Биомедицинская этика как социальный институт.
Фундаментальная проблема прикладной этики состоит в том, чтобы найти путь к компромиссу в спорных ситуациях и научиться принимать совместные общие решения, которые в наибольшей степени соответствовали бы им. В результате развернувшихся в современном обществе дискуссий по поводу биоэтических проблем на наших глазах формируется особый язык публичного обсуждения актуальных для многих людей тем. В нем нашла отражение уникальная форма общности совместно действующих, но инако мыслящих, инако чувствующих, инако различающих добро и зло граждан единого цивилизованного сообщества. Общий смысл их совместной интеллектуальной деятельности и социальной практики (биоэтики в широком смысле) можно представить как попытку обнаружить и реализовать внутренний потенциал плюралистической культуры современного общества в защите добра и противостоянии злу в особых ситуациях, порождаемых достижениями медико-биологических наук и прогрессом медицинской практики. Именно поэтому специалисты в области этики вовлекаются в нетрадиционные и непривычные сферы деятельности, занимая свое новое место в экспертократических структурах современного общества В частности, на них возложена обязанность обеспечения высокого уровня организации и работы особых, не имеющих в истории аналогов, социальных институтов и организаций, например, Комиссии по вопросам здравоохранения при Президенте США, этических комитетов правительств, клиник, университетов и т. д., Американской Ассоциации менеджмента, многочисленных экологических организаций, комиссий по парламентской этике и многих других. Их основная задача - экспертиза конфликтных ситуаций, что невозможно без постоянного переосмысления возникающих проблем и поиска нравственно достойных путей и способов принятия решений в затруднительных случаях.
Первые попытки этического контроля действий врачей изнутри самой медицинской системы были предприняты еще в 50-е годы XX века в США, хотя о необходимости особых мер в редких случаях, например, применительно к эвтаназии, говорилось уже давно. До середины 50-х годов XX века, когда в США появились так называемые «этические комитеты» (ЭК), биомедицинские исследования регулировались самим профессиональным сообществом медиков на основе принципа профессиональной автономии, очень напоминающего ранее упоминаемый нами принцип невмешательства. Это означало, в частности, что сами врачи-исследователи определяли границы своих опытов и контролировали информацию об исследованиях. Вопросы о том, когда исследование становится опасным, в каком объеме и какую информацию об экспериментах предоставлять испытуемым, оставались прерогативой врачей, а пациенты фактически не имели прав.
Когда встал вопрос о внешнем контроле, то далеко не все в медицинском сообществе приветствовали такое вмешательство извне, воспринимая его как ограничение пределов собственной компетенции. Однако для наиболее прозорливых было ясно, что только в постоянном диалоге и взаимодействии как с теми, кто, не являясь медиками по профессии, тем не менее заинтересованы в сохранении и развитии гуманных традиций медицины, так и вообще во взаимодействии с общественным мнением, в том числе со средствами массовой информации, может быть поддержано доверие общества к медицинской профессии биомедицинским исследованиям. А доверие общества - такой моральный капитал, дефицит которого нельзя возместить никакими прагматическими действиями, скажем, «финансовыми вливаниями».
После того, как на протяжении долгого времени сообщество ученых утверждало и отстаивало идеалы свободы научного исследования и собственной автономии в принятии ключевых решений, эти идеалы стали нередко подвергаться критике со стороны весьма влиятельных кругов общества, что, в свою очередь, послужило причиной и для их переосмысления. Научное сообщество, по сути дела, оказалось перед дилеммой - либо допустить всепроникающий контроль со стороны общества за своей деятельностью (очевидная опасность этого пути в том, что такой контроль почти неизбежно будет бюрократическим и некомпетентным), либо создать такие механизмы взаимодействия с обществом, которые позволяли бы:
- эффективно демонстрировать обществу желание и способность ученых предвидеть и предотвращать неблагоприятные с социальной и человеческой точки зрения последствия новых научных решений и новых технологий;
- осуществлять социально-этическое регулирование исследовательской деятельности силами самого же научного сообщества;
- обеспечивало бы защиту прав и интересов граждан.
В 1966 году официальные власти США объявили проведение этической экспертизы обязательным условием для всех биомедицинских работ, которые финансируются из федерального бюджета. Позже это требование распространилось на все исследования в этой области, независимо от источников финансирования. О каких же исследованиях идет речь? Обязательной оценке (экспертизе) в США подлежат не только биомедицинские исследования, эксперименты и процедуры, но и психологические, антропологические и другие, поскольку они проводятся на человеке. В последнее время в это число включаются и эксперименты на животных. В Европе первые ЭК появились при больницах и научных учреждениях Великобритании в 1967 году, чуть позже во Франции, Германии и других странах. За несколько десятилетий они претерпели сложную эволюцию: вопросы их структуры, функций, статуса, состава, полномочий, социальной роли разработаны сейчас до мельчайших подробностей.
