А. Тайбаков Карманные воры
Карманные воры объявились отнюдь не с возникновением карманов, а с появлением, кошельков. В Древней Греции, например, кошелек представлял собой кожаный мешочек, который мы часто видим на поясе у греческого бога (ермеса — покровителя торговли, путешественников и... воров-карманников. Именно ему преступники приносили многочисленные жертвы, особенно после удачной «выручки».
С развитием человеческого общества кошелек из чисто утилитарного предмета переходит в разряд изысканных аксессуаров туалета. Из чего только не изготовлялись кошельки: сафьяна, украшенного драгоценными металлами и камнями, перламутровых раковин, шкур животных. Недаром в Германии воров-карманников до сих пор называют «срезающими кошелек». Туго набитый кошелек, привешенный к поясу, свидетельствовал о достатке и солидности его владельца. Появление кармана в XVI в. как элемента костюма повлекло за собой формирование новой генерации воров, совершающих кражи непосредственно из одежды. Западноевропейские столицы и крупные русские города с их торжищами, ярмарками, базарами, богослужениями в богатых храмах наводнили сотни бродяг, промышляющих нелегким ремеслом карманного вора. Чтобы по-
лучить этот преступный статус, неофиту предстояло пройти ряд сложнейших испытаний. Вот как описывал Виктор Гюго в «Соборе Парижской богоматери» обряд посвящения в бродяги и воры одного из своих героев: «Ты должен, как я уже говорил, встать на носок левой ноги; в этом положении ты дотянешься до кармана чучела, обшарь его и вытащишь оттуда кошелек. Если ты изловчишься сделать это так, что ни один колокольчик не звякнет, — твое счастье, ты станешь бродягой».
История донесла до нас биографию одного из знаменитейших преступников, карманного вора, впоследствии ставшего полицейским, а затем изгнанного из правоохранительного ведомства, Ивана Осипова, более известного как «Ванька Каин». Этот преступник начал воровать еще ребенком и, достигнув определенного мастерства, был под сводами столичного Каменного моста посвящен в общество московских воров. Основной специальностью Ваньки Каина были карманные кражи. Он и сам не скрывал своего ремесла и в доносе начальнику сыскного приказа откровенничал: «Будучи в Москве и в прочих городах, мошенничал денно и нощно; будучи в церквах и в различных местах у господ и приказных людей, у купцов и всякого звания людей из карманов деньги, платки, всякие кошельки, часы, ножи и прочее вынимал». Вскоре Ванька изменяет своему ремеслу и поступает в полицию сыщиком,
признали во всем мире — знаменитая русская мафия, потрясшая Америку и Европу, а вот о российском бизнесе, даже о самом успешном — нефтяном, подобного сказать нельзя.
Вор в законе занимает особое место не только в криминальном, но и в обычном, гражданском, социуме. Он является хранителем кодекса (воровского закона), который управлял его поведением и поведением его последователей. Редко совершая преступления, он был организатором преступной деятельности и окончательным судьей «воровской справедливости», улаживающим конфликты среди групп и применяющим санкции против нарушителей кодекса. «Крестные отцы» оказались достаточно гибким продуктом криминальной суб культуры, пережившим смену политических режимов и трансформацию общественного строя. Они были и при социализме, они есть и при капитализме. Специалисты пока не предрекают гибель этого криминального института.
Обладая огромным экономическим и политическим влиянием, они могут играть заглавную роль в будущем развитии России. Элита воровского мира, во-первых, принимает цивилизованные формы и сливается с бизнес-элитой, потому ее трудно выявить и распознать, во-вторых, устанавливает разветвленные связи за рубежами России, сливаясь с глобальным криминалитетом, что также помогает ей безнаказанно скрываться от закона.
принимает участие в крупных облавах на преступников. В течение двух лет Ванькой и его помощниками было поймано 109 мошенников, 37 воров, 60 скупщиков краденого. Одновременно с этим Каин шантажирует своих бывших товарищей, облагает поборами купечество. Неожиданно обе его карьеры — преступная и полицейская — закончились. Обер-полицмейстер Татищев арестовал Ваньку Каина и предал его суду.
