ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА М. ВЕБЕРА
Немецкий социолог Макс Вебер(1864-1920) по праву носит имя основателя научной социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент современной социологии: учения о социальном действии и мотивации, общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании, основы социологии религии, экономической социологии и социологии труда, социологии города, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и статусных групп, основы политологии и института власти, учения о социальной истории общества и рационализации, об эволюции капитализма и института собственности. М. Вебер — один из основоположников социологии религии. Если Дюркгейма интересовала религия в ее простейших формах, т.е. в обществе на сравнительно низкой ступени его развития, то Вебер исследовал главным образом мировые религии и их влияние на ход истории. В работе, которая сделала его знаменитым, «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), он исследует влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. Вопросам религии у Вебера посвящен целый ряд фундаментальных исследований, помимо «Протестантской этики» они освещаются также в работах: «Хозяйственная этика мировых религий», «Теория ступеней и направленности религиозного неприятия мира», «Социология религии» и др.41
Отвергнув классовый подход своего предшественника К. Маркса и мо-рализаторский подход своего современника Э. Дюркгейма, претендовавших на открытие объективных законов развития общества, М. Вебер открыто предложил понимать социологию как научное знание о субъективной мотивации поведения людей, в том числе религиозных действий. Он рассматривал социологию как науку о социальном действии. Поведение, по Вебе-ру, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с поведением других людей, ориентировано на ожидании определенного их поведения и в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий. В соответствии
41 Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма// Он же. Избр. произведения. М., 1990. С. 44-272; Он же. Протестантские секты и дух капитализма // Он же. Избр. произведения. М., 1990. С. 273-306; Он же. Теория ступеней и направленности религиозного неприятия мира // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 307-344; Он же. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Он же. Избр.: Образ общества. М., 1994. С. 78-308; Он же. Хозяйственная этика мировых религий // Он же. Избр.: Образ общества. М., 1994. С. 43-76.
со своей концепцией предмета науки М. Вебер формулирует специфику социологического подхода к исследованию религии. С его точки зрения социолог, в отличие от теолога и философа, не должен касаться вопросов об источнике религии, так же как и не должен устанавливать некую метафизическую «сущность» религии. Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религия интересна лишь как особый тип мотивации социального поведения людей.
М. Вебер представляет религию как первичную основу ценностей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значения и цели. Именно на основе религиозных установок все происходящие в жизни человека события квалифицируются им как осмысленные или бессмысленные. Религиозное истолкование мира является средством ориентации в нем и регуляции поведения. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствие с которыми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Тем самым она создает моральные нормы поведения человека.
Особое внимание М. Вебер уделяет формированию влияния религиозного фактора на действенное отношение индивида к окружающей действительности. Одни религии стимулируют уход из этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие нацеливают на его завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). М. Вебер настаивает на религиозной обусловленности не просто повседневного поведения верующих индивидов, но и их «хозяйственного» (экономического) поведения.
Вебер создал целостную систему категорий и понятий, при помощи которых он рассматривал как структуру, так и эволюцию мировых религий, в том числе спасение, харизматические колдуны, культовые сообщества, пророчество, рутинизация, религиозный опыт, сакральная роль, буддизм, обетование, молитва, протестантизм, конфуцианство, посюсторонний и потусторонний миры, магически мотивированные действия, жертвоприношения, народная религиозность, святые, благочестие, религиозный дух, душа, Бог, анимизм, рациональная догматика, мифы, монофизитская церковь, магическая практика, обряды, символы, рационализированные религии, ритуальные магические танцы, песнопения, религиозные традиции, монотеизм, мифологическое мышление, символически рационализированная магия, сакрально-правовая казуистика, грех, наказание, раскаяние, демоны, хтонические боги, вочеловечение бога, повседневная религиозность, стереотипы религиозного поведения, пантеон богов, монолатрия, антропоморфи-зация богов, иерократия, священство, странствующие монахи, книжная религия, послушничество и доктрина, жрецы, тотемное братство, культовые сообщества, магическая квалификация, деноминации, общины мирян, епархия, сотериология, инициации, канонизация и др.
В используемой Вебером терминологии можно отметить следующие особенности: а) автор пользуется такими понятиями и терминами, которые употреблялись в религиоведении в его время и употребляются ныне (конфуцианство, жертвоприношения); б) автор придумал специальные термины и выражения, которые употребляются только им и характеризуют его видение предмета исследования (сакрально-правовая казуистика, символически рационализированная магия); в) в равной мере автор оперирует общерелигиозными, антропологическими и социологическими понятиями, не отдавая явного преимущества ни одной из дисциплин.
