ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТОЛПА

Поведение человека в толпе — яркий пример десоциализации. Люди те­ряют человеческий облик и то, чему они научились в общественной жизни. Личность нивелируется, индивидуальность растворяется в безликой и агрес­сивной массе. В толпе теряют значение индивидуальные и статусные раз­личия, действующие в обычных условиях нормы и табу. Толпа понуждает от­дельных людей действовать одинаково глупо.

В личности каждого человека заключено как бы несколько «я» — одно для общения с близкими, другое для сослуживцев, третье для начальства.

Когда же человек попадает в толпу, заряженную удобной, понятной всем примитивной идеей, верх берет столь же примитивная часть сознания. В толпе у любого человека в большей или меньшей степени снижается ин­теллектуальное начало и, наоборот, повышается эмоциональное. Поэтому люди в толпе более возбудимы и склонны к аффектам.

Иногда толпу называют «неклассическим» типом общности. Речь идет об относительно устойчивых множествах людей, демонстрирующих сов­местное поведение, а также стоящий за этим поведением особый тип со­знания4.

Еще в древности философы подметили странный феномен: попадая в толпу, человек зачастую теряет свои индивидуальные черты. Спокойный, разумный, рассудительный в своей повседневной жизни, в толпе он подо­бен щепке, увлекаемой бурным потоком, в зависимости от настроения мас­сы может сделаться агрессивным и начать бить и крушить все вокруг.

Еще Солон утверждал, что один отдельно взятый афинянин — это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания, уже имеешь дело со стадом баранов. А ведь на народных собраниях в Афинах принима­лись решения, определяющие благополучие всей страны. Дело было лишь за тем, чтобы нашелся лидер, «настроивший» толпу на принятие нужного для себя решения. А такие лидеры были во все времена и у всех народов.

1 Тураев Б.Л. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. 1. С. 236-238. 4 Грушин Б.А. Массовое сознание. М, 1987. С. 162.

Во что может превратиться нормальный человек в охваченной эмоцио­нальным порывом толпе, мы можем наблюдать и сегодня. Очень наглядно поведение футбольных фанатов, которые выплескивают свои эмоции в дра­ках, круша магазинные витрины, опрокидывая автомобили. Еще нагляд­нее — коммунистические митинги. Добрые старушки в толпе буквально пе­ревоплощаются: неистово размахивают флагами, колотят милиционеров, до изнеможения выкрикивают лозунги, глаза горят фанатичным огнем, когда они призывают все кары на головы нынешней власти. А ведь еще недавно те же самые люди столь же исступленно проклинали прошлую власть, ру­гая ее за пустые полки в магазинах и бесконечные очереди. Когда с трибу­ны кричат, что надо вернуть то, что было, потому что раньше все было хо­рошо, участники митинга в своем эмоциональном возбуждении истово ве­рят в то, что раньше все действительно было хорошо.

Советский человек чувствовал себя сильным, пока им руководил силь­ный лидер, за спиной которого стояла вся потенциальная мощь ядерного залпа. Эти идеалы до сих пор ассоциируются со временами, «когда мы бо­ролись за мир, колбаса была по 2.20 и все были равны». Сегодня образ иде­ализированного прошлого привлекается для защиты бедных от богатых.

Как считает А.В. Брушлинский5, такова одна из многих составляющих феномена толпы: при недовольстве существующим положением вещей иде­ализировать прошлое, наделяя его теми чертами, которые хотелось бы иметь в настоящем. Это отмечал еще 3. Фрейд, обозначив такое явление соблаз­ном ностальгии.

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых со­брал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде

системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодей­ствия. Когда интерес, собравший лю­дей вместе, исчезает, толпа рассеива­ ется. После окончания футбольного матча огромное количество болель­щиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупате­лей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знако­мые, а как посторонние.

Французский ученый Густав Ле Бон(1841 — 1931) видел в толпе разруши­тельную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно, если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (Гитлер). Отли­чительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внуше­ние и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам.

«Главной характерной чертой нашей эпохи, — утверждал Ле Бон в сво­ей книге «Психология толп», — служит замена сознательной деятельно­сти индивидов бессознательной деятельностью толпы». Почти через сто лет после книги Ле Бона во Франции вышла книга Сержа Московичи «Век толп», название которой как бы символизирует переход человечества

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

из одного состояния в другое, смену типов лидерства — индивидуального и группового.

