ДЕДОВЩИНА КАК ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД
Непременным атрибутом армейской дедовщины выступает обряд посвящения новобранцев — своего рода испытание, которое те должны пройти для того, чтобы приобщиться к воинскому братству. При этом само воинское братство толкуется не только или исключительно как социальная, но прежде всего и в первую очередь как духовная общность людей, одетых в униформу, призванных на действительную службы, проживающих два года в одинаковых условиях, испытывающих одни и те же трудности и способных делить общие радости.
Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом — переводом. Формы перевода различны в различных частях; суше-
58 Неуставные отношения в российской армии: анализ и пути решения проблемы. 2004 г. (www.hrw.org).
ствует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча. Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли.
Из ритуалов перехода самый известный происходит через 12 месяцев службы — самых трудных и изнурительных. Прослужившего год именуют черпаком, потому как переводят его в это звание путем нанесения 12 ударов черпаком по обнаженному заднему месту (процедура столь же мучительная и страшно болезненная, сколь и неизбежная).
Сегодня дедовщина в худших своих проявлениях есть свидетельство деградации общества в целом
По квалифицированному мнению Т. Б. Щепанской, основательно изучившей антропологию и этнографию вопроса, в культуре «дедовщины» среди солдат срочной службы соучастие в насилии — один из главных цементирующих факторов59. Несомненно, насилие неотделимо от дедовщины как социального явления, она порождена им и в свою очередь порождает еще большее насилие. Однако силовое воздействие существует и вне армейской среды. Оно присутствует в разных субкультурах и практикуется в таких ситуациях, прием в сообщество (обряды посвящения, испытания), нарушение норм (наказание, испытание, разборка, пытка) и исключение из сообщества (убийство, казнь).
59 Щешнская Т.Б. Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) //Антропология насилия / Отв.ред В.В. Бочаров и В.А. Тишков. СПб., 2001. СП.
Своеобразие «дедовского» насилия заключается в том, что оно воспринимается новобранцами как полушутливое мероприятие, на которое стыдно обижаться, или стародавняя армейская традиция, против которой бессмысленно протестовать. Старослужащий вполне может устроить молодым воинам особый тренаж: отбой, подъем, построение, по полной форме одевание, потом опять построение — и так в течение нескольких часов. Никого персонально он не унижает, честь и достоинство не оскорбляет, никого физически не калечит, значит все это «настоящий мужчина», как считают первогодки, должен переносить с улыбкой на устах. Легко относиться к трудностям — это обязательный элемент мужской социализации, просто в армии он доведен до своих крайних форм. Помимо того в полусерьезных-полушутливых инициациях заключен известный социокультурный смысл. Такого рода обряды служат посвящению новичка нормам и ценностям армейской жизни, а самое главное — позволяют сразу же почувствовать дух армии как суровой школы жизни.
Нередко инициации приобретают индивидуально-воспитательный контекст, когда они направлены против конкретного солдата, так или иначе нарушающего общепринятые нормы или своим поведением способного подвести коллектив. Например, ленивого или нечестного новобранца сержант заставляет вне очереди убираться в туалете, мыть посуду, чистить плац и т.д. Ему таким способом дают понять, что другие не должны страдать из-за его личных недостатков. Посвятительные меры моментально превращаются в просветительные. Если солдат пожадничал и не поделился присланной из дому посылкой, то его ждет целая серия экзекуций, имеющих своей целью «разъяснить и поставить на место». Поскольку в армию приходит самая разная молодежь, то старослужащие, предъявляющие ко всем одинаковые требования, чаще всего выполняют очень нужную роль воспитателя. Далеко не всех юношей, особенно городских и избалованных родителями, с детства приучили регулярно мыться, чистить зубы, не крошить и не сорить, заправлять постель, гладить одежду и делать многое другое, что относится к элементарным правилам санитарной гигиены. Казарма — это кроме всего прочего достаточно тесное для большого количества здоровых молодых тел помещение, где особенно необходимо соблюдать чистоту. Вонь, нечистоты, грязь, неряшливость — от всех таких пороков «освобождают» невоспитанную молодежь старослужащие, которые давно уже поняли, что отсутствие личной гигиены — бич для всего коллектива.
Если для объекта инициации силовое воздействие является мучительным испытанием, то для ее субъекта, старослужащего, это чаще всего очередное развлечение. В армии и местах заключения известна шутка под названием
велосипе&. между пальцев ног спящего человека вкладывается пакля или вата, ее зажигают, человек делает движения ногами, как будто едет на велосипеде. Вариант, когда вата находится между пальцами рук, называется мельница. Встречаются и зооморфные развлечения. Так, старослужащий будит молодых солдат приказом: «Сушить крокодилов!» (нужно висеть над кроватью, зацепившись ногами и руками за ее спинки), «Сушить летучих мышей!» (висят под кроватью, вцепившись в панцирную сетку снизу); «Сушить попугаев!» (сидят на корточках на спинке железной кровати).
