Маленькие осьминоги в томатном соусе
(из книги семейных рецептов клана Сопрано) На шесть порций:
♦ осьминоги —1 кг;
♦ 2 стакана очищенных и мелко порезанных помидоров (свежих или консервированных);
♦ 4 столовых ложки оливкового масла;
♦ 4 столовых ложки свежей мелко нарезанной петрушки;
♦ 2 большие головки чеснока;
♦ щепотка толченого красного перца;
♦ 6—12 печений с перцем или тостов из итальянского хлеба;
♦ соль по вкусу.
Вымойте и высушите осьминогов. Удалите твердые круглые зубцы у основания щупальцев. В большую кастрюлю положите осьминогов, помидоры, оливковое масло, мелко порубленный чеснок, красный перец и соль. Доведите до кипения. Накройте кастрюлю крышкой и варите на очень медленном огне в течение 45 мин. Снимите крышку и варите еще 15 мин до готовности.
Слегка размочите печенье. Разложите на шесть тарелок, а сверху разместите осьминогов в соусе. Украсьте оставшейся петрушкой. Подавать горячим.
Сокращено по источнику: Плахова Д. Вкус преступной жизни (http://news.bbc.co.uk). 2002. 29 дек.
Сицилийская мафия унаследовала многие черты традиционной культуры. Из поколения в поколение почитаются традиции, однажды заведенные, неважно, оценивать их как добрые или злые. Так, до сих пор непререкаемым авторитетом пользуется традиция омерты, хотя двоюродные браться сицилийцев — американские гангстеры — давно превратили респектабельный ритуал в прагматический обычай убивать предателей. При слабости центрального правительства, что часто случается в слаборазвитых странах, многие функции берет на себя семья, в том числе защиту чести и достоинства человека. Поскольку Сицилию постоянно кто-то завоевывал, простые люди
перестали надеяться на защиту своего правительства и создали собственные силы самообороны. Сицилийская мафия, выросшая из народных корней, основывалась на вере в справедливость, честь, достоинство и месть обидчику. Она брала под свою защиту тех, кого не могло защитить правительство. Человек, вступавший в мафию, сразу повышал свой статус в глазах окружающих. Кроме того, он мог рассчитывать на карьеру внутри организации, помощь главы «семьи», «семейных» адвокатов, наконец, пенсию для себя и ближайших родственников в случае тюремного заключения.
Жители Сицилии еще и сегодня считают, что мафия — это некое особое поведение, личное ухарство, самолюбие, чувство чести, жажда справедливости и способ устанавливать справедливость в стране с вековой недееспособностью аппарата государственного управления.
В противоположность аристократической мафии Сицилии ее американские кузины — это расчетливые дельцы теневого бизнеса, которые не гнушаются убийством даже тогда, когда это не нужно делать. У них холодное сердце, говорят об американцах сицилийцы, а вместо разума — пистолет. Американская мафия напоминает крупную корпорацию, где все поставлено на поток, руководство обюрокрачено и недоступно рядовым исполнителям, взаимоотношения между людьми построены на чистой выгоде. Здесь легко могут убить своих, если те превратились в препятствие для получения дополнительного дохода6. К убийству, поджогам, взрывам, аферам и запугиванию американские итальянцы относятся так же как к трансфертам, оформлению банковского счета или заполнению документации.
Напротив, сицилийскую мафию, во всяком случае классического периода, можно уподобить скорее малому или семейному бизнесу — тихому, провинци-
6 Суд Палермо в 2001 г. приговорил к пожизненному заключению Джованни Риина, сына бывшего крестного отца «Коза Ностра» Тото Риина, который вошел в историю мафии как один из самых кровавых боссов. На его счету около 100 трупов— главарей соперничающих кланов, полицейских, судей. При нем для устрашения населения и государства была проведена серия терактов в Риме, Болонье и Флоренции, убиты известные итальянские судьи и прокуроры, ведущие расследования преступлений мафии. 24-летний Джованни Риина осужден за 4 убийства, совершенные им 6 лет назад. Несмотря на молодость, он был боссом мафиозного клана г. Корлеоне, штаб-квартиры сицилийской мафии.
ально спокойному и неспешному. Здесь все построено наличных связях, доверительных отношениях, взаимных симпатиях и антипатиях. На Сицилии многое можно сделать по знакомству и блату, в Америке — только за деньги и по расчету. Первой рекомендацией для вступающих в круг мафии служила формула «друзья друзей». Кандидат должен был сказать: я друг такого-то, а этот некто был уже связан с мафией. Это принцип инструментальной дружбы, на котором покоится не только мафия, но и вообще организованная преступность и закрытые сообщества. Рекомендация друзей — разновидность кредитной карточки или пароля, формула которых звучит так: «скажи, что ты пришел от меня» или «назови мое имя». На этой основе возникают жестко структурированные опосредованные связи: не просто мой друг, но друг моего друга.
