Взаимоотношение философии и науки: исторические типы и отношения
Содержание философии науки.
Прежде всего следует ответить на вопросы о том, что исследует философия науки, чем отличается она от эпистемологии, каковы ее содержание и особенности.
Специфика данной дисциплины состоит в том, что она исследует философские проблемы реальной науки. Это — общие принципы и закономерности науки, парадигмы и стратегия формирования научного знания, способы построения научной теории, стиль и методология познания и т.д.
Как особая философская дисциплина «Философия науки» возникает в середине XIX в., в связи с усилением самостоятельности науки в культуре и возрастанием роли в решении все большего числа проблем общественного развития. Возникновение и развитие философии науки как особой области знания связано с именами таких философов и ученых, как
О. Конт, Дж.Ст. Милль, Э. Мах, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Н. Бор, Т. Кун, К. Поппер и др. Исторически философия науки зарождалась в Древней Греции как имманентная часть философии, один из ее разделов, а именно как эпистемология. Эпистемология пытается дать ответ на вопросы о том, возможно ли (и как возможно) научное знание, понимаемое как множество универсальных, необходимых и доказанных истин. Вплоть до 30-х гг. XIX в. философия науки существовала только как эпистемология. Однако сегодня она имеет, во-первых, более широкий предмет, чем эпистемология, исследуя реальную науку не только в познавательном, но и во всех других ее измерениях (деятельностно-практическом, инновационном, социокультурном, этическом и др.). Во-вторых, современная философия науки является
уже не чисто философской, а комплексной междисциплинарной
наукой, исследующей как философские, так и конкретно-научные средства и методы исследования науки как реального
социокультурного феномена (в том числе исторический и теоретический методы ее функционирования и развития).
Структура разделов и общее содержание проблем философии науки могут быть представлены следующим образом.
1. Предмет и структура «Философии науки»:
· Эпистемология и философия науки.
· Структура и содержание современной философии науки.
· Взаимосвязь философии и науки.
· Классификация наук. Роль науки в современном обществе.
Основания и философские проблемы науки.
2. Научное знание, его природа, сущность и структура:
· Понятие науки и научного знания: сущность и основные параметры.
· Структура научного знания, его основные уровни.
· Эмпирическое знание, его структура и функции.
· Теоретическое знание, его структура и функции.
· Философские основания науки, их природа, типология и функции.
· Научная рациональность и ее типы.
· Идеалы и нормы научного исследования, их структурное и историческое многообразие.
· Научная картина мира. Ее природа, виды и функции.
3. Научно-познавательная деятельность, основные модели:
· Основные модели научного познания: эмпирическая, идеально-конструктивистская, проблемная.
· Научно-познавательный цикл: его структура и последовательность этапов.
· Методы и средства научной деятельности.
· Инфраструктура научно-познавательной деятельности.
· Объект и субъект научной деятельности.
· Познавательные возможности науки. Проблема научной истины.
4. Наука как социальный институт:
· Процесс исторической институализации науки.
· Особенности науки как социального института.
· Формы организации науки.
· Научные коллективы. Этос науки.
· Правовое регулирование научной деятельности.
· Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании науки.
5. Наука как основа инновационной системы общества:
· Роль науки в инновационных процессах. Наука и экономика.
· Экономика науки. Эффективность научных исследований.
Наука, техника, технологии.
· Наука и социальная практика.
· Сциентизм и антисциентизм в оценке возможностей и роли науки.
Будущее науки.
6. Наука как подсистема культуры:
· Социокультурная природа науки.
· Культурно-исторические типы науки.
· Влияние культуры и ее различных структур на науку.
· Влияние науки на культуру и ее динамику.
· Функции науки в культуре. Наука и современные глобальные проблемы.
· Наука, демократия и прогресс человеческой цивилизации.
7. Антропология, аксиология и этика науки:
· Научное творчество: когнитивная детерминация и когнитивная свобода.
· Научные ценности и мотивация научной деятельности.
· Научное и общественное признание ученых.
