СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КУРРИКУЛУМ
Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и преподаватели избирали руководителя университета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский
38 Хотя легенда утверждает, что Оксфорд был основан королем Альфредом в 872 г.
39 Городская культура. Средневековье и начало нового времени: Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986.
С. 46.
(богословский) и медицинский. Срок обучения на разных факультетах существенно отличался: подготовка будущего юриста или медика занимала 5— 6 лет, будущего философа (богослова) — целых 15. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам40.
В начале XIII в. во французских университетах, слывших лучшими в Европе, были установлены возрастные ограничения для обучения как теологии, так и свободным искусствам. Магистр теологии должен был достичь 35 лет, иметь по меньшей мере 10 лет общих штудий и 5 лет теологических. Он обязан быть добропорядочным человеком, с проверенными способностями. Чтобы стать магистром искусств, надо было достигнуть хотя бы 21 года, пройти 6 лет школьного обучения и обладать нужной лицензией. Однако прежде чем поступить на один из трех факультетов, студент должен был окончить подготовительный факультет. Он назывался артистическим факультетом41, или факультетом искусств (facultas artium). Здесь изучали «семь свободных искусств» (artes liberates). Он считался как бы младшим по отношению к «старшим»: богословскому, юридическому и медицинскому факультетам. Окончившие артистический факультет получали первую ученую степень — бакалавра искусств и могли продолжать образование на «старших» факультетах42.
Прообразом для университетских программ послужил античный курри-кулум, или полный курс обучения, который проходили в два цикла (или две
ступени): первый, словесный — тривиум, в состав которого входили грамматика, риторика и логика; второй, реальный — квадривиум, состоявший из арифметики, астрономии, музыки и геометрии. Вместе семь дисциплин куррикулума были унаследованы от римской школы и систематизированы Марцианом Капеллой, Боэцием и Кассиодором. На факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков43.
Каждый университет присваивал свои ученые степени, но они признавались в других странах. Эта практика сохранилась на Западе до сих пор, в отличие от нашей страны, где ученые степени и звания присваивает особый государственный орган (ВАК — Высшая аттестационная комиссия). Получить степень доктора философии
Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994. Артистическим он назывался потому, что по-латыни «артис» означает «искусство». Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898. 43 Там же.
Росовски Хенри. Две трети самых лучших // «Америка» (специальный выпуск об американских университетах). America Illustrated. Washington. 1993. № 442. С. 3-6.
в Оксфорде или Кембридже считается более престижным, нежели в любом другом университете.
Присуждение ученых степеней (промоция) началось в Европе с 1362 г. Характерно, что, подавая в органы власти ходатайство об открытии в городе университета, его учредители называли его в документах не universitas4\ a studium generate. Это означало, что в противоположность местным школам, которые обслуживали потребности своего края, «общая школа», во-первых,
Ученое сообщество всегда отличало своих наиболее талантливых представителей
предназначалась для преподавателей и студентов из всех стран, во-вторых, полученные здесь ученые степени должны признаваться во всем западно-христианском мире. Иными словами, получивший ученую степень («право учить») в одном университете, приобретал способность учить везде (facultas docendi ubique terrarum). Особенностью ранних университетов было то, что в качестве корпорации Studentes — тех, кто «штудирует» (вне зависимости от возраста, в качестве учителей или учеников), университеты были созданы и призваны, во-первых, учить (docere), а во-вторых, давать некоторым из выученных (прошедшим «промоцию») — licentia docendi — право учить самому.
43 К тому же слово universitas долгое время обозначало средневековую гильдию, закрытое сообщество профессионалов, а потому для открытого учебного заведения, каковым мыслился европейский университет, не совсем подходило. И лишь позже, когда данный термин твердо закрепился за новым типом высшего образовательного учреждения, ничего предосудительного в слове «университет» уже никто не видел.
Отсюда слово «лиценциат» (ср.-лат. licentiatus — допущенный) — преподаватель, получивший право читать лекции до защиты докторской диссертации46. Задачей университетов было отнюдь не производство знаний, а воспроизводство «образованных людей» — интеллектуалов всех профессий, и уже к концу XV в. — интеллектуалов «по профессии»47.
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия, или семестры, появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Учебный год делился на две неравные части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учебный период {ordinariusparvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год48.
Полное систематическое изложение учебного предмета по программе, приведенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII в. сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие — менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 ч утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 ч вечера).
На профессорской кафедре, которую поддерживал треугольный пюпитр, лежала огромная книга. Слово «лекция» означает «чтение». Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. Дело в том, что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждому было по карману купить ее.
