В британских тюрьмах

За последние десять лет количество заключенных в Великобритании увеличилось с 47 до 70 тыс. А если сравнивать с 1961 г. — выросло более чем вдвое. На 100 тыс. населения приходится 140 зак­люченных. У нас более 800, так что британцам до нас еще далеко. А вот среди прочих стран Запад­ной Европы Англия и Уэльс выглядят абсолютны­ми лидерами: доля тюремного населения здесь на 40-60% выше, чем у них. За десять лет число пре­ступлений, связанных с насилием над личностью, выросло с 6 400 до 9 000, в два раза увеличилось число разбоев и грабежей, более чем в два — ко­личество преступлений, связанных с наркотиками. Соответственно увеличивается и продолжитель­ность сроков заключения. В тюрьмах содержатся преимущественно темнолицые заключенные; аб­солютное большинство — из мигрантов, пожало­вавших в благополучную Англию из африканских и азиатских стран. Тем не менее ко всем осужден­ным стараются проявлять гуманизм. «В гуманизме — спасение! — считает Джулиет Лайон. Если растет преступность — значит, его недостаточно». Госпожа Лайон уверена, что ее со­отечественники ошибочно увлеклись американ-


ским образцом криминальной политики, гораздо более репрессивной, чем в Европе. А этот путь, по ее мнению, ведет в тупик. 54% арестантов сидят в тюрьмах за преступле­ния, не связанные с применением насилия (на­пример, за кражу). А это, по мнению Джулиет Лайон, неправильно. Она считает, что большая часть из них должна искупать свои грехи вне тюрьмы. Так будет лучше и для потерпевших —

осужденные смогут быстрее возместить им нане­сенный материальный ущерб. В британской тюрьме поражает все: меню заклю­ченных (есть даже котлета по-киевски), оборудо­вание камер (не хуже номера нашей дешевой гос­тиницы), роскошные тренажерные и спортивные

20 Архаров О. Тюрьмы Петербурга: история и современность (www.rosbalt.ru).

Уголовная среда взяла на вооружение самые обычные нормы: не лги, не воруй, уважай старших. Только эта нормативная система носит ярко выра­женный корпоративный характер: не лги своим, не кради у своих и т.д. Да и с правонарушителями в сообществе осужденных поступают самым обычным образом: их подвергают социальной изоляции (перевод в касту «опушен­ных») и социальному клеймению (дают соответствующие клички, ставят метки на одежду, посуду, делают «знаковые» татуировки).

Особые социальные условия существенно меняют и иерархическую цен­ность норм и характер санкций. Например, привычка чистить зубы в обыч­ных условиях имеет малую социальную значимость. Но в условиях совмест­ного проживания большого количества людей на ограниченной площади (тюремная камера), санитарно-гигиенические нормы приобретают особое значение — они становятся условием физического выживания группы. И ес­ли «на воле» неряшливый и неопрятный человек в худшем случае ощущает легкое презрение окружающих, то в сообществе осужденных он подверга­ется унизительной (и часто мучительной) процедуре «опускания» и оказы­вается социальным изгоем.

В нормативной системе сообщества осужденных, регулирующей поведе­ние его членов, можно выделить три основные группы норм:

« Регулирующие отношения осужденных с администрацией колонии — «не оказывай помощи администрации», «не вступай в актив самодея­тельных организаций».

залы, право арестантов без ограничения говорить по телефону, возможность некурящим сидеть отдельно от курящих, мастерские, где режут по дереву и занимаются компьютерной графикой. Здесь даже директора тюрем похожи на универ­ситетских профессоров... Но больше всего пора­жает право «представителей общества» в любое время суток входить в камеры. У них для того есть даже свои связки ключей. Сокамерников у британца нет. Стража каждое утро лишь спрашивает его: «Не желаете ли при­нять душ и убраться в камере?» — и, услышав ру­гательства в ответ, удаляется. В любой британской тюрьме существует отделе­ние сегрегации. Там сидят так называемые «уяз­вимые» — зэки, которые опасаются насилия со стороны других сидельцев. Это лица, совершив­шие сексуальные преступления, разоблаченные стукачи, должники, которые не смогли рассчи­таться с кредитором... Кроме того, в «сегрегации» обитают «пожизненники», и здесь же находятся штрафные камеры, называемые у нас ШИЗО. Всех сидельцев, кроме проштрафившихся, лишь на ночь закрывают в камерах (на одного-двух че­ловек). Все остальное время они могут свободно передвигаться в пределах своей территории, об­щаться, играть в холле в настольный теннис или, скажем, в бильярд. В том числе и приговоренные к пожизненному заключению.


Персонал здесь хорошо обучен, его постоянно тренируют специальные инструкторы. Втроем по­лицейские могут войти в камеру к «взбунтовав­шемуся зеку» и отобрать у него нож и палку. Эки­пировка, как у хоккеистов, в руках щит из плек­сигласа шириной почти с дверь. Двое врываются в камеру, прижимая бунтаря щитом к стене, а третий заламывает ему руки. Болезненно? Да. Но никакого членовредительства. При подобной про­цедуре обязательно присутствие медика и члена Совета посетителей. Чтобы не случилось «превы­шения полномочий».

Примерно на десять-одиннадцать зэков прихо­дится один сотрудник тюремного ведомства. У нас на миллион зэков — 230 тыс. аттестованных сотрудников ГУИНа. Если всех поделить на тю­ремное население, получится по одному на четы-рех-пятерых заключенных. Вот только у нас льви­ная доля персонала приходится на управленче­ский аппарат.