· Приоритеты в науке. Социальный характер научной деятельности.
· Научные коммуникации: противоречия и консенсус в науке.
· Консерватизм и догматизм в науке. Критика и самокритика как условие развития науки и способ утверждения научной истины.
· Когнитивная, социальная и экзистенциальная ответственность ученого.
· Наука и общество. Наука и государство. Ноосфера и ее роль в развитии человеческой цивилизации.
· Свобода, демократия и гуманизм как имманентные культурные ценности науки.
Современная философия науки является весьма широкой и содержательной областью знания, исследующей многообразную и сложную структуру реальной науки. Ее принципиально
нельзя сводить только либо к онтологии, либо к эпистемологии, либо к социологии и культурологии науки. Являясь интеграцией научных и философских знаний, философия науки отражает содержание всех разделов философии. Ее структура в целом изоморфна структуре философского знания. В структуре общей философии науки можно выделить следующие ее разделы: онтология науки, эпистемология, социология науки, культурология науки, аксиология науки, праксиология науки, этика науки.
Взаимоотношение философии и науки: исторические типы и отношения
При рассмотрении различных концепций взаимосвязи философии и науки необходимо проанализировать следующие:
· метафизическая (трансценденталистская)
· позитивистская
· антиинтеракционистская
· диалектическая
Особое внимание необходимо уделить уяснению диалектической концепции, которая утверждает существование внутренней взаимосвязи философии и науки, порождающей синтез философского и
конкретно-научного знания.
Метафизическая (трансценденталистская) концепция соотношения философии и науки — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от античности до нашего времени. До середины XIX в. она занимала монопольное положение в культуре; в ней обосновывается гносеологический и социокультурный приоритет философии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражается ее адептами в виде формул: «Философия — наука наук» или «Философия — царица наук». На практике это часто приводило к навязыванию частным наукам
умозрительных философских схем бытия и познания. Уже
к середине XIX в. это стало существенным фактором, тормозящим развитие науки. Наиболее яркими выразителями
трансценденталистской концепции соотношения философии
и науки были Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.И. Шеллинг, Н. Уайтхед, Тейяр де Шарден и др.
Позитивистская концепция соотношения философии и науки
возникла в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст. Милль
и др.) и получила в последующем широкое распространение
среди философов и ученых. Она состояла в утверждении приоритета конкретно-научного познания для общества и его развития по сравнению с традиционной философией. Последняя объявлялась позитивистами псевдознанием, умозрительным теоретизированием, которое не только не имеет для современной науки никакого позитивного значения, но и препятствует ее развитию. «Наука сама по себе философия» (О. Конт),
«Физика, берегись метафизики» (И. Ньютон) — вот сущность
позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Позитивисты выдвинули программу построения научной философии в качестве одной из конкретных наук, отличающейся от других наук только своим специфическим предметом (научная система мира — Г. Спенсер, методология науки — Дж.Ст. Милль, психология научной деятельности —
Э. Мах, логико-математический анализ языка науки— М. Шлик,
Б. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания —
К. Поппер, лингвистический анализ языка науки). Однако
все эти попытки оказались несостоятельными: любая наука принципиально не свободна от определенных философских
допущений «метафизического» характера, что обусловлено
целостностью функционирования человеческого сознания и
внутренней взаимосвязанностью всех его когнитивных структур.
Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки утверждает, что философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания, считают антиинтеракционисты, развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.
Диалектическая концепция соотношения философии и науки рассматривает философию и науку, с одной стороны, как качественно различные по многим параметрам виды знания, но с другой — как взаимосвязанные между собой и активно использующие когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий и использование частно-научного знания в философской аргументации и философских концепциях. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. Это связано не только с тем, что наука есть органическая часть культуры, но и с тем, что именно в философии культура рефлектирует себя как единое целое. Другим конкретным проявлением взаимосвязи философии и науки является существование философских проблем науки, а также разработка такой области знания, как «философия науки».
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
| | Психологическая характеристика условий деятельности сотрудника ОВД. |
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 4451;