Подлинным раздольем для московских карманников были столичные рынки. Немало интересных страниц, посвященных этим преступникам, можно найти у В.А. Гиляровского. Вот как он описывает их работу на Хитровке: «По всему рынку снуют "ширмачи" (от русского слова "ширмоха" — карман), бесшумно лазившие по карманам у человека в застегнутом пальто, заторкав и затырив его в толпе». Или вот еще: «А карманники по всей
площади со своими тырщиками снуют: окружат, затырят, вытащат. Кричи "караул" — никто и не послушает, разве за карман схватится, а он, гляди, уже пустой, и сам поет: "Караул! Ограбили! И карманники шайками ходят"». Здесь же на рынке в лавочках-притонах ошивались скупщики краденого. «Днем лавочки принимали розницу от карманников и мелких воришек — от золотых часов до носового платка». Безусловно, московская полиция не хотела мириться с таким положением вещей. Тогда вступали в дело высококвалифицированные профессионалы — московские сыщики, подобные Андрею Михайловичу Смолину. Вот как рисует нам его Гиляровский: «Небольшого роста, плечистый, выбритый и остриженный, в поношенном черном пальто и картузе с лаковым козырьком, солидный и степенный, точь-в-точь камердинер средней руки, движется незаметно Смолин по Сухаревке. Воры исчезают при его появлении. Если увидят, то знают, что он уже их заметил — и, улуча удобную минуту, подбегают к нему». Смолин великолепно знал все преступное дно, всех карманников, в их среде у него было много осведомителей, позволяющих сыщику всегда «держать руку на пульсе». Позже выяснилось, что Смолин был далеко не бескорыстен. После его смерти, смерти бездетного человека, в его спальне было обнаружено два ведра золотых и серебряных часов, цепочек и портсигаров.
Обычный вор как социальный тип криминального мира существует в России в течение нескольких столетий. Во время правления Петра I (1695— 1725), страна изобиловала ворами. Только в предместьях Москвы их насчитывалось более 30 тыс. Они жили обособленно и ходили «на дело» по одиночке либо небольшими и изолированными бригадами. Вором в то время назывался человек, который посягал и прибирал к рукам чужую собственность. В течение XVIII в. степень организованности воровского мира постепенно возросла, появились преступные группы, которые формировались за счет финансовых вкладов воров как условиям их членства. Появились зачатки особой субкультуры — использование прозвищ («погонял») и воровского жаргона («фени»). К концу XIX в. преступный мир имел уже профессионализированное ядро и четкое разделение специальностей с первыми признаками появления преступного «босса».
Состав воровского мира в те времена был достаточно пестрым. Так, карманные воры имели до десяти разновидностей, каждая из которых делилась на мелкие в зависимости от специализации преступника. От других категорий правонарушителей воры отличались большей степенью социальной деградации. Например, среди карманников каждый второй вор-рецидивист был алкоголиком или наркоманом. В 13—14 лет преступники были уже знакомы со всеми негативными сторонами жизни, причем 25% из них — с развратом. Отсюда малограмотность лиц данной категории. Среди них каждый пятый не умел читать и писать. Говоря в целом о кражах 1920-х гг., следует
Громилы и карманники очень переживали по этому поводу: «Сколько добра-то у нас пропало! Оно ведь все наше добро-то было. Ежели бы знать, что умрет Андрей Михайлович — прямо голыми руками бери!»
В орбиту профессиональной преступности неминуемо вовлекались беспризорники. Матерые старые карманники «натаскивали» подростков на собственном примере и опыте. Выдающийся правовед-криминолог Л. Белогориц-Котляревский так описывает процесс обучения: «Они (учителя. — АЛ.) показывали ученикам своим тут же на площади, с какой ловкостью надо это сделать: вынимали у проходящих из карманов табакерку, нюхали табак и клали ее снова в карман проходящему, а тот шел, ничего не замечая». Наиболее ловкие, удачливые, способные переходили в разряд профессионалов.
Совершая кражи, карманники прибегали к самым разным ухищрениям. Это и использование «ширмы» (куртки, плаща, пальто, газеты, журнала), прикрывающей руку, это и щипцы, крючки, специально приспособленные для кражи. И даже «накладные руки» (в рукаве пальто крепился протез с перчаткой, а рука, оставаясь свободной, пряталась за полой). Использовали воры и дрессированных собак, которые опрокидывали прохожих, а «случайно проходящий господин», помогая подняться и отряхивая платье, очищал карманы от часов, бумажников, кошельков.
Две революции, две войны, разруха существенно снизили квалификацию карманного вора. Карточная система, военный коммунизм, господство натурального обмена отнюдь не способствовали их «профессиональному» росту. Введение твердого червонца в годы нэпа, появление скоробогачей и «совбуров» вызвали к жизни генерацию так называемых «банковских» воров, совершавших кражи в приемных банков и фининспекций путем разрезания портфелей и папок. Но и их перемолола в своих жерновах машина ГУЛАГа. Какой же он, современный московский карманник? Это, как правило, мужчина средних лет, вполне приятной наружности, часто пенсионер по инвалидности или занимающийся необременительной работой, оставляющей массу свободного времени (сторож, вахтер и т.п.). Сотрудником МУРа, например, был задержан профессиональный вор-карманник, прилично одетый, с благородной сединой, неплохо знающий историю своего родного города. Он обычно знакомился с женщиной своего возраста на Красной или Манежной площади, совершал полутора-двухчасо-вую экскурсию по центру столицы с увлекательным рассказом о памятных местах и при входе на станцию метро «Площадь Революции» виртуозно обчищал сумочку своей дамы, пропадая затем в толпе.
