ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
Социализация — усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения в данном обществе. В процессе социализации индивида приучают достигать поставленную цель, за что он в дальнейшем получает вознаграждение. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, с изменением прежних привычек, социального окружения, да и самого образа жизни.
В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление и усвоение новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому обучаться или переобучаться, адаптироваться к новым условиям. В этом существенная особенность взрослой, или продолженной, социализации. Но, несмотря на эти особенности, она не перестает быть социализацией, т.е. процессом освоения господствующих культурных ценностей. Поэтому продолженную социализацию, так же как и социальную адаптацию, следует отличать от процессов десоциализации и ресоци-ализации. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. В отношении ребенка точнее говорить об успешной или неуспешной социализации.
Десоциализацияесть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни.
Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциал и задней.В зарубежной литературе под ресо-циализацией (Resocialization) понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализа-ция — это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В этом случае он вынужден, будучи взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.
В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет за собой принципиально разные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.
Но чаще всего десоциализация является вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т.д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукты десоциализации. Проявлениями десоциализации являются деклассирование и люмпенизация населения.
Ярким примером десоциализации является совершение преступления. Преступление есть нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.
И уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциал и за цию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов.
Наиболее часто применяемое наказание — лишение свободы — в этом отношении является внутренне противоречивым явлением. Желая нравственно исправить человека, его помещают в педагогически неблагоприятную социальную среду — среду преступников. Желая сделать из преступника полноценного члена общества, его подвергают физической и социальной изоляции от общества, что является стимулом десоциализации.
Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности. Действие этих факторов постоянно и принципиально неустранимо, поскольку они являются необходимыми элементами лишения свободы1.
Десоциализации — разрушение естественного хода социализации
1 Подробнее см.: Курганов СИ., Кравченко А.И. Социология для юристов. Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
Физическая и социальная изоляция, лишение свободы выбора своего социального окружения, ограничение активности субъекта путем детальной регламентации его поведения — все это нарушает привычные способы жизнедеятельности индивида, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность получения новых впечатлений, делает жизнь монотонной.
Таким образом, социальная среда мест лишения свободы прививает человеку такие качества, формирует такой стереотип поведения, которые соответствуют не условиям реальной жизни, а условиям исправительного
учреждения — безынициативность, ослабление самоконтроля, боязнь ответственности и т.д. Осужденные, отбывшие длительные сроки наказания, забывают как пользоваться газовой плитой, платить за проезд, совершать покупки и т.п.
Поэтому перед исправительными учреждениями и другими институтами социализации и социального контроля встает проблема ресоциализации отбывших наказание. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни.
Для смягчения резкого перехода от условий лишения свободы к обычной жизни в уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрены особые меры. Раньше это было условное освобождение с обязательным привлечением к труду (в народе это получило название «отправить на химию») или перевод в колонию-поселение. В новом Уголовно-исполнительном кодексе эта проблема решена более рационально: в целях социальной адаптации осужденных перед окончанием срока наказания им предоставляется возможность проживания и работы вне колонии, без охраны, но под надзором (ст. 121,123 и 133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социальнополезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается. В целях правовой регламентации этой деятельности в УИК РФ предусмотрена гл. 22 «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними».
Другим основным направлением профилактики рецидива является социальный контроль за отбывшими наказание. Раньше основными формами такого контроля являлись: помещение алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), лиц без определенного места жительства в воспитательно-трудовые профилактории (ВТП), а также установление административного надзора органов внутренних дел. Последний заключается в установлении гласного контроля за поведением поднадзорного и соблюдени-
ем им установленных правоограничений (запрещение в определенное время ухода из дома, запрещение пребывания в определенных местах и т.д.).
Но десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоци-ализация уже не поможет — нарушенными оказываются сами основы личности. Об этом свидетельствуют и некоторые закономерности рецидивной преступности.
Для общего рецидива характерно снижение тяжести каждого последующего преступления по сравнению с предыдущим. По мере увеличения числа судимостей возрастает вероятность таких деяний (ранее квалифицируемых как преступление), как бродяжничество, нарушение правил административного надзора. Это связано с общей деградацией личности рецидивиста, ослаблением его социально полезных связей — потеря семьи, утрата контактов с родными и знакомыми.
Для специального многократного рецидива, напротив, характерно повышение опасности совершаемых повторных преступлений. Это связано с тем, что в этом случае процесс десоциализации (по отношению к обществу) сопровождается негативной социализацией (по отношению к группе) — усвоением норм и ценностей преступной среды, накоплением преступного опыта, криминальной профессионализацией.
При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать. Дело в том, что то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
Если ребенок попадает в необычную ситуацию, то резкое изменение среды и образа жизни может привести к утрате — частичной или полной — прежних навыков и привычек, в том числе языковых. Вот свежий пример. Шесть лет назад из Ростова были похищены и перевезены преступниками из России в Грецию две сестры — девочки младшего школьного возраста.