Клиентизм7, непотизм8, использование личных рекомендаций, как считают социологи, пронизывают все поры сицилийского общества — от публичных выступлений до заключения финансовых сделок. Получить без очереди справку или попасть к врачу можно лишь на основе доверенности от «значимого лица». Подобные отношения — прямая дорога к коррупции, а от нее один шаг до организованной преступности. В обиход современного сицилийца прочно вошло итальянское словечко bustarella, обозначающее взяточничество, магарыч — процент от зарплаты, выплачиваемый работодателю или мастеру за выгодное задание, деньги в конверте, конфеты, коньяк или другой подарок, помогающий получить выгодную услугу. По оценке экономистов, миллиарды долларов, получаемых Сицилией из Рима, Международного банка, США, Европейской комиссии, оседают в карманах чиновников. Дети и правнуки мафиози, некогда нагревших руки на разворовывании денег, выделенных в рамках Плана Маршалла, сегодня — респек-табельные джентльмены, никак не замешанные в организованной преступности. Криминальные деньги, обернувшись через поколения, стали легитимной формой интеллектуального и социального капитала.
В 1980-е гг. появилась даже особая профессия — progettista. Так назывался консультант или менеджер проекта, разработанного для городских властей Европейским банком, который помогал так распределить общественные деньги, чтобы большая их часть осела в частные руки. Народ назвал их «новыми мафиози».
За взятку можно было сделать неплохую карьеру и позже. Вплоть до 1992 г., когда началась знаменитая операция против мафии «Чистые руки-1», продвинуться до генерала или в крайнем случае до полковника в итальянской полиции и даже в армии можно было за взятку в 20 тыс. долл., которая, разумеется, должна сопровождаться нужной рекомендацией.
Такого рода социальная система порождает некорпоративные группы, сеть неформальных взаимоотношений, служащих опорой в борьбе с проти-
7 Клиентизм — отношения между клиентом (покровительствуемым лицом) и патроном (покрови
тельствующим лицом).
8 Непотизм (от лат. nepos, родительный падеж nepotis — внук, племянник) — раздача римскими па
пами ради укрепления собственной власти доходных должностей, высших церковных званий, зе
мель своим родственникам (прежде всего сыновьям). Был особенно широко распространен в XV—
XVI вв.; привел к возвышению из папской родни могущественных фамилий (Боргезе, Лудовизи,
Борджа и др.). Термин «непотизм» стал нарицательным, употребляется как синоним кумовства,
покровительства, заступничества, протекции. В социологии обозначает замещение должностей
предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка.
воположной группой за экономические и политические ресурсы. Солидарность в инструментальной дружбе основана на уверенности, что любые обязательства непременно будут исполнены, ибо они носят взаимный характер. Принцип доверия действует эффективнее любого формального обязательства, юридического акта. В отличие от последнего клятву верности нельзя нарушить. Поэтому можно говорить о превращении квазиродственных и инструментальных отношений в жестко структурированную систему обезличенных ролей и функций. Возникающие на их основе группы сыграли в свое время решающую роль в экономике Сицилии. С их помощью совершались всевозможные сделки. Обычно субъектом последних выступали временные коалиции, ориентированные на решение конкретных задач. Как только цель достигалась, группы распадались.
Уже по своему определению мафия должна ставить понятие чести во главу угла. Мафиозо — это человек, который может завоевать уважение, игнорируя, а иногда и нарушая закон. В основе чести как системы поведения лежит известная двойственность, если не сказать противоречивость. Социальная атрибутика кодекса чести строится на иерархии неравенства, и в то же время она порождена субъективным притязанием индивида на равенство.
Первое требование кодекса чести представляет собой социально признанную способность главы семьи гарантировать ближайшим родственникам известный уровень потребления, для чего необходимо позаботиться о сохранении в неприкосновенности семейной собственности, защитить членов семьи от нападений извне. Особый объект внимания — целомудрие жены и невинность дочерей. Таким образом, речь идет о социально признанном способе распределения статусов в системе межличностного поведения: гарантия уровня жизни семьи, защита ее жизненного пространства и сохранение сексуальной неприкосновенности родственников. Антропологические изыскания свидетельствуют, что в культуре средиземноморских народов эти элементы тесно взаимосвязаны. К примеру, женщина, бездумно расточающая деньги, или носящая одежду, которая не подобает ее званию, идентифицируется в сознании окружающих как изменница мужу.
Если же мужчина не может гарантировать целомудрие женщин своей семьи, он, по всей видимости, никчемная личность. И так далее. Следует особо выделить два аспекта такого понимания чести. Первое: женщина и собственность с точки зрения утраты чести приравнены друг к другу- Второе: социальная обязанность каждого заключается в том, чтобы жить в соответствии со своими средствами и званием. В обществе, для которого характерен принцип «жить по средствам», собственность дается или передается по наследству, но не приобретается, узурпируется или отторгается. То же самое и в отношении представительниц слабого пола. Выражение «честная женщина» свидетельствует о ее пассивной позиции: честь — это качество, которым она наделяется при рождении и которое утрачивает в случае
недостойного поведения. Подобная трактовка чести, единственно допустимая в отношении женщин (как, впрочем, и собственности) показывает, что честь выступает таким кодексом поведения, который базируется на строго фиксированном распределении приписанных субъектам статусов. Данный индивид «честен» потому, что рожден в честной семье. В этом смысле мы и говорим о чести как статическом понятии.