Сокращено по источнику: Столица. 1991. № 11-12. С. 33-35
подчеркнуть, что воры специализировались преимущественно на тайном похищении частного имущества. Похищения государственного и общественного имущества тогда осуществлялись, как правило, в форме растрат и мошенничества. Однако с профессиональной преступностью были связаны не только растраты, но и спекуляция, которая превращалась в источник средств существования и наживы.
В структуре преступности 1920-х гг. кражи вновь стояли особняком, их удельный вес среди всех преступлений составлял 23%, а среди имущественных — 73%. В первый месяц после мартовской амнистий 1917 г. только в Москве было совершено 6 884 кражи. В последующие годы ежемесячно совершалось свыше тысячи краж. Эти преступления, как и в дореволюционной России, являлись основной специальностью профессиональных преступ ников. Так, московский уголовный розыск (и не только он) дифференцировал воров на следующие основные категории: 1) взломщики; 2) «домушники»; 3) «монтеры», «прислуга» и т.д.; 4) «наниматели квартир» и пр.; 5) карманщики городские; 6) карманщики крупные, «марвихеры» высшей марки; 7) воры-отравители; 8) железнодорожные воры, крадущие на вокзалах; 9) похитители железнодорожных грузов; 10) воры велосипедов; 11) конокрады; 12) «церковники»; 13) «городушники» — похитители из магазинов; 14) «вздерщики», крадущие при размене денег; 15) «хипесники», обкрадывающие посетителей любовницы-проститутки; 16) скупщики краденого; 17) грабители; 18) «подкладчики»; 19) содержатели воровских притонов.
Огромных размеров достигло тогда «нэпманское» (торговое) мошенничество. Оно заключалось в организации всевозможных фиктивных торговых ведомств, «продаже» несуществующих товаров («воздуха») и т.п. Мошенники, как и воры, различались по специальностям и в середине 1920-х гг. представлялись 13-ю основными категориями преступников. В этот период значительно активизировалось профессиональное мошенничество под видом продажи кладов, антиквариата. В действительности мошеннических специализаций было больше, ибо, мошенники совершенно не поддаются какой-либо классификации, поскольку обман так же разнообразен, как и человеческая изобретательность.
Особняком в 1920-е гг. стола подростковая преступность. Ее социальную базу составляла детская беспризорность — результат Гражданской войны и интервенции. Она достигала колоссальных размеров. Основная масса беспризорных на протяжении многих лет добывала средства к существованию как придется, чаще всего кражами.
Воры в законе как социальная каста появились в первые годы советской власти. А случилось вот что. Недовольными советской властью оказались две влиятельные силы — политические противники, составленные из бывших белогвардейцев и анархистов, и старый криминальный мир, сохранившийся и даже преумножившийся с дореволюционных времен. Столь разные по своему социальному содержанию общественные силы объединило одно — ненависть к большевистскому режиму. Так происходило и в других странах после очередного, особенно крупномасштабного военного переворота либо социальной революции: бывших врагов всегда объединял новый враг.
В 1920-е гг. в воровской мир влились многие бывшие «белые», «зеленые» и другие оппоненты большевистского режима. Политическим оппонентам В.И. Ленина неустойчивость в стране нужна была ради свержения большевизма, а для криминала хаос и паника всегда служили питательной средой. Первые создавали то, чем воспользовались вторые, и обе силы действовали как попутчики и соратники. В разоренной стране насчитывалось более 7 млн беспризорных детей и подростков. Они и стали рекрутами нового призыва отечественного криминала. Большинство из них промышляло нищенством, грабежами и разбоями. Случались даже налеты дерзких подростков на деревни. К беспризорникам были близки так называемые «босяки», люмпенизированная публика, не имеющая (или потерявшая) опору в обществе.
Создание лагерей и образование зоны — таков исход борьбы большевиков с противниками режима
Ради достижения своих целей политические враги нового государства начали привлекать на свою сторону профессиональных преступников. Высокообразованные оппоненты большевизма, бывшие офицеры, жандармы и буржуа, интегрировались в преступный мир, который недавно еще люто ненавидели. Самообладание, смелость, умение планировать операции, знание различных систем оружия — эти профессиональные качества выделяли «белых» из среды уголовников. В результате так называемые «бывшие» становились главарями «нынешних» хозяев улицы, получив в преступном мире клику «жигана». Жиганы заимствовали традиции и обычаи преступного мира, адаптируя их к новым условиям. Белогвардейцы внесли в уголовную среду жестокую дисциплину. Младшие («пацаны») должны были беспрекословно подчиняться главарям («паханам»), неподчинение наказывалось вплоть до смертной казни. Из банды не было выхода в гражданскую жизнь.
