СПЕЛЕНУТАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Туго пеленать детей было принято еще в глубокой древности. Правда, сказать, что это участь всех без исключения культур, нельзя, поскольку да­леко не обо всех сохранились точные археологические данные. По всей ви­димости, самой «спеленутой» надо считать древнеегипетскую цивилизацию, где широко практиковалось мумифицирование. Недавно ученые обнаружи­ли даже мумию кошки. Между пеленанием и мумифицированием, которо­му подвергался человек на пороге бессмертия, когда его клали в могилу,

принципиальной разницы нет. Хотя сведе­ний о пеленании в эпоху палеолита архео­логами пока не обнаружено.

Пеленали, по некоторым сведениям, и в античную эпоху. И со временем такой спо­соб ухода за ребенком вошел в традицию. Нарушили ее в Новое время англичане. В начале XVII в. Англия опережала Европу по части заботы о детях, но особенно это касалось английского среднего класса. Когда английская знать, следуя и традиции, и моде, отправляла детей к кормилицам, матери из среднего класса, особенно пури­тане, лишенные такой возможности, взяли на себя смелость, вопреки традиции, но по воле моды, лично присматривать за детьми, занимаясь их воспитанием и вскармлива­нием. Так и появилось новое отношение к детям.

Новый метод ухода за детьми — отказ от пеленания ребенка — впервые появился в Англии в XVII в. Раньше пеленание оправ­дывали весьма надуманной фразой о том, что «человек рождается в кандалах», авторство которой историки приписы­вают Плинию (24-79 н.э.) — римскому писателю и ученому-энциклопеди­сту10. Туго пеленать советовали и английские врачи, утверждая, что именно в таком виде дети находились в утробе матери. Французы говорили о неспе-ленутых английских младенцах, что это «весьма плачевное зрелище», и воз­мущались «вседозволенностью матерей... в Англии»".

Pliny. Natural History. Cambridge, 1942. MiegeG. The Present Slate of Great Britain. L., 1907. P. 222.

Сегодня пеленание стало неким маркером, по которому антропологи и культурологи подразделяют общества на определенные типажи и стремятся из него вывести коренные черты психологии народа. Британский антропо­лог Дж. Горер12 предпринял попытку вывести особенности личности русско­го, в частности его отношение к власти, восприятие налагаемых ограничений, способы самоконтроля и выражения агрессии, из обычая тугого пеленания в младенчестве. Этот подход получил известность как концепция «пеленочного детерминизма». Ее развили и популяризировали М. Мид и Э. Эриксон.

Э. Эриксон13 обнаружил в различных культурах разные традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоциональ­но, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пелена­ет его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Последний спо­соб ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Им

объясняется, как считает Э. Эриксон, особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских се­ мьях, имеет основной способ связи с миром — через взгляд. В этих тради­циях Э. Эриксон обнаруживает глубокую связь с тем, каким общество хо­чет видеть своего члена. Так, в одном индейском племени, замечает Э. Эрик­сон, мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по го­лове, доводя до яростного плача. Индейцы считают, что такие приемы способствуют воспитанию хорошего охотника. Эти примеры ярко иллюст­рируют мысль Э. Эриксона о том, что человеческое существование зависит от трех процессов организации, которые должны дополнять друг друга: био­логический процесс иерархической организации органических систем, со­ставляющих тело (сома); психический процесс, организующий индивиду­альный опыт посредством эгосинтеза (психика); общественный процесс культурной организации взаимосвязанных людей (этос). Эриксон особен­но подчеркивает, что для целостного понимания любого события челове­ческой жизни необходимы все эти три подхода14.

