ОБЫЧАИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Сплоченная воровская среда в России — явление очень древнее. Ее истоки относят к концу XV в. В XVIII в. существовали уже целые селения воров и разбойников, причем практически в каждой обжитой области страны. Тогда же сложились и обычаи преступников: вносить вклад в «общак» — общую кассу, проводить инициацию новых членов сообщества, наделяться кличками, общаться между собой на жаргоне («блатной фене» — и сами преступники стали называть себя «блатными»), ограничивать свободу возвращения членов воровского сословия в общество. Все эти обычаи сохранились по сей день.
У тюремной субкультуры свои законы и представления о нравственности , которые не обязательно идут вразрез с общечеловеческой логикой. В неволе подследственные живут по одним и тем же внутренним законам. Без «причин» никто никого, как правило, не притесняет и не бьет. Никто, конечно, не заинтересован в том, чтобы администрация ужесточала внутренний режим в изоляторе. В тюрьмах живет плохо та категория подследственных, поведение которых идет вразрез с арестантскими представлениями о морали. Недостойным считается попрошайничество — человек сразу попадает в касту неприкасаемых. Долгожители тюремных стен считают: в этом замкнутом мире уважаем тот, кто умеет устроить свою жизнь так, чтобы не было
Врезка
Н. Баяркима
В тюрьме как дома
Не так давно во многих российских газетах прошла информация о том, что в Бутырской тюрьме, в одной из камер, около двух десятков представителей криминального бомонда устроили целое пиршество. Подобного рода крутизна всегда стоит очень дорого. Опираясь на информацию, полученную от тех, кто недавно вышел на свободу, можно нарисовать весьма интересную картину. Если у вас есть большие деньги, тюрьма для вас будет как дом родной.
Предположим, что вам надоело прозябать среди 40 заключенных, ютящихся в камере, рассчитанной на 10 человек. Пожалуйста, платите 250 долл. в сутки с человека, и вы будете коротать свой срок в такой же камере, но уже втроем. Или, к примеру, вас одолела тоска и захотелось развеять ее с помощью гашиша. Выкладывайте 200 долл. тому, кто вам его передаст (плюс стоимость самого гашиша), и наркотический кайф вам обеспечен. Захотели женской любви и ласки — 100 долл. «за проводку», и девочка у вас на нарах. Ну а если авторитету или вору в законе необходимо в течение дня побродить по зданию тюрьмы для решения своих вопросов, то за такого рода свободу надо выложить 500 долл. Однако помимо поборов с крутых уголовников существует еще мелкая дань, собираемая с простых смертных-заключенных, которые также пользуются по-
добного рода услугами. Накрутка на основные товары: чай, сигареты, водку — составляет 300-500% от истинной цены. Она оправдывает риск, сопряженный с доставкой товара потребителю. Каналов, по которым товар поступает в колонию, несколько. Самый мощный из них сотрудники исправительных учреждений налаживают сами. Правда, не кооперативно, а каждый индивиду-
ально. Особенно преуспевают контролеры (на блатном жаргоне: вертухай, дубан, жаба, крючок, нахал, пупкарь, сундук, эссесовка), т.е. те, кто как раз призван искать, обыскивать, выявлять и пресекать все подобные случаи контрабанды. Вертухаи ищут азартно и талантливо. Раздевают, ощупывают одежду, швы, щели в полу, стенах, потолке. Найденные деньги конфисковываются в пользу нашедшего подчистую, спиртное — тоже. Либо зекам приходится выкупать найденное, либо вертухай доложит обо всем начальству, в результате осужденным будет плохо, а контролера похвалят. Поэтому работа контролера считается
нужды, и если человек чисто одет, помыт, и находится в состоянии психологического равновесия, значит, этот человек достоин уважения15.
Смысл их морали — жесткое противопоставление администрации. Для них люди по ту сторону, в некотором смысле, — «лохи». При этом взять у лоха не грех, а даже доблесть. Но это, так сказать, теоретически, потому что так называемые смотрящие никогда не допустят такого беспредела: хочешь, чтобы тебя не обижали, — не обижай других.
Воровской устав запрещал законнику окружать себя дорогими вещами — особняком, автомобилем и тому подобным, носить любые украшения (единственным украшением должна быть лишь татуировка) и копить личные деньги. Образ жизни вора старой закваски лаконично выразил главный герой известной комедии «Джентельмены удачи»: «Ты — вор. Украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму». Действительно, часть своей добычи законник отдавал в общак, а на остальные гулял.
