Исторические типы социализации
Детей
В эпоху Возрождения и в средние века детей подолгу не отнимали от груди и кормление происходило не по часам, а когда им захочется. Сильно ограничивалась их физическая подвижность. Первые 4 месяца жизни младенец проводил полностью спеленутым, затем освобождали его руки и лишь много времени спустя — ноги. Тугое пеленание объяснялось заботой о безопасности младенца, который, как считалось, может искривить ноги или оторвать себе уши. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от забот. Обретя свободу и повзрослев, девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Вследствие низкой гигиениче-
ской культуры детей поздно начали приучать к туалету.
В XVII в. воспитание детей сравнивали с дрессировкой лошадей, и во всем придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки широко применяли не только в семье, но и в школе, включая университет. Учитель не мыслился без розг. Эмблема учителя грамматики в Шартрском Соборе изображала учителя, грозящего двум детям бичом. В XVI—XVII вв. битье стало еще более массовым и жестоким. В английских университетах публичной порке подвергали 18-летних юношей. Иного способа освоить мертвые языки и формальные премудрости грамматики как только с помощью зубрежки и бесконечных повторений в те времена не знали.
Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29.
ных заведений, связанные одинаковыми галстуками, являются как бы членами одной команды, одного и того же элитного круга: они будут помогать друг другу в дальнейшей жизни, в карьере, одним словом, держаться друг друга и себе подобных. Именно поэтому так важно вступить в круг обладателей старых школьных галстуков — окончить как можно более респектабельную частную школу8.
Английское воспитание пропитано принципом соревнования и борьбы; каждого ребенка побуждают учиться быстрее, опередить своих товарищей,
превзойти их любым возможным способом. Жизнь, считают англичане, — это игра, как теннис или футбол. И каждый участник ее должен признавать и соблюдать определенные правила. Как в спорте, так и в жизни правила следует безоговорочно соблюдать, а нарушителей их строго наказывать. Однако в рамках этих правил человек должен чувствовать себя так же раскованно, как игрок в пределах площадки. Таковы нормы подобающего поведения, составляющие основу английского образ жизни.
Французская модель воспитания поощряет прежде всего логику, точность мышления, первое место отдает математике, словом, нацелена на воспитание критического склада ума. Идеалом признается контролируемая спонтанность. Ребенок, посещающий французскую школу, очень рано приучается не доверять тому, что слышит, видит, читает; приучается распознавать чужие мотивы, учитывать различные точки зрения, и это позволяет ему осознать относительность того, что его окружает. Однако другой стороной медали является сомнение в существовании каких-либо абсолютных ценностей, в том числе нравственных. Если французская модель воспитания учит добиваться личного счастья, то польская модель (и, несомненно, модели других славянских стран) основана скорее на понятиях долга и страдания9.
В конце XVII — начале XVIII в. нравы постепенно смягчаются. Благодаря просветительской деятельности великих гуманистов Эразма Роттердамского и Яна Коменского телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка и его праве на самостоятельный выбор жизненного пути. Формируется новый канон речевой пристойности, запрещающий свободное выражение сексуальных чувств. Наряду с ним вырабатывается и новый телесный канон, превозносящий здоровье и физическую крепость, осуждающий обжорство и переедание. Правила хорошего тона запрещают держать локти на столе, чавкать, рыгать, сморкаться и т.д. Иначе говоря, в воспитании детей взят курс на дисциплинирование языка, тела и поведения.
Если в XV-XVI вв., согласно педагогическим нормам, ребенок не должен был различать мужчин и женщин иначе как по одежде и волосам, а спать ему полагалось в длинной рубашке, то в XVII в. родители уже спокойно обсуждали при детях вопросы пола. Правда, в XVIII в. вновь вводятся строгие запреты на наготу и телесные проявления. Ученые полагают, что отсутствие в средние века регламентации многих сторон детской жизни объясняется низким социальным статусом ребенка. Ближе к Новому времени статус детства повышается, соответственно усиливаются социальный контроль и уровень предъявляемых к нему требований.
Адаптировано по источнику: Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 142-146
8 Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29.
9 Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М., 1995. С. 150.
Итак, люди живут в разных культурах, и они накладывают отпечаток на методы воспитания. В Швеции, например, закон запрещает родителям бить детей, в то время как в США это считается допустимым. Воспитательные ценности семей, проживающих в городской и сельской местности, могут сильно различаться.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1105;