В 2002 г. органы правопорядка их вернули, но оказалось, что похищенные ростовчанки за 5 лет неволи забыли родной язык. В Греции девочек пытались продать, потом отдали в греческий приют. Теперь, когда девушки вернулись в Россию, ими занимается специальная служба по защите прав несовершеннолетних. Мать Наташи и Светланы частично лишена родительских прав. По закону, жить с ней сестры не могут. Да и на вопрос, хотят ли они увидеться с мамой, девушки ответили: не знаем. Их поместили в российский приют. То, что готовят в приюте, девушки есть отказались. Документов у них нет. В социальной службе об их будущем ничего определенного сказать не могут. Пока девушки будут жить в приюте на деньги государства. Ведь заработать себе на жизнь они не могут, а для того чтобы поступить в вуз, им придется заново учить русский язык.
Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются
те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом.
Китайские коммунисты, пытавшиеся вытравить из американских военнопленных следы предыдущей социализации, уничтожить их личность, культурную память, осуществляли то, что на языке социологии именуют де-
социализацией. В китайском плену американцев, изолированных друг от друга, вынуждали слушать непрерывную и умело построенную пропаганду, разработанную специально для того, чтобы научить их плохо думать о своей стране и хорошо о том, что их ждет, если они отрекутся и примут убеждения захватчиков. Помимо того пленные были вынуждены активно участвовать в переподготовке: шаг за шагом у них формировали привычку признавать незначительными любые нарушения американского законодательства. Следующим шагом являлось убеждение в необходимости и оправданности таких нарушения. Технология «промывания мозгов» не принесла плодов. Большинство пленных либо активно, либо пассивно сопротивлялись десоциализации. И это неудивительно, поскольку речь идет о взрослых людях, прошедших полную социализацию в родной культуре, оставивших на родине многочисленных родственников и друзей, воспоминания о которых придавали силы. В основном американцы делали вид, что поддаются пропаганде, и равнодушно проходили все ритуалы. Однако по возвращении на родину они полностью восстановили утраченные социальные навыки.
Согласно докладу американского социального психолога Эдгара Шей-на, который проинтервьюировал множество человек, которых освободили из китайского плена, китайцы пытались не только уничтожить основы социализации американских солдат, но также ресоциализировать их, сделать американцев подобными им самим, особенно в политических убеждениях и ценностях. Однако коммунисты достигли только частичных целей: им удалось затронуть лишь периферийные области сознания и личности военнопленных.
Очень похожие явления происходили во время афганской войны. Советских солдат, взятых в плен, моджахеды разными способами стремились перековать в свою веру, смыть следы прошлой социализации и привить новую культуру. В некоторых случаях это удавалось, а часто — нет.
Опыт повторился во время двух чеченских войн конца 1990-х гг. И здесь российских военнопленных радикальные исламисты старались переманить
в свою веру. Но некоторые солдаты не отреклись от православия и умерли как подобает христианским мученикам.
Эти примеры, а их можно умножить, показывают, что:
• десоциализация может быть глубокой и поверхностной;
• при глубокой десоциализации удается изменить основы человеческой личности, полностью перестроить ее культурный код и создать личность заново;
• при поверхностной социализации претерпевают изменения лишь периферийные слои психики, а основы личности, прежде всего нравственная структура, остается незатронутой;
• ресоциализацию, или переобучение новым культурным ценностям, удается провести только после фундаментальной «зачистки», т.е. глубокой десоциализации;
• после поверхностной десоциализации личностные структуры восстанавливаются, человек как бы приходит в себя, а ресоциализация не удается.
Замечено, что социальная изоляция — тюремная камера, монастырь, одиночество или затворничество — в наибольшей мере способствуют десоциализации, поскольку в таких условиях происходит изъятие человека из привычной среды, в которой прежде происходила социализация.
Кроме особых мест успешной десоциализации способствует использование специальных техник и практик. Пленных поодиночке разбрасывают по разным камерам, в которых у нового состава нет прежних знакомых, пытаются предотвратить завязывание новых знакомств. Всячески поощряется доносительство, формируются отношения неравенства, зависти, обиды, недовольства, т.е. все то, чего лишена привычная мирная жизнь в старой социальной среде. Человек длительное время живет в постоянном социально-психологическом напряжении, его нервы сдают, некоторые ломаются и готовы идти на уступки администрации тюрьмы. Как только произошел личностный перелом, администрация, опять же специальными приемами, формирует новую личность: поощряет доносительство и обучает ему, выделяет доносчиков особым статусом, вознаграждениями и привилегиями. Формирование новой личности, т.е. ресоциализация, не только позитивно подкрепляется, но и создает естественный для человека климат психологической уравновешенности, комфортности. Индивид устремляется туда, где ему легче, удобнее, комфортнее. Помогает перестроиться и биологический инстинкт выживания.
Разрушение старых дружеских связей среди военнопленных создается намеренно, дабы лишить возможности организованно сопротивляться, поддерживать друг в друге протестные чувства и устремления. Протест в таких условиях означает несогласие с новой социальной средой и навязываемым процессом десоциализации. Это борьба за сохранение старой социальной среды и достигнутой социализации, борьба за личное достоинство, культурную идентификацию.
Десоциализация представляет собой динамический процесс постепенного отказа от прежних ценностей и убеждений. Она может быть короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной.