Кроме того, важнейшим вкладом в институт биоэтики стали международные нормативные документы, основа деятельности ЭК, в числе которых Нюрнбергский кодекс (1947), Хельсинская декларация (1964), декларация «Хельсинки-2» (1975), Манильская декларация (1981), Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» (1996) и многие другие. Так, в принятой Всемирной Медицинской Ассоциацией (ВМА) в Токио (1975) декларации «Хельсинки-2» говорится о необходимости создания специального органа по защите «прав, достоинства, а также физического и психического благополучия испытуемых», органа, «независимого, то есть не связанного ни с исследователем, ни с финансирующей данное исследование структурой,… действующем в соответствии с законодательством страны». Целью таких комитетов является анализ представленных протоколов исследований, внесение в них необходимых корректив, рекомендаций по их одобрению или неодобрению.
На сегодняшний день в разных странах действуют комитеты различных уровней - местные, прикрепленные к лечебным или научным учреждениям, региональные - с участием региональных властей, и, наконец, национальные, работа которых проходит на высшем уровне власти с участием всех заинтересованных сторон. Так, например, в США существует 3 вида ЭК: 1) «наблюдательные советы учреждения» (IRB), которые называются также «комитетами по этике исследования» (экспертиза научных исследований на людях), 2) больничные этические комитеты (консультативная помощь врачам, пациентам, а также родственникам и близким последних в разрешении этических проблем, возникающих в процессе лечения), 3) «Национальная консультативная комиссия по биоэтике» при Президенте США (с июля 1996 г.), выполняющая широкие функции, среди которых связи с общественностью, образование и др. Американская модель, таким образом, является государственной. Европейская модель строится по иному принципу: создание и деятельность ЭК регламентируется не законом, а решениями профессиональных объединений медиков, хотя связь с государственными структурами сохраняется и здесь.
Что касается состава таких комитетов, то в США широкое распространение получила практика включения философов и специалистов в области этики в состав различного рода консультативных комиссий, призванных наблюдать за проведением научных исследований. В 1976 г., создавая Консультативный совет по вопросам этики при Министерстве здравоохранения, образования и социального обеспечения (Ethical Advisory Board, Department of Health, Education and Welfare), тогдашний его глава Дэвид Мэтьюз распорядился, чтобы в состав этого совета были включены не только ученые, представляющие различные области естествознания. В число первых членов этого совета входили, например, католический священник и лидер организации филантропов. В состав комиссии при президенте США по изучению этических проблем медицины (President's Commission for the Study of Ethical Problems in Medicine and Biomedical and Behavioral Research), возглавляемой президентом Р.Рейганом, кроме представителей естествознания входили также специалисты в области этики, социологии, экономики и права. В положении об этих организациях, как правило, подчеркивается, что их состав должен включать «представителей самых различных областей деятельности».
В последние годы отмечается новая тенденция - тесное взаимодействие и объединение усилий государственных ЭК в рамках транснациональных экспертных структур, которые занимаются этико-правовым регулированием исследований, проводимых в разных странах. Например, в условиях потери научным сообществом контроля над ситуацией, связанной с технологией клонирования, в 1997 году возникла необходимость принятия кардинальных политических решений, в основе которых лежат данные биоэтической экспертизы. В 1998 году Совет Европы, в тесном сотрудничестве с ВМА, национальными ЭК и другими структурами, разработал «Дополнительный протокол к «Конвенции о биомедицине и правах человека», который запрещает любое медицинское вмешательство с целью создания человеческого существа, генетически идентичного (обладающего одним и тем же набором генов) другому человеческому существу, живущему или умершему. Сейчас под этим протоколом стоят подписи представителей большинства стран Европы, которые тем самым обязались ввести соответствующий запрет в свое национальное законодательство, с 2000 года закон о запрете клонирования действует и в Японии.
Биоэтика принимает активное участие в жизни современного общества и сейчас можно говорить о глобальной сети «этических комитетов», с огромной скоростью распространяющихся по всему миру. Ежегодно их число увеличивается, по разным оценкам, более чем в 100 раз. Деятельность этих организаций можно рассматривать как новую и специфическую для традиционной этики форму участия в культурных событиях и процессах современного мира.
Довольно остро стоит вопрос этического образования и воспитания. Так, в США с 1970 г. существует Институт гуманитарных проблем в медицине, а психология, педагогика, социология, логика и этика становятся обязательными составляющими медицинского образования. О серьезности решения этой проблемы говорят и такие факты: в США издаются специальные национальные и международные журналы этической направленности: «Этика в науке и медицине», «Журнал медицинской этики», «Философия и общественная деятельность». С 1978 г. начато издание «Энциклопедии по биоэтике». Сейчас вышло уже третье, состоящее из 5 томов издание этой энциклопедии. Выпущено около 20 томов международной библиографии по биоэтике, подготовленной Гастингс-центром (США). Существует ряд исследовательских центров по биоэтике. Среди них наиболее известны Гастингс-центр под Нью-Йорком, Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джорджтаунском университете (США).
Биоэтическим образованием охватываются не только студенты медицинских школ (общественные и частные университеты, колледжи), но и аспиранты, и медперсонал больниц США. Примечательно, что узаконены специалисты по биоэтике, чаще из числа врачей, юристов, философов. Они, в роли экспертов, призваны грамотно и ответственно решать возникшие биоэтические проблемы врача, больного, родных и близких пациентов. На рубеже XX и XXI веков система образования и воспитания будущих врачей с позиций медицинской этики, биоэтики стала более совершенной, более эффективной и в других странах. Это в известной мере объясняется тем, что на сегодняшний день все медицинские школы мира создали самостоятельные кафедры биоэтики.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1654;