Религия интересовала Вебера главным образом с точки зрения ее воздействия на общество. Он изучал отношение религии к другим культурным институтам, особенно к экономике. Его не интересовала природа трансцендентного сама по себе, но то, как это трансцендентное влияет на поведение огромных масс людей, каковы причины и последствия такого влияния, очень сильно волновали Вебера как социолога.
Вера в сверхъестественное, полагал немецкий мыслитель, недостаточна для возникновения религии как социального феномена. Необходима еще так называемая харизма, носителем которой выступает группа, организация или индивид. Только вера в особую миссию и его необыкновенные способности может вдохновить массы верующих следовать за пророком. Харизма — неформальный авторитет, основанный на вере в особое предначертание и избранность индивида, создает учителя и учеников, священника и мирян, пророка и последователей, колдуна и его клиентов, и также множество других форм социальных отношений, в которые вовлекаются все члены общества. Символическая активность, связывающая верующих в единую общность, существует во всех религиях во все эпохи. Она организуется и возглавляется, она сплачивает и создает незримое поле религиозного восприятия, а на его основе — религиозного опыта и переживания.
Религия как социокультурный феномен подразумевает следующие характеристики:
♦ вера в единственный источник сверхъестественной силы либо множество таких центров;
♦ наличие способов манифестации этим источником своей особой силы, доступной восприятию и пониманию верующих;
♦ присутствие харизматического лидера, способного организовать массы непросвященных новобранцев вокруг единой доктрины, учения или культа с целью регулярного и систематического посвящения своих действий ради служения им;
♦ инфраструктура и способы трансляции организованного в культ учения или вероисповедания на остальное население, не приобщенное к данной доктрине (кафедры, храмы, школы, миссионерская деятельность);
♦ умение харизматического лидера и служителей культа отвечать на важнейшие вопросы о смысле жизни, задаваемые верующими, в духе исповедуемого учения;
♦ существование эффективного механизма социализации и воспитания новообращенных, система наказаний и поощрений за соблюдение религиозных норм и принципов.
Вебер сравнивает разные религии, выявляя, какая степень рационализации экономической деятельности допускается той или иной религией. Она
обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии. Проследив эволюцию самых разных типов религий — от поли- до монотеизма, — Вебер установил, что они движутся в сторону все большего насыщения этическими элементами. Наконец, христианство, а особенно протестантизм, наполнены этикой, что называется, до краев. Процесс этизации религии позволял ей — уже в Новое время — захватить в круг своего непосредственного влияния также область светской жизни и благотворно воздействовать даже на экономическую деятельность людей.
С известной долей преувеличения можно говорить, что единственная цель религии — создать для человечества такую этическую систему, которой бы оно безотчетно доверяло, которая базировалась бы на мощном культурном слое и которая служила бы не просто набором ритуальных норм поведения, но глубокой философской основой для понимания жизни во всей сложности и многообразии ее социальных проявлений. Ни философы, ни педагоги, ни ученые или политики не способны создать такую систему. Только вера в трансцендентный источник нравственных принципов способна внушить людям уважение к ней и заставить следовать ей. Трансцендентным субъектом высочайших нравственных заповедей, дарованных человеку, может стать Некто, кто никогда не жил на земле, кто не является таким же человеком, как мы все, кто невидим, неслышим, неосязаем и недоступен обыденному рассудку, как доступны и осязаемы обыкновенные смертные. В языческие времена субъектов было много и они назывались богами, а позже они трансформировались в единого субъекта, имя которому Бог.
Религии, которые анализирует Вебер, — буддизм, зороастризм, христианство, ислам, иудаизм, сменившие на протяжении I тысячелетия до н.э. прежние формы религиозной жизни, в которых доминировал культово-ритуальный элемент, предполагают сравнительно высокий уровень социальной дифференциации, значительное интеллектуальное развитие, появление личности, наделенной самосознанием. Именно эти религии дают материал для анализа этических учений, которыми руководствуются действующие индивиды, связи религии с социальными и профессиональными слоями и группами таких типов религиозной организации, как церковь и секта. Он стремился установить связь, которая существовала между различными традициями внутри Библии, общественными группами и институтами, а также создал классификацию этих традиций. В частности, он провел сравнение между хилиастической мессианской эсхатологией и эсхатологией, ориентированной на потусторонний мир, а также установил различие между харизматической властью (судьи) и традиционной (цари, священники)42.