Подобное рассматривалось как нарушение присяги, и за этим следовал либо удар финкой, либо пуля. Однако строгая дисциплина не только устрашала членов преступного ордена, она же защищала их и саму организацию.
Воображая себя идеологической оппозицией новому государству, жиганы разработали новые воровские законы:
1. Запрещалось работать или принимать участие в работе общества.
2. Запрещалось иметь постоянную семью.
3. Запрещалось принимать оружие от государства.
4. Запрещалось сотрудничать с властями как свидетель или жертва.
5. Обязывалось вносить деньги в общак.
Это была первая стадия формирования новых традиций и обычаев, которые наложились либо слились с традиционной атрибутикой (татуировки, жаргон, прозвища, жесты) и фольклором (песни, стихи, поговорки, легенды, байки, рассказы) уголовного мира. Окончательное формирование воров в законе в самостоятельную касту уголовного мира произошло в начале 1930-х гг. Завершилась, так сказать предыстория, началась собственно история этого феномена и социального института преступного мира. Во всяком случае, большинство криминалистов и криминологов считает, что воры в законе появились именно в 1930-е гг.
По мере стабилизации советской власти и наведения в обществе порядка начали происходить необратимые изменения и в уголовном мире. В начале 1930-х гг. в нем обозначился кризис лидерства. Политические лозунги борьбы с большевиками себя исчерпали, а, следовательно, потеряла былое влияние статусная группа жиганов. Низы, т.е. бытовой криминалитет и уличная шпана перестали им повиноваться. Они выдвинули из своей среды и активно поддерживали собственных лидеров — так называемых урок. «Бродяги», «иваны», «урки» стремились взять реванш и восстанавить свое верховенство над «жиганами».
Острое противоречие двух страт уголовного мира, старой и новой, жиганов и урок, потребовало изменения всей системы внутренних взаимоотношений и трансформации нового кодекса преступного мира. Он призван был достичь компромисса и канонизировать сложившуюся ситуацию. Принято было с дореволюционными преступными традициями не порывать, но и новые реалии признать. Согласно новому кодексу, наиболее авторитетные преступники, куда вошли жиганы и урки, стали называться «воры в законе». На 1 января 1929 г. в заключении находилось около 37 тыс. «авторитетов», или 4% общего числа заключенных. Иными словами, в каждой сотне босяков, бродяг и воришек было четверо лидеров. Такой закваски вполне достаточно для создания организованных групп.
Идеологию воровского мира этого периода можно сформулировать так:
♦ существовать только и исключительно за счет добычи от совершаемых преступлений;
♦ ни в коем случае не работать ни на воле, ни в местах лишения свободы (любой честный труд только укрепляет ненавистное государство);
♦ отказаться от родных, если они имеются (даже от родной матери);
♦ не заводить собственной семьи, не жениться, не иметь детей (ничего не должно связывать человека с новой жизнью, которую строит большевистское государство);
♦ не иметь собственности, постоянного места жительства, не вести оседлый образ жизни;
♦ не брать оружия из рук власти, не служить в армии (для бывшего белогвардейца становился врагом каждый, кто хотя бы формально вставал на защиту «краснопузых»);
♦ ни при каких условиях не идти на контакты с государственными органами власти, особенно с правоохранительными органами;
♦ ни в коем случае не прибегать к помощи системы правосудия! С судом контакт один — лишь в качестве обвиняемого. Настоящий «жиган» не имеет права выступать в суде ни в качестве свидетеля, ни даже в качестве потерпевшего. За защитой он обращается только к своим подельникам;
♦ нельзя участвовать в работе государственных и общественных организаций (например, вступать в комсомол, или сдавать деньги в какие-либо фонды помощи и т.д.), даже симпатизировать им;
♦ запрещено участвовать в каких-либо акциях Советской власти, поддерживать их (революционные праздники — 1 мая, 7 ноября, дни рождения «красных вождей», митинги, демонстрации, выборы и проч.);
♦ нельзя заниматься политикой и интересоваться ею (запрещено даже читать газеты).
Во второй половине 1930-х гг. специалисты правоохранительных органов осознают опасность клана «воров в законе». Руководством начинает проводиться политика непримиримой борьбы с ними, прежде всего в местах лишения свободы. Администрацией тюрем и лагерей использовались такие способы, как дискредитация — распространение ложных, порочащих авторитет вора, слухов. Власти поддерживали те категории заключенных, которые вступали в конфликт с ворами, вплоть до организации убийств. В системе управления лагерей создаются специальные тюрьмы с особо строгим режимом содержания. По замыслу администрации туда должны были свозиться «воры в законе» для перевоспитания. В преступном мире складывается ситуация резкого соперничества «воров», «жиганов» (поднявшиеся на волне бандитизма), «бывших» (бывшие офицеры армии, «деклассированный элемент» и т.п.).