Десоциализация может происходить далеко не при всех и не при любых обстоятельствах. В научном смысле это скорее исключение, нежели правило. Известны случаи, когда прошедший социализацию по-европейски ребенок, став взрослым и узнав о своем арабском происхождении, пытался вернуться на историческую родину. Как правило, из этого ничего не получалось. Точно так же человек, прошедший полную социализацию в каком-нибудь африканском племени или среди коренных народов Севера, будучи уже взрослым помещен в западноевропейское общество, чувствовал себя, что называется не в своей тарелке и вынужден был возвращаться в привычную социокультурную среду.
В одной французской комедии, где главную роль играет великий Луи де Фюнес, ученые оживили дедушку главного героя, случайно замороженного еще в XIX в. Попав в совершенно иной мир, где есть машины, электричество, самолеты, телевидение, где нормы общения и правила поведения людей серьезно изменились, он так и не сумел к нему адаптироваться, хотя вся семья ожившего предка прилагала максимум усилий и терпения.
Таким образом, социологи выделяют две формы отклоняющегося от нормальной социализации процесса. Ресоциализация — разновидность научения, подразумевающего радикальный разрыв с прошлым опытом, ценностями, условиями и образом жизни, усвоение совершенно новых норм и ценностей. Как правило, ресоциализация имеет место там, где индивид частично или полностью изолирован от обычного социального окружения. Ресоциализация наблюдается в тюрьмах, армии и в психиатрических лечебницах. Условия ресоциализации: изоляция от окружающего общества, абсолютная власть начальства делать с человеком все, что оно захочет, ограничение индивида в правах свободного передвижения и волеизъявления, бесправие и униженность положения, социальная беспомощность и незащищенность перед более сильными и некоторые другие. Все эти условия существуют в армии, тюрьмах и психиатрических лечебницах, где человек заново приспосабливается к социальной действительности, разучиваясь тому, чему он обучился в прежние годы.
Ресоциализация — это не только переобучивание в экстремальных условиях, но и в нормальных. Темп жизни общества сегодня резко изменился. Новые поколения техники опережают смену поколений людей. Человеку приходится учиться и переучиваться всю жизнь, адаптируясь к постоянно меняющимся условиям. Адаптация — весь период постоянного приспособления, ресоциализация внутри этого процесса как адаптационная социальная практика. К таким практикам относятся:
• повышение квалификации — это огромная система по всему миру, имеющая разнообразные виды, формы и особенности;
• образование для взрослых — особенно модное сейчас на Западе, студентом можно стать в 75 лет;
• второе высшее образование — получение степени МВА по менеджменту. В американской социологии проблемам ресоциализации уделяется большое внимание.
Известный социолог Эрвин Гоффман выделил следующие элементы ресоциализации, которая имеет место в «тотальных институтах» типа армии, тюрьмы и психлечебниц: изоляция от внешнего мира (благодаря решетке, высоким стенам, закрытым дверям); проведение всего времени в одном и том же месте и с теми же людьми, с которыми индивид работает, спит и отдыхает; утрата прежней идентичности, происходящая через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецуниформу), замену прежней обстановки на новую, отвыкание от старых привычек, переименование имени и фамилии в «номер» и получение функционального статуса («солдат», «заключенный», «больной»); полный разрыв с прошлым; утрата свободы действий.
Второй процесс — десоциализация — подразумевает более глубокие изменения в жизни людей. Если социализация — это обучение новому, ресо-циализация — переобучение, отказ от старого и приобретение нового, то десоциализация — разобучение, потеря навыков к любому обучению, разрушение нравственных основ личности. Зарубежные тюрьмы и армейские
кампусы создают более благоприятные условия для нахождения там людей, но советские тюрьмы, лагеря, колонии и отчасти воинские подразделения ставят людей не только в более трудные условия, но и в экстремальные. Систематическое уничижение личности, физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость наказаний ставят людей на грань физического выживания. Здесь уже ресоциализа-ция переходит в десоциализацию — человек морально опускается и отчуждается от мира настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в данном случае мы имеем дело с десоциализацией, а не ресоциализацией, служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам и привычкам после освобождения, самоубийства в армии.
Таким образом, десоциализация и ресоциализация — процесс отвыкания от одних социальных ролей и культурных норм и привыкания к другим. Десоциализация — отвержение старого, а ресоциализация — обретение нового. Они связаны с жизненными циклами либо экстремальными ситуациями (тюремное заключение). Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами, связаные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых цен-
ностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация — это необратимая ресоциализация. Разрушение личности происходит настолько глубокое, что возвращение к обычной жизни уже невозможно. Бывшие заключенные и на свободе воспроизводят тюремные привычки, отношения, образ жизни. Вернувшись в общество, они не отучаются от старого и не научаются новому. Они разучиваются вообще, десоциализируются. Законы и нормы тюремной жизни во многом напоминают законы жизни дикаря в первобытном обществе, т.е. существа, не познавшего на себе, что такое социализация, цивилизованность, культура. Индивид, прошедший через десоциализацию, напоминает манкурта из «Буранного полустанка» Чингиза Айтматова.
Что же происходит с людьми за колючей проволокой и в армейской казарме?
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2259;