Эриксон, осознавая, что тугое пеленание является почти универсальным в мировых культурах обычаем, утверждает, что он «получил усиление» имен­но в России из-за синхронизации особенностей ранней социализации де­тей с другими элементами русской культуры. В русской культуре он выде­ляет несколько паттернов, имеющих одинаковую форму, — чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формиро­вание личности русского человека, по его мнению, оказал влияние ритм кре-

12 См.: GorerG. Himalayan Village. An account of the Lepchas of Sikkim. L., 1938; Idem. Death, grief and mourning. Doubleday. NY., 1965; Idem. The Danger of Equality and Other Essays. L., 1966; Idem. The devil's disciple; the revolutionary theories of the Marquis de Sade. Paris, 1933; Russian Culture: The Study of Contemporary Western Cultures. Vol. 3 / By J. Rickman, M. Mead, G. Gorer. N.Y., 2001; GorerG. The American People A Study in National Character. NY, 1948.

n Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Он же. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

14 Подробнее см.: Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учеб. М., 1996.

стьянской жизни в холодном климате — смена относительной бездеятель­ности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобож­дение... после весенней оттепели»13.

Дж. Горер считал, что русским свойственна традиция туго пеленать мла­денцев с ранних месяцев их жизни. Это, по его мнению, приводит к тому, что они растут сильными и сдержанными, в противном случае они легко могли бы себя поранить. На короткое время их освобождают от пеленок, моют и активно с ними играют. Дж. Горер связал альтернативу между дли­тельным периодом неподвижности и коротким периодом мускульной ак­тивности и интенсивного социального взаимодействия с определенными аспектами русского национального характера и внешней политики России. Многие русские, по его мнению, испытывают сильные душевные порывы

и короткие всплески социальной ак­тивности в промежутках между долги­ми периодами депрессии16. Эта же тенденция, по его мнению, характери­ зует и политическую жизнь общества: длительные периоды покорности сильным внешним авторитетам перемежаются яркими периодами интен­сивной революционной деятельности. Туго пеленая младенца, русские как бы информируют своих детей о необходимости сильной внешней власти. Если родители чрезмерно опекают ребенка от всяких невзгод и одновре­менно постоянно доказывают ему словом и делом, что он полное ничтоже­ство, то к периоду взрослой жизни у него обязательно появится множество фобий, часть которых успела кристаллизоваться в устойчивые комплексы неполноценности. Взрослый человек, от которого окружающие ожидают проявления активности, умения справляться с любой работой, защищать близких, фактически ничего не может. Причина заключается в том, что ро­дители, неправильно выстроив стратегию социализации, не давали ребен­ку пробовать делать так, чтобы получалось, и делать все, что могло бы по­лучиться. Страх перед тем, что у ребенка что-то не получится, что с ним мо­жет случиться серьезная неприятность, если он возьмется за это дело, привел к особому типу социализации, который можно назвать спеленутым. Изве­стно, что младенца туго пеленают для того, чтобы он не сделал неосторож­ных движений и рос как надо. Такую стратегию выхаживания ребенка поз­же сменила концепция полной свободы, которую необходимо предо­ставлять человеку в любом возрасте. При спеленутом типе социализации родители ограничивают не столько физическую, сколько социальную по­движность своего чада. Из него вырастает человек психически и социально незрелый. Часто они пополняют ряды фобических больных.

Конкретный пример пояснит методику воспитания, характеризующую спеленую социализацию. В трамвае молодая мамаша с 10-летним мальчи­ком обратила на себя внимание тем, что пока она ехала, то раз пятнадцать ругала его за то, что он не так стоит, не так держится за поручень, не туда смотрит; в завершение всего, когда соседка протянула мальчику прокомпо-

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. С. 543.

См.: Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. С. 104.

стировать свой билет, мама отняла билет и сама пробила его. Тем самым она успешно доказала сыну, что он не способен даже на самый простой посту­пок. Можно заключить, что так она поступает ежедневно на протяжении многих лет и в любой жизненной ситуации.

Фобические больные в отличие от «нормальных» людей патологически не уверены в себе. Врачи их называют «лягушками», и это специальный тер­мин, который ввел Эрик Берн. Все люди чувствуют себя в разной степени приближения к тому или иному полюсу, но фобические больные устойчи­во ощущают себя «лягушками».








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1031;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.