Итальянский социолог Р. Катанзаро9 предлагает различать два понятия — честный человек и человек чести. Различия в том, что человеком чести не рождаются, им становятся. Здесь уже честь — особо ценимая способность, будь то неординарная сила, хитрость или же какой-либо другой талант, который вызывает не только восхищение, но и помогает достичь успеха в жизни. К примеру, человек чести, даже низкого происхождения, может добиться богатства и уважения, запугивая других. Или же он совершает убийство, но его оправдывают за отсутствием улик. В этом случае убийца может рассчитывать на закон омерты — молчание окружающих под угрозой насилия. В этой трактовке честь предстает как особый индивидуальный талант, подкрепляемый «нарастающим капиталом» в виде успешно применяемого насилия. Чем успешней человек применяет насилие, тем выше его положение на шкале чести. Борьба за честь, таким образом, является соперничеством за продвижение наверх в обществе, где капиталистический рынок еще не развит.
Человек чести по-сицилийски — это преступник, совершивший не одно преступление, но ни разу не пойманный органами правопорядка
Однако соперничество за честь открыто не для всех. Оно возможно среди индивидов, которые либо равны между собой, либо могут претендовать на равенство. Если человек высокого звания, скажем, барон соблазнил дочь
9 Катанзаро Р. Мафия // Социс. 1989. № 3.
(жену) крестьянина или присвоил его собственность, то считается, что честь последнего не задета и нет почвы для конфликта. Беднейшие слои принимают подобные несчастья как неизбежную часть их земного бытия. Но если оскорбление нанесено равным, возникает конфликт чести, сопровождаемый насилием и местью. В борьбу вовлекаются целые группы, главы которых объединены родственными или квазиродственными узами («компараджио»).
Таким образом, столь разные культуры — среднеземноморская и североамериканская — не так уж и различаются, если они соединяются носителями одного и того же менталитета. Американские гангстеры, возможно, были бы менее циничными и расчетливыми, если бы не унаследовали вместе с эмоциональностью и открытостью сицилийцев их страсть к деньгам. На Сицилии, по мнению многих наблюдателей, богатство считается самоцелью. Для его достижения все средства хороши. Они являются легитимными в той мере, в какой преступник не пойман на месте. Если этого не случилось, то, значит, он не нарушал закон. Да и какой это закон, говорят сицилийцы, если его придумывают и охраняют насквозь коррумпированные полицейские.
Для исследователей мафия все еще остается terra incognito. Нужные сведения просачиваются в прессу буквально по каплям. Их сообщают бывшие мафиози, то ли раскаявшиеся в своих поступках и отошедшие от дел, то ли представшие перед судом и вынужденные давать показания. Опубликовано несколько исповедей под условным названием «Моя жизнь в мафии»10. Но проверить их подлинность при помощи независимых источников невозможно, поскольку их не хватает. Тем не менее некоторые данные о ритуальной стороне мафиозной практики известны. Так, например, у мафиози вошло в обычай оставлять на месте преступления особые следы: они вкладывали в рот убитого камень, рассыпали на его груди плоды кактуса.
Вступая в организацию, каждый член мафии проходит торжественный обряд инициации, в ходе которого клянется защищать вдов, сирот, вообще семью, не красть, не желать жены ближнего своего, беспрекословно выполнять распоряжения вышестоящих. Мафиози не терпят в своих рядах воров и нарушителей супружеских прав. Развод в их среде запрещен. Однако, с другой стороны, вступить в организацию может лишь тот, кто зарекомендовал себя как хладнокровный убийца (поэтому молодые претенденты зачастую совершают по видимости бессмысленные, ничем не мотивированные преступления).
Некоторые специалисты отмечают, что существуют разные ритуалы посвящения в мафию. Они различаются на Сицилии и в Америке. Сицилиец, вступающий в мафию, для принесения клятвы во время обряда инициации должен был уколоть свой палец колючкой, подождать, пока несколько капель крови прольются на бумажную иконку с изображением святого, потом поджечь иконку и, перекладывая ее из руки в руку, пока бумага не сгорит, произнести следующие слова: «Моя плоть пусть сгорит, как эта святая икона, если я не сохраню верность своей клятве».
Американские мафиози проходят через ритуал посвящения с применением ножа, револьвера и клятвы. По традиции «кровь за кровь» рисовали «пиской» (кусочком бритвы), хотя позднее на смену ей пришел более сим-
10 См., например: Pistone J.D., Woodky R. Donnie Brasco: my undercover life in the Mafia. NY, 1988; Pileggi N. Wiseguy: Life in a Mafia Family. N.Y., 1985; Theresa V. My Life in the Mafia. N.Y., 1973.
волический ритуал: укол булавкой. Такая клятва означала, что член мафии «живет» ножом и пистолетом и готов умереть от ножа или пистолета, если нарушит закон чести. В другом случае на фотографию посвящаемого в мафию накладывается отпечаток руки, вымазанной его кровью; или производится пожатие рук, вымазанных кровью. Кроме ножа, револьвера и крови, клялись на Библии, изображении Пресвятой Богородицы или на четках с крестом.