Подробнее см.: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. III.
В магический период религиозной истории поведение людей надо считать еше внеэтическим, поскольку им руководила особая система запретов, именуемых табу. Ее основой служили внешние запреты, часто имевшие естественно-натуральные критерии, например не потреблять ядовитые растения. Прошло несколько тысячелетий, прежде чем локус контроля сместился вовнутрь самого человека, а его источником послужила совесть и христианские принципы. Наступила эпоха этического религиозного поведения, эпоха теодиции (оправдание Бога), богословия (учение о Боге и Слове Божьем) и сотериологии (учение об искуплении и спасении). Проблема теодиции, по Веберу, заключается в ответе на вопрос о том, каким образом совершенный Бог или боги могут примириться с несовершенным миром, который они же сами создали и которым они управляют. Иными словами,
Врезка
Читая Вебера
Некоторые положения и выводы, сделанные М. Вебером в «Социологии религии»*78: исконное римское представление о сверхчувственном сохранило значительно больше черт крестьянской и патримониальной религии; эллинская религия, напротив, развивалась в направлении межлокальной рыцарской культуры, культуры эпохи (омера с ее героическими богами (С. 85); культ предков складывается параллельно патриархальной структуре домашнего сообщества, поскольку лишь в рамках этой структуры дом становится центром интересов и для мужчины (89); древнеегипетский бог писцов также свидетельствует о росте бюрократизации, как распространенные на всем земном шаре особые боги и святые у купцов и в различных ремеслах отражают увеличивающуюся дифференциацию профессий (92); соперничество богов неба, Варуны и Митры, охраняющих священный порядок, с могучим громовержцем Индрой, победившим дракона, отражает соперничество жречества, стремящегося к прочному порядку и контролю над жизнью, и мощной военной знати, для которой в основе отношения к надземным силам лежит вера в жаждущего героических действий бога и в чуждую порядку иррациональность исполненной приключений и подвластной воле рока жизненной судьбы (94); появление в пантеоне небесных или астральных божеств обусловлено обычно систематизированным священным порядком, поддерживаемым жречеством (в Индии, Иране, Вавилоне), и рационально упорядоченными отношениями подданных в бюрократических государствах (таких, как Китай и Вавилон) (94);
антропоморфизация богов приводит к тому, что возможность обрести милость могущественного
Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избр.; Образ общества. М., 1994. С. 78-308.
земного властелина с помощью просьб, подарков, услуг, дани, лести, подкупа и, наконец, посредством угодного ему поведения переносится на богов (96);
нет никакого сомнения в том, что специфические элементы «богослужения» — молитва и жертвоприношение — заимствованы из магии. В молитве граница между магической формулой и просьбой стерта, именно технически рационализированные формы молитвы с помощью различных технических приспособлений, повешенных на ветру или приколотых к изображениям богов полосок святой бумаги с молитвами, или тщатель-
но сосчитанных четок (почти все это — продукты индуистской рационализации принуждения богов) повсюду ближе к магической формуле, чем к просьбе (97);
жертвоприношение тоже сначала являло собой магическое средство: оно должно обозначать совместную трапезу, скрепляющую братскими узами жертвователя с богом (97); устранение «посюсторонних» внешних бед и дарование «посюсторонних» внешних преимуществ — таково содержание всех обычных «молитв», даже в самых потусторонних религиях (98); те формы отношения к сверхчувственным силам, выражением которых служат просьба, жертвоприношение, поклонение, можно определить как «религию» и «культ» в отличие от «колдовства» в качестве магического принуждения и тем самым считать «богами» те существа, которым в религии поклоняются, к которым обращаются с
почему Бог допускает войны и невинные жертвы и являются ли они частью его проекта. Именно он послужил одним из источников формирования учения о спасении. Эта проблема существовала в древних обществах Египта, Китая, Индии, а также в других районах мира. Отвечая на него, религии изобрели пять способов решения проблемы, получивших названия эсхатологии мессианизма, переселения души, судного дня, предопределения (фатума, судьбы) и дуализма.