Классический вор — почти аскет: ни собственности, ни дома, ни семьи. Ради воровской жизни и воровского братства вор должен отказаться от всего, что привязывает его к «мирской» жизни. Ничто не должно связывать его с миром, который он презирает и который ненавидит его самого. Но он еще аристократ — в специфическом смысле слова. Иными словами, он не должен заниматься физическим трудом — ни в зоне, ни на воле — и держать руки чистыми. Он живет на средства, добываемые кражами. Работа может только унизить его.
прибыльной. Так, за три года работы в одной из колоний в Мурманской области некоторые умудряются скопить на «Жигули». Вертухаи, как коробейники приносят товар на себе. Сигареты и чай носить менее опасно, так как всегда можно отговориться, что нес для себя. Водку прячут в грелках, привязывая к поясу, или в выгнутой металлической фляжке, плотно прилегающей под брюками к животу несуна. Обычно туда входит литр спиртного. Всем подряд контролер товар предлагать не будет. В колонии есть оптовики, именуемые на языке колонистов «барыгами». Они принимают товар, прячут и приторговывают, учитывая и свой коммерческий интерес. С «ненадежными» осужденными контролеры предпочитают дела не иметь, только с отпетыми уголовниками. Последние, придерживаясь законов воровской морали, ни под какими пытками благодетеля не предадут. Часто водку проносят в колонию «бесконвойные», т.е. заключенные, которым начальство доверяет выходить за территорию тюрьмы по хозяйственным нуждам. Доверия те добиваются благодаря хорошему поведению, приближающемуся окончанию срока заключения либо незначительности своего преступления. Это мусорщики, свинари, строители. «Наладить дорогу» — главное для зека, желающего скрасить свое существование за колючкой.
«Дорога» — на жаргоне заключенных — канал, по которому, как по конвейеру, идут продукты, порножурналы, сигареты, деньги, в общем — все, что требуется. Когда нет денег на «пронос», практикуются «перебросы» с воли. Способ переброса прост. В женский чулок набиваются чай, наркотики, сигареты, для груза кладутся консервы. Разматывается все это над головой и, как праща, посылается в зону. Контролеры очень бдительно следят за тем, чтобы «перебросов» не было, однако из чисто материальных соображений все конфискованные продукты они присваивают.
Начальники отрядов тоже имеют «нетрудовые» доходы. Для прикрытия различных неположенных предметов и дел заключенные собирают в отряде небольшие, но регулярные суммы на сувениры «отрядному». Торговать водкой по мелкому отрядный может, но не это его главный приработок. Он торгует дополнительными свиданиями с родными (до 500 долл., хотя можно и рублями), возможностью получить условно-досрочное освобождение (до 5 000 долл.), лишнюю посылку (сумма по усмотрению), передает конверты с деньгами, по «справедливости» оставляя себе половину. Сокращено по источнику: Бояркина Н. Цены в тюрьме нынче высоки // Аргументы и факты. 1995. №37. С. 7
15 Архаров О. Тюрьмы Петербурга: история и современность (www.rosbalt.ru).
«У меня руки аристократа — ни одного мозоля», — рассказывал Е.С. Ефимовой один из осужденных, демонстрируя свои ладони. Руки без мозолей — отличительный знак избранности, но вместе с тем и символ праздности16. Кроме того, вор должен уметь не только поступать, но и говорить «красиво». Воровская община имеет свой язык, непонятный для непосвященных. И это — признаки аристократичности, разумеется, как ее понимает уголовный мир.
Сегодняшний вор сохранил внешний лоск и внешние атрибуты аристократичности, но аскетизмом себя не изнуряет: разъезжает в дорогих иномарках, возводит трехэтажные особняки, в просторечие называемые «спортзалы».
Старым ворам запрещалось служить в армии, интересоваться политикой, тем более состоять в партии или комсомоле, посещать добровольные народные дружины и воевать. Косились даже на тех, кто читал прессу. Вор должен лишь воровать. Пришедшее им на смену поколение воротил не брезгует ничем: носит оружие, проникает в ряды милиции, сотрудничает с чиновниками и подкупает их, крышует, ловчит, ворочает миллионами.
Коронация нынешних воров в законе, поправших все старые нормы и правила, — довольно редкое событие
Согласно кодексу чести, вору категорически запрещается всякое сотрудничество с администрацией. В разряд запрещенных действий входили: сведения о других заключенных; принятие лидерства при поддержке администрации; участие в строительстве тюремных помещений; принятие оружия или любой другой деятельности, которая могла интерпретироваться как со-
16 Ефимова Е.С. Субкультура тюрьмы и криминальных кланов (http://ivgi.rsuh.ru).