В переводе на английский клятва посвящения звучала так: «I (NAME GIVEN) want to enter into this secret organization to protect my family and to protect my brothers, "morte alia Francia Italia anelia!"With my blood (A knife is used to place a cut on the right index finger or hand) and the blood of all the saints, and the souls of my children. (The sign of the cross is made) I swear not to divulge this secret and to obey with love and omerta. I enter alive into this organization and leave it only in death». Обряд инициации в калабрийской мафии включал религиозные элементы: «Я приказываю Вам, мудрый товарищ, именем нашего строжайшего святого Михаила Архангела посмотреть под Вашей правой ступней, где находится широкая и глубокая гробница, достигающая уровня моря, и там Вы найдете два ключа, один из золота и один из серебра: тот, что из золота, принадлежит мне, а тот, что из серебра, — Обществу».
По свидетельству Джо Дориго, гангстеры в законе, т.е. те, которые прошли ритуал посвящения и стали законными людьми мафии, вербуются из числа «приблатненных». Приблатненные выполняют ту же работу, что и гангстеры в законе, — вымогательство, запугивание, убийство. Им поручают собирать ставки у игроков в уличную лотерею, забирать выручку у жертв рэкета. Иногда они идут на мокрое дело, но когда требуется крутая работа (убийство с применением пыток в назидание другим), то и авторитеты не прочь поразвлечься. Привилегия гангстера в законе в том, что, став человеком мафии, он следует закону мужской чести (omerta). Его уже нельзя убить. Если ему нанесли оскорбление или увечье, он вправе потребовать защиты со стороны клана.
На Сицилии издавна существовал закон мужской чести (omerta), по которому за нанесенное оскорбление полагалась месть в виде смерти; но смерть сама была оскорблением чести, и потому за смерть надо было мстить смертью. И так без конца.
По мнению Джо Дориго", истории известны два способа воспитания подобных навыков. В одних случаях искусственно вскармливали повышенное мужское самолюбие, не терпящее ни малейшего афронта. В других случаях мужчину «забивали» до такой степени, что у него оставалось одно желание — бить в ответ, причем с остервенением и при малейшей возможности.
В первом случае вырастали средневековые рыцари и прусские юнкера, во втором — гангстеры и бандиты. При этом, как ни странно, те и другие руководствовались определенным сводом правил, предписывающих, кого можно бить или убивать, а кого нельзя. Рыцарь соблюдал закон рыцарской чести, а гангстер — законы уголовного мира (они описаны в главе «Воры в законе» шестого тома). Поскольку рыцарское братство — открытая организация, пользующаяся расположением властей и уважением общественного мнения, у него не мог зародиться такой обычай, как омерта. Напротив, бан-
11 DorigoJ. Mafia: a Chilling illustrated History of Underworld. NJ, 1992.
диты и преступники организуют всегда тайные закрытые сообщества, где первым и наиважнейшим требованием к кандидату является умение хранить тайну.
Омерта — кодекс молчания, прочно вошедший в жизнь каждого итальянского мафиозо. Омерта запрещает любые связи с органами правопорядка, ее нарушение карается смертью. Согласно не особо древним традициям, нарушители, пренебрегшие святыми узами Семьи, расстреливаются из лю-пары — итальянского варианта обреза. Весьма кровавая смерть. Разорвав испокон веков соблюдавшийся мафией обет молчания — омерту —■ и вынудив ее членов свидетельствовать друг против друга, государство, похоже, переломило организации хребет.
Нарушение обета молчания влечет за собой страшное наказание вплоть до убийства. В Каморре стукачу сначала полосовали ножом язык, а потом закалывали его насмерть: нашедший труп сразу понимал, за что его убили.
Следует все же заметить, что закон молчания имеет не только отрицательный, но и положительный смысл, который никак не связан с предательством. Омерта — это не просто закон молчания: это еще и «хорошие манеры», умение понять и рассчитать складывающуюся ситуацию; это и преднамеренный обман, сознательное лицемерие для устройства ловушки, в которую можно с притворной добротой и любезностью заманить жертву, поставив ее в безвыходное положение; это и защита от посторонних, а поэтому и требование молчания, грозящие смертью за его нарушение.
МАФИЯ В ИСКУССТВЕ
Традиции, обычаи и фольклор сицилийской мафии отражены в публицистике, художественной литературе и кинематографе, в частности, в фильме «В джазе только девушки» и в эпохальной гангстерской саге Сержио Леоне «Однажды в Америке». Рубежом, конечно, был фильм «Крестный отец», снятый в 1970-е гг. Фрэнсисом Фордом Копполой по классическому роману о мафии Марио Пьюзо. Этот фильм считается пока непревзойденной попыткой вскрыть психологию мафиози. «Крестный отец» — это фильм-ностальгия, он возвращал «работников ножа и топора» в славное прошлое.
Год спустя после выхода фильма на экраны американский журнал «Ньюсуик» писал по поводу премьеры «Крестного отца»: «У этого мастерски сделанного, красивого, душераздирающего фильма... есть один недостаток — это восхваление гангстерской жизни, увод на второй план жертв насилия, акцентирование внимания на ритуальных и полуцивилизованных обычаях мафии в ущерб прямому описанию ее циничных действий». «Конечно же это романтическая история, — признался Пьюзо, автор и один из сценаристов "Крестного отца", Конечно, мафия несколько романтизирована... Но от фильма и не ждали серьезной социологии и реализма...»
