РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Основным учреждением системы высшего образования считается университет. Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры.
Первый из них появился в V в. н.э. в Византии. В 425 г. византийский император Феодосии II (408—450) издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылся Аудиториум — по сути дела, первый средневековый университет Европы. В штате его значился тридцать один преподаватель: 5 риторов и 10 грамматиков греческих, 3 ритора и 10 грамматиков латинских, 2 юриста и 1 философ. Все они были чиновниками, т.е. получали жалованье из императорской казны, а после 28 лет беспорочной службы — отставку с сохранением пенсии, звания комита1 первой степени и титулом спектабиля2. Однако им запрещалось обучать кого-либо в других местах, и вместе с тем другие преподаватели под страхом сурового наказания и высылки из столицы не имели права открывать там
свои школы. Обучение допускалось только в частных домах и для отдельных учеников3. Создав университет, Феодосии II своим указом учредил при университете особую институцию, отличающую университет от го сударственной службы и в наши дни, а именно ученый совет (коллегия преподавателей). Согласно уставу, университетские профессора получали право оценивать заслуги друг друга. В начале IV в. были освобождены от муниципальных повинностей и обязанностей нести службу медики и профессора свободных искусств (вместе с женами и детьми), а позже преподаватели были приняты на казенное жалованье, причем большим городам предоставлено было право самим избирать своих профессоров.
Другой эдикт Феодосия требовал представления документального свидетельства о социальном происхождении студента и материальном положении его родителей. От студента требовалось также указать адрес его городской квартиры и вид наук, которыми он намерен заниматься. А надзирающим вменялось в обязанность тщательно следить за поведением студентов. При этом важно отметить, что доступ в университет был открыт всем желающим без сословных ограничений. Единственным условием для поступления был некий начальный уровень образованности и способность к обучению4.
Постепенно Константинопольский университет затмил провинциальные высшие школы. В 529 г. Юстиниан закрыл платоновскую академию в Афинах и установил государственную монополию на университетское образование. В 528—529 гг. Юстиниан проводил судебную реформу, для чего создал комиссию из десяти правоведов. Ее возглавляли видные юристы, их имена дошли до наших дней: профессора Константинопольского универ-
1 Комит — почетный титул, эквивалентный графскому в средневековой Европе. Этот титул в ран
нюю византийскую эпоху носили высокопоставленные должностные лица, такие как начальни
ки императорских телохранителей и императорских конюшен. На латинском comes означает со
товарищ, наставник. Он послужил основой термина граф (франц. compte, англ. count). По другим
данным, комит— старший офицерский чин, приблизительно равный генералу армии.
2 Speclabilis — один из разрядов византийских сенаторов, представители крупных провинциальных
землевладельцев; в эпоху Юстиниана подчинялись непосредственно императору; титулование
«высокородие».
3 См.: Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996.
4 Карлов Н.В. В начале была школа... (http://spkurdyumov.narod.ru).
ситета Трибониан и Феофил. Однако в 726 г. император Лев III,основоположник иконоборчества, уничтожил Константинопольскую высшую школу. Правда, в IX в. университет вновь расцвел при ректоре Льве Математике, который изобрел алгебраическую запись численных величин буквенными символами. Не следует забывать, что славянские просветители, создатели славянской азбуки и проповедники христианства Кирилл5 (827—869) и Мефодий (815—885) обязаны своей школьной образованностью и научной подготовкой высшей школе Византии. А патриарх Фотий (820-891), один из образованнейших людей своего времени, до того как занять столь высокое место в церковной иерархии, служил профессором философии и богословия в Константинопольском университете. Он написал литературно-историческую энциклопедию («Мириобиблион»6) и собрал замечательную библиотеку7. Среди его учеников были люди из самых высших слоев общества: он обучал императора Михаила и Константина Философа8. За Фоти-ем сохранилась репутация величайшего знатока и собирателя произведений античной классики. Его дом в течение многих лет был местом собраний любознательной молодежи. В этом университете преподавались известные всем средневековым школам последующего времени тривиум и квадриви-ум, и после грамматики и риторики следовали геометрия, астрономия, философия и богословие. Император Константин IX Мономах (1000—1055) провел организационную реформу и разделил университет на факультеты (отделения), выделив в самостоятельные единицы философское отделение под руководством Михаила Пселла и юридический лицей во главе с законоведом Иоанном. После взятия и разгрома Константинополя в 1204 г. крестоносцами университет прекратил свое существование.
Таким образом, кроме древнего центра наук — Академии в Афинах — появился еще один в Константинополе. Он просуществовал около тысячи лет9. Историки справедливо связывают это событие с влиянием его жены Евдокии, прибывшей из Афин, центра языческой культуры, о чем говорит и ее имя Афинаида (Евдокией, «Благоверной», она стала в крещении), но быстро освоившейся в христианской столице и ставшей главной покровительницей наук и искусств.