Лекция продолжалась 1—2 ч. Перед ее началом преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой, и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения49.
Позже этим словом стали обозначать первую ученую степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки; присваивается на 3—4-м году обучения в высшем учебном заведении и дает право преподавать в среднем учебном заведении.
Шульман М.М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) (http:// www.mis.rsu.ru).
Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951.
Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII—XIII вв. // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941; Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951; Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Учеб. пособие. Воронеж, 1973.
На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров и магистров. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий.
Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Поскольку книги в то время шли по цене нынешних компьютеров, школяры брали их в прокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать
рукописи, копировать их и создавать собственные учебные пособия. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Студенты собирались в определенном месте в обусловленные часы. К примеру, в Париже то была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Часто преподаватель читал лекции узкому кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одними из первых перешли к практике стационарных помещений, а с XIV в. города взялись строить специальные здания под университетские аудитории. Позднее появилось подобие парт — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином50.
Наряду с лекциями средневековые профессора прибегали к активным формам обучения — еженедельным диспутам с обязательным присутствием студентов. Диспут (disputatio) являл собой одну из самых распространенных форм преподавания. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. При случае магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались свободные диспуты (без заранее оговоренной темы). В таком случае обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма раскованно, прерывая оратора свистом и криками. Не спасал и дубовый барьер, в дело шли не только весомые, но и увесистые аргументы. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками51.
В XII в. против известного профессора Гильома Шампо из Парижского университета выступил молодой ученый Пьер Абеляр. В завязавшемся споре признанному мэтру никак не удавалось одержать победу и он потребовал изгнать юного «еретика» из столицы. Абеляр обосновался в пригороде Парижа, но оставался в курсе университетских дел. После очередной лекции
50 Пиков ГГ. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.
51 Игнатович В. История английских университетов в средние века. СПб., 1861.
в стужу или зной неутомимые студенты, преодолевая по 30 км, приходили к Абеляру и сообщали все сказанное Шампо. Абеляр готовил очередную порцию контраргументов, а студенты, вооружившись ими, вновь и вновь загоняли Шампо в тупик. Схоластический спор, длившийся много месяцев, закончился блестящей победой Абеляра. Убеленный сединами профессор признал не только правоту молодого противника, но и счел возможным передать ему свою кафедру.
Однако у средневекового диспута были и другие значение и функции. Собственно говоря, disputatio — это не только и не столько спор о тезисах и отдельных понятиях, сколько способ исследования определенной проблемы, a disputator — это не только тот, кто спорит, рассуждает, но это еще и «исследователь»52. Если лекции основаны на пассивном восприятии материала, активизируя прежде всего память, то диспуты развивали творческое мышление и логику рассуждений. Чтобы получить допуск к экзамену, студент должен был прослушать в заранее оговоренной последовательности определенное число лекций и быть участником указанного числа диспутов53. Возможно, что в эпоху становления университетского куррикулума средневековый диспут заменял собой нынешние семинары и экзамены в одном лице. Как и сегодня, диспуты могли быть бесполезной тратой времени, если
тема не касалась реальных проблем, а была посвящена выяснению таких, скажем, вопросов, как «Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?». Самым распростра ненным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et поп (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet)54.
По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание» (Hcentio docendi), становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир55.
52 Латинско-русский словарь. Сост. Г. Шульц. 4-е изд. СПб., 1877. С. 177.
Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908. С. 27. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие. М., 1996. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.
Первоначально как преподаватели (magistrorum), так и студенты (scolarium) в университетах жили и проводили занятия в так называемых коллегиумах (collegium). Обнаружены свидетельства тому, что средневековые преподаватели жили в неподходящих условиях. У них даже не всегда было университетское жилье. Поскольку жилища были маленькими, те, кто жаждал обширной аудитории, открывал свою «школу» под открытым небом, там, где было больше простора — на перекрестках и площадях56.
В качестве основных дидактических методов в университетах утверждаются лекции, семинары, коллоквиумы и т.д. Университетское образование складывалось из чтения лекций и диспутов. На лекции профессор зачитывал, а позже объяснял заранее оговоренную книгу. На диспутах требовалось точно установить, обосновать и защитить церковное вероучение или какое-то научное положение. Крупным ученым считался тот, кто обнаружил больше всех ловкости и остроумия в диспутах. Так формировались основы систематического и углубленного дискурса, который сегодня считается пережитком прошлого, интеллектуальным наследием средневековых университетов57.
УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ
Традиция присвоения почетных титулов выдающимся ученым, мыслителям, авторам фундаментальных трудов уходит в далекое прошлое. Уже в университетах средневековой Европы, в XIII—XIV вв., степени почетного доктора удостаивались известные теологи, философы, юристы. Одним из первых был Фома Аквинский, систематизатор схоластики, упорядочивший понятия множества и единства, субстанции и акциденции.
Титулы почетных докторов присваивали старейшие университеты, такие как Парижский или Болонский. Почетные доктора были гуманитариями, поскольку гуманитарные дисциплины почти безраздельно царствовали в университетах того времени. Студент, ставший магистром искусств, должен
носить только круглую мантию темного цвета, ниспадающую до пят. Ему обязывалось исполнять множество иных правил приличия, в том числе присутствовать на похоронах членов корпорации. В случае смерти школяра за катафалком должна следовать половина профессоров факультета, к которому он принадлежал. Причем присутствующие не могут уйти до конца церемонии. А если речь идет о похоронах профессора, то все коллеги должны присутствовать на бдении, которое происходит в церкви, до полуночи и даже позднее. В день погребения все занятия прерываются5*.
56 Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.
пособие. М., 1996.
57 Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.
58 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,
1999.
В средние века присвоение ученой степени отмечали особенно пышно. Торжественные ассамблеи, а также получение студентами лицензий сопровождались кутежами, столь обильными и продолжительными, сколь и дорогостоящими. Как и все братства средневековья, университетское братство любило пировать. Вступление в преподавательскую должность, которое следовало после получения лицензии, наносило родительскому кошельку огромное разорение. Профессор Болонского университета Буонкомпаньо в своем письме сообщает отцу об успехах сына в следующих выражениях: «Воспойте же славу Господу! Пусть зазвучат виолы и кимвалы, ибо ваш сын
выдержал торжественное испытание в присутствии огромного стечения профессоров и студентов. Он безошибочно ответил на все поставленные вопросы и заткнул рот всем оппонентам: никто не смог загнать его в угол. Кроме того, он устроил пиршество, которое запомнится; на него были приглашены и богатые, и бедные; это был невиданный пир. Наконец, он приступил к своим занятиям так, что заставил пустеть школы других, привлекая к своей кафедре множество слушателей»59.
В XIX—XX столетиях титул почетного доктора стал своего рода символом признания выдающихся заслуг в различных областях знаний. Прежде всего этот титул присваивался зарубежным ученым, а само движение получи-
Человек — существо мыслящее
ло широкое распространение в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Испании, Великобритании. В XX в. степень почетного доктора стали учреждать и университеты Американского континента.
В XIX—XX столетиях в русских университетах действовало неукоснительное правило: никто не имеет права быть профессором, не имея степени доктора наук; никто не мог стать доцентом, не имея ученой степени маги-
См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999.
стра. Титулы, звания и степени тогда доставались труднее, чем ныне. Хотя и сейчас они многих доводят до инфаркта и ранних седин. А в XIX в. профессорские коллегии просто свирепствовали, бережно охраняя свой высокий статус, без особого энтузиазма принимая в свои ряды молодых профессоров. В университетской практике бытовало еще одно правило: «Не помучишься — не научишься», а войти в профессорскую коллегию означало — «овладеть крепостью»60. Университеты даже держали свободные вакансии, но требований не снижали. Вот почему в течение всего XIX в. кафедры университетов так и не были полностью укомплектованы докторами наук и профессорами. Система научной аттестации русских университетов продолжительное время была трехступенчатой: кандидат наук — магистр — доктор наук. В 1884 г. она стала двухзвенной: магистр — доктор наук. В системе ученых званий разнообразия было больше: профессор, экстраординарный профессор, доцент, приват-доцент, лектор, ассистент, лаборант. Позже были введены и такие высокие звания как «почетный профессор», «почетный доктор наук». Круг обязанностей профессора и доцента кафедры был достаточно обширен: чтение лекций и проведение практических занятий, разработка научно-методических пособий, выступление с публичными лекциями, научные исследования, участие в научных конференциях и съездах.
В средневековом университете существовали три академические степени отличия: бакалавра, лиценциата и доктора или магистра. Наделение этими званиями, которые давали право преподавать, строго регламентировалось и зависело от пройденного курса. Господствующим направлением университетской философии являлась схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной им науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий)61.