Широкому распространения и популярности новой криминальной субкультуры поспособствовала и большевистская власть, которая сажала в тюрьмы и высылала по этапам миллионы людей. Лагерь и зона стали инкубатором новых духовных ценностей, которые к 1950—1960 гг. просочились в общество и стали второй, наряду с официальными идеологемами, составляющей национальной культуры.
Периодические кампании оправдания преступников — политические реабилитации и гражданско-правовые амнистии — регулярно подпитывали общество сотнями тысяч носителей тюремной культуры и воровских обычаев. Сами лагеря и тюрьмы выполняли функцию мощных перерабатывающих центров, куда попадало неготовое сырье, а выходил законченный продукт. Даже случайно пойманного и не имеющего отношения к уголовному миру человека подобная фабрика могла переделать в законченного преступника в течение 6-9 месяцев.
Выпущенные на свободу граждане второго сорта не находили места среди людей первого сорта, подолгу не могли или не хотели трудоустраиваться, продолжали вести разгульный образ жизни, разлагая окружающее сообщество, заражая здоровые элементы общества вирусом неизлечимой болезни.
Бывшие сокамерники вновь сплачивались в бандитские группы и вербовали в свои ряды еще большее число сторонников. Произошло самое страшное: антиобщественные ценности стали поглощать и подстраивать под себя общественные ценности. Блатной жаргон легализован и опоэтизирован в многочисленных рассказах, романах и романсах, шоу-представлениях и кинофильмах. Ненормативная лексика приобрела статус терпимого элемента
повседневного разговора, преступники начали вызывать жалость и сострадание. Правда, лишь в тех случаях, когда они становились жертвами правосудия, за которым закрепился имидж неэффективного и глубоко коррумпированного института, и не покушались на жизнь рядовых граждан.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в криминальном мире произошел еще один великий раскол. Война поделила его надвое: одни хотели защищать родину с оружием в руках, другие требовали подчиниться воровскому закону несотрудничества с властями. Великая Отечественная война сплотила всех, кому дороги были свобода и честь Отечества. Даже преступники готовы были бить врага до победного конца. Генерал К. Рокоссовский, до войны сам познавший ужас тюремных застенков, обратился к И. Сталину с предложением сформировать из уголовников специальные подразделения для борьбы с фашистами. Сталин дал добро. Штрафбаты создали летом 1942 г., и они буквально наводили ужас на врага. Правда, и потери в этих подразделениях были огромны. Используемые в виде «пушечного мяса», уголовники чуть ли не голыми руками воевали с врагом, рискуя получить пулю и от немцев — в грудь, и от своих — в спину. Уголовники на фронте не были ангелами. Они не гнушались и мародерством, и воровством. Отвоевав, воры-патриоты вернулись опять в преступный мир, ибо в нормальном мире прокормить себя было невозможно, к тому же личное дело каждого гражданина СССР находилось на учете в органах НКВД. Деваться было некуда. Но криминальный мир не принял защитников, присвоив им звание предателей, или «сук». Позже «суками» называли тех заключенных, кто сотрудничал с администрацией и, пользуясь этим, устанавливал в лагерях свои порядки. В результате был нарушен баланс годами складывавшихся взаимоотношений в уголовной среде, ее иерархическая лестница.
Налицо глубочайший конфликт ценностей. Защищать страну, в которой ты живешь, от которой кормишься и в которой совершаешь свой преступ-
ный промысел, со всех точек зрения было нравственным поступком. Во многих странах преступники на время вторжения врага объявляли перемирие, выступая на защиту своей родины. Но урки и жиганы не хотели прощать измены воровским традициям и воровскому кодексу чести. Защитив одно, «суки» предали другое. И самое главное — те, кого они защищали, их никак не отблагодарили, зато те, кого они предали, могли свободно их наказать. Родина не дала «сукам» ни орденов, ни теплой квартиры, ни хорошей зарплаты. Наоборот, большинство из них остались изгоями общества. Но изгоями они стали и в своем воровском мире. Видимо, извращенное общество бывает извращено даже в тех своих точках, которые не должны подвергаться тлену и разложению, особенно в вопросах человеческой чести и благодарности. Фронтовики, проливавшие кровь и кровью пытавшиеся смыть пятно позора, не получили никакого признания от государства, которое они защищали. Они оказались на тюремных нарах, где верховодили их лютые враги. Поскольку тех и других было много, после всенародной войны первой половины 1940-х гг. началась «сучья война» второй половины 1940-х гг.