трудничество с правительством или тюремной администрацией. Вор в законе обязан беречь свою честь и заботиться о своем авторитете. На любое оскорбление он обязан ответить.
Чтобы стать вором в законе, мало быть уголовным авторитетом и чтить воровской кодекс. Нужно пройти коронацию, или посвящения в законники. Это непросто — нужно соблюсти ряд формальностей, которые сохранились и по сей день. Процедура «коронации» заключается в том, что «сход» (собрание авторитетных воров) собирает всю информацию о кандидате: по каким статьям был судим, сколько лет находился в заключении, в каких колониях (лагерях) и тюрьмах, как себя показал в качестве заключенного и т.д.
По всем «зонам» рассылаются специальные запросы («малявы»), получаются ответы, выслушиваются свидетели. «Крестных отцов» коронуют как за колючей проволокой, так и на свободе.
О деталях самого процесса известно немного. О самой воровской короне также ничего не известно. Скорее всего, это символ, а не ритуальный инструмент. Далее следует клятва новоиспеченного вора в законе. Он обязуется соблюдать законы и беспрекословно принять смерть в случае предательства. Вору торжественно наносят татуировку: сердце, пробитое кинжалом — «смерть за измену». В воровском клане существуют еще наколки, указывающие на законника. Скажем, парящий орел с короной над головой (его накалывают на груди), карточные масти внутри креста, подключичные звезды. Но их наносят после коронации.
Воры в законе избираются в тюрьмах и обязаны обеспечивать исполнение преступного кодекса поведения (воровского закона), судить нарушителей, управлять общей кассой (общаком). Вор в законе должен обеспечивать «воровское благо» — материальную и духовную жизнь членов преступного сообщества и их близких. Предполагается, что вор в законе не продажен, лично честен, скромен.
Коронованный вор, получив крещение, обязан:
♦ отказаться от всей родни, не иметь своей семьи (при этом не возбраняется иметь любовницу), не работать;
♦ помогать другим ворам, используя воровской общак;
♦ по решению воровской сходки чинить расправу над провинившимся вором, не сопротивляться исполнению наказания в случае, если сход признал его самого виновным в каком-либо нарушении и вынес приговор;
♦ обучать ремеслу молодых начинающих воров;
♦ не иметь никаких дел с властями (в частности, с администрацией МТУ), не служить в армии.
Вор в законе должен иметь навыки разрешить конфликтную ситуацию без применения физической силы. Оказавшись на свободе, он продолжает принимать самое активное участие в многочисленных разборах, выполняя функции третейского судьи. Иногда авторитеты жалуются на то, что им некогда
спать от постоянных встреч, на которые выезжать приходится даже ночью. Таким образом, воровская корона не только свидетельство непререкаемого авторитета. Она обрекает хозяина больше на лишения, чем на блага.
Воровской закон — свод неписаных правил и норм, обязательных только для воров. В 1920—1950-е гг. воровской закон с его правильными понятиями не распространялся на всю массу заключенных, оставаясь сугубо корпоративным способом организации жизни. Весь мир согласно воровскому закону был поделен на своих и чужих, причем чужие имели лишь ту единственную ценность, что за их счет могли существовать и выживали свои. С начала 1960-х гг. воровской закон, постепенно модифицируясь, захватывает в сферу своего действия основную массу заключенных и превращается втюремный закон17.
Тюремный закон — свод неписаных норм и правил, действительных для всей массы заключенных. В отличие от воровского закона, на основе которого он и сложился в 1960-е гг., тюремный закон включает в сферу своего действия огромное число людей, а не только избранных; определяет свои нормы, запреты, табу для каждой группы (масти) заключенных, регулирует отношения между представителями этих групп, вводит механизмы решения конфликтов между заключенными. Все конфликты должны решаться по тюремному закону с помощью разборок и апелляций к авторитетам. В табл. 23 сравниваются два типа криминальных законов.
Таблица 23 Два типа криминальных законов
Воровской закон | Тюремный закон |
Преданность и поддержка воровской идеи. Недопустимость контактов с правоохранительными органами. Быть честными по отношению друг к другу. Запрет на занятия политической деятельностью. Не иметь семьи. Периодически садиться в места лишения свободы. Не брать в руки оружия. Не работать ни при каких условиях. Держать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор. Никогда не признавать вину в совершенном преступлении. Не иметь собственности и сбережений. | Выделять долю в общак. Нельзя поднять руку на вора в законе. Почитать старших. Почитать родителей. Непримиримое отношение к доносительству. Запрет отнимать что бы то ни было у кого бы то ни было без оснований. Запрет предъявлять кому бы то ни было обвинение без доказательств. Запрет оскорблять любым образом. Запрет материться. Поддержка семейников. Не вступать в секции, т.е. не становиться красным. Не воровать у своих (не крысятничать). |
Источник: Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001.
