а между тем для него это обложение очень трудно. Через шефство необходимо в деревне проводить культурную работу.
СТАРАЯ АРМИЯ ВСЯЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАЛАСЬ ОТ НАРОДА
Еще один вопрос, который вас очень близко касается, – это вопрос о той роли, которую играют теперь красноармейцы в культурном подъеме деревни.
В прежнее время войско направлялось не столько против внешнего врага, сколько против «врага внутреннего» – рабочих и крестьян. Но так как армия набиралась в громадном большинстве из рабочих и крестьян, то их старались всячески запугать, всячески одурманить, всячески одурачить. Мне как-то попалась солдатская «Памятка». Помню, там говорилось: «Целься в врага, ружье испортилось – бей прикладом, приклад сломался – бей кулаком, кулак испортился – вцепись зубами. Смело вперед! Сам бог вам генерал». Бог притягивался всюду, его брали себе на помощь правящие.
Кроме того, старались солдат сделать чужими деревне, держать подальше от нее. Весь режим был направлен к изоляции, к отделению солдат от трудящихся, от трудовых масс.
Мне помнится, в 1905 г. в Петербурге я шла по Измайловскому проспекту; вижу – идет солдат-семеновец, около него – рабочий; слов не слышно, но по выражению вижу, что рабочий – земляк-односельчанин, вижу, что он убеждает в чем-то солдата, а у того лицо мрачно. Не могло быть не мрачно: он понимал, что завтра ему, может быть, придется стрелять в этого своего земляка.
Эта картинка с натуры крайне характерна: на каждом шагу солдат противопоставлялся трудящимся массам. Во время пребывания солдата в царской армии его старались отделить от народа, всячески разжечь в нем узкие патриотические чувства, разжечь ненависть ко всем другим народам, к трудящимся других стран, старались запугать, загипнотизировать его, чтобы он не различал, кто ему враг, кто друг.
КРАСНАЯ АРМИЯ – ПРОВОДНИК КУЛЬТУРЫ В ДЕРЕВНЕ
Конечно, теперь роль Красной Армии совершенно другая: Красная Армия сейчас является спайкой рабочих и крестьянских масс, она является детищем этих масс. Кроме того, в настоящее время Красная Армия употребляет все усилия, чтобы дать красноармейцу знание, ясное осознание того, что кругом делается. Это знание он принесет в деревню, при помощи его он может помочь деревне подняться, стать сознательной, наладить жизнь по-новому. Эта роль Красной Армии громадна, ее надо иметь всегда в виду.
Через Красную Армию проходит вся молодежь, и, пройдя эту школу, Красную Армию, она становится гораздо сознательнее. Ни для кого не проходит бесследно, что он стоял под красным знаменем. Все сведения в области политики, в области сельского хозяйства, которые даются красноармейцу, делают из него культурную силу. Когда красноармеец приходит в деревню, он приносит туда новые знания, новое понимание сельского хозяйства, приносит массу новых идей. Мне приходится работать в Главполитпросвете, где приезжие с мест постоянно указывают, что, когда красноармеец является в деревню, он заботится о том, чтобы выписать газету, старается организовать избу-читальню, начинает вести агитацию за четырехполье и т. д.
Таким образом, красноармеец уже сейчас является определенной культурной силой, и эта связь, смычка между рабочим классом и крестьянством, между городом и деревней, та смычка, в которой сила трудящихся, – эта смычка поддерживается Красной Армией. Эту роль красноармейца каждый должен иметь перед глазами.
На красноармейца ложатся определенные обязанности по отношению к деревне. Пока он в городе, пока он красноармеец, необходимо позаботиться о том, чтобы приобрести те знания, которые будут необходимы ему в деревне: понимание текущего момента, понимание тех задач, которые стоят сейчас перед рабочим классом, перед крестьянством.
Владимир Ильич в одной из своих речей говорил, что государство должно быть сильно сознательностью трудящихся. Чем сознательнее трудящиеся, тем они более сплочены, тем большую силу они представляют. Мы видим, как за последние годы колоссально возросли силы Советской Социалистической Республики, и эти силы будут расти по мере того, как сознательнее будет делаться не только рабочий класс, но и крестьянство.
НАШ ПУТЬ – ПУТЬ КООПЕРИРОВАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ
Есть два пути развития. Один путь – это старый, капиталистический путь, путь конкуренции, когда сильный старается задавить слабого, когда один эксплуатирует другого. Эту картину мы видели и видим до сих пор во всех странах, где господствует капитализм, где господствует капитал. Другой путь – путь к социализму. Владимир Ильич в своей статье «О кооперации» подчеркивал возможность для нас этого второго пути. Мы не пойдем по пути капитализма, где сильный давит слабого; мы пойдем по другому пути – по пути, где слабые объединяются, объединяют свои усилия. Это путь кооперирования – тот путь, который выведет нас из капитализма, положит конец засилью кулака, засилью эксплуататора.
Вот на этот путь и надо вам звать товарищей крестьян, помогать им организовываться, помогать им делаться сознательными. Таким образом вы выполните ваш долг красноармейца.
1924 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 479;