Однако гораздо больше места, чем теодиции, Вебер уделяет вопросам со-териологии — спасения человека и путей его достижения, поскольку она представляет не столько теоретический вопрос, сколько проблему практического поведения человека в современном мире. Вебер обнаружил пять исторических форм существования учения о спасении в религиях мира:
просьбами, «демонами» же — тех, на которых оказывают давление и которых заставляют повиноваться с помощью магических средств (98); признаком священства можно считать наличие каких-либо постоянных мест культа в сочетании с определенным аппаратом культа (99); там, где священнослужители сумели захватить в свои руки толкование предсказаний оракулов и Божьей воли, их власть была длительное время преобладающей (103);
табу гарантировало многие экономические и социальные интересы: защиту лесов и дичи, предотвращение бесхозяйственного потребления уменьшающихся запасов продуктов при их вздорожании, защиту собственности, в особенности привилегированной собственности священнослужителей и знати, обеспечивало сохранность общей военной добычи и не допускало ее хищения отдельными лицами, устанавливало сексуальное и личное разграничение сословий для поддержания чистоты крови и социального престижа (106); к числу наиболее распространенных социальных институтов принадлежит тотемизм — своеобразная связь объекта природы (животного) с определенным кругом людей, которому он служит, символом братства (107);
предписания табу для индийских каст значительно больше препятствовали общению, чем фэншуй в Китае — обмену товарами (108); кастовая система превращает отдельные, возникшие в результате разделения труда, виды деятельности, в санкционированную религией и поэтому «священную» профессию. Каждая индийская каста, даже самая презренная, рассматривает свою деятельность (не исключая и занятия воровством) как установленное специфическими богами жизненное предназначение и утверждается в чувстве собственного достоинства посредством технически совершенного выполнения своей профессиональной «задачи» (109);
под «пророком» мы будем понимать обладателя личной харизмы, возвещающего в силу своей
миссии религиозное учение или волю Бога. Пророка от священнослужителя отличает «личное» призвание. Не случайно в подавляющем большинстве случаев пророки выходят не из среды священнослужителей. Священнослужители, в отличие от пророков, даруют спасение в силу своей должности (112);
трансцендентный личный этический бог — концепция, возникшая в Передней Азии. Она настолько соответствует реальности могущественного земного царя с его рациональным бюрократическим управлением, что трудно не видеть в этом каузальной связи (120); в Китае император пытается устранить метеорологические помехи жертвоприношением, публичным покаянием и упражнениями в добродетели, например, искоренением злоупотреблений управления посредством облавы на оставшихся безнаказанными преступников, ибо предполагается, что причину возбуждения духов и нарушения космического порядка следует всегда искать либо в личных проступках монарха, либо в социальной дезорганизации (120-121); «община» в религиозном смысле формируется в результате того, что пророк и его ученики гарантируют постоянное благовествование и дарование благодати, а также создают экономическую основу для распространения учения, обеспечивая тех, кто его провозглашает, и передавая вместе с обязанностями монополию на права тем, кто берет на себя указанные функции (123); проповедь, т.е. разъяснение собранию верующих религиозных и этических вопросов в подлинном их значении, является, как правило, специфической чертой пророчества и пророческой религии. Вне их она может возникнуть только как подражание (134);
забота о спасении души во всех ее формах является сильнейшим средством воздействия священников именно в повседневной жизни и тем сильнее влияет на поведение людей, чем более ярко выражен этический характер религии (135).
1) ритуализм, присущий магии и колдовству; 2) хорошая работа и самосовершенствование, характерные для анимистических религий; 3) экстаз, присущий культовым практикам; 4) мистицизм — умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом; 5) аскетизм, существующий в буддизме, христианстве и некоторых других религиях.
Переход от языческой модели поведения к христианской длился несколько тысячелетий. Н.К. Рерих. 1939
М. Вебер рассматривал религию как социокультурный институт, который совмещает в себе черты культурной системы, т.е. определяет сферу значений, символов и ценностей индивида и общества и вместе с тем функционирует в качестве самостоятельного социального института. Религия как социальный институт исследуется М. Вебером в контексте изучения различных типов религиозных организаций. В своих работах он доказывал не только влияние религиозного фактора на становление тех или иных социальных отношений, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии. В «Хозяйственной этике мировых религий» он пишет: «Для каждой данной религии можно выделить те слои, жизненное поведение которых было определяющим на практическую этику соответствующей религии. Например, в конфуцианстве — это бюрократия, в индуизме — овладение ведической образованностью брахмы, в буддизме — монашество, в христианстве — городские ремесленники и т.д.»
СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч., soterion — спасение и logos — учение) — церковное учение о спасении понимаемом как обретение праведниками <■ вечного блаженства» в загробном мире. Является разделом богословия, занимающимся обоснованием условий спасения, важнейшими из которых считается наличие нерассуждающей веры и беспрекословное подчинение предписаниям церкви.
Одной из важнейших заслуг М. Вебера в области социологии является обоснование им влияния Реформации на становление и развитие капиталистических общественных отношений. Протестантская этика, по мнению М. Вебера, заложена в основы «духа капитализма». Опубликованная в 1905 г. книга оказало очень сильное воздействие на умы социологов и историков.
В ней он настаивал на том, что капитализм представлял собой триумф рациональности над традиционализмом. По Веберу, капитализму присущи дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций. Он утверждал, что эти факторы присутствуют только в Европе и наиболее сильно выражены в протестантских нациях, таких как Англия, Голландия и Германия, где аскетические протестантские группы имели большое влияние.
ПРОТЕСТАНТЫ— это общее название христианских общин, образовавшихся в XVI в. в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Название «Протестантизм» случайное и не более обоснованное, чем, скажем, «большевизм». В 1529 г., в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры. Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их так называли, они предпочитают именоваться «евангельскими церквами», подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам евангельской веры. Главные ветви протестантизма — лютеранство, кальвинизм или реформатство и англиканство. Свящ. Козлов М. Протестантизм // Библиотека форума «Православная беседа» (http://beseda.mscom.ru)
После публикации М. Вебером работы «Протестантская этика и дух капитализма» многие стали утверждать, что светская культура капиталистического общества берет свое начало в аскетизме протестантской Реформации. Этот термин подразумевает идейный протест против сложившегося церковного канона, господствующей идеологии или существующего социального устройства.
Вся книга Вебера о капитализме и протестантской этике посвящена довольно подробному изложению того, что следует понимать под «капиталистическим духом» в зависимости от рассматриваемых типов религии и исторической эпохи. Квинтэссенция его подхода сформулирована, как в этом признается и сам Вебер, в поучении Бенджамина Франклина, которое очень точно отражает суть капиталистического менталитета. Если сформулировать кратко, то содержание этого исторического документа сводится к следующим положениям: время — деньги, которые способны порождать новые деньги; тот, кто платит точно и в срок, всегда может занять деньги у своих друзей; социальный статус человека повышается, когда он добивается успеха и ведет себя честно; имидж честного человека создают аккуратность и пунктуальность в выплате прошлых долгов.
Вебер пишет, что мысли Франклина пропитаны «духом капитализма», его характерными чертами43. Но это не означает, что в них содержится все то, из чего складывается этот «дух». Таков лишь низший, нерелигиозный слой «капиталистического духа», его практическая философия. По существу, это максимы житейского поведения предпринимателя, т. е. этически окрашенные нормы, регулирующие весь уклад жизни. Их Вебер называет специфическим смыслом «духа капитализма», так как он присущ только современному капитализму, но не присущ его историческим предшественникам. Можно предположить, что наряду с ним существует какая-то другая —
43 Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 73.
не специфическая или универсальная форма капиталистического духа, содержащая в себе не практические правила, а нравственные принципы.
Таким образом, анализ произведения Вебера вскрывает двухслойную структуру капиталистического духа: 1) низший, или поверхностный, слой — житейские правила поведения, т.е. утилитарные нормы; 2) высший, глубинный, слой — религиозные идеалы и нормы как некие этические императивы.
Универсальность высшего слоя доказана Вебером на материалах исторического анализа религий: этос хозяйственной жизни присутствовал в древнем Вавилоне, Китае и средневековой Европе. Деловые люди и раньше знали, что честность полезна, ибо она приносит кредит, по той же причине являются добродетелями пунктуальность, прилежание, умеренность. Но низшего слоя раньше не было, не было, как это ни странно, и капитализма в современном понимании. Превратить честность в капиталистическую прибыль, что называется операционализировать абстрактные понятия, ни шумерские, ни вавилонские купцы не умели.