В VIIв. н.э. одним из крупнейших университетов в Индии была Налан-дав центре Гангской равнины на территории современного штата Бихар. Это был целый городок, в котором в VIIв. проживало около 10 тыс. человек, среди них 3 тыс. буддийских монахов и 1500 учителей. В Наланде обучались и многие миряне — представители разных народов Индии. В отличие от
Он воспитывался при дворе, обучался вместе с малолетним императором Михаилом III, а затем прошел полный курс обучения в Константинопольском университете, после чего короткое время преподавал также философию. А затем ушел в монахи. Среди его учителей были Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский.
«Мириобиблион» («Множество книг»), или «Библиотека»— своеобразный «конспект» книг, которые читал Фотий, как христианских, так и языческих авторов. Всего «Библиотека» содержит 280 таких «конспектов» («кодексов»), сопровождаемых обычно критическими заметками патриарха, относящимися к содержанию и литературной форме этих произведений, а также к характеру миросозерцания их авторов (упоминается около 400 названий). (См.: Памятники византийс-
7 кой литературы IX-XIV вв. / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969. С. 39-47.) Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.
^ Тальберг Н. История Христианской Церкви. М., 2000. С. 283. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск. 1993.
индуистских, мусульманских и христианских школ в буддийские принимали учеников независимо от национальной, социальной (т. е. кастовой) и, что особенно важно, религиозной принадлежности10.
В состав Наланды входило 6 мужских монастырей. Среди его построек были культовые сооружения, общежития для монахов и отдельно для мирян, около 300 небольших помещений для классных занятий и 8 обширных аудиторий для лекций и диспутов, несколько отдельных зданий для библиотеки, больница, бассейны для ежедневных омовений и ряд строений хозяйственного назначения. Весь учебный городок был обнесен стеной с угловыми башнями и несколькими воротами. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На воротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей Наланды. Обучаться здесь считалось большой привилегией, доступной наиболее способным. Поступали туда молодые люди в возрасте 16 -20 лет, имевшие уже солидную общеобразовательную подготовку. Принимали только 10-20% выдержавших конкурсные экзамены. Получившие образование в Наланде пользовались особым уважением в ученом мире и правом занимать места учителей и должности на государственной службе. Те из них, кто ставил своей задачей изучение богословия, назывались манава, а стремившиеся получить только общее литературное и специальное образование назывались, как и ученики других вероисповеданий, брахмачари. В последней категории учащихся было много индуистов".
Как и повсюду в Индии, обучение в Наланде было бесплатным. Учащиеся обеспечивались питанием, одеждой, жильем и медицинской помощью. На даровом обеспечении были и учителя. По одним сведениям, к Наланде были приписаны 100, а по другим — 200 деревень, доходы с которых шли на ее содержание. Университету жаловали земли и недвижимость также богатые вельможи. Составной частью учебного процесса в Наланде были систематически проводившиеся публичные лекции и ученые дискуссии. На них присутствовали не только жители Наланды, но и посторонние, прибывавшие иногда из отдаленных мест. В диспутах на религиозные, философские и научные темы принимали участие учителя и старшие ученики, приезжие ученые и просто искатели истины. Иногда подобные дискуссии проходили в присутствии раджей и высших сановников и даже в их резиденциях. Для завершающих свое образование в Наланде такие диспуты превращались в своеобразные смотры — соревнования, победители которых удостаивались особых званий и почестей и получали право занимать вакантные места на государственной службе.
Библиотека Наланды была одной из крупнейших, известной уже в VII в. далеко за пределами Индии. Это была не только учебная, но и научная библиотека. Кроме учеников и учителей Наланды в ней занималось много приезжих ученых, даже из зарубежных стран. Библиотека располагалась в трех
10 Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока.
Вып. 14. М., 1972.
11 Там же.
специально для нее построенных зданиях и насчитывала многие тысячи рукописей. Она регулярно пополнялась новыми рукописями по разным отраслям знаний. В период своего расцвета (VII—X вв.) Наланда была одним из крупнейших азиатских центров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образование под руководством прославленных учителей. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии12.
Самым старым вузом из действующих до сих пор является Карачинский университетв Фесе (Марокко), дата основания которого — 859 г. В 971 г. образован Каирский университет Апь-Азхар (AL-AZHAR), который иногда считают старейшим университетом мира. Здесь преподавали самые разные науки, в том числе религиозные,
Библиотеки — важнейшие центры обучения
Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде (V-VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. '4. М., 1972.
