ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ И ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
Показателем полного завершения десоциализации либо наступления ее глубокой стадии служит деморализация.
Деморализация может проходить стихийно и никаким социальным агентом не управляться, а может разворачиваться по определенному плану и регулироваться из единого центра. Вражеские войска деморализуют различными способами, в том числе агитацией. Над окопами разбрасываются листовки, где командование армией и руководство страны показаны в невыгодном моральном плане — как банда взяточников и лицемеров или диктаторов. Цель такой агитации — воздействовать на систему ценностей, традиционные представления, мировоззрение человека.
Другим средством деморализации служит терроризм. Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого — устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считаются центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. Об этой особенности свидетельствует и этимология данного понятия, происходящего от слова, «террор» (от лат. terror— страх, ужас).
Терроризм — угроза насилия или само насилие — сопровождается устрашением, направленным на частичную или полную деморализацию объекта воздействия.
Деморализация может знаменовать временное эмоциональное состояние отдельного человека или больших масс людей и заканчиваться после того, как исчезает деморализующее воздействие. Но она может затянуться и принять хронический характер. В таком случае деморализация заканчивается амортизацией. Между двумя явлениями существует следующая разница.
Деморализация означает процесс или состояние растерянности, неуверенности в истинности старых ценностей, помрачение картины мира.
Аморализация означает окончательную утрату старой картины мира и прежних ценностей. Но аморализация еще не есть сам процесс переоценки ценностей, ибо он подразумевает не только замену старых, но и формирование новых ценностей.
Общественное состояние, наступающее после деморализации, описывается при помощи таких слов, как распад, хаос, аномия, разрушение. Самым
Деморализация личности может стать началом крушения устоев общества
страшным итогом нынешних реформ в России некоторые специалисты считают даже не столько ограбление и обнищание народа, сколько его разобщение и расслоение до полной деградации общественной жизни, деморализация и апатия: люди становятся равнодушными к трагедии своей страны.
Деморализации могут подвергаться люди, социальные группы, неприятельские или собственные войска, политические партии и организации, толпы людей, общество в целом. Деморализация общества — самое страшное с социологической точки зрения явление. Вот лишь один исторический пример. Время с 565 по 610 г. принадлежит к одному из самых безотрадных периодов византийской истории, когда анархия, нищета и эпидемия свирепствовали внутри страны. Царившая тогда смута заставляла говоритьжив-
шего в эпоху Юстина II историка Иоанна Эфесского о близости кончины мира. Английский историк Финлей писал об этом времени: «Может быть, не было периода в истории, когда общество находилось в состоянии такой всеобщей деморализации»2.
Еще более яркое описание деморализации всего общества, разрушения социальных и нравственных устоев, которые обычно сопутствуют кризисным периодам (революции, мятежи, смута, вражеское нашествие и разорение), мы обнаруживаем в древнеегипетских папирусах, в частности речь идет об «Описании мудреца Ипувера» (Большой лейденский папирус — копия времен XIX династии с произведения, относящегося к эпохе Среднего царства). Их перевод приводит в своей книге Б.А. Тураев:
Воистину: лица свирепы... то, что было предсказано, достигает осуществления. Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идет пахать со своим щитом... Кроткие говорят... человек, свирепый лицом, стал человеком со значением... воистину: лица свирепы. Лучник готов, злодеи повсюду. Нет нигде человека вчерашнего дня... Грабители повсюду... Нил орошает, [но] никто не пашет для него. Каждый человек говорит: «мы не понимаем, что происходит в стране»... Женщины бесплодны, не беременеют. Не творит больше Хнум из-за состояния страны... Простолюдины сделались владельцами драгоценностей. Тот, который не мог изготовить себе (даже) сандалий, стал теперь собственником богатств... Не разделяют вельможи с людьми своими их радости. Сердцалюдей жестоки, мор по всей стране, кровь повсюду... Многие мертвые трупы погребены в потоке [Ниле). Река (превратилась) в гробницу, (а) местом для бальзамировки сделалась река. Благородные — в горе, простолюдины же — в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить мы сильных [т.е. знатных] среди нас». Люди стали подобны птицам, ищущим падаль. Грязь во всей стране. Нет человека, одеяние которого было бы белым в то время... Земля перевернулась подобно гончарному кругу. Разбойник [стал] владельцем богатств. [Богач] превратился в грабителя. Сильные сердцем [стали] подобны птицам из-за страха... Корабль юга охвачен смутою, города разрушены. Юг превратился в пустыню...
Благородные женщины — тела их страдают от лохмотьев, сердца их разрываются, когда они спрашивают о здоровье того, кто их сам прежде спрашивал о здоровье... Строители гробниц стали крестьянами... Кушают траву и заливают ее водой. Не находят больше плодов (деревьев) и траву для птиц. Отнимается пойло ото рта свиней... Зерно гибнет на всех путях. Люди лишены платья, мази и масла. Все говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Прекрасная судебная палата, расхищены ее акты, лишены хранилища ее тайн [своего] содержания... Вскрыты архивы. Похищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов... [Чиновники] убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени... Писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием... Свитки законов судебной палаты выброшены. [По ним] ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают (с них) печати на улицах... Великая судебная палата стала [местом] выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы... Дети вель-
2 EphesJoh. Hist, eccl., 1, 3.
мож выгнаны на улицу... Это несчастье для сердца моего. Я подавлен совсем. О, если бы я мог дать [услышать] мой голос в этот час, чтобы он спас меня оттого несчастья, в котором я нахожусь1.
Не только с распадом общества, но с распадом семьи культура теряет преемственность в развитии, устойчивость, разрушается вследствие духовной деградации и физического вырождения. Деградация семьи и деморализация подрастающего поколения создают благоприятную почву для втягивания молодежи в асоциальные псевдорелигиозные школы. Быстрый рост безработицы, резкое падение уровня жизни, деморализация населения провоцируют быстрый рост преступности и криминализацию общества.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1131;