«Дедовские» игры могут заходить очень далеко и переступать грань развлечения. Из актов инициации они превращаются в акцию зомбификации, в результате которой деморализуется сознание новобранца.
«Салага» подвергается частым ночным избиениям со стороны старослужащих, стирает их белье, выполняет унизительные операции вроде чистки пола уборной зубной щеткой. Затем он получает промежуточный статус «черпака» и «деда» (на этой стадии он начинает принимать участие в ритуалах зомбификации новобранцев; внешней атрибутикой является сильно
Врезка
Календарик дембеля
Когда остается 100 дней до приказа на увольнение дедов, духи должны вырезать длинную ленту белой ткани, расчертить ее ручкой на узкие поперечные полосы и пронумеровать все полученные полосы от 0 до 100. Таких лент должно быть 2 — одну нужно повесить в укромном месте в спальне, где спят духи, а другую — в спальне, в которой спят деды с черепами. Затем каждый день после ужина нужно аккуратно отрезать от этой ленты по одному куску — сначала с номером 100, затем 99 и т.д. до 0. Эта лента служит для того, чтобы духи могли точно знать, сколько осталось дней до приказа. Если духи вдруг забудут отрезать кусок ленточки, деды могут устроить всеобщее наказание. Об этой ленточке также ни в коем случае не должны знать офицеры. Если дед спросит:
«Сколько ты прослужил?», нужно ответить: «Пять минут, как с поезда...»
«Сколько осталось служить?», нужно ответить: «Шуршать, как медному котелку». Если во время завтрака или обеда дед подзовет к себе духа, и предложит ему забрать свое масло, дух должен сказать: «Дорогой дедушка, до приказа осталось ... дней», после этого нужно взять масло и спокойно отчаливать. Если дед подзовет духа в ужин, и также предложит ему взять свое масло, тот должен сказать: «Дорогой дедушка, когда я съем это масло, до приказа останется ... дней». При этом следует помнить, что если днем считалось, например, что до приказа 78 дней, то в ужин будет уже 77. Когда остается круглое количество дней до приказа (например, 80, 70...), духи должны сде-
лать на сигаретах надпись «Дорогой дедушка, до приказа осталось ... дней», и потом ночью разбудить дедов и каждому вручить по такой «поздравительной» сигарете. Если дед спросит у духа, какой номер стоит у него на майке, какой размер сапог, который сейчас час и т.д., дух должен сказать ему количество дней до приказа. Например, если спросили который
сейчас час (а до приказа осталось 65 дней), нужно ответить: «65 часов, 65 минут, 65 секунд». Иногда бывает, что деды с целью сбить с толку, специально говорят: «Ого, какие здоровые сапоги! Какой же у тебя размер?!» В этом случае главное не тормозить!
Если дед спросит у духа, какой номер у дембель-ского поезда, нужно ответить: «9697». (год призыва и увольнения).
Если дед спросит у духа, какая скорость у дем-бельского поезда, сказать число равное 100-Х, где X— количество дней до приказа. Если дед спросит: «А какая начальная скорость дембель-ского поезда?», дух должен ответить: «0». За неправильный ответ — отжимаешься или подтягиваешься столько раз, на какую цифру ошибся.
выгнутая пряжка ремня и сапоги «гармошкой»). Последняя стадия — «дембель» — непосредственно предшествует дезомбилизации.
Чрезмерные инициации-испытания могут вредить как психическому, так и физическому здоровью. «Дедушка» вдруг подает команду: «Фанеру — к бою!» и решает врезать хилому новобранцу автоматным прикладом в грудь, да так, чтобы затвор передернулся. Даже при достаточно крепком здоровье
после пары таких ударов синяки расползаются до лопаток.
Похожие на дедовщину традиции отмечены в английских частных школах, например в Итоне. По данным Р. Дала личное обслуживание старших, равно как и физические наказания младших были вполне легализованы. В США подобные обычаи называются hazing. Неуставные взаимоотношения и связанные с ними жестокие ритуалы встречается не столько в армии и на флоте, сколько в студенческих братствах типа Фи Бета Каппы. Смысл ритуала — символический. Новичок демонстрирует готовность стерпеть боль и унижение, чтобы приобщиться к сообществу избранных. Этому посвящен американский фильм о проблемах дедовщины «A few good men». Скрытая камера засняла трогательную сцену в таулете: пять-шесть старослужащих производили в солдат: значок военнослужащего с длинной иглой прибивали прямо к груди новобранца-контрактника.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 901;