Оба слоя «капиталистического духа» представляют очень сложное и тонкое образование. Они легко переходят в свою противоположность, когда сущность становится видимостью — если сложатся неблагоприятные условия. Утилитаризм означает, что быть честным выгодно. Но крайний утилитаризм его уточняет: если выгоду или тот же эффект можно достичь при помощи видимой честности, то никто не запрещает лицемерить и притворяться. Крайний утилитаризм беспринципен, он движим эгоцентрическими мотивами жажды наживы, делания денег любой ценой. Деньги из средства превращаются в самоцель и в конечном итоге разрушают нравственные устои личности, а значит, и религиозные идеалы. «Безудержное приобретательство, алчность и жажда наживы, не скованные никакими нормами, обнаруживаются во всей истории», — пишет Вебер44. Моральные ограничения /'существовали только по отношению к «своим» — членам рода, племени, военного или торгового объединения, ремесленного цеха, профсоюза, ассоциации предпринимателей — и всякий раз нарушались по отношению к «чу-жим».'Таков авантюристический склад мышления, пренебрегающий этическими нормами, т.е. общечеловеческими ценностями, установленными христианством. Ему чужд религиозный принцип поведения.
Крайний утилитаризм, жажда наживы, не ограниченная этическими рамками, только по видимости напоминает капиталистический дух. Для рационального капитализма не существует другого злейшего врага, какего двойник — иррациональный, алчный капитализм. Заповеди Франклина — антипод иррационального капитализма, так как они созвучны определенным религиозным представлениям, а именно протестантизму. Алчущий наживы знает только внешнюю, сиюминутную выгоду, для него полезность измеряется материальными достижениями. Франклин же, полагал Вебер, благодаря божественному откровению, познал, что такое внутренняя полезность. Она заключается в служении Богу и достигается на пути истинной, а не ложной добродетельности. Приобретательство служит человеку, а не человек — приобретательству.
В первой главе работы «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер выдвигает гипотезу о роли этики протестантизма в возникновении капиталистической формы хозяйствования. Ранний протестантизм в лице
44 Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 79.
кальвинизма выступил главной движущей силой в формировании «капиталистического духа». Он инспирировал идеи и практику рациональной экономики. Обобщив значительное количество фактов, Вебер пришел к выводу, что капиталистический тип поведения в гораздо большей степени был распространен в среде ранних протестантов, нежели среди католиков. Изучая статистические данные, собранные в Германии, Австрии и Голландии, он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди технического и коммерческого персонала предприятий, предпринимателей и высококвалифицированных рабочих.
Пытаясь объяснить этот факт, Вебер рассматривает различия в воспитании детей родителями-протестантами и родителями-католиками. Во-первых, отмечает Вебер, среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к торгово-промышленной деятельности, к предпринимательству, значительно ниже, чем среди протестантов, т.е. «католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий». Это объясняет незначительное участие католиков в капиталистическом предпринимательстве. Во-вторых, католическое воспитание прививает своеобразный склад психики, влияющий на дальнейший выбор профессии. Так, например, занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, стать мастерами внутри данного ремесла, тогда как протестанты в относительно большем количестве устремляются в промышленность, где они становятся квалифицированными рабочими и служащими предприятий.
Вебер приходит к заключению, что причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует искать прежде всего во внутреннем своеобразии каждого вероисповедания. При поверхностном подходе складывается следующее мнение: «отчужденность от мира», свойственная католицизму, аскетические черты его высших идеалов должны воспитывать в его приверженцах известное равнодушие к земным благам, в то время как протестантизм проповедует материалистические «радости жизни». Цитата одного из современников Вебера подтверждает такую точку зрения: «Католик...спокойнее; наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, рискованной, тревожной жизни, подчас открывающей путь к почестям и богатству. Народная мудрость гласит: либо хорошо есть, либо спокойно спать. В данном случае протестант склонен хорошо есть, тогда как католик предпочитает спокойно спать».
Этика раннего протестантизма не только предшествовала «капиталистическому духу», но явилась решающим фактором его оформления. Рациональное экономическое поведение базируется на идее «призвания», которое выступает одним из фундаментальных компонентов «капиталистического духа» и является прямым продолжением христианского аскетизма.
Если высшей точкой проявления капиталистического духа служат напутствия Франклина, то самая ранняя точка его эволюции — «Напутствие
христианам» англичанина Ричарда Бакстера, одного из выдающихся духовников эпохи Кромвеля. Он обладал широким кругозором и энциклопедическими познаниями, позволившими ему дать «наиболее полный компендиум моральной теологии пуритан, полностью основанный наличном практическом опыте спасения души»45. Бакстер дал наиболее последовательное изложение идеи профессионального призвания, подобно тому как Франклин дал наиболее систематическое обоснование идеи денежного успеха. Франклин и Бакстер остаются главными действующими лицами у Вебера на протяжении всего повествования, касающегося анализа «капиталистического духа». Их появление не случайно — они выражают квинтэссенцию этого «духа» на разных фазах его исторической эволюции, о чем Вебер прямо указывает: «Достаточно вспомнить приведенный в начале нашего исследования трактат Франклина, чтобы обнаружить, насколько существенные элементы того образа мыслей, который мы определили как «дух капитализма», соответствует тому, что (мы показали это выше) составляет содержание пуританской профессиональной аскезы, только без ее религиозного обоснования — ко времени Франклина оно уже отмерло»46.