юриспруденцию, арабский язык и свободные искусства. Сегодня в нем обучается более 80 тыс. человек и он считается одним из крупнейших в мире (веб-сайт: www.alazhar.org). Правда, еще в 626 г. император Китая Ли Ши-минь (Тай-цзун), опередив европейцев, основал в столице — Чанъани — первый университет.
По мнению отдельных исследователей, самым ранним университетом средневековой Европы был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы,первое упоминание о которой относится к 197 г. до н.э. В период существования Римской империи небольшой городок Салерн был своеобразным курортом, а в IX в. н.э. стал столицей лангобардского королевства. Обучение в ней основывалось на достижениях арабской и античной медицины, большое значение придавалось опыту и наблюдениям. Знаменитая школа сформировалась при активном участии расположенных поблизости Бенедиктинского монастыря и приютов больниц, находившихся в ведении иоаннитов. Со временем школа приобрела большую известность, ее опыт привлекал интересующихся медициной из разных стран, в XI в. на ее базе возникает Салернский университет, положивший начало созданию учебно-научного заведения нового типа. Однако университетом в нашем понимании школа так и не стала, потому что кроме медицины высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала.
Первым настоящим университетом стала Болонская школа права.До ее возникновения юристы (считающие себя преемниками классических римских правоведов) произвольно устанавливали законодательные нормы и принципы, которые следовало изучать и преподавать. В 1155 г. император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса издал эдикт, так называемый Authentica Habita акт, в котором провозгласил набор университетских свобод и декларировал известную степень автономии университетов. Именно в нем кодифицировалось обычное право применительно к учебным заведениям. Начиная с этого момента историки фиксируют бурный процесс официального открытия университетов в Европе. Первой была Болонская школа. Через 100 лет, т.е. к XIIIв., юридический факультет Болонского университета насчитывал около 10 тыс. студентов практически из всех стран Западной Европы13. У знаменитого болонского профессора Ацо было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади14.
13 Universities in the Western World / P. Seabury (ed.) N.Y., 1975.
14 Игнатович В. Болонский университет в средние века. СПб., 1846.
Основатель Болонской школы юристов Ирнерий(1055—1130) первым выделил римское право из общего курса риторики и стал его преподавать не в отрывках, а в полном объеме. Ирнерий составил сборник юридических казусов (задач) для студентов, изучающих право, а также систематическое руководство по римскому праву. Таким образом, в Болонье, в качестве первого университета была легитимизирована высшая школа, где был создан систематический курс учебной дисциплины и употреблялись стандартизованные учебные пособия-тексты1".
Созданная Ирнерием школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право, оставляли свои заметки (глоссы) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые глоссы представляли собой суммированное изложение комментируемого отрывка (так называемые брокардики), другие содержали широкие правила, выводимые из изучаемого текста (правовые максимы). Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников16. Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников. Возможно, глоссаторы, создававшие весьма сложные академические тексты, повлияли даже больше на высшее образование и студенчество, нежели на судебную практику, для которой они оказывались порой излишне тяжеловесными. Хотя, как знать, ведь говорили же в ту эпоху: «То, что не признает глосса, не признает суд». Деятельность глоссаторов подготовила почву для изучения и преподавания римского права и за пределами Италии, в том числе в Оксфордском университете17.
Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования. Важную роль в «открытии» римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Равенне, Падуе, Болонье и других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниановых Дигест (копии VI или VIIв.), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начинается систематическое изучение и преподавание римского права.
Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун // Городская культура. Средневековье и начало нового времени // Сб. статей под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986. Вормс А. Болонский университет и римское право в средние века. М., 1898. Т. 4. Основы государства и права: Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1998; Основы государства и права: Под ред. М.Н. Марченко и П.Ф. Лунгу. М., 1997; Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б.И. Пугинский. А.А. Рогачев. М., 1997; Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права (История государства и права зарубежных стран). 2-е изд., перераб. и доп. М, 1983.
Европейские университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XIIв. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Но как только они стали университетами, в них произошли качественные изменения. Школа и университет — разные явления с точки зрения
социологии, ибо представляют разные типы социальной организации: университет — добровольная ассоциация преподавателей и студентов, которые сами объединились для занятий наукой, а школа — учрежденное государством или церковью формальное заведение для насаждения в сознание юных граждан уже известных и открытых учеными знаний и норм поведения. Если моделью школ были античные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чем-то их обновляли, то университет не имел своего прототипа. Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями,не видела античность ни на Западе, ни на Востоке.
Между школой и университетом существует формальная преемственность — в плане учебных программ, технологии обучения, формы отчетности, но отсутствует содержательная связь. Даже византийский Аудиториум качественно отличался от средневековых европейских университетов, хотя формально все они относятся к одному типу высших заведений. Можно смело утверждать, что эпоха европейских университетов в нынешнем понимании слова начинается с XI-XIII вв. Universitas — типичный продукт средневековья.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 760;