В телесериале «Место встречи изменить нельзя» 11979 г.) есть один второстепенный персонаж Левченко, участник банды Горбатого. Этот Левченко был до войны уголовником, потом воевал вместе с главным героем, сыщиком Шараповым, а когда Шарапов был захвачен бандитами Горбатого, не выдал его. Авторы фильма объясняют это фронтовым братством, которое якобы было для Левченко сильнее воровской солидарности. Но такая трактовка — полная ерунда. Левченко не мог выдать Шарапова, так как в этом случае он вынужден быть раскрыть, что он — «ссучившийся», а это было равносильно смертному приговору.
Это была битва не на жизнь, а на смерть. После многочисленных кровопролитий стороны сошлись на изменении правил: воры имели право, в случае критической потребности, становиться руководителями групп и парикмахерами в лагерях. Руководитель группы мог тогда всегда прокормить несколько друзей одновременно. Парикмахеры имели доступ к острым предметам — бритвам и ножницам, отличным преимуществом в случае боевых действий.
В 1940—1950-е гг. количество воров в законе достигало более десяти тысяч человек, а вместе с окружением («блатными») 40—50 тыс. человек. В 1950-е гг. численность воров в законе в СССР резко сократилась и не превышала 20 человек. Таков был результат кровопролитной и затяжной «сучьей» войны.
Поначалу сокращение численности воров было неправильно истолковано официальными лицами как окончательное разрушение воровской общины, исчезновение традиций, обычаев и кодекса. Власти были так убеждены, что преступные лидеры и их группы исчезли навсегда, что в 1960-е гг. они фактически прекратили превентивную деятельность. На самом деле в зоне происходило перераспределение власти. В 1950-е некоторые воры начали уходить от преступных традиций. Тюремные администрации час-
100Б
то поддерживали тех, кто подумывал оставить воровскую среду. При использовании прикрытия, обеспеченного должностными лицами, эта преступная элита собрала власть в собственные руки и начала устанавливать свои правила преступному миру. Они еще раз регулируют закон и объявляют себя непосредственными защитниками преступной традиции. Те воры в законе, кто покинул новую власть («отколовшиеся»), сформировали новые бригады.
Как бы то ни было, но к концу 1950-х гг. в СССР от воровского ордена 1930-х осталось лишь 3%. После этого руководство МВД торжественно объявило о кончине последнего вора в законе. Воров в законе как клан игнорировали до средины 1980-х гг. Но неожиданно их корпорация возродилась в начале 1980-х гг, тогда количество воров в законе, по сведениям МВД, достигало 500—600 человек.
Залегшие на дно в начале 1960-х воры в законе после смещения Н.С. Хрущева начали постепенно поднимать головы. Наряду со старыми представителями сообщества обретали уверенность и более молодые, коронованные в знаменитой «крытой» (тюрьме во Владимире). Среди них имелись и свои знаменитости. К примеру, законник Черкас прославился тем, что в числе первых внедрил в практику новую концепцию воровского существования. Суть ее заключалась в следующем. Чтобы не попасться, надо грабить тех, кто не заявит. Под эту категорию подпадали в первую очередь цеховики и не чистые на руку представители торгашеского мира. Черкас учил — грабить подобную публику надо с умом, оставляя потерпевшему на жизнь и не доведя его до отчаяния. Идя на дело, надо иметь хорошую «крышу» в лице кого-нибудь из высокопоставленных чиновников или представителей правоохранительных органов.
Именно тогда, в начале 1970-х, и произошла еще одна трансформация преступного сообщества. В Киеве собралась представительная сходка. После продолжительных дебатов было решено ввести в воровской «кодекс законов» существенные изменения. Сходка разрешила законникам вообще не садиться. Воровские сходки происходили в разных регионах страны (Москва в 1947, Казань в 1955, Краснодар в 1956). В 1979 г. в преступном мире Советского Союза произошло знаменательное событие: на сходке воров в законе в Кисловодске впервые присутствовали посторонние — цеховики. Они обязались выплачивать рэкетирам 10% от своих левых доходов, а рэкетиры обязались в свою очередь защищать предпринимателей от «залетных» бандитов и мелкой шпаны. После кисловодской сходки уголовный мир начал свою перестройку. Во главе процесса стояли законники, которые активно пропагандировали уголовные традиции среди молодежи. Именно ими был инспирирован раздел многих крупных городов на сферы влияния между молодежными преступными группировками. Таким образом, на пороге 1980-х мафия положила камень в фундамент своего будущего величия.