То, что искусная реклама принесла фильму «Крестный отец» колоссальный успех и что миллионы зрителей узнали «Коза ностру» наконец-то как нечто человечное, можно поставить в заслугу одному из ее ведущих донов — Лжо-зефу (Джо) Коломбо12.
Джим Абрахаме в 1998 г. снял комедийный фильм «Мафия» (в оригинале он называется «Мафия Джейн Остин» — якобы фильм снят по книге знаменитой писательницы Джейн Остин, создательницы «Разум и чувства» и «Эмма»). «Психоаналитик Дона» (1997) — смешная комедия о двух враждующих семьях мафии в Нью-Йорке. Дон Вито (Роберт Лоджа) — глава семьи самой дезорганизованной преступности в городе. Его жена Виктория уходит от него, сыновья абсолютно неспособны продолжить дело, а босс семьи соперников хочет заполучить и его жену, и территорию. Дон Вито думает, что сходит с ума и принимает решение работать легально, но у его сыновей свои планы. Они считают, что отцу нужно слегка подлечиться у психоаналитика, и похищают доктора Ричепуто (Кевин Поллак), скромного психиатра, у которого собственная жизнь разваливается на части.
Главному мафиозо современного американского кинематографа, Роберту Де Ниро, в 2003 г. исполнилось 60 лет. После роли в картине «Крестный отец» образ гангстера закрепился за актером настолько, что теперь невозможно представить фильмы о мафии без его участия. Роберт Де Ниро снялся в картине «Таксист» в самом начале своего актерского пути. Плохой парень с пистолетом — образ, который закрепился за ним на всю жизнь. Большая часть из его 70 фильмов — об итальянской мафии. Картины «Крестный отец», «Однажды в Америке», «Казино» — классика мирового кинематографа.
Ключевую роль в жизни актера сыграл Нью-Йорк. Де Ниро родился, вырос и жил всю жизнь в этом городе, с детства переняв его нравы. Хотя отец и мать, известные в свое время художники, сделали все, чтобы оградить ребенка от уличных банд. Родители хотели, чтобы сын стал скульптором, но уже в школе Роберт увлекся кино. В 10 лет он сыграл трусливого льва в сказке «Волшебник страны Оз». Потом актер сам признался, что именно таким трусливым львом и рос, бледным и худым, совершенно беззащитным, за что его постоянно дразнили.
Позже Роберт Де Ниро профессионально занялся боксом и завоевал несколько чемпионских титулов. Говорят, что он даже был тесно знаком с членами гангстерских группировок. Так что боксера в «Бешеном быке», и Лапшу в картине «Однажды в Америке» он играл со знанием дела.
12 Джозеф Коломбо родился в 1923 г. Карьеру преступника начал в нью-йоркской «семье» мафии Джузеппе Профачи и медленно, но верно прокладывал себе путь наверх, возглавив в 1962 г. бруклинскую «семью». Когда его арестовали, он вывел на улицы города тысячи италоамериканиев. Каждую ночь демонстранты пикетировали здание нью-йоркского отделения ФБР, требуя освобождения Джо Коломбо. Прокурор, который вел его дело, заявил: «Этот обвиняемый с ног до головы опутан нескончаемой вереницей гангстерских связей, начало которым было положено в конце тридцатых годов отношениями его отца с преступным миром». Коломбо, по словам прокурора, занимался в Бруклине ростовщичеством и нелегальным букмекерством.
После террактов 11 сентября Роберт Де Ниро принял самое активное участие в восстановлении нормальной жизни в Нью-Йорке. Он даже отказался от привычного амплуа и снялся в роли индюшки на праздничном параде. Этот ролик вернул в город туристов, помог жителям легче перенести трагедию13.
Итальянские мафиози заняли мировые киноэкраны давно, во всяком случае в 1970-е гг., после кинопремьеры «Крестного отца», они уже не сходили с экрана. В середине 1980-х гг. режиссеры активно разрабатывали тему непобедимого ниндзя, в одиночку умудрявшегося в течение фильма натворить столько дел, сколько под силу разве что роте спецназовцев. В 1990-х гг. приоритеты изменились. Все чаще и чаще на экране стали появляться хмурые личности с покрытым великолепными цветными татуировками телом и творящими беззаконие по всему миру. Это представители японской мафии — якудза. Естественно, что главный герой по ходу действия с успехом расправлялся с ними. Правда, в некоторых фильмах, таких, как «Американский якудза», положительный герой также является членом клана якудза и борется со злом и несправедливостью в лице членов своего же клана. Но чаще всего якудза — жестокие кровожадные злодеи, раскинувшие свою сеть по всему миру.