17 Краткий толковый словарь тюремного мира (www.prison.org).
Воровской закон категорически запрещает жениться и иметь нормальную работу. Ворам в законе вообще нельзя общаться с представителями «гражданского» мира — как в тюрьме, так и вне ее. За него это делают приближенные, которых часто называют «бродягами». Если преступник был членом пионерской организации, комсомола или КПСС, однажды надел красный галстук или значок с изображением Ленина, он нарушил воровской закон и терял шансы стать вором в законе. Для того чтобы стать членом Коммунистической партии, требовалось две рекомендации от других членов партии, а для того чтобы быть принятым в воры надо было иметь три воровские рекомендации. Большую роль в процессе создания репутации вора в законе играет «крестный отец» — главный поручитель кандидата, обязательно авторитетный вор. «Крестные отцы» живут скромно и для окружающих — законопослушно. Конечно, они имеют дачу, машину, хорошую квартиру, но не шикуют. Не держат дома наркотики или миллионы в диване. Правда, среди своих, в закрытых катранах18, они нередко проигрывают в карты по полмиллиона.
Вором в законе мог стать только кандидат с безупречной, с точки зрения «сходняка», репутацией. Малейшие сомнения продлевали срок его кандидатства. В тех случаях, когда преступник не мог стать вором в законе по объективным причинам (например: служил в армии, был членом комсомола и т.п.), ему могли присвоить звание «положенец». Это был человек с правами вора, но лишь до той поры, пока на его место (обязанности, территорию, право принимать решения) не станет претендовать вор.
В тюремной субкультуре, как и в мире законопослушных граждан, царит двойной стандарт морали. Правда, здесь он принимает более сложный и запутанный вид. Первая двойственность возникает из разграничения морали для администрации и морали для заключенных — вторые не признают нормы поведения первых. Вторая двойственность формируется по линии разграничения «своих» и «чужих», т.е. сидящих за решеткой и всех остальных граждан. По отношению к не воровскому миру (миру фрайеров) со стороны блатных допустимо любое самое коварное поведение. Дуализм норм существует также внутри сообщества воров — между ворами и представителями других категорий осужденных. Наконец, каждая категория заключенных имеет собственные двойные стандарты, где, как и у блатных, оговариваются нормы поведения по отношению к своим и чужим".
Обычай обязывал вора не скволыжничать и делиться награбленным со своими товарищами. Не поощрялось «мокрушество», «крысятничество», а насиль-
18 Катраны — игорные притоны, которые посещают дельцы теневого бизнеса. В 1970-х гг. при кат
ранах служила целая бригада подводчиков, заманивающая в катран «цеховиков» и подпольных
миллионеров.
19 Никулин Л. И. Россия худшая из тюрем?! // Отечественные записки. 2002. № 7.
никам так и вообще был заказан вход в сообщество. Вор имел право лишить своего «коллегу» жизни только с согласия сходки. Оспаривать решения вора в законе, выступать с его критикой имел право лишь равный ему по званию.
Тюремный закон суров, но, считают зеки, справедлив. При встрече новых арестантов, он гласит: тюрьма — это твой дом. По тюремному нормальная камера будет — правильная хата. Порядки здесь в основном те же, что и у правильных людей на воле: пришел из «дальняка» (туалета) — помой руки, садишься за стол — сними «лепень» (пиджак), нельзя свистеть — срок насвистишь. Братва рассказывает новичку о порядках в тюрьме, правило номер один — нельзя спрашивать человека за нарушение нормы, о которой он
не знает. Уборка камеры осуществляется всеми по очереди, по тюремному закону позорным считается делать что-то за другого, прислуживать ему.
Два тюремных кодекса — как два разных мира. Тюремный закон распространяется на всех и уравнивает всех перед законом. Воровской закон — только для избранных, он закрепляет социальное неравенство, ставит высшую касту в привилегированное положение и легитимизирует его.
Кодекс чести запрещает вору участвовать в тюремной работе, которой заняты рядовые зэки, причем при любых обстоятельствах. В соответствии с этим вор должен принимать любое наказание, данное тюремной администрацией за отказ работать, как должное. Правда, влиятельные авторитеты, управлявшие тюремным сообществом и влиявшие на администрацию, никогда не подвергались наказаниям. За них всю работу выполняли подчиненные. Вор может устроить себе отдельную камеру с телевизором и телефоном рядом с койкой.