На рубеже 1990-х гг. — в период горбачевской перестройки и последовавших за ней ельцинских реформ — мир воровских традиций еще раз кардинально изменился. Если раньше при получении воровского сана учитывались
прошлое претендента и количество его ходок в «места не столь отдаленные», то в последнее время преступный мир стал уделять внимание финансовым накоплениям неформального лидера, его возможностям повлиять на представителей власти. Таких «героев» новой криминальной волны стали называть авторитетами. Авторитеты — следующая после воров в законе ступень тюремного мира. Обладая почти такими же полномочиями, как и воры в законе, авторитеты не проходили через легендарные экзамены «коронования». По сведениям А.Н. Олейника, сейчас в России насчитывается около 300 воров в законе, около 10 тыс. авторитетов, а наместников авторитетов — смотрящих — в России столько же, сколько в ней криминальных подразделений. В каждой камере следственных изоляторов (от 6 до 150 лиц, находящихся под следствием), в каждом отряде (от 40 до 120 осужденных), в каждом бараке (от 80 до 400 осужденных), в каждой колонии (от 800 до 3 000 осужденных), в каждой сфере повседневной деятельности в тюрьме (столовая, карточные игры и т.д.), в каждом городе и даже более менее крупном поселке есть свой смотрящий5.
Авторитеты появились еще в начале 1980-х гг., образуя вокруг себя преступные группировки, возглавляя их и беря под свой контроль целые регионы. В связи с развитием рыночных отношений заниматься бизнесом стало намного выгоднее, чем криминалом. Воры в законе стали уступать авторитетам по влиянию на ситуацию в уголовном мире. Многие, используя свой сан, стали брать под свое покровительство коммерческие и банковские структуры, получая финансовый навар. Это и явилось одной из главных причин, которая серьезно покачнула уважение к ворам в законе.
Почувствовав, что их влияние в криминальном мире постепенно слабеет, воровская элита пытается сегодня привлечь к себе наиболее влиятельных авторитетов. Российские воры старой школы, как когда-то традиционные доны мафии в США, поначалу держались в стороне от наркоторговли. Воровской кодекс запрещал операции с наркотиками. Однако размеры потенциальных доходов от наркобизнеса вызвали зависть у руководителей преступного сообщества, особенно у новых молодых лидеров. На совещании воров в законе в декабре 1991 г. на повестке дня стояло предложение разрушить монополию кавказских банд в торговле наркотиками. Это предложение вызвало внутреннюю борьбу в традиционном бандитском мире России, напомнившую конфликт 1950-х гг.6
В табл. 22 приведены данные, касающиеся пенитенциарных систем некоторых стран Европы.
' Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти.
М., 2001. 6 Handelman S. Comrade Criminal. Russia's New Mafia. London, 1995.
Таблица 22 Некоторые данные по пенитенциарным системам отдельных стран Европы
Страна | Число з/к на 100 тыс. населения в 2000 г. | Число з/к на 100 тыс. населения на 1.09.01г. | Плотность тюремного населения на 100 мест на 1.09.01 г. | Средняя продолжительность заключения (в месяцах) в 2000 г. | Количество побегов на 10 тыс. з/к в 2000 г. |
Германия | Нет данных | 95,8 | Нет данных | 7,9 | |
Англия и Уэллс | 3,9 | 14,0 | |||
Австрия | 85,1 | 5,2 | 11,0 | ||
Бельгия | 85,4 | 7,2 | 160,0 | ||
Дания | Нет данных | 58,9 | Нет данных | 220,0 | |
Испания | 117,0 | Нет данных | 13,1 | 1,8 | |
Финляндия | 58,7 | 5,2 | 190,0 | ||
Франция | 99,3* | 8,8 | 8,1 | ||
Венгрия | 171,0 | 11,2 | 5,6 | ||
Италия | 95,3 | 7,9 | 2,2 | ||
Норвегия | 59,2 | 2,7 | 12,0 | ||
Нидерланды | 95,4 | 4,4 | 12,0 | ||
Швеция | Нет данных | 68,5 | Нет данных | 86,0 | |
Швейцария | 71,6 | 2,2 | Нет данных |
* По состоянию на 1 июля 2003 г.
Источник: Индекс/Досье на цензуру. Приложение «Тюрьма» (www.index.org.ru)
В России сейчас около 400 титулованных «воров в законе» — лидеров профессионального преступного мира. Каждый четвертый из них отбывает наказание в местах лишения свободы. При их непосредственном участии в российских тюрьмах за долгие годы сложились устойчивые кланы. Три четверти оставшихся на свободе возглавляют мощные криминальные группировки или легальный бизнес. Оборот многих таких фирм и преступных структур составляет десятки и сотни миллионов долларов. Многие криминальные авторитеты, особенно наркобароны, перенесли сферу своей деятельности за рубеж, а деньги большинства из них хранятся на иностранных счетах. Только на маленьком Кипре «новые русские» организовали около 2 тыс. сомнительных офшорных компаний, банков и туристических фирм.
Подавляющее большинство наших крупных криминальных авторитетов рассматривает Запад отнюдь не как место криминального заработка денег. В России сегодня существуют такие возможности быстрого оборота денег, каких нет ни в Европе, ни в США. Преимущество Запада в том, что здесь незаконные деньги можно совершенно легально использовать и вкладывать в абсолютно законные предприятия.