Как мы помним, капиталистический дух — многослойное образование, его внутренние слои, составляющие сердцевину, образуют религиозно-этические ценности, а внешние круги (кольца) включают прагматические нормы поведения. Первые — более древние и фундаментальные, вторые — более новые по времени и менее фундаментальные. Выразителем сердцевины явился Бакстер, выразителем внешних колец — Франклин.
Капитапиаическии дух — многослойное оОразование
45 Вебер М. Избр. произведения. М, 1990. С. 185.
46 Там же. С. 205.
В основе профессионального призвания лежит христианская аскеза, требующая неутомимого трудолюбия как способа утверждения истинной веры. Аскетизм утверждал ограничение досуга сферой внутренней религиозной работы по нравственному самоуглублению, ограничение потребления пределами удовлетворения разумных (минимальных, рациональных) потребностей. Результат аскетической бережливости — накопление капитала, который расходовался не на приобретение предметов роскоши, а на инвестирование в производство. Английский пуританин был не только первым профессионалом, который заставил производительно трудиться руки и мозг
человека. Он был первым капиталистом, заставившим производительно работать пребывавшее прежде в бездеятельности богатство. Таким образом, дух капитализма соответствующая ему религиозная доктрина (протестантская этика)запустила в историческое движение не один, а два фактора: труд и капитал.
Именно в XVII в., когда началась промышленная революция, происходит также революция духовная. Все перевернулось с ног на голову: черное стало белым. Спекуляция на бирже и изматывающая работа на шахте в одинаковой мере именовались отныне профессиональным долгом человека. Люди перестали вкалывать, они начали служить Богу, выполнять свое призвание. Само слово «профессия» (Beruf), впервые появившееся в лютеров-ском переводе Библии, наполнилось новым смыслом: «Зов Бога». Своим трудом человек заявлял не о своих успехах, а о славе Божьей. Незаработанные деньги, равно как и неработающие капиталы, осуждались. Надо согласиться с Л юсьеном Февром в том, что речь идет не просто о любви к труду, а о культе труда47.
Протестантизм, по мнению С.С. Аверинцева, создал культуру — мирскую и церковную, — которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.
47 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 214.
Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора).
Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регионы Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).
Практически все специалисты, знающие социологию М. Вебера, предупреждают: он был далек от грубых аналогий между протестантизмом и капитализмом наподобие причины и следствия. Влияние первого на второе, несомненно было, и это — исторический факт. Однако на возникновение капитализма современной формации повлияло и множество других факторов, которые Вебер намеренно не изучал или временно оставил за рамками. Не изучив всего круга обстоятельств, нельзя говорить о том, что протестантизм был единственной, главной или решающей причиной. Отношение между двумя идеальными типами — а именно такой теоретико-методологический статус придавал двум понятиям Вебер, — напоминает отношение констелляции (параллельного сопричинения) или «избирательного сродства» двух явлений: религиозно-аскетического и экономического рационализма. Стоит только огрубить это отношение, как теория Вебера моментально развалится — главным образом под давлением современных фактов. Так, например, и это обстоятельство приводят все критики Вебера, экономическому взлету Японии в 1960—1980-е гг. способствовал вовсе не протестантизм, а совсем иная религия. Как не способствовал он экономическому подъему Арабских Эмиратов, Тайваня, Китая, Южной Кореи и других стран в XX в.
М. Вебер вовсе не собирался строить никаких прогнозов, и свою теорию он создавал не для того, чтобы его потомки, пользуясь ею, предсказывали будущее цивилизации. Вебер — не прогностик, а специалист в области ис-торико-сравнительных исследований. Он проследил историческое развитие двух явлений — капитализма и религии, показал их связь в разные эпохи и в разных обществах, и на основе этого пришел к выводу, что собранные им факты свидетельствуют об очень сильной связи между ними — и ничего больше. О чем могут свидетельствовать иные факты, не собранные им, он не говорил. А они могут говорить о чем угодно.