Воровской кодекс предписывал особые правила взаимоотношения междузаключенными, принадлежащими к разным кастам криминального мира. Например, разговаривать с петухом — западло, общаться с ним можно лишь половым путем. Идти в промзону бедняга обязан в хвосте колонны, ему запрещено приближаться к нормальному зэку ближе, чем на три шага, а тем более — заводить разговор. Петух обязан уступать дорогу, плотно прижимаясь к стене. Любой огрех чреват мордобоем. Причин для опускания много. Сделать отбросом зоны могут еще в следственном изоляторе, притом лишь за то, что ты нагрубил авторитету или стал качать свои права. Как правило, такое допускают новички, привыкшие командовать на свободе. Бывали случаи, когда «дарили тарелочку с дырочкой» за внешний вид, скажем за смазливость, жеманность или чрезмерную интеллигентность.
Воровская дружба, верность, взаимовыручка считаются согласно воровскому закону обязательным для членов преступного мира. Воровской мир гордится своей стойкостью, взаимовыручкой, преданности своим законам. Отсиживать весь срок «от звонка до звонка» ворам в законе (законникам) не предписывалось. Наоборот, при любой удачной возможности они стара-
лись сбежать из зоны. При этом следует отметить, что «кодекс» воровской чести действовал только по отношению к себе подобным. Что касается «лохов», то относительно их вступал в силу принцип выживания, при котором любые сентименты попросту отметались.
Изменились и традиции коронования. Известны случаи, когда богатые криминальные авторитеты получали венец без единой ходки в зону. Опытные сыщики утверждают, что нынче «корону» можно получить за соответствующую сумму, внесенную в общак. Немало кавказских воров добыли себе титул именно таким способом. Цены везде разные и колеблются от 100 тыс. до 1 млн долл. Впрочем, воры с купленными титулами имеют заметно меньший авторитет, чем «настоящие воры». Считается, что количество по настоящему авторитетных воров в законе составляло к концу 1990-х гг. всего около 200. Специалисты из МВД считают, что воры, коронованные за деньги (их называют скороспелками,«апельсинами»), умирают чаще, чем воры классические.
Каждый вор в законе должен был позаботиться о молодой смене и подготовить к вступлению в сообщество себе достойных. Окончательное решение о приеме кандидата было за сходкой. Она же разрешала все основные конфликты в отношениях между ворами. За серьезное прегрешение вора в законе могли приговорить к смерти. В этом случае приговор приводил в исполнение кто-либо из ближайшего окружения провинившегося. Если же приговоренный скрывался, то все воры в законе обязаны были искать его до «победного конца» и уничтожить. Были случаи, когда смертные приговоры по отношению к провинившимся приводились спустя годы, а то и десятилетия.
Современный руководитель преступного сообщества вынужден соответствовать времени 17-технопогии
Сегодня руководителями организованной преступности становятся, как правило, лица, наделенные незаурядными способностями, а нередко име-
ющие и хорошее образование. Повышение интеллектуального потенциала лидеров современной преступной среды обусловлено жесточайшими условиями естественного отбора кандидатов в сферах, где замешаны большие деньги и власть, жизнь и смерть. Поэтому на вершину пирамиды восходят очень способные и подготовленные люди, истинные профессионалы в сферах преступного бизнеса, что делает их еще более опасными для общества.
И, наконец, последний закон воровского братства — вор обязан играть во все без исключения азартные игры. Будь то карты, кости или рулетка. Но карточный долг — святое, его нужно отдать во что бы то ни стало.
Криминальные нормы — это важнейший элемент субкультуры. Они регулируют все сферы жизнедеятельности криминального сообщества: социальный статус его членов и их права; отношение к правоохранительным органам и администрации исправительных учреждений; поведение в местах лишения свободы и в быту; отношение к труду; порядок разрешения межличностных конфликтов; ритуалы приема новых членов в преступное сообщество («прописку»); порядок проведения «сходок» и коронации «воров в законе» и т.д.
Нравы в женском СИЗО мало отличаются от норм, принятых у мужчин. Здесь также присутствуют борьба за лидерство, разделение на касты. Особенно острая борьба у женщин происходит на любовном поприще. Часть женщин — не только из числа лидеров — в условиях замкнутого следственного изолятора стараются играть мужскую роль: поддерживают мужеподобный образ, носят мужскую одежду, коротко стригутся, курят папиросы20.
Врезка
Г. Целые
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 718;