О мафии снято несколько десятков фильмов в разных странах мира. Однако на самой родине мафии — в столице Сицилии Палермо — сегодня запрещено показывать какие бы то ни было фильмы о преступлениях мафии. В свое время получили известность фильмы о мафии «Плачидо Ризотто» режиссера Паскуале Шимека (об убийстве мафией профсоюзного активиста), «Сто шагов» режиссера Марко Туллио Джордано, «Казино» и «Славные парни» Мартина Скорсезе (их объединяет то, что в них играет выдающийся актер современности Де Ниро). В январе 2003 г. японские кинематографисты предложили российской спортсменке С. Хоркиной сыграть роль одного из членов мафии в фильме, сценарий которого еще полностью не написан. Вышедший в 2001 г. болливудский фильм «Красть, красть, тихо, тихо» вызвал в Индии массовые протесты в связи с тем, что он был снят на деньги мафии. В нескольких городах протестующие пострадали в столкновениях с полицией, 12 человек ранено, более двухсот арестовано, двое из протестующих пытались покончить с собой. Продюсер фильма Нази Ризвай попал в тюрьму, его обвиняют в попытках убийства нескольких кинозвезд, в том числе — в покушении на одного из самых многообещающих индийских молодых актеров Хритика Рошана и его отца-продюсера. Коммерческий директор картины Бхарат Шах сидит в соседней камере с января прошлого года. Они оба обвиняются в сговоре с главарем одной из самых крупных индийских мафиозных группировок и в том, что сделали фильм на грязные деньги. Все это послужило фильму хорошей рекламой, и он сразу же собрал рекордное количество зрителей.
13 Источник: РТР-Вести.Яи. 17.08.2003.
Культурологи непримиримы в своих выводах: все фильмы о мафии рисуют ее скорее привлекательной, нежели отталкивающей благодаря ее таинственному и неискоренимому могуществу. Этот эффект так или иначе работает на криминализацию общества, на легализацию преступного деяния. Вот уже и в России появился кинематограф, прославляющий или героизирующий организованную преступность, а также соответствующее направление в песенном «творчестве» («Парень из нашей братвы» и т.п., юмор «Лесоповала»). В 2003 г. в США П. Жмутский снял криминально-романтический опус под названием «Братья навсегда» (Forever Brothers), который должен, по замыслу его создателя, уточнить для местной публики понятия «русская мафия» и «коммунизм».
Мафия заняла не только теле- и киноэкраны. Ее можно увидеть на театральных подмостках, в книжных киосках, на эстраде и даже в музее. На Сицилии в 2000 г. открылся уникальный музей. Его экспозиция целиком посвящена истории мафии — организации, с которой у большинства европейцев ассоциируется название этого острова. Для самих жителей Сицилии открытие такого музея — истинная сенсация. Как известно, один из основополагающих принципов тайных криминальных сообществ — полная секретность. Однако времена меняются. Музей мафии открыт в г. Корлеоне, на родине одной из самых известных мафиозных семей мира. Собрание документов, видеопленок и артефактов, связанных с деятельностью мафии, для Сицилии уникально. Как ожидают руководители музея, он станет местом проведения ежегодных конференций по борьбе с преступностью. Университет Палермо, который принимает активное участие в их организации, уже одобрил это предложение. Самыми частыми посетителями музея, как ожидается, будут все-таки полицейские.
В 2002 г. в Неаполе в бывшем доме главы гангстерского клана открылся музей борьбы с местной мафией — «каморрой». В экспозиции — материалы полицейских архивов, а также изъятые у мафиози оружие, лимузины, предметы искусства и драгоценности. В музее будут демонстрироваться документальные фильмы про «каморру». Чтобы лишить мафию малейшего налета романтики, администрация музея сделала центром экспозиции предельно натуралистические фотографии, запечатлевшие убийства и взрывы, совершенные за последние 30 лет.
В 2000-е гг. заявила о себе как социокультурный феномен небезызвестная «Ндрангета». В 2002 г. в британские магазины поступил в продажу один из наиболее спорных в истории современной музыки дисков — «// canto di malavita — La musica della mafia» — сборник песен Калабрии с явной мафиозной окраской. Европа впервые услышала песни калабрийской мафии «Ндрангеты» лишь пару лет назад. Тогда первый диск группы Миммо Сик-лари вышел в Германии и наделал там много шума. Немецкие музыкальные журналы охарактеризовали альбом следующим образом — «прямой как удар кулаком, хладнокровный как кинжал, безжалостный как пуля».
«II canto di malavita» воспевает жизнь боссов мафии и законы, установленные ими. Многие песни — сочетание фольклорных напевов и тарантеллы — полны лирики, рассказывающей о законах мести, клятвах на крови и о кодексе чести «Ндрангеты».
«Человек может убивать, красть, вымогать деньги, но если он это делает лишь из соображений Чести, то его вина становится невинностью», — так объясняет Сиклари мораль «Ндрангеты».
В группу Миммо Сиклари входят десять музыкантов, которые неоднократно гастролировали по Европе. Многие песни, вошедшие в альбом «La Musica Delia Mafia», хорошо знакомы местным старожилам, но почти неизвестны за пределами Калабрии. Скрипка, гитара, бубенцы, медные духовые инструменты и, конечно, аккордеон отражают музыкальные традиции Калабрии, которые чем-то напоминают албанские, греческие и арабские мотивы. М. Сиклари разыскивает новые песни, скитаясь по деревням, записывает их и потом воспроизводит в новой аранжировке14.
