Р. Шейерман Мастерство педагога
В музеях и церквах, расположенных в прекрасной лесистой местности к северо-востоку от Москвы, выставлены удивительные скульптуры — мировые шедевры, глядя на них, можно поучиться мастерству и с точки зрения искусства, и с точки зрения просвещения. Так называемая старая деревянная скульптура Пермской области представляет собой изваяния святых почти в натуральный рост. Они созданы неизвестными крестьянскими умельцами XVII—XVIII вв. Вдохновение, с каким выполнена каждая деталь в скульптурах, заставило специалистов назвать такой стиль «духовным монументализмом». Знатоки искусства не перестают удивляться тому, что творения крестьян несут на себе несомненный отпечаток высокой классики — чистоты и мощи античности и Ренессанса. Одна скульптура, которую я увидел в Перми, особенно потрясла меня. Она являла собой расписной образ апостола Павла. Казалось, что взгляд его постоянно встречался с моим. В левой руке он держал книгу, правая была поднята так, как это обычно делали великие проповедники всех времен.
Мне повезло, что вскоре после окончания средней школы моим наставником стал резчик по дереву, живший неподалеку от нашего дома. Как и пермские мастера, он больше всего любил ра-
ботать с массивным брусом древесины, из которого искусно вырезал замечательные скульптуры пророков и патриархов. В то время я все дни напролет проводил в университетских аудиториях, где слушал лекции о классических методах великих учителей — от софизмов Сократа и афоризмов Иисуса до «внутренних факторов» Яна Амоса Коменского и коллективистских идей Макаренко. Мы изучали «Диалоги» Платона о разуме и добродетели, фрагменты Евангелия о человеческой и божественной сути Христа, «Великую дидактику» Коменского, дневники Макаренко и бесчисленное количество других источников, раскрывающих перед будущим педагогом всю мощь интеллектуальной традиции человечества. Выходные дни, свободные от университетских занятий, коротались за беседами в мастерской, усыпанной стружками. Там я наблюдал, как мой наставник уверенными движениями превращал деревянный брус в произведение искусства. Он не позволял мешать ему, пока работа окончательно не завершалась. Я понял, что самыми главными компонентами его работы были время, талант и инструменты, навыки владения которыми он постоянно совершенствовал. Его творения, как и работы пермских мастеров, говорили языком духовного монументализма.
Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 18-19
67 «Свободные искусства» и Новгородская школа братьев Лихудов (http://www.novsu.ac.ru). 6S История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под. ред. Л.М. Братиной. М. 1999.
Большое влияние на становление науки и образования в эпоху Ренессанса оказал выдающийся итальянский гуманист Калюччо Салютати (1331 — 1406) — друг Петрарки и Боккаччо, канцлер Флоренции, прекрасный оратор и искусный политик69. Его дом во Флоренции становится своеобразным центром гуманистической молодежи — среди учеников Салютати яркие дарования: Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио. Обладатель превосходной библиотеки рукописных книг античных и новых авторов, он делает ее достоянием широкого круга интеллигенции. Для изучения греческого языка приглашает в университет от имени коммуны византийского грека Мануила Хрисолора. Особое значение Салютати придает разработке комплекса гуманистических знаний — studia humanitatis, теоретическому обоснованию и популяризации которых служила вся его литературная деятельность, и прежде всего публицистика. Главная заслуга Салютати — в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры, порывавшей с официальной церковной традицией. Он был убежден, что схоластическая философия не способна вести к истинному знанию — его прежде всего дает изучение античной мудрости. С этих позиций он доказывал познавательное значение языческой поэзии и мифологии.
В оценке соотношения естественных и гуманитарных знаний, в учении о морали позиция Салютати также противостояла схоластической традиции. Выдвинутые Салютати на первый план в системе наук гуманитарные дисциплины призваны были, по его мысли, формировать нового человека, обладающего высоким свойством — huma-nitas, которое он трактовал как способность к добродетельным поступкам, вырабатываемую жизненным опытом и образованием, и вместе с тем как способность руководствоваться практическими уроками и достигать учености. Поскольку humanitas не дана человеку от рождения, полагал Салютати, приобретение этого свойства есть результат упорного труда, который только и ведет людей к высшему благу на земле. Толкование этого этического понятия составляет сущность его
Среди многочисленных сочинений Салютати, включавших разные жанры — от буколической поэзии 1360-х гг. до предсмертных писем,— важное место занимают трактаты: «О достоинстве права и медицины» (De nobilitate legum et medicinae, 1400 г.), «О тиране» (De tyranno, 1400 г.), «О роке, судьбе и случайности» (De fato, fortuna et casu, 1396—1399 гг.), «О жизни в миру и монашестве» (De saeculo et religione, 1381 г.) и оставшееся незавершенным сочинение «О подвигах Геракла» (De laborious Herculis, первая редакция — 1383 г.). Не меньшее значение имеют его речи, инвективы и особенно эпистолярное наследие.
гуманистической программы. Рассматривая теорию и практику, знание и опыт как взаимодополняющие компоненты образования (при этом он утверждал, что знание — не самоцель, а средство совершенствования человека), гуманист считал необходимым под этим углом зрения оценить значение отдельных гуманитарных дисциплин и всего комплекса в целом. Грамматика должна была, по его убеждению, утратить формальный, узколингвистический характер и стать наукой о синтезе формы и содержания, о способах выражения мысли. Риторика — проводник мудрости, потому ей необходимо теснейшим образом быть связанной с философией, которая, в свою очередь, не может развиваться без красноречия. Вслед за Цицероном и Петраркой Салютати развивает идеал органического сочетания полноты знаний с красотой и силой речи. В своей политической практике, в официальных речах на посту канцлера, в переписке гуманист дал высокие образцы реализации этого идеала. Особое значение в гуманистическом учении Салютати обретает этика, которую он трактовал как главный компонент studia humanitatis, внутреннюю основу всего комплекса знаний, направляющих человека по пути к совершенству™.
До XVIIв. педагогика оставалась частью философии. Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) в сочинении «О достоинстве и увеличении наук» впервые выделил педагогику, а Ян Коменский(1592—1670) закрепил статус педагогики как самостоятельной науки. Ф. Бэкон предостерегает от отождествления исследовательской и образовательной практик, от слияния обучения с исследованием. Исследование не должно стать самоцелью университета. Для образования необходимы не столько результат и практика опытного познания, сколько овладение методами научного исследования. Увлеченность каким-то одним предметом исследования может увести и студента и преподавателя от развития культурного кругозора, от фундаментального знания, от того, на чем базируется культура, творческий потенциал ученого.
Со второй половины XVII в. на систему образования, прежде всего высшего, решающее влияние начинают оказывать не столько гуманитарии, сколько ученые-естественники — физики, химики, медики, математики, астрономы. Традиционные гуманитарные дисциплины, включающие философию, диалектику, филологию и риторику, к тому времени «сильно отдают нафталином из бабушкиного сундука». Гуманитарная профессура к концу XVIIстолетия превращается в неких схоластов и ретроградов, не привлекающих умы и сердца студенческой молодежи. Выход естествознания и опытных наук на передний план подготовил наступление эпохи Но-
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 642;