«Воровской орден» хорошо законспирирован и предпочитает не афишировать свои порядки. Воровской клан умеет беречь свои тайны, и данные о них получают лишь оперативным путем, с помощью агентуры и технических средств. Учет лидеров преступного мира сыщики ведут по агентурным сообщениям, поступающим из мест лишения свободы. Специалисты МВД России предполагают, что лишь в Москве находится
более 100 воров в законе. По России и странам СНГ их может быть свыше тысячи. Оперативные картотеки ФСБ и МВД содержат информацию о 400—500 законниках: фамилии, клички, биографии, криминальный рейтинг, нынешнее место обитания.
Ныне воры в законе образуют своеобразный Центральный комитет, в который по данным МВД РФ в 1994 г. входило в России 387 активных воров в законе. Около 30 ведущих воров в законе определяют общую политику для криминального класса по всей стране, а внутри этой группы существует «Братский круг», в который в конце 1980-х — начале 1990-х гг. входили семь особо уважаемых воров в законе7.
Становление и распространение тюремной субкультуры привело к масштабным для всего российского общества последствиям. Самым ярким результатом является массовая криминализация населения, которое чуть ли не на две трети имело личный или со стороны ближайших родственников опыт отсидки в зоне. Другим итогом выступает рост профессиональной и организованной преступности, в частности, возрождение в конце 1970-х гг. клана воров в законе, практически уничтоженного в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Отчасти это произошло из-за распространения тюремной субкультуры (а с нею и криминальных ценностей) среди населения, отчасти потому, что нынешние тюрьмы и лагеря являются постоянным источником, подпитывающим существующие и возникающие криминальные структуры. На определенном этапе, когда численность носителей тюремной субкультуры становится чрезмерно большой, она приобретает дополнительную устойчивость и способность к самовоспроизведению (регенерации), даже если общество стало благополучным, вполне цивилизованным и экономически процветающим.
Правила жизни в тюрьме
1. Переступив порог камеры, поймите: вы теперь один, никакой помощи ниоткуда вам не будет, рассчитывать теперь вам надо только на самого себя. Это мобилизует.
2. Не пугайтесь ни вида камеры, ни вида сокамерников — и то и другое по первому впечатлению может быть зловещим.
3. Не верьте тому, что вас куда-то вызовут завтра или кто-то придет поинтересоваться вами поутру: в течение ближайших трех дней вам могут только выдавать малое количество невкусной еды и на все ваши вопросы односложно отвечать: «Ничего не знаем». Так делается следствием специально, чтобы сломить вас. Знайте, что следствие про вас помнит и через надзирателей-сокамерников внимательно следит за вами все эти дни. А жена мечется, пытаясь передать вам продукты, одежду, лекарства, но ее просто не пускают к вам и передачи от нее намеренно не берут. На воле идет бурная жизнь, связанная с вами, потому камерная тишина обманчива.
7 Handelman S. Comrade Criminal. Russia's New Mafia. London, 1995.
4. В камере не распускайте язык о своем деле. Отвечайте так же односложно, как на первом допросе.
5. Будьте готовым к провокациям как со стороны тюремщиков, так и со стороны сокамерников — они (один из них практически всегда) могут быть подосланы следствием.
6. Будьте готовы к тому, что внезапно вас могут этапировать в СИЗО (следственный изолятор), т.е. в тюрьму. Сам факт этапа подавляет, однако в тюрьме много легче, чем в И ВС. Парадокс, но это так.
7. Откажитесь (надолго) от воздыханий о вкусной еде — ешьте все, что дают, несмотря на вид, вкус и т.д.
8. Не думайте о семье. Им вы не поможете. Не изводите себя переживаниями о них.
9. Будьте спокойны. Злость, ненависть, переживания отнимают силы.
10.Старайтесь ночью спать, а днем бодрствовать.
11.Следите за собой, соблюдайте личную гигиену.
12. Тратьте время прежде всего на отдых: отсыпайтесь, читайте, пишите, играйте — все, что возможно.
13. Не поддерживайте пустопорожних разговоров, не поддавайтесь соблазнам взять что-то в долг.
14. Имейте мужество бросить курить, иначе вы рискуете опуститься до состояния человека, клянчащего папироску у кого угодно и за что угодно. После этого свое дело вы однозначно проиграете.
15. Поймите: на долгие месяцы у вас началась совершенно новая для вас жизнь, большей частью от вас не зависящая.
16. Уйдите в себя. Занимайтесь не самокопанием, самоуничижением или покаянием, а самоанализом. Ни в коем случае не входите в состояние виновности.
http://turma.hl.ru
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 794;