Биомедицинская этика.
История биоэтики началась из кризиса, потрясшего этику в первой половине XX века. Традиционные для классической этики темы, такие как проблема обоснования морали или вопрос о ее происхождении, предполагали, главным образом, сугубо теоретическое исследование этих и многих других этических проблем в тесной связи с метафизикой, религией, эстетикой и другими областями философского знания. Такой духовный труд выражался в написании философских текстов, учебников, чтении лекций для студентов и т. д. Колоссальные интеллектуальные усилия были направлены скорее в прошлое - на изучение и продолжение традиции, чем в будущее. Впервые на бедственное положение этики указал английский философ Дж.Э.Мур. В своих работах он провел последовательную и очень глубокую критику всех основных направлений этической мысли и соответствующих нормативных систем. В результате оказалось, что ни одна из представленных в истории этики теорий морали, несмотря на все свои неоспоримые достоинства, не в состоянии решить многие фундаментальные этические вопросы (что такое добро, долг, удовольствие, счастье, идеал, правильное и должное поведение и др.). Возникла острая потребность в переосмыслении образа самой этики - ее задач, методов, новых путей развития.
На первом этапе эта работа проводилась на уровне пересмотра концептуального аппарата науки, с формально-логическим анализом языка морали, что привело к возможности перехода на метатеоретический уровень науки. Результатом стало определение специфики языка морали, определение статуса и границ этического знания, уточнения ее понятий, категорий, принципов, норм. По прошествии этого этапа, стала очевидной необходимость обращения к конкретике морального опыта. В 40-60-е годы мораль попадает в фокус внимания других гуманитарных и социальных наук, для которых традиционно она составляла лишь незначительную часть предметной области. Исследования морали в рамках психологии, социологии, этологии, культурной антропологии и других дисциплин способствовали качественному приращению этического знания и его непосредственному приближению к проблемам повседневной жизни человека. Тем не менее, в тот период объектом изучения этики был все еще не сам человек в его конкретности и непосредственности, сталкивающийся с моральными дилеммами и пытающийся их решать, а схемы, структуры, модели поведения индивида, социальных и культурных групп. Этот дескриптивный (или эмпирический) этап в развитии западной этики XX века стал необходимым условием для окончательной переориентации этических исследований: от выработки строгой научной концепции к поиску применения теоретических положений в решении практических, жизненных задач.
Таким образом, логика развития этики в прошлом столетии следовала такому пути: от нормативной, традиционной этики, к дескриптивной, открытия которой затем можно применить к реалиям жизни, то есть прийти к прикладной этике. Это несколько напоминает ситуацию с прикладными областями естественнонаучных дисциплин, в которых происходит наложение теоретических схем и моделей на те или иные практические ситуации. В случае с прикладной этикой происходит спорадическое слияние, синтез теории (причем не одной, а многих) и опыта, в результате которого возникает совершенно новое понимание и теории, и опыта. Идеи, теоретические конструкции через практические решения воплощаются в действии, которое, в свою очередь, (через оценку последствий) влияет на теорию, и так далее - в постоянном взаимодействии теории и практики. Прикладная этика проявляет себя не столько на уровне норм и принципов мышления, сколько на уровне принятия ответственных решений, осмысленной практики. Ее сущностным признаком является неоднозначность и противоречивость в оценках и выводах. Порождаемые жизнью моральные дилеммы часто заводят экспертов в тупик, причем для выхода из таких затруднений уже недостаточно высокого уровня общей образованности и глубоких теоретических познаний в какой-то одной области знания, скажем, медицины или этики. Требуется напряжение как интеллектуальных, так и духовных сил человека, их соединение с возможностями других специалистов, обмен информацией и опытом. Это понятно, поскольку на современную этику влияют не только этические теории, но религия, философия, наука, наряду с житейской мудростью, которые в равной степени ответственны за решение проблем жизни и смерти человека, возникающих в острейших ситуациях морального опыта. Все участники биоэтической дискуссии, где бы она ни проходила, нуждаются друг в друге, поскольку их позиции в отдельности оказываются односторонними и недостаточными. Похоже, разнообразие ценностных ориентации и путей постижения истины в сегодняшних условиях не устранимо и это считается важнейшим основанием прикладной этики и, в частности, биоэтики.