Как в средние века, так и в Новое время присвоение степени не всегда вело к резкому улучшению материального уровня преподавателя. Во всяком случае на первых порах. К примеру, материальное положение преподавателя в русском университете XIX в. было довольно скудным, младшего состава — нередко нищенским. После достижения «вожделенной мечты» — зашиты магистерской диссертации — молодой ученый-педагог впадал в разочарование. Профессор С.-Петербургского университета В. Дерюжинский так писал о защитившемся соискателе степени магистра: «Но вот молодой человек счастливо прошел и магистерские экзамены, написал диссертацию и даже успел защитить ее публично. Много сил, много здоровья потрачено им в труде, а еще больше в борьбе с разными учеными самолюбиями, с капризами и прихотями ученой коллегии. Он теперь магистр, следовательно, ученый; он написал книгу — он писатель. На первый взгляд, самолюбие удовлетворено, но затем этого ученого и писателя нередко ждет горькое разочарование... У него нет должности доцента. А ведь идет борьба из-за скромного
611 Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России.
1999. №3. С. 129. 61 Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.
оклада в 1200 рублей в год. В самой ученой коллегии он профессорских прав не имеет. Чтобы все-таки прорваться в профессорскую коллегию, он должен по возможности избегать высказывать собственное мнение об университетских делах, он должен лавировать между партиями, не приставая ни к одной из них. Иначе он весь свой век останется доцентом...»62.
Особенно ущемленным оказался младший преподавательский состав — приват-доценты, лекторы, ассистенты. Те из них, которые имели лишь казенную зарплату, едва сводили концы с концами. Квартирных денег хватало только на одну комнату. Поневоле преподаватели пользовались квартирами без удобств, расположенными вдалеке от университета. Хотя в начале 1880-х гг. материальное положение профессорско-преподавательского состава несколько улучшилось, тем не менее оно не обеспечивало нормального существования семьи, и преподаватели по-прежнему искали дополнительные источники дохода, отвлекаясь от основного дела61.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Возрождение (XIV—XVIIвв.) возникло на гребне восхождения нового класса, разбогатевшего на торговле. Формирование Итальянского гуманизма было длительным процессом (конец XIV—начало XVIIвв.), протекавшим во Флоренции, Риме, Милане, Венеции, Неаполе, Мантуе, Урбино, Ферраре, Пизе и других городах. Огромную роль в его развитии сыграли образование и распространение научных знаний. К примеру, общеизвестна роль Платоновской академии, созданной в начале XV в. во Флоренции. В ней, в частности, на протяжении 15 лет преподавал античную философию (философию Аристотеля) византийский философ Иоанн Агриропуло, который перевел на латинский сочинения Аристотеля. Комментарии Агриропуло к «Никомаховой этике» Аристотеля были исключительно популярны в итальянских городах (не только среди его учеников). С академией связаны имена выдающихся гуманистов — Марсилиано Фичино и Джованни Пико делла Мирандола.
В первой половине XV в. гуманистическое образование на базе трудов античного мира становится достоянием высших слоев общества — аристократии и торгово-ремесленнической прослойки общества. Книги античных и современных авторов стали уже пользоваться широкой популярностью даже в средних слоях. Из среды купечествавскоре выделяется слой меценатов искусства. Мелкая буржуазия, неизбежный спутник и верный признак набирающего силу капитализма, становится заказчиком художественных портретов, скульптурных композиций, соборов и общественных зданий. Среди них не последнее место занимают университетыи школы, академии изящных искусств. Вокруг него и обслуживая его, численно множится другой, менее денежный, но более образованный слой — учителя, преподаватели, артисты, художники, ученые, ремесленники. Они обслуживают выс-
Дерюжинский В. Ответ г. профессору И.Г. Тарасову (Как иногда оцениваются диссертации на ученую степень). СПб., 1895. С. 6.
Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 127-136.
ший класс, занимая промежуточную ступеньку между ним и низшими классами. Это формирующийся средний класс— экономическая и культурная опора европейской цивилизации. Именно в его определяющей роли, повлиявшей на всю историю европейской культуры, следует, по всей видимости, искать отличительную черту от древневосточных цивилизаций.
Образование и грамотность, которые раньше являлись отличительной чертой и привилегией церковного люда, становятся доступными мирянам. А по мере того как образование открывает путь наверх и выполняет функцию канала вертикальной мобильности, оно превращается даже в социальную потребность горожан. Гуманистические науки уже в середине XV в. завоевывают твердые позиции в ведущих университетах Италии — Флоренции, Болонье, Неаполе, Ферраре и др. Новая интеллигенция вырастает в заметную социальную силу и пользуется широким покровительством правителей, знати. Гуманистическое ренессансное искусство становится достоянием широких слоев общества.
Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis — познанию божественного — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний — studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «гуманизм». Наметились секуляризация знания, расширение круга университетских дисциплин. Уже в XV в. в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию.