Гуманизм британской тюремной системы очень рационален. Все направлено на то, чтобы челове­ка не обозлить сверх меры, не превратить окон­чательно в зверя. И если не удастся сделать его лучше, то, по крайней мере, не сделать хуже. Ведь срок закончится, и он выйдет на свободу. И ожес­точенность вернется страшным бумерангом... Сокращено и адаптировано по источнику: Целмс Г. Дорога в британскую тюрьму (www.index.org.ru)

♦ Регулирующие отношения между всеми осужденными — «не воруй у своих», «не обманывай своих», «вовремя плати карточные долги».

♦ Закрепляющие деление осужденных на «касты» и регулирующие отно­шения между членами каст:

для привилегированных — «следи за соблюдением норм», «не оказывай по­мощи нижестоящим», «не работай на ремонте охранных сооружений». для непривилегированных — «выполняй за всех грязную работу», «не са­дись за один стол с другими осужденными»21. В качестве механизма поддержания криминальных норм существует си­стема санкций по отношению к лицам, допускающим их нарушение. Это и простое порицание за незначительные и неосознанные отступления от пред­писаний и понижение в статусе (например, могут «опустить» за неоправдан­ную жестокость «к своим»), физическое воздействие и даже лишение жиз­ни. Поэтому мотивом соблюдения криминальных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх наказания22.

В субкультуре есть свои традиции с разнообразными обрядами и ритуала­ми. Например, традиция «прописки» — процедура принятия новичка в крими­нальное сообщество, включающая в себя тесты на сообразительность (при­колы), проверку знаний уголовных тра­диций и т.д. Или традиция «ломать корянку»: от порции хлеба отщипывают­ся маленькие кусочки. Вместе ломавшие корянку становятся «кентами», на­званными братьями, и могут объединиться в одну группу — «семью».

Традиционным для субкультуры является обычай принесения клятвы.Он выполняет важную роль в сплочении сообщества и проверке его членов на лояльность. Клятвопреступник опускается на низшие ступени групповой иерархии. Свидетели того, как на зоне «опускают» человека, сообщают, что акция обставляется как карнавальная свадьба, наподобие свадеб шутов при королевских дворах. Клятвы могут давать новички, обязуясь следовать всем нормам субкультуры. Клятва может даваться в ответ на предъявленное об­винение в каком-либо нарушении. Она может даваться и по некоторому конкретному поводу (обещание заплатить карточный долг). Приведем при­меры некоторых клятв.

«Клянусь зоной». — Клятвопреступник обязан совершить побег. «Кем мне быть». — Клятвопреступник обязан выполнить любое требо­вание членов группы («американка»).

«Век свободы не видать». — Клятвопреступник обязан совершить пре­ступление, чтобы получить новый срок.

«Забожусь на себя (на побег, на палец и т.д.)». — С клятвопреступником совершат акт мужеложства (он обязан совершить побег, отрубить себе па­лец и т.д.).

В субкультуре наряду с клятвами существует и ритуал наложения прокля­тия.Проклятие направлено на причинение морально-психологического ущерба проклинаемому, и считается, что оно обладают магической силой.

21 Подробнее см.: Курганов СИ., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов.
М„ 1999.

22 См.: Прикладная юридическая психология / Под ред. A.M. Столяренко. М., 2001.

Содержание проклятия может быть самым разнообразным: потеря жизни, здоровья, социального благополучия проклинаемым или его родственника­ми. А форма, как правило, однообразная — ненормативная лексика.

Основной способ снять проклятие или уничтожить его силу — высказать встречное, более сильное проклятие. Поэтому начинается обмен проклятия­ми, носящий форму состязания. Обмен проклятиями — это не нецензурная перебранка, а состязание в уровне интеллекта, быстроте реакции, остроумии, знании тюремных законов. Существуют правила состязания в проклятиях:

1. Отвечать на проклятия может только равный по занимаемому статусу.

2. Осужденный более низкого статуса не может проклинать высокоста­
тусного.

3. Победу одерживает тот, кто быстрее, остроумнее и «забористее» отве­
тит сопернику.

4. Проигравшему снижается социальный статус.

За состязанием наблюдают другие осужденные, есть судьи и болельщи­ки. Победителю оказываются почести, его проклятия берутся на вооружение,

ему подражают. Это говорит о том, что в среде осужденных ценится не только грубая физическая сила.

Высокостатусные осужденные (воры, бугры, авторитеты) должны строго со­блюдать нормы субкультуры, потому что глубоко усвоили ценности преступ­ной среды, сами являются их проводни­ками и защитниками, да и неформальный авторитет во многом зиждется на знании и умении толковать воровские законы, а низкостатусные зэки (шестер­ки, чушки, опущенные) — потому, что этого требует групповое давление. Вот почему «опущенные» отбывают весь срок «от звонка до звонка»: они не могут стать передовиками производства, отличниками учебы, активистами самодея­тельных организаций, т.е. не могут претендовать на условно-досрочное осво­бождение. Конфликты протекают у них в наиболее острой форме. Например, начальник отряда, по неопытности или злому умыслу, направляет «авторите­та» на «грязную» работу (уборка помещений, территории, ремонт охранных заграждений и т.д.). Авторитет не может этого делать, иначе он «потеряет лицо». У него лишь два выхода — открытое неповиновение начальнику или членовредительство. Первый путь может повлечь за собой лишение свиданий, посылок, водворение в штрафной изолятор и т.д. Но именно так поступают осужденные чаще всего: «страдания за веру» только укрепляют авторитет. Но если по каким-то причинам открытый конфликт невыгоден (например, осуж­денный рассчитывает на скорое условно-досрочное освобождение), то выби­рается второй вариант, который позволяет не нарушать статусные обязатель­ства и в то же время не вступать в конфликт с администрацией.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 583;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.