По мнению многих известных исследователей творчества М Вебера (например, Ю.Н. Давыдов48) интерпретация идей немецкого социолога как жесткой увязки возникновения современного капитализма с экономической деятельностью протестантских общин в эпоху Реформации неверна. В частности, сам М. Вебер в связи с этим утверждал, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства значительно старше капитализма, а поэтому капитализм как хозяйственная система отнюдь не является продуктом Реформации. Капитализм обязан Реформации тем, что та добавила к почти
48 Давыдов Ю.Н. М. Вебер: социология в системе наук о культуре // История теоретической социологии. Т. 2. М, 1998.
51Б
готовому базису недостающую надстройку — новый тип религиозной этики, который стал, в свою очередь, прототипом «капиталистического духа». Иными словами, ключевые составляющие новой формы капитализма уже имелись в наличии до Реформации, не хватало лишь «нового духа».
Заслуга М. Вебера состоит в том, что он первым на европейском континенте, да и не только на нем одном, повернул стрелку социологического компаса в противоположную сторону. Предшествующие ему теоретики — Конт, Маркс, Спенсер, равно как и его современники, а именно Зиммель и Дюрк-гейм, искали констелляцию между гомогенными факторами, скажем, между
социальными и социальными, экономическими и экономическими. Но только Вебер осмелился изучить и доказать связь между гетерогенными явлениями — экономическими и религиозными. Причем не просто обнаружить связь, но доказать, что корни экономических изменений могут таиться в религии или культуре, а не в самой экономике. Это был революционный поворот научного сознания во всем мире.
Кстати, не последнее слово в таком повороте сказали идеи великих русских писателей Л. Толстого и Ф. Достоевского. Как известно, М. Вебер выучил русский язык за четыре недели, активно следил за русской публицистикой, философией и художественной литературой, многое читая в оригинале. По сообщениям П. Хонигсхайма: «...в беседах в доме Вебера Толстой и Достоевский присутствовали, если можно так сказать, почти физически... Я даже не могу припомнить ни одной воскресной послеобеденной беседы, в которой не появилось бы имя Достоевского. Но, возможно, более острой, буквально «горящей на кончиках пальцев», была для него дискуссия с Толстым». Мы знаем, кроме того, что для русского издания журнала «Логос» Вебер планировал написать статью под названием «Этика Толстого»49. Из нее вырос даже замысел книги, которая должна была бы, по словам Марианны Вебер, «прояснить все глубины самого потаенного опыта». Но начатые еще ранее труды не оставили на это времени. Все же он пытался войти в контакт с соотечественниками Толстого и Достоевского50. М. Вебер с удовольствием читал «Братьев Карамазовых» Достоевского и «Войну и мир» Толстого или им подобные, находя их лучшим подспорьем в решении многих этических и религиозных вопросов, в частности оппозиции этики убеждения и этики ответственности51. Но, как полагает X. Тюрель52, не меньшее значение они имели и при анализе категории «интеллектуальная религиозность».
49 Max Webers Gesamtausgabe. Bd. 1/10. Tuebingen, 1993.
Hanke E. Prophet des Unmodernen: Leo N. Tolstoi als Kulturkritiker in der detschen Diskussion der
Jahrhundertswende. Tuebingen, 1993.
Weber M. Gesammelte Aufsaetze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tuebingen, 1924. S. 467.
Тюрель X. Интеллектуальная религиозность, семантика «смысла», этика братства — Макс Вебер и
его отношение к Толстому и Достоевскому // Журнал социологии и социальной антропологии.
1999. Т. II. Вып. 4.
Толстой и Достоевский занимают важное место в веберовской социологии религиозных интеллектуалов, которая излагается во второй половине главы «Сословия, классы и религия» труда «Хозяйство и общество»53, завершается противопоставлением России и Западной Европы. Вебер отмечает, что в отличие от Запада в России нет разрыва между верхами и низами, между религиозностью интеллектуалов (аристократической, академической и дворянской интеллигенцией) и представителями третьего сословия из журналистов, сельских учителей, революционных разночинцев и крестьянской интеллигенцией. Здесь же дается очерк религиозных течений внутри интеллигенции начиная с 1870-х гг. и отмечается наличие в «относительно широких слоях интеллигенции» — «под влиянием Достоевского и Толстого» — тенденции к «аскетическому и акосмическому образу жизни».
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 6030;