Эпоха Возрождения, возобновившая интерес к античному наследию, положила начало серьезному занятию филологией. Изучение «свободных искусств» (studia humana) — при том, что все большее значение приобретали дисциплины тривиума, включавшие занятия языками и литературой классической древности, а также всю сферу гуманитарного знания,— получило самостоятельный статус. Оно являлось уделом ученых нового типа, называвшихся по роду своих занятий «гуманистами». Studia humana превратились в studia humaniora («истинно человеческие» науки), или humaniora, под которыми понималось преимущественно изучение тривиума. Это явилось отражением возросшего авторитета гуманитарного знания. Благодаря усилиям гуманистов артистические факультеты ряда университетов, выполнявшие ранее служебную, подготовительную функцию, становятся самостоятельными, начиная уже под названием «философских»64 играть важную роль, не уступая по значимости «старшим» факультетам, значение которых по мере дискредитации средневековой науки постепенно падало.
С развитием сети университетов Европа превратилась в единое образовательное пространство. Тогда преподавание во всех или во многих университетах велось на латыни. На ней же проходили службы в католических
64 Гольцев В. Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII столетия). М., 1880. С. 45.
храмах. Сегодня функцию международного языка общения играет английский. Благодаря этому европейцы могли учиться в любом понравившемся университете и постоянно передвигались из страны в страну. Особое место занимало изучение римского права, которое рассматривалось как единое право всего латинского Запада, а сам он — как прямое продолжение Рима65. В XIV—XV вв. внутри университетов стали выделяться отдельные группы студентов, изучающих близкие по направлениям науки, например медицину или юриспруденцию. Такие группы стали называть коллегиями (colleagues, отсюда — колледжи), а членов этих групп называли коллегами
(от латинского слова «лигарэ» (//'-gare) — связывать и приставки «ко» (со) — вместе). Слова «коллегия» и «коллега» дословно означают «связанные вместе». Сначала так называли общежитие студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. В коллегиях вместе учились и трудились студенты и учителя, имеющие близкие склонности, способности к изучению и занятиям данными науками.
Самый старый из существующих колледжей, вероятно, Юнивер-сити-колледж (1249 г.), однако его основание не так хорошо документировано, как основание Мертонского колледжа в 1264 г. Самый старый колледж Кембриджского университета — Питерхауз, основанный в 1284 г. Крупнейший колледж в обоих этих университетах — Тринити колледж (Кембридж), основан в 1546 г.
Постепенно слово «коллегия» было вытеснено нынешним «факультет» — объединением студентов и учителей, посвятивших себя работе и учебе в науках одного направления. По-латыни слово «facultas» означает «способности, возможность». Отсюда же произошло и слово «факультатив» — занятия по способности, по склонности, не требующие обязательного посещения.
Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля,— Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 университетов, численность которых была самая разная: в Парижском университете в XIV в. обучалось около 3 тыс. человек, в Пражском — 4 тыс., в Краковском — 904 человека66. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.
Блестящие примеры такого рода дает, в частности, история Венского, Эрфуртского, Виттенбергского и ряда других европейских университетов, в которых развернули свою деятельность гуманисты: Конрад Цельтис, Уль-рих фон Гуттен, Филипп Меланхтон и другие, прославившиеся своими усилиями в области классической филологии и ренессансной педагогики. По
Садовничий В.А. и др. Университетское образование. М., 1995. С. 95.
Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993; Роуг В. Университет как явление средневековой культуры // Вестн. высшей школы (Alma mater). 1990. № 7, 8.
инициативе гуманистов, недовольных засильем схоластики в университетах, открываются филологические школы высшего типа, среди них College de France, основанная Франциском I по настоянию Гийома Бюдэ. В ней существовали кафедры древнееврейского, греческого и латинского языков67. Пробуждение самосознания личности, гуманистическое внесословное понимание достоинства, благородства человека, высокая оценка роли разума и земной славы — все это были общие приметы европейского гуманизма. Гуманисты эпохи Возрождения вносили изменения в предмет, методы, цели образования, способствуя его секуляризации и сближению с практической жизнью. Резко расширялся круг изучаемых древних авторов, острой критике подвергались традиционные учебники, формализм схоластической логики, труды средневековых комментаторов. Как и в Италии, главным принципом становилось обращение к первоисточникам, в частности к но-вонайденным. Использовались тексты, очищенные от средневековых искажений методами историко-филологической критики, примеры которой дали итальянцы. Гуманисты в своей педагогике неразрывно связывали задачи образования с задачами воспитания в духе гуманистической этики, личной и гражданской, а также с эстетическими целями — совершенствованием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни68.
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 991;