Компьютерная игра "Мафия- — хит 2003 года
Наконец, явление недавнего времени — превращение мафии в тематику интернет-игр. Компьютерные игрушки типа: Street Wars, Gangsters, Sting, Mafia, Unreal Tournament 2003, Trainz — составляют международное направление. В 2003 г. фирма «1С» объявила об отправке в печать мастер-диска локализованной версии игры «Мафия» (оригинальное название — Mafia) от компании Take 2 Interactive15. Игра рассказывает о молодом бедном таксисте Томми Анджело, чей жизненный путь по нелепой случайности пересекся с «семьей» дона Сальери — одной из гангстерских группировок города. Проект переносит вас в атмосферу Америки 1930-х гг. со всеми присущими тому времени атрибутами. Тридцатые годы Северной Америки — время великой депрессии, бутлегерства, уличных стычек и автоматов Томпсона.
14 Висенс А. Блатные песни Калабрии в Лондоне (http://news.bbc.co.uk).
15 Подробнее о новинках в этой сфере см.: http://www.mafia.com.ru.
Именно в это время Томми Анджело пришлось спасти жизни двух мафиозных «лейтенантов», ловко оторвавшись от «хвоста», битком набитого конкурентами с «кольтами» наперевес. Позже конкуренты — солдаты семьи дона Морелло — с помощью бейсбольных бит решили доказать Томми свою правоту. Парень потерял машину и был вынужден спасаться от преследователей в баре Сальери. Так началась у Анджело другая жизнь, жизнь полная стрельбы и красивых автомобилей. Теперь Томми — член «семьи». Теперь Томми — мафиозо, разъезжающий на лучших тачках Города Потерянных Небес16, носящий самые дорогие пиджаки с золотыми запонками и кольт 1911 в кармане. Он реальный правитель города и никто не может встать у него на пути. Этот вымышленный город был создан в пропорциональном отношении подлинных зданий и фотографий того периода. «Мафия» стала хитом 2003 г., причем не рядовым, а глобального масштаба.
16 Mafia: The City of Lost Heaven.
ТЮРЕМНАЯСУБКУЛЬТУРА1
Тюремная субкультура представляет собой разновидность криминальной субкультуры, а та, в свою очередь, входит в состав более широкого образования —девиантных субкультур. Девиантные субкультуры возникают как на воле (субкультура подростковых банд, субкультура мафии), так и за колючей проволокой, формируются как дилетантами, так и профессионалами. Тюремная субкультура существует только в рамках закрытого мира исправительных колоний, каторги и тюрем, опирается на жесткую социальную иерархию, сложившуюся среди осужденных, и управляется довольно консервативными нормами и ценностями, которые в неизменном виде могут существовать многие десятилетия. Ее принципы перекочевывают в большое общество и распространяются среди значительной части мужского населения в возрасте от 18 до 80 лет по мере того, как все больше криминализуется само общество. Новички, попадая в зону, воспринимают обычаи и традиции тюремной субкультуры в обязательном порядке и вынуждены подчинятся тюремным законам, которые игнорировать в условиях тюрьмы невозможно. Многие специалисты считают, что субкультура, основанная на тюремном законе, не имеет аналогов в западном мире, а для российского общества выступает устойчивой антикультурной доминантой на протяжении XX столетия.
ВОРЫ В ЗАКОНЕ
Тюремная субкультура выступает превращенной формой регулирования социальных связей между людьми и выполняет функцию регулирования социально разнородного состава осужденных с вынужденным совместным
' При написании главы, в том числе использовались источники: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994; Вельский В.Ю., Кравченко А. И., Курганов СИ. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М., 2004; Гуров А. Профессиональная преступность. Прошлое и настоящее. М. 1990; Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001; Перушкин В. Воры в законе // Аргумент и факты. 1995. № 6; Воры в законе (www.bratok.com); Аргументы и факты. 2001. №17; Костюковский Я. История российской организованной преступности (www.narcom.ru); Милославская Е. Заметки о циклах уголовного мира//Политика. 2002. № 1 (www.whoiswho.ru); Воры в законе, крутые, авторитеты... (www.ston.lviv.ua); Ефимова Е.С. Субкультура тюрьмы и криминальных кланов (http://ivgi.rsuh.ru).
проживанием на одной территории. Советские тюрьмы, где такая субкультура сформировалась, отличались от зарубежных исправительных учреждений тем, что вместе сидели уголовники и политические осужденные, т.е. группы с несовместимыми культурными установками. Еще раньше в зону в массовом порядке, а не индивидуально как на Западе, попадали целые слои и классы, например деревенские кулаки, городские пролетарии и люмпены, мелкая буржуазия, интеллигенция, первое время пытавшиеся жить по собственным, внутриклассовым, законам, но в конечном итоге подчинившиеся общим уголовным нормам и ценностям.
Наиболее точную формулировку тюрьмы как места заключения дал Достоевский: «мертвый дом». Переступая его порог, человек попадает в другой мир, где правят совершенно другие законы. Для тех, кто попал сюда
впервые, это безусловный шок и полная потеря ориентации. Некоторые зэки шутят: даже к смерти можно привыкнуть —труднотолько первые пять лет. К тюрьме привыкнуть нельзя.