Необходимо указать некоторые отличия прикладной этики от профессиональной. Формальный этический кодекс профессии (у медиков это «Клятва Гиппократа») «кристаллизуется» и «шлифуется» десятилетиями, веками, иногда даже тысячелетиями, как в узких профессиональных кругах, так и в рамках широкой общественной дискуссии. Их содержание составляют моральные регуляторы профессии, то есть требования, предъявляемые профессиональным сообществом к своим членам. Это определенный корпоративный стандарт, внутренний эталон поведения профессионалов, обусловленный постоянством и неизменностью самой профессии, а также ее связей с обществом, поэтому он столь жизнеспособен (Красникова Е.А. 2003).
Прикладная этика не претендует на роль профессиональной, остается частью философии, и профессия людей, ее разрабатывающих - не медицина или биология, а этика. Медицина, экология, наука, политики, бизнес, право, экономика становятся предметом их изучения, точнее, - объектом приложения этики тогда, когда перестают быть делом конкретной профессии и, выходя за ее границы, начинают привлекать к себе общее внимание, затрагивая интересы многих людей. Прикладная этика вырабатывает механизмы защиты прав и интересов тех, кто не является членами профессиональных групп (медиков, юристов, военнослужащих, священников), но кто заинтересован в их работе и зависим от них. Таким образом, она становится особой формой регуляции деятельности профессиональных сообществ не только изнутри, но и извне.
Если сопоставить принципы биоэтики и традиционные права и обязанности врачей, то первые скорее фиксируют права и обязанности пациентов, внося, тем самым, существенные коррективы в медицинскую деонтологию. Поэтому биоэтику иногда по аналогии с этикой врачей именуют «этикой пациентов». Наметившаяся связь профессиональной этики (медицинской) с биоэтикой выстраивается пока по принципу взаимодополняемости, при котором синтез относительно самостоятельных нормативных систем (с одной стороны - медицинской деонтологии, с другой - различных учений из «традиционной» этики), с сохранением специфики каждой, в итоге дает качественно новое образование - интеллектуальную среду, а в ее основе лежат единые гуманистические ценностные ориентиры.
Биоэтика - лидирующая дисциплина в области прикладной этики, ее возникновение обусловлено целым рядом социокультурных факторов - от научно-технического прогресса до экзистенциального страха западного общества перед будущим. Термин «биоэтика», введенный в современный научный язык голландским биологом и философом Ван Ренселлером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге «Биоэтика: мост в будущее» («Bioethics: Bridge to the Future», 1971), означал особую науку выживания, мост между биологией и этикой. В своем подлинном первоначальном значении слово биоэтика указывало на особое междисциплинарное направление в рамках экологической этики, которую разрабатывал Альдо Леопольд. Поттер наметил основные пути развития экологических и этических идей Леопольда в их приложении к области биологических исследований и медицинской практики. Речь шла, прежде всего, о роли биологии в решении глобальной задачи выживания человечества в условиях техногенной цивилизации.
Сейчас биоэтику понимают шире, для обозначения широкого круга этических проблем, возникающих в связи с бурным прогрессом современной медицины и биологических наук. Первое направление связано с осмыслением и оценкой медицинской практики и порождаемых ею этических дилемм, второе - с необходимостью контроля управления процессом развития биологии и, в частности, биотехнологий, столь сильно повлиявших на современный мир, особенно медицину. В философской литературе также используется термин «биомедицинская этика», как равнозначный биоэтике. В каждое из них вкладывается один и тот же смысл, который наиболее просто и доступно выражен в Оксфордском словаре английского языка: «биоэтика - это дисциплина, предметом которой являются этические вопросы, возникающие в ходе развития медицины и биологии». В любом случае, развитие биоэтики сейчас бурное и ошеломляющее, это наиболее впечатляющий пример качественного изменения этического знания и культуры в целом, прорыва от спекулятивно-теоретического морализирования к практическим решениям в потоке морального опыта.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1249;