Толпа по определениям словарей русского языка — скопище, сборище, сход­бище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда и о скоте; орда, орава, ватага, скопление людей, гурьба, ватага, стадо. При этом выделяют такие признаки, как: 1) множество людей; 2) беспорядочное; 3) шумное; 4) теснящееся; 5) бессознательно подчиняющееся большинству, как живот­ные; 6) кочующее; 7) несущее угрозу (о нашествиях).

В английском языке crowd определяется как a large number of people gathered together1', синонимический словарь выделяет в группе слов crowd, throng, press, crush, mob, rout, horde следующие признаки: 1) множество людей; 2) тесня­щееся; 3) движущееся; 4) движущееся вперед; 5) очень плотное - crush тол­куется как... offering difficulty to one who wishes to make his way through it, or causing discomfort to one who is part of it; 6) возбужденное — agitated; 7) бесчинствую­щее, нарушающее порядок mob — a crowd or throng bent on the accomplishment of riotous or destructive acts; 8) очень беспорядочное, шумное, взбудоражен­ное — rout — especially disorderly or tumultuous mob; 9) заслуживающее презре­ния — horde ... rude, rough or savage character of the individuals who constitute the multitude or mass1.

Концепт «толпа» различается в русской и английской культурах по ис­ходному образу, который в одном случае ассоциируется с веселой шумной

ватагой (русское слово «ватага» пере­водится на английский язык как band, gangl), а в другом случае — с возбуж­денной движущейся массой, от кото­рой ничего хорошего ждать не стоит (само понятие mob — от латинского mobile vulgus, буквально «движущаяся чернь», отсюда и пример: Mob is a crowd which is up to no good. В соответствии с английским кодексом поведе­ния, вытекающим из значений слов в языке, следует быть вне толпы8.

Давно отмечалось, что в толпе разум каждого отступает перед страстями всех. Единственный язык, который она понимает, — это язык, минующий разум и обращенный к чувству. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт.

Толпа — неорганизованная стихийная сила, в ней нет руководителя, дис­циплины и подчинения, где никто не согласовывает свои действия с дей­ствиями других. И вообще для толпы характерно поведение, а не действие, у которого есть цель, ее обоснованный выбор, мотивация к достижению, ра­циональность. Толпу составляют незнакомые друг другу люди.

В толпе происходит стирание как индивидуального, так и, что еще хуже, интеллектуального. Модус ее бытия зиждется на непосредственности реак-

6 Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow, 1978.

7 Webster's New Dictionary of Synonyms. Springfield: Merriam, 1978.

8 См.: Карасик В.И. Язык социального статуса. М, 1992.

ции участников. Г. Тард, а вслед за ним современные психологи и социоло­ги проводят анализ механизмов реакции — заражения, внушения, подража­ния. Аморфность и анонимность толпы по существу означает отрицание, полную негацию социальной структуры, которая основана на четком рас­пределении людей по группам, сословиям и классам, статусной прописке индивидов в социальной сети отношений. Если в социальной структуре гос­подствующим принципом кодификации поведения людей выступают соци­альные нормы и культурные обычаи, то толпа отрицает такой способ кон-ституирования индивидуального бытия, освобождая человека от нравствен­ных обязательств и социальных ролей.

Толпа представляет социальную клаузулу, т.е. своеобразный перерыв в по­вседневной деятельности людей, когда они расслабляются, сбрасывая соци­альные маски, роли, нормы, обязанности и самоконтроль. Это некая соци­ально-психологическая ниша, которую сторонятся люди разумные, сдержан­ные, творческие. Толпа представляет собой относительно кратковременное, внутренне неорганизованное скопление людей, которые объединены про­странственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью9.

Как отмечают специалисты, психологическое состояние индивида в тол­пе изменяется в сторону: а) повышения эмоциональности восприятия все­го, что он видит и слышит; б) повышения внушаемости и соответственно уменьшения степени критического отношения к самому себе и способнос­ти рациональной переработки воспринимаемой информации; в) подавле­ния чувства ответственности за собственное поведение; г) появления чув­ства силы и сознания анонимности10.

Врезка








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 858;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.