Социологи удостоили ее особой чести, причислив к особой категории тотальных институтов. Это понятие ввел в социологию И. Гоф-фман. К ним американский социолог относил тюрьму, психиатрическую больницу и казарму. Правда, сегодня список расширен, к тотальным институтам относятся, например, тюрьмы, армейские и флотские коллективы, религиозные секты, интернаты, милиция, больницы, монастыри, пионерские лагеря. Их отличительная черта — охват всех сторон жизни человека и всего объема времени одним учреждением. «Тотальный институт — это место проживания и работы большого числа индивидов, находящихся в сходных условиях, оторванных от внешнего мира на длительный период и ведущих совместную жизнь, все стороны которой открыты для внешнего контроля и цензуры»2. Все нормы жизни в тотальном институте направлены на изоляцию человека от внешнего мира и жесткий контроль над его поведением. В тюрьме человек получает все, что он получает на воле от множества специализированных институтов: больница его лечит, сервисные службы следят за его бытом, магазины снабжают продуктами питания и ширпотребом, суды выносят приговор, а школа учит. Но в тюрьме он имеет дело только с администрацией, которая дает ему все, что нужно для жизни что называется «из одного окна». Но дает, правда, по минимуму.
Тотальные институты — форма организаций, члены которых живут иной жизнью, отличной от остального общества. В них человек изолирован от остального мира и находится на всем готовом, вынужден подчиняться жестким законам, чужой воле, испытывать дискомфорт и отсутствие свободы. Тотальность понимается еще и как высокая степень нормативно обеспеченного социального контроля за участниками: за сидельцем наблюдает администрация и сокамерники, он лишен приватного пространства, частной
2 Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates, N.Y., 1990. P. 43.
жизни и возможности уединения3. Непрозрачность и закрытость тотальных институтов в любом обществе препятствует их критике.
Тюремное заключение является способом наказания правонарушителей и защиты граждан от них. Его цель — исправление индивида, чтобы он мог в дальнейшем занять соответствующее место в обществе. Но в реальной жизни мы видим обратный эффект. Жизнь в условиях тюрьмы, лишения не только свободы, но и дохода, общества, семьи, бывших друзей, гетеросексуальных связей, собственной одежды и других личных вещей скорее вбивает клин между обитателями тюрьмы и остальным обществом, чем способствует скорейшей адаптации поведения к нормам этого мира4. Заключенные имеют дело с окружением, чрезвычайно отличающимся от внешнего мира. Привычки и способы поведения, которые они усваивают в тюрьме, часто прямо противоположны тому, что от них ожидается. Поэтому неудивительно, что уровень повторения правонарушений теми, кто ранее сидел в тюрьме, очень велик.
Тюрьма — совершенно особый, не похожий ни на какие другие области нашей жизни мир. Это жесткий мир, со своими нравами, обычаями, ритуалами и законами. Во главе всех членов преступного сообщества, или «блатных», стоят «воры в законе» — наиболее опытные, имеющие солидный опыт пребывания в тюремном заключении бандиты, пользующиеся уважением блатных. Именно эта категория тюремных сидельцев считается творцом тюремной субкультуры современного типа.
Вор в законе — элита преступного мира, творец преступной субкультуры
3 Вопросам освоения личностью норм, ценностей, особенностей среды тотального института по
священы работы Л.Д. Аграната, В.Ф. Баркатунова, A.M. Воробьева, Е.П. Волкова, Л.Г. Егорова,
А.Ф. Железняка, А.Л. Забары, А.И. Каменева, М.В. Лихачева, И.М. Отмахова, Л.А. Пашина,
Д.Д. Пожидаева, И.Ф. Феденко и др.
4 Гидденс Э. Социология: Пер. с англ. М., 1999. С. 91 — 107.
Вор в законе — это элита преступного и тюремного мира, его лидеры, своего рода посвященные. Воры занимают высшее положение в неформальной иерархии заключенных. В некоторых отношениях (нормы, механизмы решения конфликтов, ритуалы, действующие в этом сообществе) воры в законе напоминают сицилийскую мафию. Однако существуют и кардинальные отличия. Воры, которые принесли свои традиции из дореволюционной России в преступный мир СССР, вели демонстративно асоциальный образ жизни — не работали, не заводили семей, имели яркие внешние атрибуты, должны были отсидеть не один срок в тюрьме и т.п. Их действия носили ярко выраженный коллективный, т.е. «общаковский», характер, важнейшие решения принимались не единолично, а на сходке воров, существовал запрет на любые контакты воров с работниками правоохранительных органов.
Напротив, лидеры итальянской мафии инкорпорированы в светское общество, занимают высокие должности и посты в легально существующем бизнесе. В последнее время российский воровской мир, успевший за время экономических реформ 1990-х гг. порвать со старыми традициями, перестраивается по образцу сицилийской мафии. Как свидетельствуют наблюдения, из кодекса воровских законов исчезли многие запреты, в частности, запрет на контакты с работниками МВД. В криминальном мире происходит или уже произошла своего рода культурная революция.
Российский преступный мир гораздо успешнее, чем цивилизованный бизнес, внедряется в жизнь нового российского и западного обществ. Его
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1194;